А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Административное право" (страница 10)

   Система органов исполнительной власти республики в составе РФ

   В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система государственной власти в субъектах устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов. Закона об общих принципах не существует. Это громадная неуправляемая структура.
   Существует две системы органов исполнительной власти:
   1) составляющие единую систему с федеральными органами исполнительной власти; они решают вопросы по предметам ведения РФ, по совместным полномочиям;
   2) органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые по предметам исключительного ведения субъектов.
   В республиках существует несколько разновидностей систем исполнительной власти:
   1) система исполнительной власти, возглавляемая главой республики (президентом), который одновременно является председателем правительства (Бурятия, Коми);
   2) система, в которой кабинет министров республики (правительство республики) является исполнительным органом государственной власти республики, подчиняющимся президенту, который в этом случае не является главой правительства (Башкортостан, Татарстан). Президент может назначить премьер-министра (Башкортостан);
   3) система исполнительной власти, возглавляемая президентом республики, который является в ней должностным лицом (Саха-Якутия, Чувашия). Президент назначает председателя правительства, его замов, министров внутренних дел, финансов, внешних связей, председателя национального банка, директора департамента пенсионной службы, начальника налоговой инспекции, директора департамента налоговой полиции, директора комитета по драгоценным металлам (Саха). Президент возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их взаимодействие с органами высшей государственной власти. Председатель правительства руководит правительством, организует его работу;
   4) система исполнительной власти, в которой президент республики (он является главой государства) наделяется полномочиями главы исполнительной власти (Тыва, Северная Осетия – Алания);
   5) система исполнительной власти, в которой главой исполнительной власти и высшим должностным лицом республики становится избираемый всем населением председатель правительства (Карелия);
   6) коллегиальная система формирования и организации исполнительной власти (Удмуртия, Дагестан). В Удмуртии исполнительная власть формируется непосредственно представительными органами. В Дагестане исполнительную власть возглавляет коллегиальный орган, обеспечивающий взаимодействие органов исполнительной власти, по составу отражающий национальный состав нации: по принципу равного представительства народов, населяющих республику (не больше одного представителя каждой национальности). Государственный Совет состоит из 14 человек, также формируется конституционное собрание;
   7) система органов исполнительной власти, когда президент республики является главой республики, ее высшим должностным лицом (Кабардино-Балкария, Калмыкия). В данном случае наблюдается жесткая вертикаль власти, вплоть до предприятий.
   Вообще исполнительная власть является самостоятельной и независимой властью и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

   Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ

   Глава администрации назначается Президентом РФ по представлению главы Правительства РФ.
   В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты самостоятельно устраивают свои органы исполнительной власти. В Уставах субъектов установлено, что губернаторы избираются, после чего Президент РФ стал издавать указы о разрешении проведения выборов.
   Система органов исполнительной власти возглавляется краевой (областной) администрацией. Краевая (областная) администрация – родовое понятие (можно назвать ее правительством). Глава администрации не обязательно является главой субъекта (Курганская область).
   Администрация края (области) состоит из главы администрации и его замов, подчиненных структур. Все строится в соответствии с принципом единоначалия. Глава администрации издает постановления, распоряжения.
   Органы исполнительной власти краев и областей образуют три группы:
   1) органы, составляющие аппарат главы администрации края (области);
   2) управления, комитеты, отделы и другие службы краевой (областной) администрации, которые находятся в двойной подчиненности с преобладанием подчинения главе администрации;
   3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему областных (краевых) органов исполнительной власти, которые имеют вертикальную подчиненность.
   Аппарат главы администрации края, области состоит из заместителей (в том числе первого заместителя); управлений делами (отделы, секретариаты, секторы).
   В структуру аппарата входит ряд отраслевых отделов: промышленности, транспорта, связи, энергетики, строительства, промышленных и строительных материалов, торговли и услуг, науки и учебных заведений. Они работают под руководством заместителей главы администрации, их взаимодействие организует управляющий делами, который в том числе руководит ЗАГС, пресс-центром и т. д.

   Функции аппарата главы администрации:
   организационно-методическое руководство;
   анализ деятельности администрации (ее отделов);
   помощь в организации работы администраций городов, районов;
   обеспечение взаимодействия администрации края (области) со СМИ, общественно-политическими движениями;
   информирование населения о работе администрации, состоянии дел края;
   контроль за исполнением постановлений главы администрации;
   подготовка к изданию постановлений и распоряжений главы администрации;
   работа с письмами, обращениями граждан.
   Управления, комитеты, отделы администрации осуществляют непосредственное управление подответственными отраслями. По горизонтали они подчиняются главе администрации. Организационно входят в систему администрации. Имеют подчиненные и неподчиненные органы в районах. Некоторые управления, комитеты и отделы могут иметь межотраслевую компетенцию.
   Органы, формально входящие в систему (но их статус определяется на федеральном уровне), – это управления внутренних дел, управления федеральной налоговой службы, комитеты по управлению имуществом.

   Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации

   Местное самоуправление и законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ № 154, другими Федеральными законами, уставами и законами субъектов РФ, положениями об органах (например, Положение «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации»), а также уставами соответствующих муниципальных образований.
   Система и формы органов исполнительной власти в республиках определяются их Конституциями, законами и иными актами. Система и формы органов других субъектов РФ определяются их Уставами и иными правовыми актами в соответствии с законами и указами Президента РФ.
   Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ № 154, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
   В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, ФЗ № 154, применяются положения Конституции РФ и ФЗ № 154.
   Положения ФЗ № 154 в одинаковой мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.
   Законы о местном самоуправлении, принятые в субъектах РФ до принятия ФЗ № 154, требуют пересмотра и приведения их в соответствие с ним. Противоречащие ФЗ № 154 законы субъектов РФ о местном самоуправлении на их территории и не приведенные в соответствие с ним, не подлежат применению.
   Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, а именно правоспособностью и дееспособностью. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением.
   Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.
   Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности местного сообщества, населения соответствующих городских и сельских поселений, формируемых муниципальных органов, осуществляющих под свою ответственность управление местными делами.
   В основе организации и функционирования местного самоуправления в РФ лежат следующие принципы:
   – неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина на любой муниципальной территории, в том числе права граждан на осуществление местного самоуправления;
   – выборность муниципальных органов и главы муниципального образования, а также избрание непосредственно населением на ключевые посты других муниципальных должностных лиц (например, руководителя муниципальной милиции, руководителя муниципальной налоговой службы, главного санитарного врача муниципального образования и других);
   – полновластие органов местного самоуправления в пределах установленной для них законом компетенции;
   – подконтрольность и подотчетность всех сторон деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления населению соответствующего муниципального образования;
   – подконтрольность представительным органам местного самоуправления деятельности всех других муниципальных органов, их подразделений, должностных лиц местного самоуправления;
   – приоритет правовых актов представительных органов местного самоуправления (принятых, безусловно, в рамках их компетенции) над актами всех других муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования;
   – законность в организации и деятельности муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления.
   Суть этого принципа применительно к местному самоуправлению состоит в следующем: 1) создание муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления должны носить легитимный (предусмотренный законом) характер; 2) компетенция органов местного самоуправления не может определяться или изменяться иначе как на основании закона; 3) законность здесь означает также то, что муниципальные органы должны обладать в пределах своих полномочий самостоятельностью и определенной независимостью на территории муниципального образования от каких-либо волевых, не предусмотренных законом влияний, давлений, командований. В то же время органы и должностные лица местного самоуправления должны нести ответственность за свои действия и решения в установленном законом порядке;
   – экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления;
   – соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления полномочиям, установленным для него законом;
   – принцип гласности, публичности в организации и функционировании местного самоуправления, его органов и должностных лиц;
   – учет в деятельности органов местного самоуправления не только интересов местного населения, но также общефедеральных и региональных интересов на территории соответствующего муниципального образования;
   – принцип государственной поддержки местного самоуправления;
   – конструктивное сотрудничество и взаимодействие муниципальных органов, должностных лиц местного самоуправления с политическими партиями, общественными организациями и движениями, действующими на территории соответствующего муниципального образования.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация