А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет" (страница 4)

   Тема «Богородские деревянные игрушки»

   Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Рассказать детям о происхождении данного промысла (с. Богородское близ города Сергиев Посад Московской области). Показать особенности художественной резьбы по дереву богородских мастеров. Рассказать, что материалом для изготовления богородских деревянных игрушек служит мягкая древесина осины, ольхи и липы. Показать взаимосвязь изделий народных мастеров с творчеством известных русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова (композиции выполняются по произведениям этих писателей). Показать взаимосвязь устного фольклора и изделий народных мастеров. Учить детей видеть особенности данного промысла (игрушки, выполненные из дерева, обычно не окрашиваются; примечательным изделием богородских умельцев является движущаяся игрушка: «Кузнецы-молотобойцы», «Медведь и крестьянин», «Клюющие куры» и т. д.). Формировать желание создавать похожие игрушки из глины и пластилина. Учить передавать несложный сюжет игрушки в рисунке.

   Тема «Сергиевопосадские матрешки»

   Программное содержание. Продолжать знакомить детей с разнообразием русской матрешки. Показать и учить выделять характерные особенности загорской (сергиевопосадской) матрешки (образ русской девушки, изображенной то в цветастом платке и сарафане, то с букетом цветов, то в полушубке и шали с кистями; наиболее распространены шести-, восьми-, двенадцатиместные матрешки; характерно сочетание четкого рисунка, нанесенного способом выжигания, с яркой окраской узоров и природным золотистым цветом древесины в фоне) в сравнении с семеновской и полхов-майданской матрешкой. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – матрешке. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Учить украшать бумажный силуэт матрешки.

   Тема «Лаки Федоскина»

   Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Рассказать о происхождении данного промысла (с. Федоскино Московской области). Познакомить с произведениями федоскинских мастеров (шкатулки, браслеты, кулоны, броши и т. д.). Показать детям особенности выполнения федоскинских изделий (миниатюра выполняется масляными красками и покрывается сверху лаком). Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважение к труду народных умельцев; эстетическое отношение к окружающей действительности. Формировать умение украшать броши, кулоны и браслеты, выполненные из картона в стиле федоскинской лаковой миниатюры.

   Тема «Хотьковская резьба»
   (Абрамцево-Кудринская резьба)

   Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Рассказать о происхождении данного промысла (с. Хотьково Московской области). Показать детям особенности художественной резьбы по кости хотьковских мастеров. Формировать интерес к искусству народных мастеров. Формировать эстетическое отношение к изделиям хотьковских мастеров. Показать многообразие изделий: шкатулки, декоративные тарелки и декоративные композиции.

   Тематический план работы с детьми 6–7 лет

   Примерные конспекты занятий с детьми 5–6 лет

   Тема 1. Знакомство с работой студии

Занятия 1–2. Знакомимся с работой студии изобразительного искусства
   Программное содержание. Познакомить детей с особенностями работы студии изобразительного искусства. Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.
   Материалы. Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставки под кисти и карандаши.
Ход занятия
   1-й этап
   Педагог знакомит детей с особенностями работы в изостудии. Показывает, как правильно нужно раскладывать материал для рисования на столе и мольберте.
   Знакомит детей с правилами рисования карандашом. Карандаш нужно держать тремя пальцами – большим и средним, придерживая сверху указательным, не слишком близко к отточенному концу. При рисовании линий сверху вниз рука с карандашом идет сбоку от линии, а при закрашивании слева направо – под линией. Изображение линий не закрывается рукой, и они получаются прямыми. Линию нужно рисовать, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной.
   Предметы треугольной, прямоугольной и квадратной формы рисуют с остановками на углах, чтобы облегчить переход к новому положению руки. Предметы округлой формы рисуют одним движением, без остановки.
   Закрашивают рисунок безотрывным движением карандаша туда и обратно. Закрашивая рисунок, штрихи кладут в одном направлении – сверху вниз, слева направо и по косой. Закрашивают рисунок, не заходя за контур нарисованного предмета, без просветов. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: сильнее – чтобы закрасить ярче, слабее – чтобы закрасить светлее.
   Педагог предлагает детям раскрасить круги цветными карандашами. Во время работы он следит за тем, чтобы дети правильно держали карандаши.
   Вопросы к детям. Какой цвет получится, если смешать синий и желтый цвета? Какой цвет получится, если смешать красный и желтый цвета? Какой цвет получится, если смешать синий и красный цвета?
   По окончании работы педагог учит детей приводить в порядок рабочее место.

   2-й этап
   Педагог рассказывает детям правила рисования красками. Кисть нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным) за наконечник. При рисовании различных линий кисть ведут по ворсу, рука с кистью при этом движется впереди линии. При рисовании широких линий кисть опирается на весь ворс и наконечник держится наклонно к бумаге. Для того чтобы нарисовать тонкую линию, кисть держат наконечником вверх и касаются бумаги ее концом. Линию нужно вести не останавливаясь, иначе она может получиться неровной.
   Закрашивая рисунок кистью, линии накладывают рядом и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не как карандашом – туда и обратно). Каждую линию при рисовании и закрашивании проводят только один раз.
   Затем педагог предлагает детям нарисовать радугу; рассказывает, что цвета радуги должны распределяться в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Для того чтобы было легче запомнить порядок цветов, нужно заучить такую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Затем нужно выделить в словах первые буквы, они будут соответствовать начальным буквам названий цветов радуги. Все цвета делятся на теплые и холодные. Теплые цвета напоминают нам лето: желтый, оранжевый, красный. Холодные цвета напоминают зиму: зеленый, синий, голубой и фиолетовый. В радуге сначала располагаются теплые цвета, а затем холодные.
   Педагог предлагает детям нарисовать радугу-дугу и назвать последовательность расположения цветов. В конце занятия педагог обращает внимание на то, чтобы рабочее место каждого ребенка было в порядке: «Кончил дело – гуляй смело!».
Литература по теме «Знакомство с работой студии»
   Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1982.
   Мосин И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… – Екатеринбург: У – Фактория, 1996.

   Тема 2. Народное искусство

Занятия 3–4. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством
   Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
   Материалы. Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки; городецкие, гжельские и хохломские изделия. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Выложи узор из геометрических форм», «Третий лишний», «Цветные капельки». Аудиокассеты с записью русских народных мелодий.
Ход занятия
   1-й этап
   Педагог организовывает с детьми экскурсию в музей декоративно-прикладных изделий или на выставку изделий народных промыслов. Педагог предлагает детям рассмотреть изделия и рассказать о тех, которые им понравились (нужно дать детям возможность подержать в руках изделия народных мастеров). Педагог рассказывает о том, для чего нужны такие изделия и как с ними обращаться; вместе с детьми вспоминает пословицы и поговорки о труде.
   2-й этап
   Педагог предлагает детям поиграть в дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами.
Игра «Выложи узор из геометрических форм»
   Цель: учить детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических фигур.
   Ход игры. Ребенку предлагается набор растительных и геометрических фигур. Нужно выбрать геометрические элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты полотенца, дорожки, закладки).
Игра «Третий лишний»
   Цель: учить детей выделять из трех глиняных игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.
   Ход игры. Детям предлагается поочередно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки и одна филимоновская; две филимоновские игрушки и одна каргопольская; две каргопольские игрушки и одна дымковская. Ребенок должен сказать, какие две игрушки принадлежат одному промыслу, а какая игрушка лишняя. Попросите ребенка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки – дымковская, филимоновская и каргопольская.
Игра «Цветные капельки»
   Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи (гжельской, городецкой и хохломской).
   Ход игры. Перед детьми выставлены гжельские, городецкие и хохломские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочередно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в гжельскую, Городецкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка дается за правильный ответ).
   По окончании игр педагог предлагает детям рассмотреть выставку изделий народного декоративно-прикладного искусства. Педагог учит детей осторожно обращаться с изделиями, после чего детям разрешается взять предметы в руки и рассмотреть более внимательно. В это время тихо звучит народная музыка.
Чтение онлайн



1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация