А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Конспекты занятий с детьми 5-9 лет" (страница 1)

   Валентина Новикова, Лидия Тихонова
   Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе. Методическое пособие

   От авторов

   Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей: «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? По словам В. Даля, «лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». Значит, леность ума – отсутствие подвижности мысли, нежелание «пошевелить, поработать мозгами» – мешает человеку быть умным, сообразительным, догадливым, смекалистым, находчивым, проницательным. Но все эти качества умного человека редко рождаются вместе с ребенком, они приходят, как правило, если родители и воспитатели заботливо развивают их в процессе роста и развития. То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Мы что-то понимаем, о чем-то догадываемся, но это не формирует нашу культуру – физическую, умственную, которая лежит в основе культуры познания, общечеловеческой (познавательной) культуры в целом. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
   Формирование культуры ума является залогом успешного обучения в школе. Неслучайно в школе введен специальный курс информатики, который предоставляет учащимся следующие возможности:
   – получить представления об источниках информации, способах поиска;
   – приобрести опыт получения информации из различных источников;
   – анализировать и оценивать полученную информацию, используя различные схемы;
   – переводить информацию в личные знания, использовать ее в своей деятельности, для принятия самостоятельных решений.
   Знаково-символическая деятельность – необходимое условие высокого уровня развития мышления ребенка 5–7 лет. Обновление образовательных программ нового поколения ориентирует нас на расширение информационного поля, направленного на личность ребенка, его развитие. В дошкольных учреждениях и начальной школе успешно используются такие виды получения информации, как знаки, слова, изображения, иллюстрации, аудио– и видеозаписи. Детей учат пользоваться источниками получения информации: книгой, журналом, радио, телевидением, телефоном; предлагают справочники, энциклопедии различных областей знаний. Компьютеры, к сожалению, есть далеко не в каждом дошкольном учреждении. Однако во многих школах курс информатики включает компьютерные программы, и дети испытывают значительные трудности в восприятии и усвоении курса из-за кратковременной подготовки.
   Познакомившись с программой информатики для первого класса начальной школы, вы удивитесь тому, как много времени тратится на изучение того, что дети должны знать еще до школы. Мы имеем в виду представления о цвете, форме, размере, признаках, составе предмета, ориентировочные понятия. А вот такие разделы, как «Множество и его элементы», «Графы» и другие, требуют актуализации этих тем в педагогической практике, но только в разумных пределах, прежде всего как пропедевтика к восприятию этих понятий детьми в школе.
   В поиске новых образовательных средств, обеспечивающих преемственность и системность в образовании и развитии детей, не следует забывать о старых. Среди них большую ценность представляет всем известная мозаика – специальные наборы геометрических фигур. Это достаточно яркий, красочный полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.
   Мозаика – это не только ритмический рисунок, чередование цвета и формы, уложенных в узор, хаотично разнообразные геометрические фигуры, но и создание своеобразной абстрактной композиции, где геометрические фигуры непроизвольно объединяются с помощью детского воображения в детали отдельных предметов, цветовых пятен, широких зигзагообразных линий, выполненных на плате. Платой может служить плотный картон, ограниченный определенным размером в зависимости от изображаемой модели, например, 20–29 см.
   Знакомя детей с геометрической мозаикой, желательно дать им представление о том, что мозаика – одна из разновидностей монументальной живописи. В мозаике создаются изображения из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, глушеного стекла, керамики, дерева и других материалов. Существует два типа мозаичных произведений: составленные из малых кубиков смальты или камни (античная, так называемая римская мозаика) и получаемые из тонких пластов разноцветного мрамора и яшмы (так называемая флорентийская мозаика). Мозаика с античных времен применяется для украшения стен, полов, храмов.
   Уже первые занятия с использованием геометрической мозаики в учебно-воспитательном процессе, апробированные в ГОУ № 1078 Восточного округа и в ГОУ № 1755 Западного округа, показали его удивительную возможность развивать у детей такую систему анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса, развития творческого мышления и других психических процессов, столь необходимых для восприятия информационных технологий.
   Предлагаем вам использовать в работе с детьми специально разработанное наглядно-дидактическое пособие: Новикова В. П., Тихонова Л. И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Раздаточный материал. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Развивающие возможности геометрической мозаики
   Для воспитателей детского сада геометрическая мозаика является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений.
   Геометрическая мозаика способствует решению задач всестороннего развития, воспитания, образования в:
   • развитии речи;
   • математике;
   • конструировании;
   • компьютерных играх;
   • рисовании;
   • элементарных историко-географических представлениях;
   • экологическом воспитании;
   • ознакомлении с окружающим.


   Геометрическая мозаика является незаменимым средством в коррекционной работе с детьми психолога детского сада, так как оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка.


   Мозаика в умелых руках педагога – воспитательное средство, которое помогает объединить усилия детского сада и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка.

   Примерные конспекты занятий

   Разноцветные шарики

   Цель. Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, разные по длине), раскладывать правой рукой слева – направо.
   Материал. Плата или карточка, на которой с левой стороны расположены два кружка один под другим (точка отсчета); 5 квадратов одного и 4 квадрата другого цвета (на каждого ребенка).
Описание
   Педагог предлагает детям разложить по кучкам: в одну положить желтые, в другую зеленые. Уточняет количество квадратов в каждой группе.
   Предлагает детям: «Когда на улице холодно все утепляют горло, завязывают шарфы. Давайте сделаем шарфики. Положите желтые квадраты в ряд. У вас получился шарф, покажите рукой длину шарфа. (Дети пальчиком проводят по квадратам.) Под желтым сделайте зеленый шарф. Покажите его длину».
   Вопросы
   – Какой шарф длиннее желтый или зеленый?
   – Какой шарф короче зеленый или желтый?
   – Покажите с помощью рук длину длинного шарфа. (Дети разводят руки в стороны.)
   – Какую длину шарфа показываете?
   – А теперь покажите длину короткого шарфа.
   – Кому нужен длинный шарф взрослому или ребенку? Кому подойдет короткий шарф?
   Ключевые слова. Длиннее, короче.

   Столбики

   Цель. Учить детей сравнивать два предмета по высоте, обозначить словами результат сравнения (выше – ниже), упражнять в ориентировке в пространстве.
   Материал. Плата или карточка; 4 синих и 5 красных квадратов (на каждого ребенка).
Описание
   На подносе лежат синие и красные квадраты.
   Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры лежат на столе? Сколько их?»
   Предлагает детям выложить из квадратов внизу карточки столбик красного цвета, а рядом – столбик синего цвета.
   Вопросы
   – Сколько столбиков?
   – Какого цвета столбики выше, ниже?
   – С какой стороны высокий столбик, слева или справа?
   – С какой стороны низкий столбик, справа или слева?
   Можно предложить детям поиграть в игру «Что выше?»
   Например: «Трава низкая. Что выше? (Куст.) Куст низкий, что выше? (Дерево.) И так далее.
   Ключевые слова. Выше – ниже, справа, слева.

   Светофор

   Цель. Учить детей ориентироваться в пространстве, используя слова: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «между». Закреплять названия цветов: красный, желтый, зеленый.
   Материал. Плата; круги красного, желтого, зеленого цветов (на каждого ребенка).
Описание
   Воспитатель предлагает детям левой рукой придерживать карточку, а правой выложить детали по словесной инструкции: «Положите красный круг. Под ним положите желтый круг, а под ним зеленый круг. Отгадайте, что я загадала?»
   Дети отвечают: «Светофор.»
   Вопросы
   – Какого цвета глазок сверху?
   – Внизу какого цвета глазок?
   – Желтый глазок где расположен? Между какими цветами?
   – Красный глазок где? А зеленый? Сделайте так, чтобы красный глазок был слева. Что надо сделать, чтобы он там был? (Повернуть.) Руками перекладывать кружки нельзя.
   – Сделайте так, чтобы красный круг был внизу.
   – Желтый круг где?
   Ключевые слова. Слева, справа, внизу.

   Гномики

   Цель. Учить детей устанавливать равенство – неравенство между двумя группами предметов, пользоваться словами: «столько – сколько», «поровну», «одинаковое»; классифицировать предметы по форме.
   Материал. Плата; 5 кругов и 5 равнобедренных треугольников (на каждого ребенка).
Описание
   Вопросы и задания
   – Какой формы фигуры на подносе?
   – Сколько кругов? Сколько треугольников? (Много.)
   Положите круги в ряд. Это головы гномиков. А треугольники (показывает) их колпачки. Наденьте на каждую голову колпачок.
   – Сколько получилось гномиков? (Много.)
   – Чего больше (меньше), голов или колпачков?
   – Как по разному об этом можно сказать? (Поровну, одинаково, сколько головок, столько колпачков.)
   Ключевые слова. Столько – сколько, поровну, одинаково.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация