А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет" (страница 12)

   Тема 4. Голубая Гжель

Занятие 17–18. Ознакомление с гжельской керамикой
   Программное содержание. Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать эстетический вкус.
   Материалы. Выставка изделий гжельских мастеров «Эта звонкая сказка – Гжель». Магнитофон, аудиокассета с записью народных мелодий.
Ход занятия
   1-й этап
   Педагог предлагает детям вспомнить, какие изделия они знают, и приглашает их в повое увлекательное путешествие в Страну синей гжели. Можно рассказать о гжельском промысле или прочитать рассказ Н. С. Сурьяниновой «Синие цветы гжели»: «Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, – называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.
   И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
   За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
   Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
   Но белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
   Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись!
   Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. 'Го цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.
   Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.
   Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
   Гжельские мастера – большие фантазеры. Одни чашки – стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
   При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!
   А этот совсем необычный, невиданный. Его словно составили из двух чайников.
   Фарфоровая масленка "Рыба-кит"… На спине кита вылеплен сказочный город с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаз рыбы – точно роза. Сидит девушка на тракторе. Положила руку на руль, подбоченилась. Гордится своей работой.
   Занятно сделан петух с пышным хвостом, задира-кошка, выгнувшая спину, и гордый конь.
   Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!
   А эта скульптурка – "Чаепитие". Уютно устроились у самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к их беседе.
   Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а по другой важно разгуливает сказочная синяя птица.
   Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами. На самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: "Спать пора!"».
   После чтения книги педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации.
   2-й этап
   Педагог приглашает детей посетить выставку «Эта звонкая сказка – Гжель». Звучит народная музыка. Педагог рассказывает: «Сказки… Они бывают разные: веселые, грустные, оптимистические и не очень, но всегда поучительные и добрые. Искусство мастеров Гжели – словно звонкая сказка, она отражает характер русской души. Здесь можно увидеть Кощея Бессмертного, Ивана-царевича, Конька-Горбунка и других сказочных героев».
   Детям предлагается внимательно рассмотреть выставку, а затем – ответить на вопросы: почему данный промысел называется гжельским? Из чего мастера делают гжельские изделия? Какие элементы гжельской росписи можно выделить? Какие изделия тебе поправились и почему? Как ты думаешь, для чего нужны гжельские изделия?
Занятия 19-20-21-22. Рисование элементов гжельской росписи
   Программное содержание. Расширять знания детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
   Материалы. Выставка городецких, дымковских, филимоновских и гжельских изделий. Гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки, палитра. Рисунок: гжельская ваза для цветов.
Ход занятия
   1-й этап
   Перед детьми выставка изделий народного искусства. Педагог загадывает загадку:

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая…

   (Гжель)
   Педагог предлагает детям найти на выставке изделия из Гжели, затем спрашивает: как вы догадались, что это гжельские изделия? Какие цвета используются для росписи изделий художниками Гжели? Какие элементы гжельской росписи вы можете выделить?
   Педагог рассказывает: «Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенность и цельность. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Кистью художник работает легко, разный нажим на кисть дает возможность оттенить синий цвет. Художник наносит рисунок сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом».
   Педагог показывает последовательность выполнения элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюров, капелек и роз. Показывает способ смешивания синей краски и белил для получения нужного оттенка; способ рисования прямых линий различной толщины. Педагог предлагает детям нарисовать в полосе орнамент из точек и прямых линий.
   2-й этап
   Педагог показывает способ рисования бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, прямых и волнистых линий. Предлагает нарисовать кистью бордюр для гжельской вазы.
   3-й этап
   Педагог показывает способ рисования капельки. Показывает, как с помощью капельки можно нарисовать листик, цветок, узор. Дети самостоятельно придумывают различные узоры с капелькой и продолжают украшать гжельскую вазу. В конце занятия педагог организует выставку работ.
   4-й этап
   Педагог показывает детям на гжельских изделиях розу и рассказывает: «Синяя роза – один из главных мотивов гжельской росписи. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать лист бумаги так, чтобы удобно было наносить мазки».
   Педагог показывает детям особенности рисования мазка с тенями и способ рисования кистью гжельской розы. После этого предлагает детям нарисовать сначала мазок с тенями, а затем – гжельскую розу. Гжельские цветы, изображенные детьми, помещают в нарисованную гжельскую вазу.
Занятия 23-24-25. Лепка и роспись гжельских изделий
   Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Показать способ лепки скульптур малых форм. Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами. Формировать эстетическое отношение к народной игрушке. Развивать творчество и фантазию.
   Материалы. Гжельские игрушки – скульптуры малых форм. Глина, подставки, стеки, гуашь, краски, палитра, кисти, баночки для воды и салфетки.
Ход занятия
   1-й этап
   Педагог вместе с детьми рассматривает выставку гжельских игрушек; обращает их внимание на глиняные скульптуры малых форм: котика, собачку, козлика, мишку и предлагает выбрать наиболее понравившуюся игрушку в качестве образца для лепки. Педагог уточняет последовательность и способ лепки игрушек, по мере необходимости оказывает детям помощь.
   2-й этап
   После того как изделие просохнет, педагог предлагает детям покрыть его белой гуашью.
   3-й этап
   Педагог предлагает детям придумать гжельский узор и расписать игрушки. В случае затруднения дети могут воспользоваться подлинными образцами гжельских игрушек. По окончании работы педагог организует выставку работ. Дети любуются вылепленными и расписанными игрушками.
Литература по теме «Голубая Гжель»
   Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
   Логинов В. М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М.: Сварог, 1994.
   Сурьянинова Н.С. Синие цветы Гжели. Книжка-картинка. – М.: Малыш, 1986.

   Тема 5. Русские народные игры

Занятия 26–27. Русские народные подвижные игры
   Программное содержание. Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями. Показать особенности проведения русских народных подвижных игр. Формировать умение самостоятельно играть в народные игры, используя считалки и сговорки. Воспитывать желание отражать в рисунках впечатления о проведении народных игр. Формировать умение работать парами. Развивать нравственные чувства в процессе ознакомления с народными играми.
   Материалы. Атрибуты к подвижным играм. Иллюстрированные детские книги считалок и скороговорок. Бумага – 1/2 листа ватмана, гуашь, акварельные краски, баночки с водой, палитры, карандаши, кисти разных размеров, салфетки.
Ход занятия
   1-й этап
   Педагог спрашивает у детей, в какие подвижные игры они особенно любят играть, а затем рассказывает: «Все дети очень любят играть в веселые подвижные игры: "Пятнашки", "Ловишки", "Горелки", "Жмурки", "Городки", "Гуси-лебеди", "Кошки-мышки", "Щука и караси" и другие. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице за околицей, водили хороводы, пели песни; без устали бегали, играя в горелки, салочки; состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; катались по деревням на лошадях с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. В любой русской игре обязательно есть водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки:

Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.


Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окнами стоит,
На весь двор кричит.
Кто услышит,
Тот бежит.


Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз-два-три-четыре-пять!
Погляди на небо,
Звезды горят,
Журавли кричат:
– Гу-гу! Убегу!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь.


По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком.
Заинька, не беги —
Вот тебе сапоги,
Bo r тебе поясок,
Не спеши в лесок.
Иди к нам в хоровод
Веселить народ.


Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели
И тебе водить велели.


Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Запенила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он.
Выходи скорее вон!


Колокольчик нам поет
Звонким, тонким голоском:
Динь-бом, динь-бом!
Выходи из круга вон!

   Педагог предлагает детям поиграть в русскую подвижную игру (на выбор). С помощью считалки дети выбирают водящего.

   Платок
   Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет платок на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить платок ему на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим становится игрок с платком. Он идет по кругу, кладет кому-либо платок на плечо, игра продолжается.

   Правила
   Дети не должны перебегать через круг. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

   Кошка и мышка
   Перед началом игры играющие выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают перед ней входы. Она старается подлезть под «ворота», играющие приседают и не пропускают ее в круг. Когда наконец кошка проберется в круг, дети сразу же открывают «ворота» и мышка выбегает из круга, а кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они обе встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.

   Правила
   Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом. Играющие открывают «ворота» только для мышки.

   Лошадки
   Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий но ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» – кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найди своего кучера!» – они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке меняется кучер.

   Правила
   Лошадки должны точно выполнять все команды. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф – к его вожжам привязывают синюю ленточку.

   Жмурки на местах
   Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие спрашивают его: «Где стоишь?» – «На мосту». – «Что продаешь?» – «Квас». – «Ищи три года нас!» После этих слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки. Найденный игрок становится жмуркой только тогда, когда водящий узнает его и назовет по имени.
   2-й этап
   Педагог предлагает детям проиллюстрировать считалку или подвижную игру (по выбору), работая парами. Дети самостоятельно договариваются и выбирают материал для изображения. По окончании работы все вместе рассматривают рисунки. Педагог предлагает узнать и назвать изображенную игру или считалку.
Литература по теме «Русские народные подвижные игры»
   Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателя дет. сада/Под ред. Л. В. Руссковой – М.: Просвещение, 1986.
   Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация