А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии" (страница 25)

   Обращайте желание зла в желание добра

   Не так трудно проявлять доброжелательность, если к вам хорошо относятся или по крайней мере не обижают. Сложнее поддерживать в себе доброжелательность тогда, когда с вами обращаются плохо.
   Сказания Джакаты описывают прошлые воплощения Будды в различных животных в те времена, когда животные могли говорить. В качестве примера безусловной любви и доброты я привожу здесь историю, которая, согласно легенде, произошла с Буддой, когда он был гориллой.
   Как-то один охотник заблудился в лесу, упал в глубокую яму и не мог из нее выбраться. Он звал на помощь много дней, и все больше слабел, и все больше хотел есть. В конце концов Будда-горилла услышал его крики и пришел. Увидев, какие крутые и скользкие у ямы стенки, он сказал человеку: «Чтобы вытащить тебя, не причинив тебе вреда, я сначала сброшу в яму несколько камней и потренируюсь на них».
   Горилла несколько раз сбрасывала в яму камни, один больше другого, и сумела все их достать обратно. И решила, что готова помочь человеку. С большим трудом, хватаясь за ветки и камни, она вытащила человека наверх, а потом из последних сил выбралась сама.
   Человек, очень довольный, что выбрался из ямы, огляделся вокруг. Горилла лежала рядом и тяжело дышала. Человек сказал: «Спасибо, горилла. А не можешь ли ты вывести меня из леса?» Горилла ответила: «Да, человек, но сначала я должна немного поспать, чтобы снова набраться сил».
   Горилла уснула, а человек, глядя на нее, стал думать: «Я очень голоден. Я и сам могу выбраться из леса. А это – всего лишь животное. Я мог бы сбросить ему на голову один из этих камней, убить его и съесть. Почему бы нет?»
   И человек поднял так высоко, как мог, один из огромных камней и изо всех сил метнул его в голову гориллы. Горилла завопила от боли и быстро села, потрясенная неожиданным ударом. По ее морде текла кровь. Взглянув на человека, она поняла, что произошло, и глаза ее наполнились слезами. Она грустно покачала головой и сказала: «Бедный человек! Ты никогда больше не будешь счастлив».
   Размышления о доброй воле и злой воле
   Эта история всегда глубоко трогала меня. Она заставляет подумать об очень многом.
   • Добрая воля и злая воля – это намерение, желание сделать добро или зло. Горилла хотела помочь, а человек пытался убить ее.
...
   Ненависть никогда не побеждают ненавистью. Ее побеждают любовью. Это непреложный закон.
Дхаммапада[33]
   • Намерения выражаются в делах или бездействии, словах, поступках и особенно в мыслях. Что вы чувствуете, когда понимаете, что другой человек мысленно в вас стреляет? Что вы чувствуете, когда сами мысленно уничтожаете кого-то? От желания совершить чтото злое в вашем моделирующем устройстве начинает крутиться множество «видеоклипов», маленьких сюжетов о том или ином человеке. Помните: пока идет такой «фильм», ваши нейроны испускают импульсы совместно.
   • Зло стремится найти себе оправдание: «Это только животное». В тот момент эти слова звучат приемлемо, как шепот Червоуста из «Властелина колец». И только позже мы понимаем, как сами себя обманули.
   • Любящая доброта гориллы служила ей наградой. Ненависть и злоба не отягощали ее душу. Первичный дротик попал в нее в виде камня. Но у нее не было потребности добавлять сюда вторичный дротик – злой умысел, проклятия или удары.
   • У гориллы не было нужды и в отмщении. Она знала, что из-за своего поступка человек никогда больше не будет счастлив. Стефен Гаскин (Stephen Gaskin, 2005) сравнивал карму с мячом для гольфа, который под дождем летит рикошетом в бросившего его человека. Наши попытки отомстить часто встают на пути таких мячей, которые и без того возвращаются в исходную точку.
   • Избавляться от ответного желания зла не значит быть пассивным, смолчать или позволить обидеть себя или кого-то другого. Горилла не испугалась человека и назвала вещи своими именами. Есть много возможностей высказать правду сильному и действовать эффективно, не держа в душе зла. Вспомните Махатму Ганди или Мартина Лютера Кинга. Мы можем действовать эффективнее, если сохраняем ясность сознания и спокойствие сердца.
   Укрощение волка ненависти
   Ниже представлено множество способов, позволяющих перестать желать кому-то зла и культивировать в себе доброжелательность. Вы можете выбрать те, которые вам больше понравятся. Дело не в том, чтобы воспользоваться всеми нашими рецептами, достаточно знать, что у вас есть возможность укротить волка ненависти.
   Культивируйте позитивные эмоции
   Воспитывайте и развивайте в себе позитивные эмоции, такие как ощущение счастья, полноты жизни, умиротворение. Например, целенаправленно ищите то, что может дать вам ощущение счастья, впитывайте добро при любой возможности. Позитивный настрой успокаивает тело и разум, создает буфер, противодействующий стрессу, и помогает поддерживать дружественность взаимоотношений. Все это уменьшает злонамеренность.
   Бдительно предваряйте зло
   Будьте внимательны к факторам, которые возбуждают вашу симпатическую нервную систему – стрессы, боль, тревога, голод – и таким образом разжигают в вас злость. Постарайтесь заранее предупредить действие этих факторов: сытно поешьте, прежде чем вступать в сложный разговор, примите душ, почитайте что-нибудь интересное или пообщайтесь с друзьями.
   Не вступайте в пререкания
   Не вступайте в споры без крайней необходимости. В душе старайтесь не дать потоку мыслей других людей захватить вас. Подумайте о нейронном смятении, на котором основаны их мысли, – невероятно сложных, подвижных, в большой степени случайных импульсах, на мгновение складывающихся в некий ансамбль нейронов и тут же снова вновь становящихся хаотичными. Огорчаться из-за чьих-то мыслей так же бессмысленно, как огорчаться из-за летящих от водопада капель воды. Постарайтесь отделить свои мысли от мыслей другого человека. Скажите себе: «Он там, а я тут. Его психика не связана с моей».
   Не переписывайте намерений
   Будьте осторожны, когда хотите приписать кому-то какие-то намерения.
   Префронтальная нервная сеть – создатель вышеописанных «моделей психического» – склонна приписывать другим какие-то намерения, но при этом часто ошибается. В большинстве случаев вы – просто еще один персонаж в чьей-либо драме. Люди не целятся конкретно в вас. Подумайте над проповедью учителя Тао Суанг Тзу (которую я несколько осовременил).

   Представьте себе, что вы плывете в лодке по реке. Вы отдыхаете. Вдруг что-то ударило в борт лодки, и вас выбросило в воду. Вы начинаете оглядываться и видите, что два подростка выстрелили в лодку камнями из пращи. Поэтому вы и оказались за бортом. Что вы чувствуете?
   А теперь представьте себе все то же самое – лодку, неожиданное падение в воду. Но на этот раз вы, оглядевшись, увидели, что с вашей лодкой столкнулось плывшее по течению огромное бревно. Что вы чувствуете на этот раз?

   Чувства большинства людей оказываются во втором случае куда менее скверными. Первичный дротик попал в цель (вы оказались в воде), но нет нужды во вторичном дротике в виде обиды и злости на тех, по чьей вине промокли именно вы. На самом деле невольные действия многих людей подобны «действию» этого бревна. Просто не оказывайтесь у них на пути, если можете (это разумней, вы пострадаете не так сильно), но они вовсе не целятся именно в вас. Подумайте и о совпадении многих факторов выше по течению, которое привело к такому стечению обстоятельств (смотрите ниже упражнение «Десять тысяч вещей»).
...
   ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ВЕЩЕЙ
   Делайте это упражнение в удобном для вас темпе, с закрытыми или открытыми глазами.
   Расслабьтесь и, сосредоточившись на дыхании, успокойте свой ум.
   • Вспомните ситуацию, в которой, как вам кажется, кто-то плохо с вами поступил. Внимательно продумайте свои реакции на этого человека, особенно самые глубинные. Проверьте себя. Желаете ли вы ему зла?
   • А теперь подумайте о многочисленных факторах – о десяти тысячах вещей, которые заставили этого человека поступить так, как он поступил.
   • Подумайте о воздействовавших на него биологических факторах – таких как боль, возраст, врожденный темперамент, склад ума.
   • Подумайте о фактах его жизни: пол, происхождение, род занятий, семья, ответственность, ежедневный стресс.
   • Подумайте о том, что вам известно о его детстве и главных событиях его взрослой жизни.
   • Подумайте о том, что происходит у него в душе, о его личности, системе ценностей, страхах, горячих точках, надеждах, мечтах.
   • Подумайте о его родителях в свете того, что вам известно или что вы можете достаточно уверенно предположить, о факторах, которые могли определить их жизнь.
   • Подумайте об исторических событиях и потоке других сил, которые образовали реку его сегодняшней жизни.
   • И еще раз загляните в себя. Испытываете ли вы к нему теперь иные чувства? Испытываете ли вы теперь иные чувства к себе?
   Сочувствуйте себе
   Когда вы чувствуете, что с вами скверно обошлись, посочувствуйте себе – это скорая помощь сердцу. Попробуйте положить руку себе на щеку или сердце – так вы стимулируете появление физического ощущения сочувствия.
   Исследуйте причины
   Исследуйте причины своей злонамеренности, например это может быть ощущение угрозы или тревога. Взгляните на них реалистично. Не преувеличиваете ли вы значение того, что произошло? Не сосредоточили ли вы все внимание на одном-единственном негативном факте среди дюжины позитивных?
   Смотрите на вещи в перспективе
   Посмотрите на случившееся в перспективе. Последствия большинства событий со временем становятся менее ощутимы. Кроме того, они – только часть большого целого, а другие элементы этого целого в основном позитивны.
   Развивайте в себе благородство
   Используйте огорчающие вас факты для того, чтобы развить в себе добродетель. Подумайте, может быть, стоит просто позволить людям оставить у себя то, что они взяли, – их победу, выигрыш, деньги, время. Ведите себя достойно, будьте терпеливы и невзыскательны.
   Рассматривайте злонамеренность как недуг
   Рассматривайте злонамеренность как навлечение бед на самого себя. Тогда у вас появится стимул от нее отказаться. Злонамеренность вызывает болезненные ощущения и вредно влияет на здоровье. Постоянная враждебность, например, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Злонамеренность человека вредит ему всегда и часто сказывается на других людях. Как принято говорить в программах 12 шагов[34]: затаить обиду – значит принять яд и при этом ждать, что умрет кто-то другой.
   Изучайте собственную злонамеренность.
   Потратьте день на то, чтобы по-настоящему и до конца осознать проявления злонамеренности у себя в малейших ее деталях. Осознайте ее причины и последствия.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [25] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация