А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Административное право" (страница 16)

   Административно-процессуальная деятельность

   Административный юрисдикционный процесс состоит из ряда производств:
   1) по делам об административных правонарушениях (важнейший);
   2) по применению мер административного пресечения и восстановления;
   3) по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.
   Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП РФ содержит основу. Производство по делам об административных правонарушениях тесно связано с гражданским процессом. Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности рассматривается по Гражданско-процессуальному кодексу РФ.

   Административно-процессуальная деятельность понимается: в широком смысле – это все, что происходит в сфере государственного управления; в узком смысле – юрисдикционном – как привлечение к административной ответственности.
   Административное воздействие включает методы: убеждение; принуждение; предупреждение (до); пресечение (во время); взыскание (после).
   В широком смысле совокупность всех действий, совершенных органами госуправления и их должностными лицами, то есть административный процесс, и есть государственно-управленческая деятельность. В узком смысле: основа административно-процессуальной деятельности – право-охранительная деятельность; юрисдикционный смысл. Здесь речь идет об административном производстве. Административное производство – это вид деятельности уполномоченных субъектов по рассмотрению и разрешению административных правонарушений.
   Производство по делам об административных правонарушениях включает дисциплинарное производство; производство по жалобам.
   Стадии производства: возбуждение (протокол, постановление о возбуждении) дела; рассмотрение; принятие решения по делу; обжалование; опротестование; пересмотр; исполнение.
   Каждая стадия имеет свое процессуальное закрепление.
   Для возбуждения дела необходимо основание – наличие достаточных фактических данных. Меры, обеспечивающие возбуждение дела: доставление; административное задержание (досмотр); изъятие доказательств и вещей; отстранение от управления транспортным средством. Здесь участвуют органы и должностные лица, имеющие право рассматривать данное дело; правонарушитель; потерпевший; прокурор; адвокат; переводчик.
   Административный процесс – самый большой по объему, и он обладает всеми признаками юридического процесса. Административный процесс представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти: а) направлен на решение определенных управленческих дел; б) урегулирован нормами административного права.
   В зависимости от содержания административный процесс бывает процессом:
   административного правотворчества;
   оперативно-распорядительным – непосредственная управленческая деятельность;
   административно-юрисдикционным.
   Под стадией административного процесса следует понимать сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей задачи, документы и особенности.
   Общими для административного производства являются следующие стадии:
   1) условная – анализ ситуации, административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта;
   2) стадия принятия решения – фиксируется воля субъекта власти (приказ и т. д.);
   3) исполнение решения.
   Иногда выделяют еще стадию возбуждения дела, стадию пересмотра постановлений.
   В зависимости от сложности можно выделить производство: ускоренное; обычное; усложненное.
   Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в законе есть и материальные, и процессуальные нормы.
   Ст. 225 КоАП РФ перечисляет задачи производства по делам об административных правонарушениях: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выяснение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности.
   Большое значение имеет обеспечение гарантий отсутствия злоупотреблений в отношении физических и юридических лиц, поэтому четко определены обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. Они таковы.
   Для физических и юридических лиц: отсутствие события и состава административного правонарушения; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания, отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административного взыскания.
   Только для физических лиц: недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; наличие по тому же факту постановления органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, уголовного дела; смерть лица.
   Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основании законодательства, действующего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (или по месту учета транспортных средств). Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка и т. п.
   Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто; как правило, в 15-дневный срок со дня получения необходимых материалов (протокола о нарушении и т. д.). Дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток.

   Основные участники административного производства

   Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:
   1) компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела;
   2) субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к ответственности);
   3) лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты и т. д.).
   Кроме органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, есть иные участники административного произодства:
   1) лицо, в отношении которого ведется производство; оно вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, обжаловать вынесенное по делу постановление и т. д.;
   2) потерпевший – лицо, которому причинен моральный, физический или имущественный вред;
   3) законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права;
   4) адвокат – оказывает юридическую помощь. Его полномочия удостоверяются ордером, выдаваемым юрконсультацией;
   5) свидетель – любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу;
   6) эксперт – назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело, в случае, когда возникает необходимость в специальных сведениях.
   Все вышеназванные лица вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобы на постановление по делу.
   Возможно присутствие законных представителей юридических лиц, а при применении мер обеспечения производства – присутствие понятых. О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также о правонарушении, влекущем применение административного ареста, извещается прокурор.
   Дела об административных правонарушениях рассматривают следующие инстанции:
   – административные комиссии при местных администрациях;
   – главы поселковых и сельских администраций;
   – районные, городские комиссии по борьбе с пьянством;
   – районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних;
   – районные городские суды;
   – ОВД;
   – органы государственных инспекций.

   Доказательства и сроки производства по делам об административных правонарушениях

   Доказательства – это любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательства могут быть использованы в производстве, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом.
   Доказательства делят на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные и т. д. Они устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемых лиц, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, вещдоками (это предметы, явившиеся орудием или непосредственным объектом административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы), протоколами об изъятии вещей и документов и т. д.
   Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
   Общие моменты сроков производства об административных правонарушениях:
   1. Размер срока регламентирован КоАП РФ, в большинстве случаев четко устанавливается (час, сутки, неделя); иногда встречаются неопределенные сроки.
   2. С какого момента течет срок. Часто начало течения срока связано с каким-нибудь юридическим фактом (получение повестки и т. д.). Когда срок исчисляется днями и больше, его течение начинается с ноля часов. Административный арест начинается с того часа, когда виновный помещен под стражу.
   3. Правила определения окончания сроков: сроки определяют время, в которое должны быть совершены определенные действия. Срок прекращается тогда, когда завершено действие. Если действие не завершено, в порядке исключения восстанавливают сроки.
   4. Общие и специальные сроки. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения.
   По юридическому значению сроки бывают: процессуальные – когда уполномоченные органы обязаны совершить определенные процессуальные действия; давностные – привлечение к ответственности, исполнение постановления, погашение наложенного взыскания. Если давность истекает, дело прекращают; принудительные – время осуществления отдельных мер административного принуждения. Устанавливаются законом или иным правоприменительным актом.
   Сроки давности административных взысканий: речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к ответственности; по истечении этого срока производство уже не может быть начато (соответствие принципу оперативности, своевременности действий исполнительной власти).
   Правило «РОКИ»: Р – размер срока; О – откуда считать; К – конечный момент срока; И – имеющиеся изъятия из срока.
   Административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения. Начало срока – следующий день после совершения правонарушения, конец срока – день, когда вынесено постановление о наложении взыскания. Есть два исключения:
   – при неоконченном длящемся правонарушении срок исчисляется со дня обнаружения;
   – при отказе в возбуждении уголовного дела, но при наличии признаков проступка – не позже одного месяца со дня, следующего за днем отказа.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация