А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Программа по паратхэквондо (ВТФ) для лиц с поражениями ПОДА" (страница 1)

   Евгений Васильевич Головихин, Александр Петрович Ефремов
   Программа по паратхэквондо (ВТФ) для лиц с поражениями ПОДА 

   Об авторах 

   Рецензенты:
   Степанов Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, Заслуженный тренер РФ, Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ, г. Екатеринбург
   Давидян Лиана Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор, зав.кафедрой Ульяновского Государственного Университета г. Ульяновск

   Авторы:
   Головихин Евгений Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер РФ, г. Нижневартовск ХМАО
   Ефремов Александр Петрович, мастер спорта СССР, Заслуженный тренер России, судья международной категории, тренер сборной команды России г. Москва
   Головихин Е.В., 1962 г.р., МСМК, Заслуженный тренер России,
   Доктор педагогических наук, профессор, Педагогический стаж 29 лет,
   Подготовил 2 ЗМС, 10 МСМК, 38 МС,
   Призёров и чемпионов Чемпионатов Мира, Европы, России.
   Тел, м.т.89825243354 г. Нижневартовск ХМАО
   e-mail: shidokan@rambler.ru
   Ефремов А.П. 1960 г.р. МС СССР
   Заслуженный тренер России, Судья международной категории
   Член-корреспондент Международной Академии Общественных наук
   Высшее физкультурное образование, Педагогический стаж 24 года,
   Подготовил 21 МС, 2 МСМК, 1 ЗМС, Призёров и чемпионов
   Чемпионатов и Кубков Мира, Европы, Универсиады, Чемпионов России.
   Тел. Ф.: 84953115313; 84953115121
   Taekwondo-Alex@yandex.ru
   г. Москва

   Содержание программы

   Программа спортивной подготовки для образовательных учреждений (детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, федерации, школа высшего спортивного мастерства, центр спортивной подготовки и другие юридические организации, занимающиеся дополнительным образованием)

   ПАРАТХЭКВОНДО (ВТФ). Примерная программа спортивной подготовки для образовательных учреждений (специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки и другие юридические организации занимающиеся дополнительным образованием)
   Учебная образовательная программа разработана для тренеров-преподавателей, инструкторов, тренеров, педагогов работающих в образовательных учреждениях спортивной направленности и развивающих ПАРАТХЭКВОНДО (ВТФ). А также всем кто заинтересован в организации эффективного образовательного процесса. Программа включает в себя пояснительную записку с описанием причин и проблемных ситуаций, которые неизбежно возникают в учебно-тренировочном процессе. Отображены особенности работы со спортсменами с поражением ПОДА.
   Нормативную часть, содержащую подробное изложение требований государственного образовательного стандарта, часовую нагрузку и примерное распределение содержания образования на всех этапах активной спортивной деятельности, а также контрольные переводные нормативы.
   Методическая часть содержит методические указания к организации учебно-тренировочного процесса. В ней излагается теоретический и практический материал, который необходимо изучить и освоить для достижения спортивного результата. К каждому образовательному этапу написаны рекомендации по улучшению качества учебно-тренировочного процесса.

   Пояснительная записка

   Это первое издание программы, переработанное и дополненное новыми материалами спортивной практики. Программа по ПАРАТХЭКВОНДО (ВТФ) для образовательных учреждений Российской Федерации составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-фз, типовым положением об образовании детей – Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, нормативными документами Министерства Образования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» от 25.01.1995 г. и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму за № 390 от 28 июня 2001 г. Программы для образовательных учреждений опираются на нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность государственных и негосударственных образовательных учреждений и основополагающие принципы спортивной подготовки различных категорий граждан РФ.
   Программа по ПАРАТХЭКВОНДО (ВТФ) для образовательных учреждений рассчитана на пять основных этапа:
   • 2 года обучения в спортивно оздоровительных группах (СОГ);
   • 3 года обучения в группах начальной подготовки (ГНП);
   • 4 года обучения в учебно-тренировочных группах (УТГ);
   • 3 года обучения в группах спортивного совершенствования (ГСС);
   • необходимое время в группах высшего спортивного мастерства (ГВСМ);

   В настоящее время сложное финансовое положение, сложившееся во многих государственных образовательных учреждениях спортивной направленности не всегда позволяет тренеру-преподавателю работать в полной мере своих возможностей, поэтому актуально привлечение любых категорий граждан для активных занятий ПАРАТХЭКВОНДО (ВТФ) в образовательные учреждения. При этом немаловажен фактор самоокупаемости деятельности тренера-преподавателя, особенно в государственном учреждении, где ограниченно количество ставок и рабочих часов для специалистов ПАРАТХЭКВОНДО (ВТФ). Введение в уставную деятельность образовательных учреждений возможности проведения занятий с различными возрастными группами населения на самоокупаемости позволят значительно расширить сферу деятельности учреждения, привлечь дополнительных заинтересованных лиц в развитие ПАРАТХЭКВОНДО (ВТФ).

   Актуальность

   Спортивные поединки по ПАРАТХЭКВОНДО (ВТФ) последнее время приобрели большую популярность в обществе паралимпийцев, получили широкое распространение и признание как вид спорта, входящий в Государственный реестр России, с присвоением спортивных разрядов и званий. Однако, методологическая база построения процесса обучения искусству ведения спортивного поединка как целостная методика технология, доступная для применения в данном виде спорта, до сих пор разработана недостаточно.
   На фоне социальных и экономических катаклизм общества идет увеличение количества общественных организаций, спортивных клубов, кружков, секций и других образовательных учреждений, причем большую долю среди них составляют различные клубы и секции, где тренируют паралимпийцев по тхэквондо ВТФ.. Приём детей и подростков в спортивные группы осуществляется на основе уставных документов организаций. Занятия проводят инструктора, учителя, педагоги, тренера – преподаватели. Дети в возрасте от 5 лет впервые начинают посещать спортивные секции, не имея практического опыта занятиями физической культурой и спортом. На данном этапе необходимо заинтересовать занимающихся, используя средства и методы воспитания и обучения. Педагогические умения, яркий эмоциональный фон способствуют выработке устойчивой внутренней мотивации. При этом, в большинстве случаев профессионализм педагогов-тренеров, занимающихся подготовкой учащихся такого типа, к сожалению, часто не соответствует современным профессиональным требованиям, предъявляемым к специалистам этого уровня. Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имеет возможности заниматься в спортивной школе в основных спортивных группах.
   Организация и введение в спортивной школе СОГ помогает решить эту задачу и привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом дополнительные людские ресурсы, которые восполнят ряды позитивно ориентированных групп детей и подростков. Дети не прошедшие тестирование в спортивные группы начальной подготовки, но имеющие допуск медицинского учреждения зачисляются в СОГ.
   Настоящая программа деятельности для образовательных учреждений, непосредственно связанных с развитием ПАРАТХЭКВОНДО (ВТФ) как вида спорта, и так и формированием здорового образа жизни для спортивных групп, ЦДТ, ДЮСШ имеет направленный воспитательный, спортивно-оздоровительный и обучающий характер работы с детьми, подростками и взрослыми спортсменами из различных регионов России.

   Спортивно оздоровительные группы

   Цель образовательного процесса в СОГ – привлечение детей дошкольного возраста к систематическим занятиям физической культуры предпрофильной направленности на тхэквондо. Возраст занимающихся 5-16 лет.
   Задачи:
   1. Общее развитие ребёнка (физическое, психическое, интеллектуальное, эмоциональное).
   2. Развитие коммуникативных качеств.
   3. Формирование интереса к посещению спортивной секции.
   4. Начальное обучение умению самовыражаться.
   5. Удовлетворение двигательной потребности.
   Направленность образовательной программы для СОГ – заключается в привлечении детей к активным занятиям физической культурой. Основу занятий составляют подвижные и развивающие игры.
   При работе с детьми дошкольного возраста, пришедшими заниматься в группы раннего физического развития с предпрофильной ориентацией на спортивную специализацию определены необходимые условия.
   Условия
   • Глубокие знания детской физиологии и психологии дошкольного и раннего школьного возраста (профессиональная компетентность тренера-преподавателя);
   • Наличие материально-технической базы (специализированный зал, игрушки, картинки, мячи, гимнастические палки, маты и т.д.);
   • Специальное педагогическое спортивное образование.
   • Проблемы, влияющие на проведение образовательного процесса.
   • Установление контакта с каждым родителем для получения подробной информации о ребёнке.
   • Отсутствие у детей знаний о правильном поведении на тренировке или занятии.
   • В большинстве случаев слабое физическое развитие.
   • Отсутствие привычки трудиться.
   • Низкий уровень двигательной активности.
   • Ослабленное здоровье.
   • Слабый уровень внимания.
   • Отсутствие положительного примера и влияния в семьях. Во многих семьях конфликтные ситуации или другие социальные проблемы.
   • Отсутствие положительного опыта занятий физкультурной или спортивной деятельности.
   • Низкий уровень развития психологических качеств.
   • Слабо развито или деформировано умение самовыражаться, строить отношения с окружающими сверстниками.
   • Ограниченный ресурс двигательной активности занимающихся детей.
   • Сравнение отношения тренера-преподавателя к индивидууму и отношения семьи к индивидууму.
   Самым действенным фактором проведения занятий учёт возрастных особенностей, которые определяет собой ту или иную степень успешности освоения программного материала. Образовательный процесс в СОГ носит преимущественно познавательный и игровой характер. Каждое занятие обучает определённой деятельности учеников. Тренеры-преподаватели специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Деятельность учителя по организации творческой игровой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом. Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников к подвижным играм побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности, проявлению и развитию физических способностей. Внешние поощрения способствуют развитию положительной мотивации к игровым тренировкам.
   Каждый элемент базовой образовательной программы процесса сопровождается оценкой его итогов, для дальнейшего рассмотрения, поощрения, наказания и коррекции. На каждом из этапов освоения программы важна поощрительная реакция тренера-преподавателя действий и творческих заданий. Важны усилия и старания, прилагаемые детьми для дальнейшего хода успешного образования. В процессе образования постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Всё содержание образования наполнено эмоциональными, познавательно-теоретическими, эстетическими, ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием образования. Во-первых, учащиеся усваивают правила поведения в спортивном зале. Во-вторых, удовлетворяется двигательная потребность детей. В-третьих, по мере общего развития учащихся налаживаются долговременные связи педагог-воспитанник. Постепенно происходит адаптация учащихся к физическим упражнениям, к обстановке образовательного учреждения, умениям взаимодействия со сверстниками и более старшими учащимися. Поэтапное возрастное развитие позволяет развивать спортивную целевую установку на будущую деятельность в спорте высших достижений. Обязательна работа в коллективе, состоящего из специалистов образовательного учреждения и членов семьи учащегося, самых заинтересованных сторон в становлении личности ребёнка.
   Выработка устойчивой внутренней мотивации к занятиям физической культуры и спорта.
   Задачи:
   1. Организация здорового образа жизни.
   2. Развитие физических качеств.
   3. Формирование положительного отношения к спортивной деятельности и умению трудиться.
   4. Обучение взаимоотношениям в коллективе со сверстниками и с другими участниками образовательного процесса.
   5. Спортивный отбор наиболее перспективных спортсменов.
   Направленность образовательной программы для СОГ – заключается в создании условий для работы и решении возникающих проблем на данном этапе. Возраст занимающихся 5-17 лет.
   При работе с детьми, пришедшими заниматься контактными ударными единоборствами в образовательное учреждение выявлены необходимые условия, которые необходимо создать и возможные проблемы, которые необходимо устранить для выполнения задач воспитания, обучения и развития. Рассмотрим основные из них:
   Условия
   • Педагогическая компетентность тренера-преподавателя;
   • Наличие материально-технической базы;
   • Создание родительских и попечительских советов.
   • Проблемы, влияющие на проведение образовательного процесса.
   • Установление контакта с каждым родителем для получения подробной информации о ребёнке.
   • Отсутствие у детей знаний о правильном поведении на тренировке или занятии.
   • Небольшой объём знаний в области физической культуры.
   • В большинстве случаев слабое физическое развитие.
   ♦ Отсутствие привычки трудиться.
   ♦ Низкий уровень двигательной активности.
   ♦ Ослабленное здоровье.
   ♦ Возможные вредные привычки. Возможное употребление наркотиков, алкоголя и табака.
   ♦ Антисоциальные ценности в группах общения этих детей.
   ♦ Отсутствие положительного примера и влияния в семьях. Во многих семьях конфликтные ситуации или другие социальные проблемы.
   ♦ Отсутствие положительного опыта занятий физкультурной или спортивной деятельности.
   ♦ Отсутствие, каких либо целей в жизни.
   ♦ Отсутствие общественно полезных авторитетов.
   ♦ Отсутствие денег для нормального существования. Нет денег для нормального питания, проезда, соответствующей одежды по сезону.
   ♦ Низкий уровень развития психологических качеств.
   ♦ Отсутствие должного интереса к занятиям, непонимание и нежелание укреплять свое здоровье.
   ♦ Отсутствие элементарных теоретических знаний по анатомии, гигиене, здоровому образу жизни.
   ♦ Низкий уровень основных учебных умений. Отсюда боязнь быть непонятыми или осмеянными товарищами.
   ♦ Слабо развито или деформировано умение самовыражаться, строить отношения с окружающими людьми.
   ♦ Стереотип мышления о будущих занятиях единоборствами не соответствует действительности.
   ♦ Ограниченный ресурс двигательной активности занимающихся.
   ♦ Сравнение отношения спортивного коллектива к индивидууму и отношения семьи к индивидууму.
   Самым действенным фактором образования были и остаются отношения и действия тренера-преподавателя, который определяет собой ту или иную степень успешности образования. Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию педагога соответствует определённая деятельность учеников. Учителя специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом. Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и внешних поощрений.
   Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов, для дальнейшего анализа, поощрения, наказания и коррекции. На каждом из этапов освоения программы важна оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка действий и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного образования. Но при этом существенно учитывать те моральные и физические усилия со стороны занимающегося. В процессе образования постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Всё содержание образования наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием образования. Во-первых, учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и проблем. Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются всё более отдалённые от конкретных и сугубо личных для учеников ситуации и проблемы. В-третьих, по мере развития учащихся их эмоции становятся всё менее связанными с физической активностью, менее непосредственными и экспрессивными. Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов.
   Впервые определено содержание образования на этапе СОГ.
   Педагогическая целесообразность СОГ заключается в дополнительном охвате детей, которые по своему физическому развитию не могут попасть в спортивные основные группы. На данном этапе появляется дополнительное время и возможности для поиска перспективных спортсменов. Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдалённые цели образовательного акта и всего учебного курса содержание образования в программе. Диагностика возможностей и способностей учащихся предшествует образовательному процессу и осуществляется на всём его протяжении.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация