А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада" (страница 10)

   Январь

Занятие 1
   Программное содержание
   • Учить составлять арифметические задачи на сложение.
   • Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
   • Развивать внимание, память, логическое мышление.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Ваза, 4 флажка, 3 кубика, квадраты двух цветов, 5 треугольников одного цвета, картинки со схематичным изображением детей в разных позах (5–6 шт.; см. рис. 22), 5 листов ватмана с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала), картинка с изображением кошек, расположенных в 3 ряда (см. рис. 23).
   Раздаточный материал. Треугольники двух цветов, карточки с изображением кошек (см. рис. 23), карандаши.

   Методические указания
   I часть. Игровое упражнение «Готовимся к школе».
   Воспитатель приносит конверт с заданиями учителя и предлагает детям выполнить их.
   1. Воспитатель вызывает к доске двух детей. Читает задание и просит одного ребенка поставить на стол 2 кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а другого ребенка поставить еще 1 кубик сверху.
   Затем спрашивает: «Что построили дети? Сколько кубиков поставил Саша? Сколько кубиков поставил Коля? Давайте составим задачу про то, что сделали мальчики: „Саша поставил на стол два кубика, а Коля – еще один кубик сверху. Сколько кубиков поставили дети?“ (Дети повторяют задачу.) Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить».
   Воспитатель вызывает к доске еще двоих детей. Просит их на фланелеграфе расположить столько квадратов одного цвета, сколько кубиков поставил Саша, и столько квадратов другого цвета, сколько кубиков поставил Коля. Дети пересчитывают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Саша и Коля вместе поставили три кубика».
   2. Воспитатель читает следующее задание и просит одного ребенка поставить в вазу 3 флажка, а другого – 1 флажок. Уточняет: «Сколько флажков поставила в вазу Катя? Сколько флажков поставила Лиза?»
   Дети рассказывают о действиях Кати и Лизы и называют количество поставленных флажков.
   Воспитатель поясняет задачу: «Катя поставила в вазу три флажка, а Лиза – один флажок. Это условие задачи. В задаче еще должен быть вопрос: то, что надо узнать в задаче. В нашей задаче надо узнать, сколько всего флажков дети поставили в вазу».
   Дети повторяют вопрос задачи и проговаривают задачу полностью.
   Затем воспитатель спрашивает: «Из каких частей состоит задача? Что такое „условие задачи“? Что такое „вопрос задачи“?»
   Дети повторяют задачу целиком. Воспитатель поясняет: для того чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить. Он предлагает детям отсчитать столько треугольников одного цвета, сколько флажков поставила в вазу Катя, и столько квадратов другого цвета, сколько флажков поставила в вазу Лиза. Дети считают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Четыре флажка Катя и Лиза поставили в вазу». Воспитатель уточняет структуру арифметической задачи.

   Физкультминутка «Сделай как я»
   Воспитатель показывает картинки со схематичным изображением детей в разных позах и предлагает их повторить.
   Рис. 22

   II часть. Игровое упражнение «Дорисуй предмет».
   У воспитателя листы ватмана с изображением геометрических фигур – круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Дети делятся на 5 команд.
   Воспитатель раздает командам листы ватмана и предлагает дорисовать геометрические фигуры так, чтобы получился какой-нибудь предмет. Предварительно обсуждает возможные варианты. По окончании выполнения задания дети рассказывают о нарисованном предмете и его форме. Выигрывает та команда, которая придумает самый интересный предмет.
   III часть. Игровое упражнение «Закончи ряд».
   У детей картинки с изображением кошек (см. рис. 23).
   Рис. 23

   Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунок и уточняет: «Какой формы туловище у кошек? Какой формы у них голова? Одинаковые ли хвостики у кошек? Одинаковое ли количество усов у кошек? Какой формы будет туловище и голова у кошки в последнем ряду? Сколько у нее усов? Нарисуйте эту кошку».
   После выполнения задания воспитатель показывает образец, дети сверяют с ним свои рисунки и объясняют правильность ответа.
Занятие 2
   Программное содержание
   • Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
   • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
   • Развивать внимание, память, логическое мышление.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Карточки с цифрами, 4 картонных модели монет, картинка с изображением лабиринта (см. рис. 25).
   Раздаточный материал. Наборы красных и желтых кругов, тетради в клетку с образцом рисунка (см. рис. 24), картинки с изображением лабиринтов, цветные карандаши.

   Методические указания
   Игровая ситуация: «Поможем Буратино сделать уроки».
   I часть. Воспитатель сообщает детям: «Буратино нужно решить задачи. Давайте поможем ему. Сколько частей в задаче? Как называется каждая часть?» (Условие, вопрос.)
   Буратино «читает» задачу, а ребенок на доске выкладывает соответствующее количество моделей монет: «Буратино дал коту Базилио три монеты, а лисе Алисе – одну монету. Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?»
   Воспитатель предлагает детям сначала отдельно повторить условие задачи и вопрос, а затем проговорить задачу целиком и выложить на столе соответствующее количество красных и желтых кругов.
   Воспитатель уточняет: «Сколько монет дал Буратино коту Базилио? Сколько монет он дал лисе Алисе? Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?» (Воспитатель выслушивает детей, не оценивая правильность их ответов.) Вызванный ребенок выставляет на доску карточку с цифрой, показывающей нужное количество монет, которое дал Буратино коту и лисе.
   Буратино «читает» следующую задачу. Ребенок на доске выкладывает соответствующее количество моделей-монет: «У Буратино было три монеты. Одну монету он закопал на поле чудес. (Ребенок отодвигает одну монету вправо.) Сколько монет осталось у Буратино?»
   Дети вместе с воспитателем разбирают структуру задачи (аналогично первой задаче). Дети на местах отсчитывают по 3 желтых круга и один круг отодвигают вправо.
   Затем воспитатель уточняет: «Сколько монет было у Буратино? Сколько монет он закопал на поле чудес? Сколько монет осталось у Буратино?» (Две монеты осталось у Буратино.)
   Воспитатель обобщает ответы детей.
   II часть. Воспитатель говорит детям, что еще Буратино нужно нарисовать в тетради заборчик для ограждения поля чудес (см. рис. 24).
   На доске дан образец заборчика:
   Рис. 24

   Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец: расположение линий, расстояние их друг от друга. Показывает, как правильно провести линии из верхнего правого угла в нижний левый угол клетки. Затем предлагает нарисовать заборчики.
   Воспитатель вместе с Буратино напоминает детям о правильной позе за столом (спина прямая, локти на столе, ноги вместе, карандаш смотрит в плечо), проверяет силу нажима на карандаш (пальцы не сильно нажимают на карандаш) и уточняет, что линия проводится один раз.
   После выполнения задания педагог оценивает его, и дети рисуют улыбающееся или неулыбающееся солнышко.
   Физкультминутка
   Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
   Мартышки

Мы веселые мартышки, (Улыбаются.)
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.)
Мы ногами топаем. (Топают.)
Надуваем щечки, (Надувают щеки.)
Скачем на носочке. (Подскоки на месте.)
И друг другу даже
Языки покажем. (Показывают языки.)
Дружно прыгнем к потолку. (Подпрыгивают вверх.)
Пальчик поднесем к виску. (Подносят пальчик к виску.)
Шире рот откроем, (Открывают рот.)
Гримасы все состроим. (Строят гримасы.)

   III часть. Дидактическая игра «Поросята и серый волк».
   У каждого ребенка, а также на доске картинка с изображением лабиринта (см. рис. 25).
   Рис. 25

   Воспитатель предлагает детям найти дороги к домикам поросят и провести их цветными карандашами. Вызванные дети выполняют задание на доске.
Занятие 3
   Программное содержание
   • Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
   • Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.
   • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
   • Развивать внимание, память, логическое мышление.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Ведерко с подкрашенной водой, 7 кругов голубого цвета, прозрачная емкость для воды, мерный стакан, лейка.
   Раздаточный материал. Счетные палочки двух цветов, тетради в клетку с образцом узора (см. рис. 26), карандаши, картинки с изображением детей, занимающихся различными видами зимнего спорта, имеющие 5 отличий (по 2 шт. для каждого ребенка).

   Методические указания
   I часть. Игровое упражнение «Строим ледяную крепость».
   На фланелеграфе 5 кругов голубого цвета (снежные комки). На некотором расстоянии еще 2 круга.
   Воспитатель выясняет, что можно построить зимой из снежных комков. (Снежную крепость.)
   Воспитатель уточняет, из каких частей состоит задача (условие, вопрос), и вместе с детьми составляет задачу: «О чем будет наша задача? (О строительстве снежной крепости.)Сколько снежных комков сделали сначала? (Пять.) Сколько снежных комков сделали потом? (Два.) Что мы можем узнать в нашей задаче?» (Сколько всего комков сделали для крепости.)
   Дети составляют задачу, выделяют в ней условие и вопрос и повторяют ее целиком. Воспитатель предлагает решить задачу.
   Дети отсчитывают столько счетных палочек, сколько снежных комков было сначала; рядом кладут столько счетных палочек другого цвета, сколько комков слепили потом. Каждый раз уточняют, сколько счетных палочек отсчитали и почему. Дети считают палочки и отвечают на вопрос задачи.
   Воспитатель уточняет у детей, как они решили задачу: «К пяти снежным комкам добавили еще два комка. К пяти прибавить два получится семь. Семь комков использовали для строительства крепости».
   II часть. Игровое упражнение «Отмеряем воду для строительства ледяной крепости».
   У воспитателя ведро с подкрашенной водой, пластмассовая прозрачная емкость для воды, мерный стакан.
   Воспитатель предлагает детям отмерить необходимое количество воды для строительства ледяной крепости и говорит: «Для того чтобы сделать ледяную крепость, необходимо десять стаканов цветной воды. Как нам отмерить столько воды? Что для этого надо сделать?»
   Дети вспоминают правила измерения жидкостей. Вызванный ребенок вместе с воспитателем переливает 10 стаканов воды в емкость. Остальные дети после каждого вылитого стакана воды выкладывают на стол счетную палочку.
   Воспитатель уточняет: «Сколько палочек вы положили на стол? Что показывает число десять?»
   Затем обобщает ответы детей и предлагает отлить в лейку 2 стакана воды для полива ледяной дорожки. Вызванный ребенок выполняет задание, дети откладывают в сторону 2 счетные палочки.
   Воспитатель вместе с детьми составляет задачу: «В ведре было десять стаканов воды. Два стакана воды перелили в лейку. Сколько стаканов воды осталось в ведре?»
   Воспитатель уточняет структуру задачи: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче?»
   Дети повторяют задачу целиком.
   Дети отвечают на вопрос задачи. Воспитатель поясняет ее решение: «Из ведра, в котором было десять стаканов воды, отлили два стакана. Чтобы решить задачу, надо от десяти отнять два. Получится восемь. Восемь стаканов воды осталось в ведре».
   Дети повторяют ответ задачи.
   III часть. Игровое упражнение «Рисуем узоры». У детей тетради в клетку, а у воспитателя на доске образец узора:
   Рис. 26

   Правильность выполнения задания оценивается солнышком.
   Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец и обсуждает особенности его рисования: «Из левого верхнего угла проводим прямую линию в нижний правый угол, пропускаем одну клетку и рисуем такую же линию».
   Дети дорисовывают узор в тетради. В ходе работы воспитатель следит за осанкой детей и правильностью выполнения задания.
   Воспитатель показывает детям и поясняет, как выполнить основу для нового узора: «С левой стороны от предыдущей строчки отсчитайте вниз две клетки и поставьте точку. От точки проведите линию в правый нижний угол. Затем в следующей клетке проведите линию из левого нижнего угла в верхний правый угол, и так до конца строчки» (см. рис. 27).
   Рис. 27

   Физкультминутка
   Дети вместе с воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику: сжимают и разжимают кулачки.

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.

   Упражнение повторяется 2–3 раза со сменой положения рук.
   IV часть. Игровое упражнение «Найди пять отличий».
   У детей по 2 картинки с изображением ребят, занимающихся различными видами зимнего спорта. Картинки имеют 5 отличий (отличаются количеством, формой, цветом, размером, пространственным расположением предметов). Воспитатель предлагает детям найти эти отличия. (Возможна работа парами.) По окончании работы дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания.
Занятие 4
   Программное содержание
   • учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
   • знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом.
   • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
   • Развивать внимание, логическое мышление.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Картонные модели монет разного достоинства (рубли).
   Раздаточный материал. Карточки с цифрами, счетные палочки, картонные монеты разного достоинства (рубли), тетради в клетку с образцами узора (см. рис. 28), карандаши, рабочие тетради[3].

   Методические указания
   I часть. Игровая ситуация «Решаем задачи бабушки Загадушки». Воспитатель читает детям стихотворение бабушки Загадушки:

Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?

   Дети определяют структуру задачи (условие и вопрос) и с помощью воспитателя повторяют задачу целиком и обозначают цифрами числовые данные.
   Воспитатель еще раз читает задачу и предлагает ответить на ее вопрос. Дети объясняют решение задачи. Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает: «Для того чтобы ответить на вопрос задачи, нужно к восьми прибавить два. Получится десять».
   Вызванный ребенок формулирует ответ на вопрос задачи.
   Воспитатель предлагает детям решить еще одну задачу бабушки Загадушки: «У меня было десять рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»
   Дети определяют структуру задачи, повторяют ее целиком и по указанию воспитателя выкладывают монеты достоинством 10 и 2 рубля. Отсчитывают 10 счетных палочек, две из них отодвигают вправо и отвечают на вопрос задачи.
   Воспитатель формулирует решение задачи: «Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо от десяти отнять два. Получится восемь. Восемь рублей осталось после покупки бублика».
   Затем дети у себя на столах (один ребенок на доске) выкладывают «монеты», которые в сумме составляют 8 рублей, и обсуждают полученные варианты.

   Физкультминутка
   Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Лады, лады, ладушки, (Хлопают в ладоши.)
Едем в гости к бабушке, (Топают.)
К нашей милой бабушке, (Прыгают.)
Бабушке Загадушке,
Едут к ней ребятушки, (Парами выполняют хлопки в ладоши.)
Милые внучатушки.

   Игра повторяется 2–3 раза.
   II часть. Игровое упражнение «Узор для бабушки».
   У детей в тетради, а у воспитателя на доске образец узора:
   Рис. 28

   Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец и показывает последовательность рисования узора: «Из левого верхнего угла в правый верхний угол проводим прямую линию и ставим точку. От нее проводим линию в правый нижний угол, останавливаемся и проводим линию в левый нижний угол, а затем в левый верхний угол. Потом от верхнего угла отступаем вправо одну клетку и рисуем такой же квадрат».
   Дети в тетради дорисовывают узор. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания и оценивает работу солнышком.
   III часть. Работа в рабочих тетрадях (с. 11, задание А). Дети дорисовывают флажок и рыбку.
Занятие 5
   Программное содержание
   • учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
   • знакомить с часами и устанавливать время на макете часов.
   • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Карточки с цифрами, 9 рыбок, 2 панно с изображением аквариума (аквариум с прорезями). Раздаточный материал. Рабочие тетради, тетради в клетку с образцом узора (см. рис. 29), карандаши.

   Методические указания
   I часть. Игровое упражнение «Рыбки в аквариуме».
   Воспитатель сообщает детям, что художник нарисовал рыбок в аквариуме. Выясняет у детей, сколько рыбок нарисовал художник. (Семь.) Затем добавляет еще две рыбки и предлагает составить задачу.
   Воспитатель выслушивает задачи детей и уточняет: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Повторите задачу еще раз».
   Дети на доске цифрами обозначают данные задачи. Воспитатель спрашивает: «Больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как добавили еще две рыбки? Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?» (Ее надо решить.)
   Воспитатель предлагает решить задачу с помощью действия сложения:

Сложение – это действие
Совсем-совсем не сложное:
Давайте сложим вместе мы
Предметы всевозможные…
Кто хочет с числами дружить,
Все может сам легко сложить!

А.Усачев
   Воспитатель выясняет: «Какие числа мы будем складывать? (Семь и два.) К какому числу будем прибавлять? (К числу семь.) Какое число будем прибавлять к числу семь?» (Число два.)
   Воспитатель формулирует арифметическое действие: «К семи прибавить два».
   Дети решают задачу и отвечают на ее вопрос. (Девять рыбок нарисовал художник.)
   Воспитатель говорит детям, что художник решил пересадить двух рыбок в другой аквариум (выполняет действие).
   Дети вместе с воспитателем составляют задачу на вычитание, разбирают ее структуру, обозначают данные цифрами и решают действием вычитания:

Не сложно отнимать игрушки,
Конфеты, книжки, кружки, плюшки,
Но нужно правильно понять,
Что значит «вычесть» и «отнять»,
Что груши или шоколадки
Мы отнимаем лишь в тетрадке.

А.Усачев
   Последовательность решения задачи аналогична предыдущей.
   Воспитатель формулирует арифметическое действие: «Из девяти вычесть два». Дети решают задачу и отвечают на ее вопрос.
   II часть. Игровое упражнение «В гостях у гномиков».
   Воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания в рабочих тетрадях (с. 14).
   Задание А: дети называют виды часов, соединяют линией часы, которые показывают одинаковое время, и обосновывают свой выбор.
   Задание Б: дети дописывают пропущенные на часах цифры и дорисовывают стрелки так, чтобы они показывали 3 часа.
   Задание В: дети определяют, какой гномик встает раньше и насколько, и обосновывают ответы.
   III часть. Игровое упражнение «Рисуем палочки».
   Дети вместе с воспитателем рассматривают образец узора (см. рис. 29) и обсуждают особенности его выполнения.
   Рис. 29

   Дети дорисовывают узор в тетради и после его оценки воспитателем рисуют улыбающееся или неулыбающееся солнышко.
Занятие 6
   Программное содержание
   • Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
   • Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20.
   • умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части.
   • умение определять местоположение предметов относительно друг друга.
   Дидактический наглядный материал
   Демонстрационный материал. Карточки с изображением кругов (от 1 до 20 кругов; 10 красных кругов и 10 – синих), панно с прорезями, 10 мячей, 2 куклы, 5 конфет, 7 фигурок животных.
   Раздаточный материал. Счетные палочки, круги (по 1 шт. для каждого ребенка), ножницы, рабочие тетради, карандаши.

   Методические указания
   I часть. Дидактическая игра «Стройся в ряд».
   Дети берут со стола карточки с изображением кругов и строятся в ряд в соответствии с количеством кругов на них (от 1 до 20). Воспитатель уточняет, сколько детей построилось в ряд и сколько кругов у них на карточках. Дети проверяют правильность выполнения задания, затем меняются карточками и вновь выстраиваются в ряд.
   Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек.
   II часть. Игровое упражнение «Магазин игрушек».
   На панно 8 мячей. Воспитатель добавляет еще 2 мяча и предлагает детям составить задачу, предварительно уточняя ее структуру.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16 17 18

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация