А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада" (страница 16)


   Методические указания
   I часть. Игровое упражнение «Считай дальше».
   Дети встают в колонну. По заданию воспитателя они над головой передают мяч назад и называют числа от 1 до 20, а затем передают мяч между ногами вперед и называют числа в обратном порядке.
   II часть. Игровое упражнение «Составим задачу».
   Дети в тетрадях отсчитывают три клетки вниз от предыдущего задания.
   Воспитатель дает задание: «Красным карандашом поставьте точку и проведите отрезок длиной в три клетки. Возьмите синий карандаш и продолжите его: нарисуйте отрезок, равный семи клеткам. На какие арифметические действия может быть составлена задача?» (Сложение или вычитание.)
   Дети составляют задачи и соединяют дугами три и семь клеток в зависимости от арифметического действия.
   Воспитатель выслушивает составленные задачи и уточняет: «На какое арифметическое действие задача? Правильно ли составлена задача?»
   Дети выбирают задачу на сложение, которую будут решать, повторяют ее, определяют структуру, выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись, отвечают на вопрос задачи и обосновывают ее решение.
   Аналогично дети выбирают и решают задачу на вычитание.

   Физкультминутка
   Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие действия.

Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают кисель».)
На горушечке, (Соединяют кончики пальцев, а ладони разводят в стороны.)
Для Андрюшечки. (Кладут правую руку на грудь.)
Летел, летел соколок
Через бабушкин порог. (Скрещивают большие пальцы и делают взмахи остальными пальцами.)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил. (Несколько раз ударяют пальцами по ногам и вытягивают руки вперед.)
Вот и нету киселька (Разводят руки в стороны.)
В черепушечке (Складывают ладонь «горстью».)
У старушечки
На горушечке. (Изображают горку.)
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Качает головой влево, вправо.)
Не плачь, бабка, не рыдай! («Грозят» указательным пальцем.)
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя.
Во-о-от столько! (Правой рукой «помешивают» кисель и разводят руки в стороны.)

   III часть. Игровое упражнение «Рисуем узор для бабушкиного фартука». У детей тетради с образцами узора (см. рис. 75).
   Рис. 75

   Воспитатель предлагает детям дорисовать узор до конца строки и украсить его точками, линиями, геометрическими фигурами и т. д.
   IV часть. Игровое упражнение «Собираем коврик». У детей в конвертах разрезанные квадраты (см. рис. 76).
   Рис. 76

   Воспитатель с детьми рассматривает и определяет геометрические фигуры.
   Предлагает детям сделать для бабушки коврик квадратной формы из частей фигуры. Вызванный ребенок выкладывает его на доске.
   После выполнения задания дети рассказывают, из каких геометрических фигур они составили коврики.
Занятие 8
   Программное содержание
   • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
   • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
   • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица.
   • Развивать внимание, память, логическое мышление.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, числовая линейка на доске в клетку.
   Раздаточный материал. Простые и цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины (в пределах 20), тетради в клетку.

   Методические указания
   I часть. Игровое упражнение «Выполни задание».
   Дети встают в шеренгу и пересчитываются на первый-второй-третий. Воспитатель просит первые номера встать сзади вторых, а третьи номера – впереди вторых. После выполнения задания дети рассказывают, кто где стоит.
   Воспитатель дает детям задание: «Руки на пояс, поворот направо, руки вперед, поворот направо, руки вниз».
   Воспитатель перестраивает детей: «Вторые номера встаньте слева от первых, третьи – слева от вторых. Расскажите, кто где стоит».
   Воспитатель дает новое задание: «Присядьте, руки вытяните вперед, встаньте, руки поднимите вверх. Руки в стороны, разомкнитесь. Повернитесь кругом».
   II часть. Игровое упражнение «Составим задачу».
   Воспитатель предлагает детям решить задачу: «На птичьем дворе гуляли десять гусей и кур. Все шесть гусей отправились на пруд. Сколько кур осталось на птичьем дворе?»
   Дети определяют структуру задачи и с помощью какого арифметического действия ее можно решить.
   Воспитатель просит детей в тетрадях отсчитать от предыдущего задания вниз 4 клетки, нарисовать числовую линейку длиной в 10 клеток и дугами обозначить условие задачи: что известно, отметить красной дугой сверху линейки, что неизвестно – синей дугой внизу линейки. Вызванный ребенок выполняет задание на доске. Дети читают запись и отвечают на вопрос задачи.
   Дети повторяют задачу и выкладывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков. Вызванный ребенок выполняет запись решения задачи на доске.
   III часть. Слуховой диктант «Нарисуй отгадку».
   Воспитатель просит детей отсчитать вниз от числовой линейки 5 клеток и поставить точку, от которой они будут выполнять задание.
   – Отсчитайте четыре клетки вправо от точки и поставьте еще одну точку;
   – Отсчитайте две клетки вниз.
   – Одну клетку вправо.
   – Одну вниз.
   – Одну вправо.
   – Одну вниз.
   – Одну вправо.
   – Четыре вниз.
   – Четыре влево.
   – Одну вверх.
   – Одну вправо.
   – Две вверх.
   – Одну влево.
   – Одну вниз.
   – Одну влево.
   – Одну вверх.
   – Одну вправо.
   – Две вверх.
   – Две влево.
   – Одну вверх.
   – Две вправо.
   – Две вверх.
   – Одну вправо.
   Воспитатель предлагает детям придумать или вспомнить загадку к получившемуся рисунку (заяц; см. рис. 77).
   Рис. 77

   IV часть. Игровое упражнение «Собери шарики».
   У детей листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины (в пределах 20). Дети рассматривают шарики и выясняют, чем они отличаются (шарики разные по цвету и величине).
   Воспитатель предлагает детям обвести шарики карандашом: по 5 шариков в круге. Затем спрашивает: «Сколько кругов получилось? Сколько шариков в каждом круге? Сосчитайте шарики пятерками. (Пять, десять, пятнадцать, двадцать.)Сколько всего шариков?» (Двадцать шариков.)

   Май

   Работа по закреплению пройденного материала.

   Приложения

   Приложение I

Дополнительный материал
   Дополнительный материал позволяет расширить содержание работы с дошкольниками. Он вводится при условии прочного усвоения детьми основного материала, предусмотренного программой, а также при проявлении ими склонности к математическому стилю мышления и интереса к дальнейшему обучению.
Количество и счет
   Обучение детей счету в пределах 100 (прямой и обратный счет, счет десятками, увеличение и уменьшение чисел на 1, определение предыдущего, последующего и пропущенного числа).
   Знакомство с цифровым обозначением чисел второго десятка, с числовой лесенкой в пределах 20.
   Формирование представлений о составе чисел второго десятка (развитие умения раскладывать число на два меньших (на наглядной основе)).
   Работа с примерами в пределах 20:
   – решение примеров на сложение и вычитание;
   – сравнение выражений без вычислений, устанавливая знаки «>», «<»
   – решение примеров на сложение и вычитание с нулем;
   – решение примеров на сложение с переменой мест слагаемых. Знакомство с числовой линейкой, равной 20 клеткам.
   Упражнения в устном счете в пределах 20 (например: 3–1+2; результат каждого действия дети обозначают цифрой: 3–1=2 + 2=4).
   Если дети усвоили состав чисел из двух меньших в пределах 20, можно предлагать им решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20 по числовым линейкам.
   Знакомство с написанием цифр и развитие умения изображать их по точкам.
Величина
   Знакомство с единицами линейного измерения (сантиметр, метр).
   Формирование навыков измерения длины и умения обозначать результаты измерения в сантиметрах и метрах. Знакомство с линейкой.
   Обучение умению чертить отрезки разной длины с помощью линейки.
   Формирование представлений о единицах измерения массы (грамм, килограмм). Знакомство с гирями разного веса.
   Формирование представлений о единицах измерения объема жидкостей (литр).
   Обучение умению использовать знания о мерах измерения при составлении и решении арифметических задач.
Форма
   Формирование представлений о такой геометрической фигуре, как угол, и его видах: прямой, острый, тупой. Знакомство с приемами определения величины углов с помощью модели прямого угла.
   Знакомство с разновидностями треугольников: равносторонние, разносторонние, равнобедренные.
   Обучение умению изображать разные треугольники с помощью линейки (при заданной длине сторон).
   Развитие умения моделировать объемные геометрические фигуры из разнообразных материалов: бумаги, природного материала (шишки, желуди, семечки, камушки), счетных палочек и т. д.
Ориентировка в пространстве
   Расширение представлений о правилах поведения на улице (как переходить дорогу, как обходить трамвай, автобус, троллейбус, как входить в наземный транспорт и выходить из него (Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика-Синтез, 2008). В основе освоения этих правил лежит умение четко различать правую и левую стороны.
   Активизация в речи терминов, обозначающих положение предметов в пространстве.
   Развитие умения воспроизводить предметы в зеркальном отражении («Зеркало», «Найди отражение предмета в воде», «Фотография сверху»).
   Активизация работы по подготовке руки к письму (штриховка геометрических фигур, рисование бордюров, состоящих из волнистых непрерывных линий, цифр по точкам высотой в 2 клетки (школьные прописи), изображение округлых форм и разнообразных фигур с различным чередованием).
Ориентировка во времени
   Развитие умения определять время по часам с различными интервалами: полчаса, четверть часа и без четверти часа.
   Совершенствование представлений о цикличности временных отрезков (с использованием наглядного материала: календаря, модели дней недели), о текучести времени и его необратимости.

   Приложение II

Дидактические игры и игровые упражнения
   Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Количество и счет
   • Развитие представлений о множестве: «Составь множество», «Множество для мальчиков», «Множество для девочек», «Определи по-разному», «Составь пары», «Каких предметов больше?», «Больше – меньше», «Два множества».
   • Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 20: «Кто знает – пусть дальше считает», «Назови соседей», «Сосчитай по-разному», «Исправь ошибку», «Веселый счет», «Угадайка», «Кто быстрее посчитает?», «Помоги числам найти свое место», «Чье звено скорее соберется?», «По порядку становись», «Угадай, что изменилось», «Кто ушел и на котором месте стоял?», «Воробышки», «Поросята», «Лягушки», «Наведи порядок» (счет на слух), «Сделай столько же» (счет и воспроизведение движений).
   • Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9: «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Обозначь цифрой», «Исправь ошибку», «Найди пару», «Набери номер телефона», «Рисуем по точкам», «Засекреченные цифры».
   • Совершенствование представлений о понимании отношений между числами натурального ряда: «Назови соседей», «Какое число больше (меньше) на 1?», «Назови пропущенное число», «Назови число, большее (меньшее) на 1», «Назови предыдущее (последующее) число», «Покажи цифрой».
   • Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10: «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю 6 (7, 8 и т. д.) имен», «Составим поезд».
   • Активизация умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10: «Найди
   пару», «Ручеек», «Рассели соседей», «Строим дом», «Разложи по коробкам», «Отгадай», «Покажи цифрами», «Разложи поровну», «Составь число из двух одинаковых», «Волшебные окошки», «Составь поезд».
   • Совершенствование представлений о монетах, их наборе и размене: «Магазин», «Расскажите про покупки», «Аптека», «Поездка в транспорте», «Покупаем в киоске-автомате».
Величина
   • счетных действий по заданной мере: «Считай по-разному», «Угадай, сколько всего», «Сколько пар?», «Покупаем парами (десятками)».
   • умения делить предмет на 2–8 равных частей: «Поручение», «День рождения», «Раздели на всех», «Найди целое и его части», «Покажи и сравни (2/4, 3/4)», «Неразбериха».
   • Формирование элементарных измерительных умений: «Поручение», «Расставь мебель», «Линии в ряд», «Скалолазы», «Агроном», «Купим куклам школьную форму», «Модельеры», «Что для кого?», «Магазин одежды», «Архитектор», «Кто дальше?», «Сломанная лестница», «Повара», «Аптека», «Магазин», «Стройка», «Бензоколонка», «Приготовь столько же», «Готовим по рецепту (большой, маленький пирог)», «Что поплывет, что утонет», «Взвесь на руках», «Что тяжелее, что легче?», «Взвесь по-разному», «Дополни предложение».
Форма
   • Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения: «Геометрическое лото», «Угадай, что спрятано», «Найди по описанию», «Найди на ощупь», «Фигуры из цветной мозаики», «Что изменилось?», «Неразбериха», «Загадай фигуру», «Собери фигуру», «Портрет фигуры», «Домино», «Разложи по форме (размеру, цвету)», «Найди пару», «Разложи по коробкам», «Нарисуй по заданию», «Зеркало», «Разложи фигуры по порядку».
   • Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры: «Составь фигуру», «Чудесные превращения», «Отгадай загадку и нарисуй отгадку», «Фигуры лесовичка» (из природного материала), «Волшебная геометрия», «Составь узор», игры с палочками и конструкторами.
   • Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы: «На что похоже?», «Волшебные картинки», «Дорисуй предмет», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Найди пару», «Выложи предмет», «Волшебный круг», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Нарисуй и построй».
Ориентировка в пространстве
   • Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости: «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «Нарисуй отгадку», «Художники», «Что внутри, что снаружи?», «Левее, правее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже», зрительные и слуховые диктанты.
   • Развитие способности к пространственному моделированию: «Чье место?», «Секреты», «Водители», «Отведи товарища», «Дорога домой и дорога к школе», «Найди спрятанный предмет», «Нарисуй, как дойти», «Перейди дорогу», «Иди по правилам», «Угадай, что спрятано», «Составь карту».
Ориентировка во времени
   • Совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели, месяцы, времена года): «Неделя, стройся», «Живая неделя», «Назови соседей», «Круглый год», «Календарь года», «Подбери правильно» (лото), «Составь времена года», «Наведи порядок», «Когда это бывает?», «Машина времени», «Дополни предложение», «До и после», «Раньше – позже».
   • Развитие чувства времени: «Сделай вовремя», «Успей за 1 минуту (3, 5 минут)», «Кто быстрее соберет башню?», «Кто успеет?», «Кто раньше?».
   • Упражнение в определении и установлении времени по часам: «Который час?», «Наш день», «Проверь время», «Раньше – позже».
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация