А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Административное право" (страница 11)

   Предприятия и учреждения как субъекты административного права

   Организация – коллектив людей разной численности, возглавляемый своим органом управления, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Орган управления организацией – администрация, не являющаяся субъектом внешнего управления. Административно-правовой статус организации (комплекс прав и обязанностей) определяется ее организационно-правовой формой, объемом и характером полномочий по распоряжению принадлежащим ей имуществом, целями деятельности, соотношением с органами исполнительной власти.
   Разновидности организации: предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли; учреждение – создающее социальные ценности в основном непроизводственного характера; может быть государственным и негосударственным.
   Организационно-правовые формы предприятий – полное товарищество, товарищество на вере, ООО, АО и др. Виды предприятий по отраслям – заводы, кооперативы, пароходства и др. По целям деятельности различают организации: коммерческие (преследующие извлечение прибыли) и некоммерческие. Учредительный документ предприятия – устав. Предприятие подлежит госрегистрации; данные о ней включаются в единый госреестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Однако для государственных предприятий есть особые правила (только они могут осуществлять производство оружия и т. д.).
   Государственное предприятие – это собственность государства; они создаются государством, которое определяет их цели и назначает руководителей.
   Государственные предприятия подразделяются на:
   1) основанные на праве хозяйственного ведения – они самостоятельно планируют свою деятельность и перспективы развития, несут полную ответственность за несоблюдение договоров и расчетов;
   2) основанные на праве оперативного управления: создаются в виде федеральных казенных предприятий; имеют меньшую степень хозяйственной самостоятельности, образуются вследствие нецелевого использования федеральных средств, отсутствия прибыли в течение двух лет и т. д. Соответствующий госорган осуществляет непосредственное управление казенным заводом с использованием директивного планирования (план-заказ). На такие предприятия не распространяются положения о ликвидации госпредприятия вследствие банкротства.
   На негосударственных предприятиях управление осуществляют учредители или уполномоченные ими органы. Роль государства – установление административно-правового режима, общего для всех негосударственных предприятий, контроль за его соблюдением. Руководитель нанимается собственником по контракту. Ликвидация происходит по решению учредителей.
   Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления целей управленческих (аппарат законодательного органа), социально-культурных (учреждения образования), административно-политических. Муниципальные предприятия и учреждения создаются органами муниципального самоуправления для осуществления хозяйственной деятельности.
   С позиции менеджмента предприятия, административно-правовые методы управления – это совокупность способов юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими функций.
   В основе административно-правовых методов лежат: система законодательных актов страны и региона (законы, указы, постановления, госстандарты, инструкции, методики и др.); система обязательных к применению нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации; система планов, программ, заданий, срыв которых может нарушить стабильность работы всей фирмы.

   Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права

   Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в его уставе.
   Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции: 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
   Конституционные положения конкретизируется в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.
   В зависимости от организационно-правовых форм различают:
   1) общественная организация – основанное на членстве, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
   2) общественное движение (в том числе политические общественные объединения) – состоящее из участников и не имеющее членства общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели;
   3) общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение некоммерческого характера, цель которого – в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;
   4) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям общественного объединения;
   5) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
   Признаки общественного объединения: добровольность формирования; отсутствие необходимости предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов муниципального самоуправления; возможность регистрироваться и приобретать права юридических лиц (или не регистрироваться); действие от своего имени; не являются коммерческими организациями.
   Политические партии и политические движения относятся к политическим общественным объединениям, цель которых – участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов госвласти и органов муниципального самоуправления. Осуществляют они это посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов.
   Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В случае нарушения Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и неустранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего общественное объединение, деятельность общественного объединения приостанавливается судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то общественное объединение может быть приостановлено или ликвидировано (ст. 42, 43, 44 Закона «Об общественных объединениях»).
   По статусу общественных объединений, вмешательство органов госвласти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается.
   Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные объединения. В зависимости от территории охвата общественные объединения бывают: общероссийские – на территории более половины всех субъектов РФ; межрегиональные – на территории менее половины субъектов РФ; региональные – на территории одного субъекта; местные – в пределах территории органа муниципального самоуправления.
   После принятия решения о создании общественного объединения на съезде (общем собрании) оно считается созданным и приобретает права и обязанности (правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает после его регистрации в органах юстиции).

   Общественное объединение для осуществления уставных целей имеет следующие права:
   – хотя общественные объединения и не наделены государственно-властными полномочиями, но могут участвовать в выработке решений органов госвласти и органов муниципального самоуправления;
   – могут проводить собрания, митинги и т. д.;
   – представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах госвласти, органах муниципального самоуправления и общественных объединениях;
   – могут выступать с инициативами по вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы госвласти;
   – могут участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественных объединений и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).
   Общественное объединение обязано:
   – соблюдать законодательство, касающееся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом;
   – ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать ознакомление с указанным отчетом;
   – ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности;
   – представлять этому органу другие сведения.
   Учредители общественного объединения – физические и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию или общее собрание), на котором был принят устав общественного объединения, сформированы его руководящие и контрольно-ревизионный органы. В состав учредителей таких объединений наряду с физическими лицами могут входить юридические. Не могут быть учредителями, членами и участниками общественного объединения органы госвласти и органы местного самоуправления.
   Члены общественного объединения – физические и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устав оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения для обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
   Участники общественного объединения – это физические и юридические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности.
   Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть граждане с 18 лет, молодежных – с 14 лет, детских – с 10 лет.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация