А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе" (страница 1)

   Биньямин Файн
   Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе

   Введение

   Живой иудаизм… непременно должен наложить запрет на чисто натуралистический подход. Ему никуда не деться от необходимости настаивать на своем, говоря: «Как бы то ни было, взгляд, который сегодня выражает большинство, взгляд на мир, развивающийся с самого начала сам по себе и способный породить из самого себя даже явление смысла – самое непонятное из всех явлений, – этот взгляд можно сформулировать в словах, но невозможно воплотить в последовательное мировоззрение.
Гершом Шолем. «Дварим бего» («Глубинный смысл») С. 571 (на иврите)
   С течением времени, а особенно активно – в последние несколько столетий развивалась секулярность – светское мировоззрение. Секулярность – это не философия, идеология или движение. Это – общий знаменатель многих идеологий и философий, определяющая черта которых – неверие в святость и отрицание какой-либо связи между Б-жественностью и человеческой жизнью. Движения и идеологии, принципиально отличающиеся друг от друга по содержанию, как коммунизм, нацизм, и, не рядом будь помянут, западный гуманизм, рассматривают себя как секулярные. Секулярный автор, даже если признает существование чего-то Б-жественного, отвергает идею Провидения или того, что Б-г вмешивается в мировую историю или человеческую жизнь.
   Цель книги, которую вы читаете, – проанализировать различные секулярные подходы и утверждения и показать их безосновательность. Другими словами, мы намереваемся продемонстрировать, что у секулярности нет никакой логической, научной или философской основы. Короче говоря, книга обнажает несостоятельность секулярного неверия.
   Современного человека, считающего себя просвещенным, верящего в прогресс и стоящего на либеральных позициях, отличает принципиальное мировоззренческое противоречие. С одной стороны, он верит в «научный» материализм, подтверждающийся, с его точки зрения, громадными достижениями науки. Но с другой стороны, для него важны и права человека, и его свобода, которые составляют незыблемую основу его понимания общества. Современный человек верит во всеобщность действия физической причинности, никак не сочетающейся с возможностью наличия у человека свободы выбора; однако в его социальной жизни свобода выбора является для него важнейшей составляющей. Невозможно отстаивать основополагающие человеческие свободы, отказывая человеку при этом в свободе выбора. Поэтому эта свобода выбора непременно должна лежать в основе этических взглядов современного человека.
   С одной стороны, человек есть творение природы. Секулярные мыслители рассматривают человека как сложно организованное животное, результат эволюции материи – исключительно природного процесса, основанного на сочетании действия законов природы и случайности. Поэтому неизбежно приходится признать появление человека как результата процесса эволюции случайным и лишенным смысла. Вот что пишет ученый-биолог Симпсон в эпилоге к своей книге «Смысл эволюции»:
...
   «Человек – результат материалистического процесса, лишенного цели, процесса, не имевшего в виду его появление. Возникновение его [человека] не было задумано заранее. [Человек] – это определенное состояние материи, способ существования жизни, один из видов живых существ, относящийся к высшим млекопитающим и подобный, в той или иной степени, всем живым существам и, несомненно, всем материальным объектам»[1].
   (Излишне говорить, что утверждение Симпсона о том, что «возникновение человека не было задумано заранее», не является результатом никакого научного исследования.)
   С другой стороны, секулярный подход отличается глубокой верой в главенство человека, в то, что именно он стоит в центре мироздания (по-английски это называется Man-centered universe, «Антропоцентрическая вселенная»). Именно человек придает мирозданию смысл, он определяет его ценности и его этику. Согласно Канту и его последователям, человек определяет и законы природы – об этом мы еще будем говорить. Получается, что секуляризм характеризуется двумя глубоко противоречивыми тенденциями: с одной стороны, он обожествляет природу, то есть именно в природе видит источник всего (и источник человека в том числе), а с другой – обожествляет человека, ставя его в центр мироздания. Примирить две эти тенденции нет никакой возможности.
   Как среди невежественных людей, как и среди тех, кто – оправданно или неоправданно – считают себя образованными специалистами, распространено представление о том, что мир с самого начала развивается сам по себе, согласно своим собственным законам, и что наука в состоянии описать и объяснить все, что есть в мире, включая и людей. С течением времени наука движется вперед, открываются все новые горизонты, и тому, что еще вчера казалось тайной, сегодня наука может предоставить исчерпывающее объяснение. Современная физика тоже не является завершенной наукой, в ней пока еще остаются «дыры», но разумно предположить, что с течением времени и эти «дыры» исчезнут.
   Наука развивается и закрывает остающиеся пока еще пробелы. В соответствии с секулярным подходом, религия же концентрируется на том, что наука еще не успела объяснить, – на «дырах» в научном объяснении мира. Если так, наука, развиваясь, закрывает свои «дыры», и область религии постепенно сужается. То, что сегодня не имеет объяснения и выглядит чудом, – завтра получит научное объяснение. Те, кто придерживается такого воззрения, время от времени даже используют выражение «Б-г пробелов» – G-d of Gaps. Такой «Б-г» может существовать лишь благодаря человеческому невежеству – неизбежному невежеству, связанному с тем, что наука пока еще разрешила не все проблемы, и невежеству по незнанию, проистекающему из незнакомства с тем, чего наука уже достигла.
   Следует понимать, что подобный подход в наше время очень широко распространен и его можно назвать научным атеизмом – атеизмом, будто бы основанным на достижениях науки. Я считаю своим долгом привести доказательства полной необоснованности секулярного подхода, пытающегося найти себе основание в достижениях науки. Каков же должен быть ответ выражению Б-г дырок, убеждению, что наука в процессе своего развития объясняет все новые и новые явления, сокращая тем самым область религии? Далее мы увидим, что существует множество тем и областей, которые по самой своей природе не относятся к науке и не могут служить объектом научного исследования. Утверждение, что науке подвластно все и что поэтому рано или поздно все пробелы будут заполнены и все, что сегодня остается непонятным, завтра будет объяснено наукой, – это утверждение само по себе совершенно ненаучно. Напротив, сам секулярный, натуралистический, «безбожный» подход к сотворению и развитию мира полон «дыр», который он по самой своей природе не способен заполнить. Не Б-г дыр, но секуляризм, полный дыр, пробелов! Эти пробелы никогда не смогут быть заполнены, пока мы останемся привязанными к секулярному подходу, лишенному живого и вечного Б-га. Мы покажем, что мир, в котором мы живем, – и нас самих, людей, как важную и неотъемлемую его часть, – невозможно объяснить и понять в границах и понятиях секуляризма.
   Чтобы убедиться в этом, пройдемся по таким критическим точкам человеческой культуры, как наука, философия, этика, космогониятеория возникновения Вселенной, космология и теория эволюции жизни и человечества. Мы подвергнем эти и другие темы пристальному изучению, призванному вскрыть несовершенства и недостатки секуляризма. В свете этого разумно было бы начать наше путешествие с изучения строения науки и ее ограничений. И действительно, главной темой нашего изучения будет именно тема науки, однако тема человека ей предшествует. Появление человека на Земле и сам феномен человека – самый важный пробный камень для любых взглядов на мир, но в особенности – для разновидностей секулярной философии. По этой причине мы начнем наш анализ с рассмотрения человека, его уникальности и его предназначения, которые невозможно сравнить ни с каким другим явлением известного нам.
   Чтобы избежать возможного недопонимания, я хочу с самого начала подчеркнуть, что мои слова не направлены против людей, считающихся светскими или называющими себя так, а лишь против взглядов на мир, которых они придерживаются. Человек судим по его делам; в разные периоды своей жизни человек неизбежно подвергается промывке мозгов, но все же сохраняет способность творить добро, доходящую до самопожертвования, ибо его душа всегда прислушивается к своей глубинной связи с Б-гом. Вообще, разделение на религиозных и светских неоднозначно и неприемлемо, в том числе с религиозной точки зрения. Разнообразные социологические исследования, проведенные в Израиле, свидетельствуют, что между религиозными и нерелигиозными отсутствует резкое разграничение: примерно 80 процентов населения располагается на различных ступенях религиозного сознания и исполнения заповедей.
   Несколько слов о названии книги. Карл Маркс в свое время написал книгу, названную The Poverty of Philosophy — «Нищета философии». В ней он ответил на книгу Прудона The Philosophy of Poverty — «Философия нищеты». А Карл Поппер написал книгу, название которой пародировало название книги Маркса: The Poverty of Historicism — «Нищета историцизма». Я решил назвать эту свою книгу «Нищета неверия». Как те две книги, которые я назвал выше, содержат в себе критику определенного взгляда или подхода, так и книга, что перед вами, заключает в себе критику взгляда, основанного на неверии в святость и взаимосвязь человеческой жизни с Б-жественностью.
   Вместе с критической частью, призванной продемонстрировать нищету неверия и секуляризма, книга заключает в себе и положительное содержание, связанное с еврейским религиозным взглядом на мир как альтернативу секуляризму, – однако критический анализ ни в коем случае не связан с той или иной альтернативой обсуждаемому секулярному подходу. В положительной части книги я воспользовался идеями, уже изложенными в моих предыдущих книгах – «Нечто из ничего» («Йеш ме-аин») (русский перевод вышел под названием Вера и Разум) и «Закон и Б-жественное Провидение» («Хок ве-ѓашгаха»). Поэтому данная книга в числе прочего содержит квинтэссенцию идей из моих предыдущих сочинений и их дальнейшее развитие; однако для читателя, заинтересованного в изучении проблематики взаимоотношений Торы и науки, знакомство с ними тоже окажется полезным. Следует подчеркнуть, что использование еврейского подхода как альтернативы секулярному – это не случайность, связанная с еврейством самого автора. Примерно четыре тысячелетия назад произошел идейный переворот, важнейший во всей человеческой истории, – человечеству была явлена Тора и библейское мировоззрение начало распространяться по миру. Этот подход стал основой и для религий, возникших позже: христианства и ислама. Поэтому использование иудаизма как альтернативы секуляризму содержит и универсальное измерение, общее с этими религиями.

   * * *
   Я хочу здесь выразить благодарность первым читателям этой книги, ознакомившимся с ней еще в рукописи. Моей жене Шошане – за поддержку и за критику, д-ру Даниэлю Шалиту и г-же Йеѓудит Рахмани за впечатления и замечания. Я хочу поблагодарить Эфрат Либер за ее самоотверженный труд как литературного редактора книги.

   21 ава 5770 (2010) г., Герцлия
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация