А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "История мировой культуры в художественных памятниках" (страница 1)

   Е.П. Борзова, А.В. Никонов
   История мировой культуры в художественных памятниках

   Научные редакторы:
   Иконникова С.Н., доктор культурологии, профессор Прокуденкова О.В., кандидат культурологии, доцент
   Рецензенты:
   Лелеко В.Д., доктор культурологии, доцент Плебанек О.В., кандидат философских наук, доцент


   Введение

   Духовная и материальная культуры – это сущностная основа исторического развития человечества. Понятие «культуры» обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает этот мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, сотворенная человеком во внешнем мире и в самом себе.
   Изучая развитие культуры от самых первых ее проявлений до наших дней, можно моделировать и прогнозировать развитие общества. Оглядываясь назад, листая страницы прошлого, мы видим удивительные творческие искания и открытия человечества, перед нами выстраиваются картины культур различных эпох. Удивляют и вдохновляют египетские пирамиды – нетленное творение рук человека, гробницы фараонов, бесподобие и великолепие сфинксов, храмы и легенды Шумеро-аккадской, Вавилонской цивилизаций.
   Крито-микенская и греческая культуры поражают своей пышностью, великолепием искусства и мудростью философов. В этот период человек впервые задумался о своем предназначении в мире и выразил это в научных трактатах.
   Загадочные для европейского человека цивилизации Индии и Китая, тысячелетиями не меняющие свои традиции, сохраняют и привлекают и манят своей глубиной, неповторимостью и автономностью.
   Эпоха Средневековья утверждает в истории новые религиозные традиции. Христианство и ислам начинают вдохновлять многие европейские и восточные народы. Завершающая стадия Средневековья порождает титанов эпохи Возрождения. Значение личности человека поднимается на неслыханную высоту.
   Новое время считается эрой великих открытий, изобретений технического творчества. Разум человека побеждает природу, он чувствует себя наравне с ее могучими силами. Появляются новые естественнонаучные, технические и географические открытия.
   Новейшее время ознаменовалось эпохальными событиями. На первый план выступают технические открытия, человек осваивает космос, развивается искусство, ведутся археологические и реставрационные работы. Человек заботится о сохранности произведений искусства и культуры прошлого, открывает для себя существование древнейших цивилизаций, исследует более точно момент появления человека на земле. На пороге третьего тысячелетия взывает к разуму землян, думает о методах сохранения человечества, о решении экологических проблем, преодолении термоядерной войны, недопустимости самоуничтожения человека и его культуры.
   В предложенном учебном пособии представлены сведения о некоторых уникальных памятниках различных культур, эпох и народов, знания, которые необходимы при сдаче экзаменов и зачетов по курсу «История мировой культуры», а также итогового государственного экзамена. Понятие «памятник» имеет своим корнем слово «память», и художественные произведения, приведенные в данном пособии, призваны помочь запоминанию огромного теоретического материала по истории мировой культуры.
   Все «вечности жерлом пожрется и от общей не уйдет судьбы!» (Г.Р.Державин), но порой простая человеческая память, постоянно возрождающаяся в новых поколениях, оказывается долговечнее даже пирамид. И к этой возрождаемой вечности причастны все мы. Пирамиды, безусловно, останутся, но с утратой у людей понятия о них, человек их потеряет. Памятники без людей теряют смысл. «Камням я верил, а не книгам. Уже не камни зовут и твердят свою историю, а люди, складывавшие эти камни, их тесавшие, их таскавшие», – писал С.М.Эйзенштейн, рассказывая о своей работе над фильмом «Александр Невский».[1]
   И, действительно, «камни» помогают увидеть лик целой культуры, эпохи, душу народа, его духовность. Искусство создает возможность узнать греков в основательности и гармонии их храмов и скульптур, прагматичность Рима – в его дорогах, акведуках и амфитеатрах.
   Замечательный русский философ А.Ф.Лосев писал: «Видящий образами видит наполовину в них себя».[2] В художественных памятниках, можно понять, как видели себя разные народы мира. Нам невозможно представить лучших «образов», чем их выдающиеся творения. Они являются наглядными примерами, «маяками», помогающими ориентироваться в истории мировой культуры.
   Материал по истории мировой культуры в данном пособии систематизирован соответственно определенным культурам, предназначен для подготовки к государственному экзамену по курсу «История и теория мировой культуры».
   На государственном экзамене студент должен уметь дать краткую фактологическую справку изображенного на иллюстрации художественного памятника: рассказать кто и когда создал произведение, памятник и т.п., для каких целей они служили. Следует также раскрыть основное содержание изобразительного сюжета (если это картина), описать предназначение (если это архитектурное сооружение), рассказать о герое (если это скульптура), сформулировать некоторые характерные особенности эпохи (если это произведение имеет историко-художественное значение), раскрыть особенности религиозного сознания и культа (если это культовое произведение). Кроме того, необходимо отметить значение памятника художественной культуры для современного человека.


   Первобытная культура



   Виллендорфская Венера. Австрия (ок. 30 тыс. лет до н.э.)

   Венера из Савиньяно. Италия (18 -8 тыс. лет до н.э.)

   Венера из Мораван-над-Вагом. Словакия (ок. 22 тыс. лет до н.э.)

   Палеолитические Венеры – женские статуэтки периода Верхнего палеолита (40-35 тыс. лет до н.э.). Изготовлялись из камня, кости и обожженной глины. Характерно, что все они имеют не только сюжетное, но и стилистическое единство: отсутствие черт лица, крупные объемы груди, живота, бедер, отсутствие или схематическое обозначение нижней части ног и рук. Вероятно, задача в данном случае заключалась не в воспроизведении конкретной натуры, а в создании обобщенного образа женщины-праматери, символа плодородия, хранительницы очага. Наиболее знаменитыми из палеолитических Венер являются: «Виллендорфская Венера», выполненная из известняка и найденная в Австрии в 1908 году в местечке Виллендорф (Вена, Музей естественной истории); «Савиньянская Венера», найденная на стоянке Савиньяно на реке Панаро близ Модены в Италии (Национальный доисторический и этнографический музей Луиджи Пигорини, Рим); «Венера» из Мораван-над-Вагом, Словакия.
   Наиболее ранним образцом палеолитических венер, вероятно, следует считать «протоскульптуру» из Берекат Рам в Израиле, чей возраст превышает чуть ли не 233 тысячи лет. Это грубое изображение, но все же, несомненно, женское.
   О значении палеолитических венер в научной литературе существует много гипотез, например: женские статуэтки были отражением действительности, воплощением живых палеолитических женщин; палеолитические венеры представляли эстетический идеал своего времени; статуэтки венер являлись отражением культа плодородия; женские ориньякские статуэтки являлись фигурками предков; были изображениями жриц; палеолитические венеры это охранительницы домашнего очага и семьи, так как находят их чаще всего в специальных ямках-хранилищах, вырытых в полу жилища и т.д.
   Лошадь. Франция, пещера Ляско (ок. 15 тыс. лет до н.э.)

   Бык. Испания, пещера Альтамира (ок. 12 тыс. лет до н.э.)

   Дикие быки. Франция, пещера Ляско (ок. 15 тыс. лет до н.э.)

   Изображения животных из пещеры Ляско, департамент Дордонь, Франция (около 15 тыс. лет до н.э.) являются необычайными, выразительными, технически совершенными по исполнению, полихромными: выполнены черной, желтой, красной и коричневой красками. Пещера Ляско была обнаружена в сентябре 1940 года, четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева, превращена теперь в первоклассно оборудованный музей. Не менее знамениты росписи из пещеры Альтамира в Испании (которую называют «первобытной сикстинской капеллой»), относящиеся примерно к 12 тысячелетию до н.э., обнаруженные в 1879 году. К началу Первой Мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных «картинных галерей».
   Живопись Ляско принадлежит к числу самых выдающихся художественных созданий эпохи Верхнего палеолита. Ее древнейшие изображения датируются приблизительно 18 тысячелетием до н.э. Высокое качество живописи, ее превосходная сохранность позволяют рассматривать этот комплекс как классический образец пещерного искусства. Изображения животных в Ляско резко индивидуальны, отличаются искусностью руки и меткостью глаза художника палеолита. Он уже не раскрашивает плоскость, а моделирует цветом объем тела животных, либо просто накладывает краски одну на другую, либо смешивает их. Краски были естественного происхождения, они могли наноситься пальцем или палочкой, возможно кистью, которой мог служить пучок шерсти, скрепленный в основании.
   Назначение пещерного искусства до сих пор вызывает массу предположений. Данные свидетельствуют, что эта пещера не служила местом длительного обитания людей, они приходили туда со своими светильниками и красками лишь для создания росписи и гравировки, но зачем и почему – нет однозначного ответа историков.
   Комплекс Стоунхендж. Южн. Англия (2600-1700 гг. до н.э.)

   Мегалитический комплекс Стоунхендж (графство Уилтшир, Южная Англия) – самое крупное сооружение такого типа, имеет 70 м в диаметре и состоит из 125 каменных глыб весом до 25 тонн. Горы, откуда были доставлены эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа. Исследователи полагают, что это сооружение было создано около 2 тысячелетия до н.э. Оно представляет собой ряды больших грубо отесанных каменных блоков, поставленных по кругу и перекрытых плоскими каменными плитами. Кроме того в ансамбль Стоунхенджа входят более древние по времени создания сооружения: ров с двумя валами, в виде окружности; кольцо Обри (по имени первого исследователя Стоунхенджа XVII века Джона Обри), состоящее из 56 засыпанных лунок; два кольца меньшего размера, включающих по 30 лунок. Вход в ансамбль расположен с северо-восточной стороны. Перед ним на небольшом расстоянии находится «Пяточный камень». Похожие архитектурные сооружения широко распространены в Европе: например, только во Франции их насчитывается около 4 тысяч.
   На вопрос что такое Стоунхендж, ученые отвечают по-разному. Есть много мнений по поводу того, чем он является: астрономической обсерваторией, ориентированной по Солнцу и Луне, позволяющей вести календарный счет, предсказывать лунные и солнечные затмения; зафиксированной в камне моделью нашей солнечной системы; вычислительной машиной, с помощью которой можно решить любое дифференциальное уравнение и найти формулы фундаментальных констант; генератором акустических и электронных колебаний; фазированной антенной решеткой, позволяющей концентрировать энергию вакуума, в том числе и целительную; Храмом Солнца; и что действительно бесспорно – одним из первых уникальных и тщательно продуманных архитектурных сооружений Европы, сравнимым по значению с грандиозными сооружениями других древних цивилизаций.


Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация