А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада" (страница 4)

   III часть. Игровое упражнение «Собери осенний букет».
   Воспитатель загадывает детям загадку:

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.

   (Осень)
   На полу «листочки» деревьев разного цвета. Воспитатель предлагает детям составить с их помощью число 6 так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды.
   Затем воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего листочков в вашем букете? Сколько листочков какого цвета? Как составили число шесть?»
   IV часть. Игровое упражнение «Поставим цифры в ряд».
   Воспитатель читает детям стихотворение. Дети показывают соответствующие карточки с цифрами и выставляют карточки на доске.

Числа выстроились в ряд,
Мы считаем все подряд:
Нос – один (Показ цифры.)
И голова – одна. (Показ цифры.)
Глаза – два (Показ цифры.)
И уха – два. (Показ цифры.)
Втроем всегда богатыри, (Показ цифры.)
И поросенка тоже три. (Показ цифры.)
Четыре в комнате угла, (Показ цифры.)
Четыре ножки у стола. (Показ цифры.)

А. Усачев
   Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько пальцев на одной руке?»
   Воспитатель показывает карточку с цифрой 5 и поясняет: «Это цифра пять, она обозначает число пять. Найдите у себя карточку с цифрой пять и обведите ее пальчиком».
   Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

   Дети по заданию воспитателя показывают «ручку» и «ножку» у цифры 5.
   Воспитатель дополняет цифровой ряд карточкой с цифрой 5. Дети называют цифры по порядку. Затем они выкладывают цифры по порядку у себя на столе, находят похожие цифры (цифры 5 и 2) и объясняют, чем они отличаются.
   Затем воспитатель предлагает детям найти на доске карточку с изображением пяти предметов (на доске карточки, на которых изображено от 1 до 5 предметов) и говорит:

Пять пальцев ровно на руке,
И пять – отметка в дневнике.

   V часть. Игровое упражнение «Назови день недели».
   Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»
   Воспитатель предлагает детям еще 2–3 аналогичных задания.

   Октябрь

Занятие 1
   Программное содержание
   • Продолжать учить составлять число 6 из единиц.
   • Познакомить с цифрой 6.
   • Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
   • Развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве.

   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Корзина, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощей (картофель, морковь, свекла, огурец, кабачок, помидор, лук, баклажан), 2 тарелки, карточки с цифрами от 1 до 5, круг, 1/4 часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева, схема «маршрута» (см. рис. 3).
   Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, белые листочки осины (или клена), вырезанные из бумаги, круги, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 6.

   Методические указания
   I часть. Игровое упражнение «Сбор урожая».
   Дети раскладывают перед собой на столе карточки с цифрами от 1 до 5 и называют их по порядку.
   Воспитатель показывает детям корзину и по очереди кладет в нее 5 овощей. Затем спрашивает: «Сколько овощей в корзине? Какой цифрой можно обозначить это число?»
   Дети показывают цифру 5.
   Воспитатель добавляет шестой овощ и предлагает сосчитать овощи в корзине. Затем спрашивает: «Какой цифрой можно обозначить число шесть? Правильно, цифрой шесть. (Показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя.) На что похожа цифра шесть?»
   Воспитатель читает стихотворение о цифре шесть:

«Шесть» похожа на замок
И крутой бараний рог,
На прыжок гимнаста «сальто»
И на завитушку альта.

А.Усачев
   Дети называют цифры по порядку и обводят цифру 6 пальчиком.
   II часть. Игровое упражнение «Раскладываем урожай».
   В корзине фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощи (картофель, морковь, свекла, лук, помидор, огурец, кабачок, баклажан).
   Воспитатель предлагает детям разложить фрукты и овощи на тарелках, затем сосчитать фрукты и обозначить их количество числом.
   Далее воспитатель просит детей составить число 6 с помощью разных овощей и ответить на вопросы: «Сколько всего овощей? Сколько каких овощей? Как составить число шесть?»
   III часть. Игровое упражнение «Разноцветные листья».
   Воспитатель дает детям задание: «Составьте число шесть с помощью карандашей разного цвета. Сколько всего карандашей? Сколько карандашей какого цвета вы взяли? Как составили число шесть?»
   Воспитатель предлагает раскрасить лист осины в любой цвет.

   Физкультминутка «Осенние листья»
   Под музыку дети с листьями в руках выполняют танцевальные движения по заданию воспитателя (кружатся, приседают, бегают). По окончании музыки они прикрепляют листья к силуэту дерева.
   IV часть. Игровое упражнение «Поможем шоферу привезти овощи и фрукты на плодоовощную базу».
   Воспитатель рассматривает с детьми схему движения машины: стрелки указывают направление движения, а цифры – остановки (см. рис. 3).
   1 – остановка «Овощное поле»;
   2 – остановка «Фруктовый сад»;
   3 – остановка «Плодоовощная база».
   Рис. 3

   Воспитатель вместе с детьми обсуждает особенности маршрута (начало и направления движения). Затем дети провозят грузовик в соответствии со схемой (на полу разложены карточки с цифрами, обозначающие остановки) и на каждой остановке загружают овощи и фрукты и отвозят их на плодоовощную базу.
   V часть. Игровое упражнение «Фруктовый пирог».
   Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (Испечь пирог.)
   Воспитатель показывает детям круглый пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает: «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: половина или целое?»
   Воспитатель просит детей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»
   Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по-другому. (Половина.) Затем просит найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.) Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом)? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?»
Занятие 2
   Программное содержание
   • Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.
   • Познакомить с цифрой 7.
   • Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
   • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.
   • Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Геометрические фигуры (все виды треугольников и четырехугольников), плоскостные изображения Незнайки, Карандаша, Знайки, Самоделкина, 2 коробки, 9 карточек с изображением разных инструментов (пила, молоток, дрель и др.), карточки с цифрами от 1 до 7.
   Раздаточный материал. Листы бумаги квадратной формы, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 7.

   Методические указания
   I часть. Игровое упражнение «Наведем порядок».
   Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на фланелеграфе, и уточняет их название. Он предлагает помочь Незнайке разложить фигуры в два ряда: в верхнем ряду – треугольники, в нижнем – четырехугольники.
   Задание выполняют два ребенка.
   По окончании работы воспитатель спрашивает у детей: «Правильно ли выполнено задание? Какие фигуры находятся в верхнем ряду и почему отобрали именно их? (Это треугольники. У них три угла и три стороны.)Какие фигуры находятся в нижнем ряду и почему отобрали именно их?» (Это четырехугольники. У них четыре угла и четыре стороны.)
   Затем дети помогают Незнайке навести порядок: разложить в 2 коробки треугольники и четырехугольники.
   II часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке разделить лист бумаги».
   У детей листы бумаги квадратной формы. Воспитатель выкладывает на фланелеграф квадрат и спрашивает: «На какую фигуру похожи листы бумаги?»
   Незнайка просит детей помочь разделить лист бумаги между ним и Карандашом на равные прямоугольники. Воспитатель уточняет, как это можно сделать. (Сложить лист бумаги пополам, совместить противоположные стороны и углы, сделать сгиб и разрезать по нему.)
   После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько частей получилось? Они одинаковые по величине? Как это проверить? (Наложением одной части на другую.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или половина? Что меньше: половина или целое? Что можно сказать о величине половины и одной второй?»
   Затем Незнайка спрашивает у детей: «Как разделить лист бумаги, если придут еще гости и нас будет четверо?»
   Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы квадратной формы. Затем уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна четвертая или целое?»
   «А как разделить лист бумаги, если придут еще гости и нас будет восемь?» – опять спрашивает Незнайка.
   Воспитатель вместе с детьми обсуждает приемы деления. Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились листы прямоугольной формы.
   После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна восьмая или целое? Что больше: одна четвертая или одна восьмая?» (В соответствии с ответом дети показывают части прямоугольника.)
   III часть. Игровое упражнение «Сколько нас?».
   Знайка вместе с Незнайкой вызывают 7 детей с разными именами. Дети называют имена. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько детей вышло к доске? Сколько каких имен вы слышали? Какое число мы составили? Как мы составили число семь? Какой цифрой можно обозначить число семь? Найдите цифру семь в цифровом ряду на доске. На что похожа цифра семь?»
   Воспитатель читает стихотворение:

«Семь» – коса, и кочерга,
И обычная нога.

А.Усачев
   Дети у себя на столах выкладывают цифровые ряды из карточек с цифрами от 1 до 7 и обводят пальчиком цифру 7.
   IV часть. Игровое упражнение «Поможем Незнайке составить число».
   На фланелеграфе 9 карточек с изображением разных инструментов.
   Незнайка просит детей помочь его другу Самоделкину составить число 8, используя разные инструменты.
   Вызванный ребенок выполняет задание. Затем воспитатель уточняет: «Сколько всего инструментов отсчитали? Сколько каких инструментов взяли? Как составили число восемь?»
   V часть. Игровое упражнение «Неделя, стройся».
   Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять со стола по одной карточке с цифрами от 1 до 7.
   Воспитатель уточняет у детей, сколько дней в неделе, просит перечислить их и по сигналу построиться в шеренгу, образуя неделю.
   Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
   Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой детей и дня недели для ее образования.
Занятие 3
   Программное содержание
   • Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.
   • Познакомить с цифрой 8.
   • Закреплять последовательное называние дней недели.
   • Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Карточки с кругами (от 1 до 8 кругов), овал, разделенный на части (см. рис. 4), 8 кругов разного цвета, 8 карточек разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 8.
   Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, карточки с кругами (от 1 до 8 кругов), овалы, разделенные на части, карточки с цифрами от 1 до 8, образец птицы из частей овала.

   Методические указания
   I часть. Игровое упражнение «Соберем цветик-семицветик». Воспитатель произносит волшебные слова из сказки «Цветик-семицветик»:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

   Воспитатель предлагает детям собрать волшебный цветок из 7 цветных карандашей так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько всего цветных карандашей вы взяли? Сколько какого цвета карандашей в вашем цветке? Как вы составили число семь?»
   II часть. Игра-эстафета «Кто быстрее доберется до домика?».
   Воспитатель раскладывает на полу 8 карточек разного цвета (они обозначают кочки) и просит детей сосчитать их: «Сколько на полу кочек? Сколько кочек какого цвета? Какое число составлено? Как составили число восемь?»
   Дети делятся на 2 команды. Воспитатель предлагает им добраться до домика по кочкам, не наступив дважды на кочку одного и того же цвета.
   Дети проверяют правильность выполнения задания.
   III часть. Игровое упражнение «Найди цифру».
   На доске цифровой ряд. Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:

Цифра «восемь» – два кольца,
Без начала и конца.

   Вызванный ребенок находит на доске цифру 8. Воспитатель уточняет у детей, на что еще она может быть похожа. Дети вместе с воспитателем прорисовывают ее в воздухе и находят у себя соответствующую карточку с цифрой 8.
   Воспитатель спрашивает у детей: «Какое число обозначает цифра восемь? Отсчитайте столько же карандашей. Сколько карандашей вы отсчитали? Почему вы отсчитали восемь карандашей?» (Цифра восемь обозначает число восемь.)
   IV часть. Игровое упражнение «Назови день недели».
   Воспитатель дает детям задания:
   – Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?
   – Мы улетаем на воздушном шаре в понедельник, а приземляемся через два дня на третий. Какой это будет день недели? (Среда.)
   – Используя карточки с кругами, составьте неделю, начиная со среды. Назовите каждый день недели.
   Последнее задание вызванный ребенок выполняет на доске.
   V часть. Дидактическая игра «Колумбово яйцо».
   Воспитатель предлагает детям рассмотреть «колумбово яйцо» на доске: сосчитать его части и составить у себя на столах картинку по образцу.
   Рис. 4
Занятие 4
   Программное содержание
   • Познакомить с составом числа 9 из единиц.
   • Познакомить с цифрой 9.
   • Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа.
   • Развивать глазомер.
   • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), карточки с цифрами от 1 до 9, 4 стула, 4 карточки с изображениями кругов разной величины.
   Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), листы бумаги, карандаши, круги разной величины (по величине соответствуют кругам на карточках из демонстрационного материала).

   Методические указания
   I часть. Дидактическая игра «Считай дальше».
   Дети стоят в кругу и называют числа по порядку от 1 до 10, передавая мяч друг другу. Последний возвращает мяч воспитателю.
   Игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.
   II часть. Игровое упражнение «Зоопарк».
   На доске карточки с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, кролика.
   Воспитатель спрашивает у детей: «Каких животных называют дикими? Каких – домашними? Давайте поселим в наш зоопарк диких животных».
   Дети отбирают карточки с изображением диких животных. Затем воспитатель уточняет: «Сколько всего животных в нашем зоопарке? Какой цифрой можно обозначить число девять? Найдите в цифровом ряду цифру девять. На что она похожа? На какую цифру похожа цифра девять? (Дети находят цифру 6 и ставят карточку рядом с цифрой 9.) Чем отличаются цифры девять и шесть?»
   Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:

Цифра «девять», иль девятка,
Цирковая акробатка,
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

   Воспитатель спрашивает: «Сколько каких животных в нашем зоопарке? Какое число вы составили? Как вы составили число девять?»
   III часть. Игровое упражнение «План зоопарка».
   Воспитатель просит детей отсчитать столько кругов разного цвета, сколько животных в зоопарке, и разложить круги на листе бумаги в ряд.
   После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько всего кругов вы взяли? Сколько кругов какого цвета? Как вы составили число девять?»
   Затем воспитатель просит детей разместить круги на территории «зоопарка» (на листах бумаги):
   – красный круг в центре листа;
   – зеленый круг в левом верхнем углу;
   – желтый круг в правом верхнем углу;
   – синий круг в нижнем правом углу;
   – голубой в левом нижнем углу;
   – два круга вверху листа;
   – два круга внизу листа.
   Дети рассказывают, где будет жить то или иное животное.
   IV часть. Игровое упражнение «Экскурсия в зоопарк». На 4 стульях разложены карточки с изображениями кругов разной ве
   личины. Воспитатель говорит детям, что это турникеты, через которые можно пройти на территорию зоопарка. Он просит детей запомнить величину кругов на турникете и найти на столе «жетоны» (круги) соответствующего размера.
   Дети проходят через турникеты, совместив «жетоны» с кругами на карточках. Затем воспитатель загадывает загадки о животных, а дети находят картинки-отгадки на доске.

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.

   (Рысь)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

   (Еж)

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

   (Волк)
Занятие 5
   Программное содержание
   • Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.
   • Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
   • Развивать понимание независимости результата счета от его направления.
   • Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.
   • Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 1 до 9, 5 карточек с цифрой 1, лента, на которой разным цветом написаны девять единиц, деревянный и металлический шарики одинакового размера, 2 банки с водой.
   Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 1 до 9, листы бумаги с изображениями трех кругов, наборы геометрических фигур (квадраты, прямоугольники и ромбы красного, зеленого и синего цветов), подносы.

   Методические указания
   I часть. Игровое упражнение «Веселый счет». Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «От одного до десяти» («Веселый счет»):

Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица,


А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:


Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.


А за двойкой – посмотри —
Выступает цифра три.


Тройка – третий из значков —
Состоит из двух крючков.


За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.


А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.


Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.


Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.


Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.


У восьмерки два кольца
Без начала и конца.


Цифра девять, иль девятка, —
Цирковая акробатка…

   Один ребенок у доски, а остальные дети на местах выкладывают карточки с соответствующими цифрами. Затем они называют цифры по порядку.
   Воспитатель уточняет: «Цифры обозначают числа. Числа нужны людям для счета предметов».
   II часть. Игровое упражнение «Составим числа».
   У детей наборы карточек с цифрами от 1 до 9.
   Воспитатель показывает детям пять карточек с цифрой 1. Он предлагает сосчитать единицы и показать соответствующую карточку с цифрой.
   Затем воспитатель спрашивает у детей: «Какое число я составила? (Пять.)Из скольких единиц я составила число пять?»
Чтение онлайн



1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация