А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Методики проведения спортивно-оздоровительных занятий (с примерами). Приложение к комплексной программе детско-юношеского спортивно-патриотического воспитания «Рать»" (страница 4)

   Рисование

   1. Солнышко с человеческими качествами
   На листе бумаги рисуем большое солнышко с множеством ярких золотистых лучиков, где каждый лучик – это человеческое качество. Каждый лучик надо назвать тем человеческим качеством, которое вы знаете или хотите в себе видеть.
   В конце задания каждый из детей встаёт и проговаривает все те человеческие качества, которыми он насытил своё солнышко – солнечные лучики. Задача остальных – ощущать, как названные качества «отзываются» в теле, и дорисовывать солнышку новые лучики качеств, которые они не обозначили, тем самым делая свечение солнышка ещё ярче.
   Можно объяснить детям, что все вместе они насыщают наш мир Красотой и Радостью, усиливая тем самым Жизнь на Земле.

   2. Чуткость
   На ватмане рисуем «Чуткость», т. е. наше видение, чувствование этого качества, его восприятие и ощущение, с чем оно ассоциируется, с каким цветом, формой и т. п.
   Дети делятся на группы из 3-4-х человек. На каждую группу выдаётся по одному большому листу. Каждый, по очереди, не договариваясь с другими, изображает своё понимание этой темы так, чтобы его движение кисти гармонично и с максимальной фантазией дополняло уже нарисованный на листе фрагмент.
   Через совместный рисунок дети выстраивают взаимоотношения друг с другом, сближаются в единый коллектив и учатся понимать друг друга без слов.

   3. Мы и Природа
   На листе бумаги рисуем наиболее понравившиеся, вызывающие восторг и радость природные места. Красота нашей Земли поражает воображение и у каждого вызывает много положительных эмоций, которыми вы щедро делитесь с окружающей вас природой. Покажите на рисунке, как вы взаимодействуете с природой, что вы делаете, когда бываете в лесу, в поле и т. д.
   Дети делятся на группы из 4-5-ти человек, и каждому из них выдаётся по листу бумаги. Затем в командах они начинают обсуждать, что каждый из них хочет выразить. После короткого «совещания» дети приступают к воплощению общей идеи рисунка, но каждый на своём листе рисует фрагмент для общего большого полотна.
   Далее они складывают свои маленькие фрагментики-сюжетики вместе, в единое большое полотно. Причём не обязательно, чтобы их листы составляли прямоугольник. Это могут быть и другие формы, главное, чтобы в совместной работе детей прослеживалась общая тема и рисунки дополняли друг друга.
   После создания общей композиции дети составляют устный рассказ о ней, который излагает представитель от каждой команды.
   В этой работе дети учатся видеть красоту природы, слушать и слышать друг друга.

   4. Сказочный герой
   Задание 1: увидеть в другом сказочного героя и нарисовать его на листе.
   Задание 2: увидеть в себе сказочного героя и нарисовать на листе.
   Упражнение учит обратной связи и пониманию себя и другого человека.

   5. Путешествие в сказочный мир
   Представьте перед собой дверь и откройте её. Вы видите огромный сказочный мир. Нарисуйте его.

   6. Мой магический предмет
   Закройте глаза и вызовите тот магический предмет, который поможет вам стать более сильными, красивыми, добрыми, отзывчивыми и радостными. Этот предмет способен преобразовать вас и сделать ваши мечты реальными. Нарисуйте его.

   7. Лицо воина; звери в лесу; скотный двор и др.
   Дети делятся на две команды. У каждой команды свой большой лист. Рисуем с завязанными глазами по очереди. Члены команды могут корректировать рисующего словами. Картина должна наиболее полно отражать тему.

   8. Свободная тема
   Дети делятся на группы из 3—4-х человек, которые, гармонично взаимодействуя между собой, рисуют выбранную ими тему вместе и одновременно.

   9. Мой идеальный образ

   10. Радость
   Задание: цветом изобразить радость.

   11. Творение Вселенной
   Задание: вы творцы, которые создают планету, а также и то, что вам больше всего хочется увидеть на ней.

   Спонтанные танцы

   1. Водоросли. Вы представляете себя водорослью в плавном движении воды.
   2. Костёр. Вы видите широкую поляну, на которой горит яркий костёр. И вы повторяете движения языков пламени.
   3. Танец птицы, парящей над вершинами гор.
   4. Танец ветра.
   5. Работа в парах. Партнёры ладонями касаются друг друга. Ощущая друг друга, они находятся в постоянном движении.
   6. Танец внутреннего мира. Настраивайтесь на свой сказочный образ, который живёт в вас. Ощущайте этот образ и дайте ему возможность двигаться в вашем теле.
   7. Красота движений боевого танца.

   Беседа

   Каждая беседа начинается с вопроса инструктора. Например: «Сегодня мы поговорим о солнышке. Что это такое? Расскажите, что вы о нём знаете, как ощущаете? Любите ли вы солнышко? и т. д.
   Дети рассказывают и обмениваются мнениями.
   Преподаватель ненавязчиво корректирует их и в заключение, как бы подводя итоги, резюмирует общую картину с добавлением той информации, которую он подготовил.
   Необходимо обращать внимание детей на выражение своих эмоций (слов, жестов, мимики, описаний). Поощрять их открытость и поддерживать положительный фон. В беседах нужно напоминать детям о том, что окружающий мир живой и всё в нём развивается, отмечать эти признаки жизни и движения, учить ощущать их постоянную связь с этим миром.

   Примеры бесед для детей младшего возраста
   1. Мир, который меня окружает
   Кто из вас, выйдя из дома, обращает внимание на то, что происходит в этот момент в окружающем мире: какое сегодня небо, есть ли на нём облака и какие они, шелестит ли ветерок в листьях деревьев, поют ли птицы? Кто хотя бы раз поздоровался с солнышком или подмигнул ему? А солнечный зайчик! Кто пробовал поймать его в ладошки? Обратите внимание на то, как легко он ускользает от вас и тихонько над вами посмеивается!
   А каким цветом вы нарисовали бы сегодняшний день? И что для вас означает этот цвет?
   Какой огромный мир вокруг нас! Каждый день мы открываем для себя что-то новое. Утром нас приветствует солнышко, и мы рады ему. Свежий ветерок дарит нам прохладу и бодрость. Он шепчется с листочками дерева, и мы можем слышать это. Где-то в вышине щебечут птицы, выводя свои трели. Прислушайтесь, о чём они говорят? Их песни зовут радоваться миру и новому дню. И нам тоже хочется запеть.
   А что там внизу? Наша матушка-земля. Она принимает нас всех: и людей, и растения, и животных. Она даёт возможность бегать, прыгать, резвиться или просто полежать на лужайке. Она дарит жизнь маленькому зёрнышку и большой горе, дереву и птице, животным и насекомым. Всех она нежит, лелеет и дарит приют, и мы благодарны ей.
   А как весел ручеёк, который журчит по камушкам и резвится с солнечными зайчиками! И нам радостно от того, что мы живём на этой Земле и можем любоваться её красотой.

   2. Солнышко – источник любви, гармонии, света и тепла
   Давайте поговорим о солнышке. Кто хоть раз видел, как встаёт солнышко? А как и куда оно прячется на ночь? Что вы знаете о нём и как ощущаете? А каким вы нарисуете солнышко?
   Солнышко встречает нас каждое утро, даже когда его не видно на небосклоне, мы всё равно знаем – оно светит, оно с нами всегда.
   Его тёплые, ласковые лучи прикасаются к каждой травинке, каждому дереву, каждому листочку и к каждому человеку… Солнышко обнимает всю Землю, и нам порой кажется, что оно светит только для нас.
   Вы замечали, как тянется весь мир к солнышку? Вот цветочек: на ночь он закрывает свои лепестки, а утром предстаёт во всей красе и тянется вверх, к небу.
   Помните, как любит кошечка нежиться на солнце? То один бочок подставит, то другой, то лапки раскинет, то хвостиком помашет.
   А простые камешки на земле под лучами солнца начинают серебриться и как бы оживают. Они тоже рады свету и теплу.
   Кто не видел, как играет снежок с лучиками?! Ис-кринки-снежинки пляшут в быстром танце. Столько радости вокруг, столько веселья!
   Какие эмоции вызывает у нас солнышко? Радость и восторг, умиление и восхищение, спокойствие и уверенность.
   Как вы думаете, человек похож на солнце? Что есть в людях, напоминающее нам о лучах, которые дарят ласку, тепло, добро и любовь? А вы хотите быть такими же щедрыми и излучающими, чтобы вокруг вас мир становился краше, добрее, теплее, светлее?
   Подумайте дома и вспомните, кто из ваших близких напоминает солнышко? Есть ли в вас самих маленькие солнечные лучики?
   Давайте расскажем о солнышке стихи, сказки и разные рассказы. Как ещё помогает солнышко человеку?
   Сколько разных творений будет у нас! Настоящий праздник!

   3. Земля – источник жизни, спокойствия и уверенности
   Сегодня мы поговорим о Земле. Какая она? Давайте вспомним, что мы знаем о Земле, как мы можем её описать, какие чувства и эмоции она вызывает…
   Попробуйте определить самый главный цвет, которым можно нарисовать землю… зелёный, голубой, чёрный, жёлтый… И это правильно. Земля разная с её зеленью лесов и полей, синевой рек, озёр и морей, жёлтыми песками пустынь, серыми, чёрными или покрытыми снегом вершинами гор… Всё это Земля-матушка.
   А кто из вас ощущал, как дышит Земля? Видели ли вы когда-нибудь свежевспаханное поле? А белый туман, который над ним стелется, – это и есть дыхание Земли…
   Земля – наша кормилица. Как вы думаете, почему её так называют? Земля очень щедрая, мудрая и терпеливая. Она всех кормит, поит и согревает.
   Для каждого Земля – родной дом: и для человека, и для зверя, и для птицы, и для дерева, и для травинки. И свою заботу она нам дарит бескорыстно…
   Так давайте же и мы позаботимся о Земле и будем дарить ей чистоту и аккуратность.

   4. Вода – источник движения, радости и чистоты
   А сегодня поговорим о водичке. Кто прочитает какое-нибудь стихотворение о воде? Какая она бывает? Быстрая, лёгкая, игривая, сверкающая, радостная, тихая, плавная, бодрая, шумливая, бурная, искристая…
   Сколько эмоций, сколько ощущений дарит вода!
   А цвет? Тут можно назвать любой и не ошибиться, потому что вода может меняться каждую минуту. Если светит солнышко, то вода искрится и переливается всеми цветами радуги. Набежит тучка – вода потемнеет. Ветвистая ива склонится над водой – и вода становится зелёной…
   А кто назовёт источники воды? Наблюдали ли вы когда-нибудь капельку росы в цветке колокольчика? Небесно прозрачная золотая капелька солнышка! Хочется наклониться к цветку и выпить этот живительный волшебный нектар.
   А родничок – хрустально прозрачный, обжигающе холодный, весёлый и жизнерадостный… Сколько в нём силы, чтобы пробиться через толщу земли! Несколько родничков сливаются в один поток, и вот перед нами уже полноводная, величавая река, которая несёт свои воды в океан.
   Вода – это жизнь! Никто на земле не может обойтись без Воды. Она несёт в себе свежесть, чистоту и радует своим прикосновением. Вода утоляет жажду и дарит бодрость; отражает чарующую красоту мира и щедро делится ею с нами.
   Попробуем отразить всё это в своих рисунках и подумаем, какие качества водички есть в нас самих и какие из них хотелось бы обрести. И будем с благодарностью пить воду и умываться ею.

   5. Воздух – лёгкость и проникновение
   Интересно, кто сможет рассказать что-нибудь о воздухе? Лёгкий, прозрачный, он вокруг нас. Без воздуха не будет жизни на Земле.
   А что такое ветер? Как мы его ощущаем? Можно ли его увидеть и услышать? А нарисовать? Тёплый, ласковый и нежный, ветер треплет наши волосы, нашёптывает нам о том, что видел в заморских странах, приносит с собой запах лазурного моря и свежесть снегов горных вершин. Ветер шелестит листочками деревьев, шаловливо раскачивает хрупкие стебельки цветов в поле и разгоняет в небе тучки.
   А кто знает, что такое ветряная мельница и зачем она нужна? А ветряной двигатель? Вот видите, и ветер помогает человеку: мельница перемалывает зерно, чтобы можно было испечь хлеб; ветряной двигатель вырабатывает энергию, чтобы могли работать разные электрические машины.
   А туман? Это тоже воздух, только насыщенный водяными капельками. Кто наблюдал туман на утренней заре? Иногда он бывает такой густой, что в нескольких шагах ничего не видно. И если утром туман, значит, в этот день не будет дождя, а если туман вечером, то на следующий день обязательно будет дождь. Вот такой волшебный этот воздух!

   6. Огонь – сила, мощь и преобразование
   А сегодня у нас многоликий огонь. Кто скажет, зачем вообще нужен огонь? Каким вы его знаете и как ощущаете?
   Пламя свечи – плавное и трепетное, а такое ли оно слабое, как кажется? Если его долго рассматривать, то приходит состояние спокойствия. Огонёк крошечный, но перед ним расступается тьма и можно увидеть преобразование цвета. Язычок пламени незаметно переходит в ореол света, который потихоньку исчезает в синеве ночи.
   А чем нас так притягивает костёр? В нём чувствуется сила и мощь, он неподвластен нам и не терпит легкомысленного отношения к себе. Костёр согревает нас, когда нам холодно, и помогает приготовить пишу. Но может и обжечь, если мы будем небрежны и неосторожны.
   Не правда ли, пламя костра похоже на колдуна, который пляшет свой шаманский танец? Давайте попробуем вместе сплясать такой зажигательный и завораживающий танец Огня.

   7. Зелёный мир
   Сегодня мы посвятим свой разговор зелёному миру – деревьям, кустарникам, траве и цветам.
   Как вы считаете, есть ли отличия в жизни зелёного мира, земных стихий, животных и насекомых от жизни человека? В чём состоит это различие?
   Давайте вспомним, как живут деревья зимой и летом, какие они бывают весной и осенью. У каждого дерева своя жизнь, своё тело и своё место. Так же как и люди, они похожи, но нет среди них одинаковых. Любое дерево неповторимо в красоте своей кроны, в цвете листочков и стройности ствола. И каждое дерево, если хорошенько прислушаться, может рассказать множество историй о своей жизни.
   Когда вы бываете в парке или в лесу, послушайте, как шелестят листья, понаблюдайте, как склоняются ветви и качается ствол. Попробуйте ощутить свои чувства, которые вызывают у вас те или иные деревья, цветы, травы… И самое главное – ощутите движение жизни в растении, его связь с землёй и небом. Почувствуйте это движение своими ладошками, раскрытыми навстречу дереву, или даже всем своим телом.
   У деревьев долгая жизнь. Некоторые из них живут даже дольше человека. А вот травы и цветы – всего лишь месяцы, а то и дни. Но тем не менее все растения выполняют свою задачу на Земле. Каждая жизнь по-своему ценна и необходима, поэтому будьте всегда внимательны и бережны по отношению к растениям. Природа бескорыстно дарит нам возможность дышать, ощущать и радоваться жизни.

   8. Животный мир
   Нравится ли вам бывать в зоопарке? Наверняка вы наблюдали за животными и следили за их повадками. Кто-то из вас знает множество историй и анекдотов, связанных с жизнью животных, а у кого-то дома, возможно, живут собака или кошка, попугай или хомячок, а может и все вместе. Давайте расскажем друг другу, какие забавные зверюшки живут рядом с нами. Они могут развеселить вас, когда хочется плакать; выслушать и сохранить тайну; составить компанию на прогулке и в играх; резвиться до самозабвения и даже защитить вас. Хорошо, когда есть такие весёлые и преданные друзья!
   А что вы чувствуете, когда ваш друг заболел или случайно поранился? Канарейка вдруг перестала петь, а собака уже не встречает у порога, радостно виляя хвостиком… Становится грустно, и вам хочется помочь своему другу, избавить его от боли и страданий. Вы чувствуете, что это маленькое существо стало для вас близким и родным, как и другие члены семьи.
   Думаю, некоторым из вас приходилось наблюдать, когда мальчишки издевались над животными (гонялись за кошками, стреляли в голубей). А ведь многие из них тоже имеют дома своих зверюшек. И что же получается – своим они не причиняют зла, а чужим и бездомным можно?
   Другая ситуация. В деревне живут домашние животные – корова, поросята, куры, утки и другие. Все мирно и дружно живут: корова даёт молоко, куры и утки – яйца. И вдруг их убивают. Из мяса свиней готовят котлеты, поджаривают куриные ножки и делают колбасу из внутренних органов коровы…
   На охоте охотники убивают куропаток, перепелов, лисиц, зайцев, оленей, горных коз и т. д.
   И возникает вопрос: зачем люди растят животных или охотятся на них? Для того чтобы превратить в мясо и насытить свой желудок?
   Как вы считаете, имеет ли право человек, наделённый природой разумом и силой, так поступать со своими меньшими братьями? Справедливо ли сильному убивать слабого, да ещё поедать его тело?
   Предлагаю вам поразмышлять над этим вопросом и на следующем занятии поговорить.

   9. Взаимоотношения с окружающим миром
   Человек живёт в постоянном общении с окружающим его миром. Давайте расскажем друг другу, как и с кем или чем мы общаемся. У каждого из нас есть родные люди, друзья и подруги, учителя, соседи и знакомые… И общаемся мы с ними по-разному, будь то разговор или совместные дела, прогулки, занятия спортом и т. д. С одними нам бывает приятно и радостно, а от других стараемся уйти поскорее. Почему? Потому что эти люди вызывают в нас разные чувства и эмоции (радость и уверенность, спокойствие и теплоту, нежность и заботу; и наоборот: раздражение и обиду, злость и страх, холод и дискомфорт). И всё-таки каждый человек стремится к тому, чтобы ему было хорошо, так как испытывать положительные эмоции приятней.
   А теперь вспомним, как мы общаемся с землёй, воздухом, огнём, водой и солнышком? Как мы реагируем на различные растения, деревья и цветы? Как обращаемся с предметами в своём доме?
   Кто-то из нас радуется тёплому солнышку, а кто-то возмущается, что жарко. Проливной дождь у одних вызовет восторг, а у других – раздражение. Можно отругать камень, который вдруг появился у вас на дороге, а можно обойти его, выражая уважение его силе и возрасту…
   Постепенно мы приходим к выводу, что человек, ежедневно общаясь с окружающим миром, испытывает огромную гамму чувств и эмоций, на которые сердце и тело реагируют по-разному.

   10. Моё физическое тело
   Кто знает, где у человека находится сердце? А что значит для человека сердце? Сердце – это жизнь. Оно трудится день и ночь без передышки. Что делаете вы для того, чтобы ему помочь? Кто из вас делает по утрам физические упражнения, чтобы сердце получило заряд бодрости на целый день?
   С каждым ударом сердца кровь по большим и маленьким сосудам разносится по всему телу. В каждый уголок нашего организма, в каждый пальчик и каждую клеточку бегут ручейки тепла, любви и жизни. Наше сердце подобно солнышку, которое светит всем, любит всех и всем дарит жизнь.
   А жизнь течёт своим чередом. Человек воспринимает окружающий мир через кожу (тепло, холод, давление и т. д.). Кожа определяет форму нашего тела, защищает его и поддерживает постоянную температуру.
   Волосы человека – это тоже часть его восприятия. Посмотрите на свои ладошки, что вам напоминают пальцы? Это своеобразные каналы осязания, посредством которых мы можем определить форму предметов, их температуру, свойства и качества.
   Посмотрите на ноги, потрогайте их пальцы; подумайте и скажите, какую функцию они выполняют. Не правда ли, пальчики на ногах напоминают корни, благодаря которым тело устойчиво держится на земле?
   Наши глаза передают телу восприятие цвета, формы, качества и т. д.; уши – голоса и звуки окружающего мира; нос – запахи и ароматы; вкусовые рецепторы – температуру и вкус.
   А теперь скажите, можно ли по внешнему виду человека определить, каков он и какой образ жизни ведёт? Лёгкая, подвижная походка, стройная и подтянутая фигура могут свидетельствовать о том, что человек занимается спортом и ведёт подвижный образ жизни. Напротив, ленивая походка и фигура с животиком указывают, что её обладатель любит полежать на диване. Жизнерадостного человека мы всегда узнаём по его весёлым глазам и улыбке, а хмурого – по опущенным уголкам рта. Чистые волосы и аромат свежести отличают аккуратных.
   Каждый человек несёт в себе и излучает в окружающий мир то или иное состояние, отражающее его образ жизни. Вывод напрашивается сам собой: необходимо содержать своё тело в чистоте, заниматься физическими упражнениями, следить за своими мыслями, словами, выражением лица… И тогда вокруг вас всегда будут радость, чистота и здоровье.

   11. Эмоции
   Попробуйте нарисовать ваше сегодняшнее настроение. Какими красками вы изобразите радость и спокойствие? А быть может, кому-то было сегодня немножко грустно? Как это можно было бы изобразить на бумаге? Или, быть может, кто-нибудь напишет о своём настроении маленькое стихотворение, буквально две строчки, как Незнайка писал: «Я – поэт, зовусь Незнайка! От меня вам балалайка!»
Чтение онлайн



1 2 3 [4] 5

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация