А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие" (страница 1)

   Валентина Николаевна Дегтева
   Оригами с детьми 3–7 лет: Методическое пособие

   От автора

   Над методическим пособием работали:
   1. Дегтева Валентина Николаевна – воспитатель, преподаватель изобразительного искусства и художественного труда, мастер оригами г. Озерска, автор программы.
   2. Скрябина Ирина Борисовна – заведующая МДОУ № 38 г. Озерска.
   3. Дегтева Татьяна Александровна – консультант, преподаватель художественного училища.
   4. Уксусова Наталья Сергеевна – педагог-психолог МДОУ № 38 г. Озерска.
   5. Мачинская Татьяна Васильевна – старший воспитатель МДОУ № 38 г. Озерска.
   6. Добрынина Валентина Алексеевна – музыкальный работник МДОУ № 38 г. Озерска.
   Рецензенты:
   1. Босова Светлана Михайловна – методист высшей категории ОДО г. Озерска.
   2. Пожарская Любовь Ивановна – методист высшей категории лаборатории «Искусство» ИД ПОП Р г. Челябинска.
   Методическое пособие составлено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста как практическое руководство для воспитателей, родителей, руководителей изостудий, кружков эстетического направления.
   При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Занятия оригами способствуют общему психическому развитию детей.
   За помощь в подготовке пособия автор благодарит:
   1. Скрябину Ирину Борисовну – заведующую МДОУ № 38 г. Озерска за содействие в организации педагогического процесса и внедрение в практику оригами в детском саду.
   2. Босову Светлану Михайловну – методиста ОДО г. Озерска за изучение, распространение опыта работы детского сада, аналитическую оценку работы, поддержку творческих идей всего коллектива.
   3. Дегтеву Татьяну Александровну – консультанта, преподавателя Бобровского художественного училища Свердловской области за подготовку и создание учебно-методического материала, за помощь в разработке разделов.
   4. Мачинскую Татьяну Васильевну – методиста, старшего воспитателя МДОУ № 38 г. Озерска за помощь в подготовке пособия.
   5. Уксусову Наталью Сергеевну – педагога-психолога МДОУ № 38 г. Озерска за апробацию программы на занятиях с детьми, диагностическое обследование.
   6. Добрынину Валентину Алексеевну – музыкального руководителя МДОУ № 38 г. Озерска за проведение праздников в детском саду.
   7. Литвинову Зою Сергеевну – директора дома-интерната для детей с дефектами физического и умственного развития г. Озерска за внедрение раздела оригами в учреждении.
   8. Федорович Наталью Ивановну, Пантелееву Светлану Викторовну, Ермакову Светлану Вячеславовну – воспитателей МДОУ № 38 г. Озерска за активное участие в проведении праздников, утренников; использование оригами в подвижных играх, в оформлении интерьера группы; за участие детей в заочных олимпиадах по оригами в г. Омске, в Международном проекте «Оригами – дерево мира» в г. Новороссийске.

   Предисловие

   В настоящее время вопросы развития способностей привлекают все больше внимания. Стало очевидным, что расширившееся (иногда избыточно) поле знаний, умений и навыков, которыми владеют современные дети, при обучении в школе не приносят желаемых результатов. Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к сознательному получению знаний.
   Почему именно оригами? Целесообразность введения курса обосновывается двумя обстоятельствами: во-первых, для дошкольников характерно желание творить, а также стремление к получению быстрого результата; во-вторых, оригами обладает огромным развивающим эффектом.
   Оригами оказывает большое влияние на развитие творческого воображения и восприятия.
   В самом начале работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия – осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.
   Затем ребенок встречается с бумагой – включается тактильное восприятие. Пальчиками он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет, реакцию на сгиб.
   Готовая фигурка – это не точная копия животного, птицы или цветка, это образ. Но ребенок понимает, что перед ним кошка, рыбка, бабочка. Оказывается, из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Дети часто разговаривают со своей фигурой, выдумывают разные истории. Они учатся не только складывать, но и сочинять.
   Занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Кроме того, оригами способствует стимуляции активности как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движением рук.
   Очень интересно и живо могут проходить традиционные оригамские вечера: встреча Нового года по восточному календарю, посвящение в оригамисты. На них дети не только демонстрируют свое мастерство, но и то, как интересно и разнообразно можно использовать обычный бумажный квадрат, создавая игрушки, подарки, маски, костюмы.
   Наблюдения за детьми, занимающимися оригами, показали, что им легче дается работа с планами и схемами на занятиях по конструированию и ориентированию в пространстве, у них лучше развит глазомер, в целом их интеллектуальные способности возрастают.
   Эта деятельность укрепляет семейные отношения. Многие мамы, папы, старшие дети посещают занятия по вечерам, образуя творческий клуб, объединенный общим интересом. На этих занятиях и взрослые, и дети могут осваивать более сложные фигурки оригами, делиться домашними наработками, обмениваться литературой по оригами, организовывать совместные выставки и праздники.
   Еще один положительный результат – развитие коммуникативных способностей детей. Например, дети, всегда отказывающиеся читать стихи в присутствии товарищей (не говоря уж о публике), начинают (пусть вместе с мамой) читать стихи, рассказывать истории о своей любимой игрушке.

   Пояснительная записка

   С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем – в окружающей природе, в звуке, в цвете.
Е.И. Рерих. Письма (т. 2, 1938).
   Особенностью данной программы «Волшебный квадрат» является ее синтетичность, которая проявляется в интегрировании нескольких видов деятельности: оригами, ИЗО, конструирование, музыкальные занятия, драматизация, выставки, игровая и спортивная деятельность, – а также в том, что при работе по программе одновременно и гармонично используются все три основные группы методов – вербальные, визуальные и практические.
   Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей. Игра – одна из основ данной программы, тот вид деятельности детей, в процессе которого они легко усваивают большой объем информации, знаний, умений и навыков, благодаря ей стимулируется развитие психических процессов, расширяются возможности самореализации детей и их адаптивность.
   Программа «Волшебный квадрат» рассчитана на обучение детей 3–7 лет навыкам оригами, она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста. Занятия по оригами проводятся один раз в неделю, наряду с другими. Продолжительность и количество занятий представлены в таблице (табл. 1).
   Программу «Волшебный квадрат» можно рассматривать как дополнительный раздел к программе дошкольного образования, а также как самостоятельную программу развития художественно-эстетических способностей дошкольников.

   Таблица 1
   Структура программы представлена в виде предметно-модульной системы обучения, способствующей повышению эффективности развития детей. Она предусматривает текущий (поурочный) контроль, рубежный контроль (в конце изученной темы или целого модуля занятий) и итоговый контроль (в конце года в виде выставок, утренников, праздников, игр, соревнований).

   Цели и задачи

   Основной целью программы «Волшебный квадрат» является развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.
   Задачи:
   1) познавательные:
   •дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами;
   • расширять кругозор детей, повышать интерес к культуре граничащих с Россией государств Юго-Восточной Азии (Япония, Китай);
   • знакомить детей с историей бумагоделания;
   • информировать детей об особенностях поведения, среде обитания живых объектов в процессе изготовления их бумажных моделей и игр с ними.
   2) обучающие:
   • развивать все виды мышления через изучение культуры, искусства, технологии;
   • учить детей читать и составлять схемы, понимать и выполнять словесные инструкции;
   • учить понимать друг друга с помощью знаковой системы;
   • развивать творческие способности, пространственно-образное мышление, фантазию;
   • привлекать к изучению математики, развивать логическое мышление, знакомить со свойствами фигур и их элементами, выполнять операции с объемными фигурами.
   3) развивающие:
   • стимулировать развитие памяти;
   • способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;
   • развивать способности к концентрации внимания;
   • развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций.
   4) воспитательные:
   • воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
   • воспитывать аккуратность и точность, способность маленькой деталью, знаком выражать глубокую мысль;
   • воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе, умение работать в коллективе.
   В основу программы «Волшебный квадрат» легли труды М. А. Гусаковой, С. И. Гудилиной, Б. М. Неменского, С. В. Соколовой, В. П. Пудовой, С. Ю. и Е. Ю. Афонькиных, М. Н. Дудиной, Ш. Амонашвили, Н. К. Рериха. Мысль Н. К. Рериха о синтетичности искусства, равноценности декоративно-прикладного искусства всем другим видам художественного творчества, в том числе и народного, красной нитью проходит через всю деятельность педагога, работающего по данной программе. Программа обращена к творческой индивидуальности воспитателя. Только умея, чувствуя, переживая, он сможет передать свои знания детям.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация