А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Программа по паратхэквондо (ВТФ) для лиц с поражениями ПОДА" (страница 5)

   2. Методическая часть учебной программы

   При написании программы многолетнюю подготовку следует рассматривать как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:
   1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
   2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;
   3) непрерывное совершенствование спортивной техники;
   4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;
   5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;
   6) осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

   Таблица 33
   Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств
   * Указан минимальный возраст зачисления в детско-юношескую спортивную школу. Возраст зачисления в группы должен соответствовать уставу образовательного учреждения.

   2.1 Программные требования к изучению двигательных умений и навыков в специализации паратхэквондо (ВТФ) по годам обучения

   Таблица

   2.2 Учебный материал для групп начальной подготовки 1 года обучения

   Теоретический материал

   • Физическая культура и спорт (2 часа)
   Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармонического развития, подготовки к труду и защите Родины
   Влияние вредных привычек на организм человека (курение, алкоголь, наркотические вещества).
   Оборудование и инвентарь (2 часа)
   • Правила использования оборудования и инвентаря.
   • Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках.
   • Правила безопасности при занятиях в зале единоборств.

   Краткий обзор истории и развития единоборств (2 часа)
   История и развитие единоборств в мире, история первых соревнований по ТХЭКВОНДО (ВТФ) в СССР, РФ
   Гигиенические знания и навыки закаливания, режим и питание спортсмена (3 часа)
   Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время занятий в зале ТХЭКВОНДО (ВТФ).
   Использование естественных факторов природы: солнца, воздуха и воды в целях укрепления здоровья и закаливания.
   Краткие сведения о строении и функциях организма человека (3 часа)
   Общие сведения о строении организма человека. Двигательный аппарат – костная и мышечная система.
   Морально-волевая, интеллектуальная и эстетическая подготовка единоборца (3 часа)
   Поведение спортсмена. Спортивная честь. Культура и интересы юного спортсмена
   Тактическая подготовка в развитии интеллекта и боевого мышления
   Психологическая подготовка: регуляция эмоций и развитие внимания
   Спортивные ритуалы.
   Правила соревнований (2 часа)
   Весовые категории для юношей. Программа соревнований. Правила проведения соревнований.

   Практический материал

   Общая физическая подготовка
   • Прыжки, бег и метания.
   • Строевые упражнения на месте, в движении, в перестроении.
   • Прикладные упражнения.
   • Упражнения с теннисным мячом. Метания теннисного мяча. Ловля мяча при бросках в парах.
   • Упражнения набивным мячом (вес мяча от 1 до 3 кг)
   • Упражнения с отягощениями (лёгкие гантели 0.5 кг -1 кг, блины от штанги, вес которых не более 5 кг).
   • Упражнения на гимнастических снарядах (турник – висы).
   • Акробатические упражнения. Кувырки, перевороты, падения, стойки на голове, на руках.
   • Упражнения для укрепления шеи, кистей, спины, пресса.
   • Упражнения в самостраховке и страховке партнера.
   • Футбол, регби, баскетбол, настольный теннис и т.д.
   • Подвижные игры, развивающие игры и эстафеты.
   • Лыжный спорт.
   • Плавание.

   Практический материал
   Общая физическая подготовка (ОФП)

   Упражнения на гибкость
   1. Силовые упражнения.
   2. Упражнения на расслабление мышц.
   3. Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий.
   4. Упражнения в парах

   Упражнения для развития ловкости
   5. Ползание.
   6. Прыжки в длину с места, многоскоки, тройной прыжок на заданное расстояние;
   7. Подскоки вверх на заданную высоту;
   8. Стойка на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами с различным положением свободной ноги и рук до потери равновесия на ограниченной площади опоры и различной высоте
   9. Разнообразные упражнения на гимнастической скамейке, рейке гимнастической скамейки, бревне без предметов и с предметами
   10. Игры, эстафеты, полосы препятствий с элементами удержания равновесия на двух или одной ноге
   11. прохождение отрезков различной длины с закрытыми глазами после многократных вращений вокруг себя
   12. Кувырки вперед, назад.
   13. Кувырки через левое, правое плечо.
   14. Стойка на лопатках
   15. Вставание в равновесие
   16. Страховка при падении на левый, правый бок, назад, вперед
   17. Упражнения с мячами и предметами различного веса и конфигурации. Ловля предметов при бросках в парах
   18. Упражнения набивным мячом (вес мяча от 1 до 3 кг)
   19. Упражнения на гимнастических снарядах (турник-висы)
   20. Подвижные игры и эстафеты.

   Быстрота

   Понятие «быстрота» включает в себя три элемента.
   Первый элемент – время двигательной реакции (моторная фаза реакции на определенный сигнал).
   Второй элемент – скорость выполнения одиночного движения (например, движения конечностями), что особо важно в восточных единоборствах,
   Третий элемент – быстрота бега или частота движений рук, ног и туловища.

   Упражнения для развития быстроты.
   1. Подвижные игры. Спортивные игры по упрощенным правилам и площадки меньшем размером.
   2.Эстафеты.
   3. Бег с гандикапом (шансы на победу уравновешивают на старте расстановкой участников забега на определенном расстоянии один от другого в соответствии с уровнем развития быстроты).
   4. Имитация движений руками или ногами с максимальной или вариативной частотой и из разных исходных положений (стоя, лежа, сидя).
   Бег с максимальной или вариативной частотой движений.
   Бег с ускорением.
   Выполнение циклических упражнений со старта (стартовый разгон) без команды или по команде стартера.
   9. Бег с вариативной скоростью в пределах 70–100 % индивидуального максимума в конкретном упражнении.

   Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения.
   Скоростные упражнения в облегченных относительно обычных условиях (бег по ветру или под гору и т.п.). Облегчение условий должно быть таким, чтобы не приводило к нарушениям структуры движений основного упражнения.
   Скоростные упражнения в усложненных относительно обычных условиях (бег в гору, и т.п.). Усложнение не должно нарушать структуру движений основного упражнения.
   Скоростные упражнения с применением дополнительных предметов. Они способствуют лучшему расслаблению мышц, принимающих участие в выполнении конкретного упражнения, и совершенствованию координации работы мышц, не несущих основной нагрузки. Например, если при выполнении скоростного бега взять в руки мягкие картонные трубочки, то станет значительно легче контролировать напряжение мышц рук. Это позволит быстрее избавиться от чрезмерной координационной и скоростной напряженности мышц рук и плечевого пояса и окажет содействие улучшению координации напряжения и расслабления мышц ног.
   Выполнение скоростных циклических упражнений с применением звуколидеров темпа движений.
   Скоростно-силовые упражнения: прыжки с ноги на ногу; скачки на одной ноге; прыжки через набивные мячи, установленные на разном расстоянии; прыжки (влево-вправо) через гимнастическую скамейку с продвижением вперед; выпрыгивание из полуприседа; прыжки через скакалку и т.п.

   Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий для увеличения амплитуды движений.

   При этом следует руководствоваться такими методическими положениями. Реагирование выполнять с максимально возможной быстротой.
   Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов, как:
   – умение доходчиво и интересно объяснять игру,
   – размещение игроков во время ее проведения,
   – определение ведущих,
   – распределение на команды,
   – определение помощников и судей,
   – руководство процессом игры,
   – дозирование нагрузок,
   – окончание игры.
   Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его месте. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, на котором все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков следует обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила. Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга. Можно назначить ведущего и по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета. Роли ведущего могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию организаторских привычек и активности. В командных играх и эстафетах соревнуются между собой две большие команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов:
   – с помощью расчета,
   – фигурной маршировкой,
   – по указанию руководителя,
   – по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.
   Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру и условиям проведения игры, а также составу игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судей – помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры.
   Помощники и судьи назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая нагрузка игры противопоказана. Если таких учеников нет, то помощников и судей назначают из числа игроков. Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
   – наблюдение за действиями учеников,
   – устранение ошибок,
   – коллективных приемов,
   – пресечение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам,
   – регулировка нагрузок,
   – стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.
   Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно коротко, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применять специальные упражнения, в отдельности анализируя ту или другую ситуацию. Ответственный момент в руководстве подвижными играми – дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру, изменять количество повторений игры. Окончание игры должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие учеников. Во избежание этого педагог должен уложиться во время, отведенное для игры. После окончания игры необходимо подвести итог. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении.
   Игра может быть включена во все части тренировки. Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба. Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений. Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части.

   Характеристика подвижных игр Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего содержанием игры. Различие в отношениях между игроками разрешает выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущим и без ведущего. Так же командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих, игры с поочередным участием. Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Различают игры: имитационные, с перебежками, с преодолением препятствий, с мячом, с палками. Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.
   Игры и упражнения, которые оказывают содействие усвоению техники прыжков и развитию скоростно-силовых качеств. Приводим примерный комплекс подвижных игр:
   «Получить мячик»
   Инвентарь – мячик, шнурок.
   Основная цель – усвоение ритма выполнения последних трех шагов и отталкивания.
   Организация – подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам высоте. Установить очередность выполнения упражнений.
   Проведение – ученик выполняет три шага разбега, отталкивается одной ногой и старается тронуть рукой подвешенный на шнурке мячик. Высота, на которой подвешен мячик, постепенно увеличивается для того, чтобы знать, на сколько сантиметров поднимается мячик. Для определения личного или командного первенства за каждый удачный прыжок начисляется одно очко. Удачным считается прыжок, если ученик коснулся рукой мячика. На каждой высоте выполняется одна попытка.
   «Кто выше?»
   Инвентарь – резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мел двух цветов.
   Место проведения – сектор для прыжков в высоту.
   Основная цель – приобретение опыта соревнований и привычки идти на риск.
   Организация – принимают участие 2 команды, участники имеют порядковые номера, прыгают поочередно. Каждый участник выбирает себе высоту, которую будет преодолевать, и заявляет об этом тренеру. Каждый участник одолевает только одну высоту.
   Проведение – к началу соревнований пометки мелом находятся на одной высоте. За каждую взятую участником высоту команде начисляются очки, которые соответствуют взятой высоте.
   Игры, которые оказывают содействие усвоению техники бега и развития скорости
   «Бежал с мячиком»
   Инвентарь – большой или маленький мячик.
   Место проведения – игровая площадка, футбольное поле.
   Основная цель – обучение бегу по дистанции.
   Организация – начертить дугу, позади которой размещены 2 команды игроков, которые выстроены в колонну по одному. Двое ведущих назначаются из учеников, один из них находится за дугой посередине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди на определенном расстоянии от первого. Расстояние между двумя ведущими может быть произвольным и зависит от времени и подготовки учеников.
   Проведение – после сигнала тренера ведущий, что находится за дугой, передает мячик по земле второму водящему. Участники по одному с каждой команды бегут за мячиком. Команда, представитель которой первым тронет мячик, получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не примут в ней участие.
   «Бежал по прямой дорожке с ускорением»
   Инвентарь – флажки.
   Место проведения – беговая дорожка, футбольное поле.
   Основная цель – развитие реакции, ловкости, скорости.
   Организация – размечаются 3 параллельные линии. Две первые, которые находятся на расстоянии 5–7 м одна от другой, есть стартовые линии. Третья линия – финишная, находится на расстоянии 15–20 м от стартовых линий. Участники делятся на 2 команды. Одна с одной, другая с другой стартовой линии.
   Проведение – после сигнала тренера игроки обеих команд начинают бег. Задача игроков – скорее добежать до финиша, не дав себя обогнать игрокам другой команды.
   Настигнутым считается игрок, если его тронули рукой. За каждого настигнутого игрока команда получает 1 очко.
   «Челночный бег»
   Место проведения – беговая дорожка стадиона.
   Основная цель – воспитание умения владеть собою, усвоение техники старта и развитие скорости.
   Организация – размечаются 2 стартовые линии на расстоянии 20–30 м одна от другой.
   Проведение – игроки принимают низкий или высокий старт. По сигналу стартуют первые номера, которые бегут ко вторым номерам и касаются их рукой. Вторые бегут к третьим и т. д. Выигрывает команда, которая первой заняла свои первоначальные места.
   Игры и упражнения, которые содействуют усвоению техники легкоатлетических метаний и развитию необходимых двигательных качеств
   «Метание в подвижную цель»
   Инвентарь – 3 флажка для разметки площадки, мячик для игры в ручной мяч.
   Место проведения – ровная площадка, футбольное поле.
   Основная цель – научить точно метать мячик.
   Организация – разметить треугольник с длиной сторон 10–15 м. Возле любой из вершин треугольника игроки выстроены по одному. Все игроки имеют порядковые номера. Мячик находится в руках у игрока под первым номером. По сигналу ведущего игрок, у которого в руках мячик, бежит первым. Как только он сделал 2–3 шага, бежит игрок под первым номером из группы, которая выстроена возле следующей вершины треугольника. Игрок, у которого мячик, передает его в движении игроку, который начал бежать вторым. Если второй игрок получил мячик, бег начинает первый игрок из группы, выстроенной возле третьей вершины. Бегают игроки по сторонам треугольника.
   «Толкание мячика в обруч»
   Инвентарь – гимнастический обруч, набивной мяч.
   Место проведения – небольшая площадка.
   Основная цель – научить толкать мяч под правильным углом.
   Организация – подвесить обруч на высоту 2,5–3 м над землей. На расстоянии 3–4 м провести линию, от которой будут толкать мяч. Одна команда становится за этой линией, а вторая занимает место на второй стороне от обруча в 3–4 м от него.
   Проведение – ученики одной команды поочередно толкают мячик так, чтобы он пролетел через обруч. Игроки второй команды подают мяч. Затем команды меняются местами. Каждое попадание в обруч оценивается в одно очко. Выигрывает та команда, которая набрала больше очков.
   Игры и упражнения, которые оказывают влияние на развитие выносливости
   «Командный скоростной бег»
   Инвентарь – флажки для разметки дорожки, секундомер.
   Место проведения – беговая дорожка.
   Основная цель – проверка умения бегать с постоянной скоростью.
   Организация – группу разделяют на 2 команды, сообщают, на какую дистанцию будет проводиться бег, указывают время, за которое команды должны ее пробежать.
   Проведение – по сигналу тренера дается сначала старт одной команде, затем стартует вторая команда. После финиша всей команды объявляется время, за которое она пробежала дистанцию. Для определения команды-победительницы нужно найти разность между запланированным и полученным результатом.
Чтение онлайн



1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация