А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Притчи.ру. Лучшие современные притчи" (страница 1)

   Коллектив авторов
   Притчи.ру. Лучшие современные притчи

   Предисловие

   В названии этой книги несколько слов, но лишь одно существительное – «притчи». Это значит, что в этой книге собраны притчи. Общаясь с людьми, сталкиваешься с тем, что не каждый человек знает, что такое притча. И это неудивительно: раньше в школьной программе этого жанра не было, да и сейчас вроде тоже нет. Басни знакомы многим, а вот притчи – нет.
   Давайте сначала обратимся к словарям. Притча – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
   Исторически понятие «притча» много раз трансформировалось. В древнее время слово «притча» понималось в смысле «изречение». Например, Притчи Соломона, из Ветхого Завета, созданные, по библейской легенде, царём Израильским Соломоном в X в. до н. э., являются, по сути, сборником изречений, афоризмов на тему морали и религии.
   Впоследствии притчи для большей доходчивости стали включать в себя образные истории, заканчиваясь моралью в форме изречения. Таковы притчи, входящие в Евангелия. Эти притчи по форме напоминают басни, но и имеют значительное отличие от них. Притчи, как и басни, иносказательны, но олицетворения в них используются редко, они серьезнее по содержанию и им свойственна некоторая возвышенность. Кроме того, в конце басни часто выводится мораль; притча же всё чаще и чаще оставляет читателю право самому делать выводы. Природа и характеры людей рисуются в них схематичными чертами, упор делается на поучительность, на выводы морально-религиозного направления.
   Долгое время притча как жанр литературы не развивалась, но в конце XIX – начале XX в. она возникла в современном своём виде. Некоторые видные писатели привлеклись стилевыми особенностями притчи – не нужно было заниматься тем, чем занималась художественная проза: описывать обстановку, характеры героев, развитие сюжета. Всё внимание можно было сосредоточить на интересующей морально-этической проблеме. Из отечественных писателей свою прозу подчиняли законам притчи Л. Толстой, В. Дорошевич. За рубежом притчу использовали для выражения своих философских взглядов Кафка, Сартр, Марсель, Камю.
   Притчи, как и сказки, в основном – плод народного творчества. Зачастую у притчи нет конкретного автора. Это происходит потому, что притчи передаются из уст в уста, как раньше сказки, а теперь анекдоты. Притчи рождаются в недрах какой-либо культуры, передаются и пересказываются в рамках этой же культуры, оттачивая точность своего смыслового содержимого и избавляясь от лишних и незначительных деталей. Сюжеты для притч даёт сама жизнь. Когда происходит событие, ярко иллюстрирующее какую-либо идею, его рассказывают, удаляя из него несущественные детали. Персонажи притч – это люди чаще без имён, называемые по признакам, которые важны в данном контексте (учитель, жадный человек, бедняк, продавец, путник и т. п.).
   Судьба авторских притч немного иная. Автор не пересказывает придуманные им притчи устно, а публикует их. Поэтому чаще всего, пересказывая или переписывая (в Интернете) такие притчи, сохраняется и имя автора и авторская форма притчи. Хотя и они не застрахованы от видоизменения. Не запомнив источник, люди пересказывают и авторские истории своими словами, после чего притча теряет прежнюю авторскую форму и превращается в народную.
   Принято считать, что древняя мудрость, проверенная веками, должна цениться выше чего-то, рождённого сейчас. Это ошибочное мнение. Мудрости, моральные, этические и философские выводы, к которым приходили люди, не имеют срока давности и актуальны в любое время. Но притчи – это иллюстрации этих выводов. И ценность притчи определяется не только глубиной вложенной в неё мысли, но и способностью передать, достучаться до читателя или слушателя. Читая про владельца дорогой машины или про старушку, возвращающуюся из булочной, человек ярко представляет эти образы, может быть, даже представляет себя в роли персонажа. Ему легче не только понять, но и прочувствовать такую притчу, чем притчу о виноградарях или отшельниках, которых он никогда не видел.
   Книга, которую вы держите в руках, содержит современные притчи. Первая глава – это притчи, уже потерявшие своих авторов и пересказанные, изменённые, преобразованные. Все эти притчи взяты с сайта Притчи.ру® (http://pritchi.ru). Все притчи на сайте участвуют в рейтинге, и эти – завоевали наибольшее внимание посетителей сайта. Их действительно можно считать лучшими. В эту главу не вошли притчи, являющиеся современными по времени создания, но принадлежащие к какой-либо религиозной или этнической культуре (христианские, иудаистские и т. п.). Возможно, после публикации этих притч найдутся и их авторы. Мы с радостью познакомимся с ними и познакомим наших читателей.
   В следующих главах размещены современные притчи в их авторской форме, не изменённые пересказами и изложениями. В некоторых случаях заметен авторский стиль, индивидуальный почерк. В остальных же случаях притчи написаны по всем правилам жанра и ничем не отличаются от отшлифованных народным пересказом.
   В заключение хочу поблагодарить всех авторов, приславших и продолжающих присылать свои работы на сайт Притчи.ру. Задача сайта – систематизировать и сохранять столь интересный и полезный для внутреннего роста человека жанр литературы. Мы благодарны всем, кто помогает нам в этом.
...
Андрей ЯкушевПритчи. ру®

   Лучшие современные притчи

   Полная банка

   Профессор философии на одной из своих лекций взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями. После этого он спросил студентов, полна ли банка?
   Ответили: да, полна.
   Тогда он достал пакет с горохом и высыпал его содержимое в большую банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
   Ответили: да, полна.
   Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Песок занял полностью существующее свободное место и всё заполнил.
   Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз она полна.
   Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
   Студенты смеялись.
   – А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети – всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок – это всё остальное, мелочи.
   Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и все силы на мелочи, не останется места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь прежде всего камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное – это только песок.
   Тогда одна студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
   Профессор улыбнулся.
   – Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

   В больничной палате

   В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
   – Что там видно за окном? – как-то спросил тот, что лежал у двери.
   – О! – оживился первый. – Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.
   Каждый день человек, лежащий у окна, рассказывал своему соседу о том, что происходило за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
   В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, – думал он. – За какие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу видеть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»
   Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.
   Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.
   Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
   – Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?
   Медсестра печально улыбнулась:
   – Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

   Ничего такого, что было бы неправдой

   Однажды утром один молодой человек увидел в парке мужчину, просившего милостыню. Рядом с ним стояла табличка, на которой от руки было написано: «Я слепой». Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.
   Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.
   – Я не могу дать вам денег, – виновато объяснил он нищему, – потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.
   Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:
   – Ладно, делайте что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.
   Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.
   К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти– и десятидолларовых купюр.
   – Дела у вас пошли гораздо лучше, – сказал он ни-щему.
   – Точно, – ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: – Что вы сделали с моим плакатом?
   – Я всего лишь добавил несколько слов, – объяснил прохожий. – Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой – а на улице весна…»
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация