А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Основы изобразительного искусства" (страница 1)

   Р. И. Федотова
   Основы изобразительного искусства

   Корпорация «Развитие и Совершенствование»
   Методическое пособие для преподавателей и учащихся здорового образа жизни

   Разработчики:
   1. Корпорация «Развитие и Совершенствование».
   2. Центр психофизического совершенствования «Единение».

   Введение

   Существует много способов развития и совершенствования человека. Пение, танцы – любое творчество, в том числе рисование, – это целый мир для совершенствования.
   Рисование оказывает позитивное воздействие на душевное состояние человека. Психика становится более устойчивой, увеличивается способность к образному мышлению и восприятию действительности. Открывается видение гармонии и красоты природы, развиваются способности объёмного представления, воображения.
   На занятиях по рисованию преподаватель учит занимающихся освобождаться от психических проблем и понимать через рисунок язык собственного подсознания, правильно воспринимать произведения искусства, картины и пейзажи.

   О программе
   Программа рассчитана на 24 занятия, 24 академических часа.

   Цели и задачи программы
   • Подготовка преподавателей по курсу «Основы изобразительного искусства».
   • Овладение начальными основами изобразительного искусства и приёмами гармонизации психики человека с помощью изобразительного искусства.

   Учебный план

   Занятие 1
   1. Материалы и инструменты для рисования (теория).
   2. Карандаш. Техника работы карандашом. Рисунок «Горящая свеча» (практика).

   Занятие 2
   1. Понятие перспективы (теория).
   2. Карандаш. Перспективное построение геометрических фигур. Конус, цилиндр, пирамида, куб (практика).

   Занятие 3
   1. Светотень в геометрических фигурах (теория).
   2. Карандаш. Цилиндр, шар (практика).

   Занятие 4
   1. Светотень в натюрморте (теория).
   2. Карандаш. Фрукты, кружка, кувшин (практика).

   Занятие 5
   1. Пейзаж. Элементы пейзажа (теория).
   2. Карандаш. Деревья, кусты, цветы (практика).

   Занятие 6
   1. Пейзаж. Элементы пейзажа (теория).
   2. Карандаш. Река, вода и отражение в ней, горы вдали, лес вдали, облака (практика).

   Занятие 7
   1. Пейзаж. Элементы пейзажа (теория).
   2. Карандаш. Деревья и кусты с листвой, светотень (практика).

   Занятие 8
   1. Пейзаж. Перспективное построение (теория).
   2. Карандаш. Передний, средний, дальний планы. Реки и другие водоёмы (практика).

   Занятие 9
   1. Пейзаж. Перспективное построение (теория).
   2. Карандаш. Перспективное построение деревьев, дороги, высокого берега реки. Дом на линии горизонта, дом ниже линии горизонта (практика).

   Занятие 10
   1. Цветы. Построение цветов и листьев в объёме и пространстве (теория).
   2. Карандаш. Ромашка, роза, разные листья (практика).

   Занятие 11
   1. Цветы. Построение цветов и листьев в объёме и пространстве (теория).
   2. Карандаш. Кувшинка на воде. Ветка рябины, ягоды, листья (практика).

   Занятие 12
   1. Фигура человека. Детали (теория).
   2. Карандаш. Голова: глаза, нос, рот, лицо (практика).

   Занятие 13
   1. Фигура человека. Детали (теория).
   2. Карандаш. Рука, нога в разных ракурсах (практика).

   Занятие 14
   1. Фигура человека (теория).
   2. Карандаш. Фигура человека анфас (практика).

   Занятие 15
   1. Фигура человека (теория).
   2. Карандаш. Фигура человека в профиль (практика).

   Занятие 16
   1. Наброски фигуры человека (теория).
   2. Карандаш. Наброски фигуры человека сидя, стоя, в разных ракурсах (практика).

   Занятие 17
   1. Наброски фигуры человека (теория).
   2. Карандаш. Наброски фигуры человека сидя, стоя, в разных ракурсах (практика).

   Занятие 18
   1. Акварельные техники. Гризайль (теория).
   2. Акварель. Натюрморт (практика).

   Занятие 19
   1. Акварельные техники. «По мокрому» (теория).
   2. Акварель. Пейзаж (практика).

   Занятие 20
   1. Акварельные техники. «А-ля прима» (теория).
   2. Акварель. Цветы (практика).

   Занятие 21
   1. Передача человеческих эмоций через рисунок (теория и практика).

   Занятие 22
   1. Светотень в цвете. Объём в цвете (теория).
   2. Акварель. Портрет (практика).

   Занятие 23
   1. Акварель. Мой сказочный образ (практика).

   Занятие 24
   1. Акварель. Свободная тема. Образ или стилизованное изображение Солнца – Ра (практика).

   1. Материалы и инструменты для рисования

   Наброски карандашом
   Карандаши выпускаются различной степени твёрдости, обозначаемой буквами М или В (мягкий), Т или Н (твёрдый) и F (средний) и цифрами перед ними, показывающими степень твёрдости. Карандаш для наброска подбирайте по типу бумаги.
   Для набросков пригодна любая бумага – как белая, так и окрашенная в различные тона. Если бумага тонкая и рыхлая, выбирайте карандаш помягче. Для длительных рисунков необходима бумага не слишком гладкая, плотная и прочная, способная выдержать сильные нажимы карандаша, поправки и стирания резинкой.

   Набросок, предназначенный для акварели, имеет свои особенности:
   • карандаш не должен просвечивать сквозь слой краски, поэтому линии делайте бледными и лаконичными;
   • рисунок должен быть точным и выразительным, тогда вы уверенно будете работать цветом;
   • учитесь наносить рисунок безошибочно, без употребления даже мягкой резинки (она может нарушить верхний слой бумаги, так что краски будут ложиться неровно, жухнуть);
   • закончив подготовительный рисунок, слегка промойте бумагу чистой водой. Это освободит поверхность листа от лишнего графитного порошка и возможного загрязнения.

   Акварель
   Для того чтобы заниматься акварельной живописью, необходимо иметь:
   • набор красок;
   • набор кистей;
   • палитру;
   • бумагу для акварели.
   Рисовальные принадлежности надо правильно подобрать и аккуратно хранить, тогда они послужат вам долгое время.

   Краски. Хорошие краски являются первым условием успешных занятий.
   Основное требование к краскам – однородность красящего пигмента. Если краска остаётся на бумаге в виде большого количества песчинок, то лучше ею не пользоваться. Высококачественные краски быстро разводятся водой и имеют однородный цвет, так как для их создания используются и качественные пигменты.
   Большое количество красок не нужно, чтобы не путаться в их сочетаниях. Достаточно иметь 6-12 красок, например: голубая, кадмий жёлтый, красный и оранжевый, охра, умбра, изумрудно-зелёная, нейтральная чёрная. Можно подобрать и использовать при случае несколько приятных глазу сочетаний зелёных и коричневых тонов, синих и оранжевых и т. д.

   Кисти. Удобно иметь разные кисти.
   Большая плоская кисть — чтобы покрывать бумагу водой, одновременно смывая пыль. Эта кисть достаточно мягкая, из белки или козы.
   Большая круглая кисть (№ 6–8), основной инструмент живописи акварелью, из белки или колонка. Их ворс набирает достаточное количество влаги, отличается мягкостью и позволяет наносить сочные мазки. Ею можно не только наносить большие объёмы краски, но и рисовать кончиком кисти.
   Для проработки деталей можно использовать маленькие круглые кисти из белки или колонка.

   Правила хранения и ухода за кистями:
   храните кисти в вертикальном положении ворсом вверх;
   • промывайте кисть всякий раз при смене цвета, тогда краски сохранятся чистыми и прозрачными;
   • закончив рисовать, промойте и аккуратно протрите кисти.

   Палитра. Бумажная палитра – самая удобная для акварельной живописи. Цвет палитры должен совпадать с цветом бумаги, на которой вы рисуете. Можно пользоваться пластмассовыми палитрами, которые обычно продаются в коробке вместе с красками.

   Бумага для акварели должна быть:
   • белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым образом;
   • с зернистой поверхностью, напоминающей поверхность холста. Зернистая поверхность дает возможность краскам закрепиться прочными и ровными прозрачными наслоениями. Такая поверхность долго держит влагу в порах бумаги. Акварель ляжет очень хорошо, если перед работой вы промоете бумагу чистой водой, используя толстую мягкую кисть или губку. Бумага с гладкой глянцевой поверхностью для акварели не подходит, так как краски по ней скользят, собираются капельками, как на промасленной бумаге;
   • достаточно толстой. Тонкая писчая бумага быстро впитывает воду и портится, теряя форму, а краски на ней бледнеют.

   2. Упражнения с карандашом

   Чтобы научиться свободно владеть кистью и карандашом, нужно тренировать руку и глазомер. Карандаш держите свободно, не зажимая его, и рисуйте линии, едва касаясь карандашом бумаги.
   Линия, или черта, проведённая на листе, является одним из основных элементов рисунка. В зависимости от назначения она может иметь различный характер и выражать разные свойства и черты предмета или явления, а также решать пластические и пространственные задачи.
   Вспомогательная линия, или линия построения рисунка, может быть плоской и однообразной. Она определяет размещение рисунка на листе бумаги, передаёт основные пропорции и обозначает общий контур, абрис натуры.
   Линия, несущая информацию о форме предмета и его пространственном положении, то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, сливаясь с окружающей средой, то появляется вновь и звучит с новой силой.
   Линия в рисунке – итог работы над формой. Важно изначально уяснить различие между плоскостной и пространственной линиями.

   3. Основные понятия перспективы

   Понятие перспективы основывается на том явлении, что удалённые предметы кажутся меньше по размерам, чем это есть на самом деле.
   Прежде всего надо определиться, что мы подразумеваем под словом «горизонт». Применительно к перспективе истинный горизонт – это просто горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз. В море или степи эта линия и есть горизонт. В иных случаях истинный горизонт может заслоняться холмами, деревьями или зданиями, поэтому его приходится вычислять (рис. 3.1).
   Рис. 3.1

   Здесь линия горизонта определяется по линии моря. Не будь моря, мы определяли бы линию горизонта по воображаемой линии, находящейся на уровне глаз наблюдателя (изображена пунктиром). Положение линии горизонта всегда связано с уровнем обзора наблюдателя. Определившись с линией горизонта на бумаге, вы должны помнить, что все объекты над ней расположены выше уровня глаз наблюдателя, а все объекты или предметы под ней, соответственно, ниже.
   На рис. 3.2 изображён ряд вертикальных столбов, все в одну линию и одинаковой высоты. Размеры столбов становятся всё меньше и меньше, пока в какой-то точке совершенно не сходят на нет. Эту точку так и называют точкой схода (ТС). Если столбы находятся на ровной поверхности, ТС попадает точно на линию горизонта.
   Рис. 3.2

   На рис. 3.3 показано, что случится, если мы проведём одну линию по вершинам столбов, а другую по точкам, где эти столбы касаются земли. Обе линии (линии схода) соединятся строго в точке схода.
   Рис. 3.3

   На рис. 3.4 наглядно показано, как можно рассчитать, через какие всё уменьшающиеся промежутки следует рисовать столбы, полагая, конечно, что все они находятся на равном расстоянии друг от друга. Высота каждого столба делится пополам, и через все срединные точки проводится прямая линия. Из верхней точки первого столба проводится линия через середину второго столба. Пересечение этой линии с нижней линией схода даст нижнюю точку уже третьего столба, а значит, и интервал между ними.
   Рис. 3.4

   До сих пор мы имели дело лишь с одной точкой схода.
   На рис. 3.5 изображено прямоугольное строение. Каждая из его сторон подчиняется тем же законам перспективы, но верхние и нижние линии стремятся к разным точкам схода. Данный способ позволяет правильно рисовать любой прямоугольный объект. При этом, если ваше строение изображено правильно, то обе точки схода будут находиться точно на линии горизонта и все верхние линии будут под углом вниз, а все нижние под углом вверх.
   Рис. 3.5

   Конечно, большинство зданий имеют более сложные очертания, но следует помнить, что любое, сколь угодно замысловатое строение, можно разложить на простые прямоугольные формы и работать с каждой отдельно.
   Рис. 3.6

   На рис. 3.6 показан вид на объект, который располагается выше линии горизонта, и вид на объект, располагающийся ниже уровня глаз наблюдателя.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация