А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Образовательная программа для УДО для учащихся спортивно-оздоровительных групп (СОГ) 4,5-6 лет (группы раннего физического развития)" (страница 4)

   В этом возрасте большое значение имеют игры с мячом, скакалкой, обручем, флажками. Они нравятся конкретностью и наглядностью оценки игровых действий: поймал мяч или попал им в кольцо, прокатил обруч до определенного места и т. д.
   Игры с предметами в основном индивидуальные. Ребенок принимает в них участие в соответствии со своим желанием, не ограничивая себя четкими правилами. Такие игры дают ему большие возможности для выполнения разнообразных движений, меньше утомляют и всегда вызывают большой интерес.
   Постепенно игровые задания усложняют: суметь убежать от ловца, попасть мячом в подвижную цель и т. д. В правилах также более четко обусловливается объем их действий, предусматривается несколько водящих (в коллективных играх).
   Важным моментом руководства игрой является дози-рование движений. Особенно это относится к таким видам, как бег с максимальной скоростью, прыжки, лазанье. Длительность непрерывного бега со скоростью выше средней для детей этой возрастной группы составляет 20–25 с за одно повторение игры. А ее общая продолжительность 10–12 мин.
   В системе физического воспитания детей 7 лет подвижным играм отводится значительное место. Характерной особенностью игр у детей данного возраста является большая их самостоятельность. Они сами определяют элементарные правила, по своему желанию могут их изменять. Содержание игр часто бывает связано с использованием разнообразных пособий, что побуждает детей к определенным действиям: скакалка – к прыжкам, мяч – к метанию в цель, подбрасыванию или прокатыванию и т. д.
   Дети любят, когда в играх неожиданно возникают различные ситуации (препятствия), и стараются преодолеть их. Учитывая этот интерес, следует обращать их внимание на результат игры, ставить перед ними конкретные задания: что должны делать играющие, в какой последовательности, что им запрещено. Например, после одного условного сигнала бежать или быстро занять свое место, после второго – присесть, после третьего сигнала остановиться или бросить мяч своему партнеру («Запрещенное движение», «Перебежки», «Мяч капитану» и др.).
   В этом возрасте дошкольников интересует не только содержание игры и роль в ней, но и результаты (быстрее всех пробежать, точнее попасть в цель и т. д.). Нужно чаще проводить игры с элементами соревнований на точность, ловкость, быстроту движений. Проводя соревновательные игры, следует приучать детей к сдержанности, избегать ненужных криков, споров, проявлять положительные эмоции. Важно также научить детей самостоятельно рассказывать содержание известной им игры, объяснить ее правила, вместе со своими товарищами организовать и проводить ее.

   Время непрерывного бега в подвижных играх у детей 7 лет увеличивается до 25–35 с за одно ее повторение. Общая продолжительность игры составляет 12–15 мин. Во время проведения подвижных игр довольно сложно определить физическую нагрузку. Часто своей эмоциональностью игра захватывает дошкольников и они не чувствуют утомления. Нужно внимательно следить за самочувствием детей и в случае необходимости своевременно прекращать игру или уменьшать ее интенсивность и характер нагрузки.
   Физическую нагрузку регулируют размерами дистанции, которую пробегают дети, уменьшением или увеличением количества или сложности правил и преодолеваемых препятствий, введением кратковременных пауз для отдыха или анализа ошибок.
   Определяя длительность игры, учитывают возраст дошкольников и уровень их физической подготовленности, а также условия, в которых проводят игру (в помещении, на площадке, зимой или в теплое время года). Заканчивают ее тогда, когда дети получают достаточную физиологическую и эмоциональную нагрузку. Заметив первые признаки утомления (бледность или сильное покраснение лица, ослабление внимания и снижение интереса к игре), им предлагают заняться другой – более спокойной деятельностью.
   Окончание игры не должно быть неожиданным, поскольку это может вызвать негативную реакцию. Если игра не имеет четкого окончания, ее прекращают, например после смены водящего («Обезьянки», «Ловишка», «Не давай мяч» и др.).
   Количество повторений зависит от физической нагрузки на организм ребенка. Игры большой подвижности проходят 3–4 раза, средней и малой – 5–6 раз.
   Зимой, когда теплая одежда и обувь затрудняют движения детей, уменьшают нагрузку либо увеличивают перерывы между повторениями. То же самое делают летом, при высокой температуре воздуха.
   Рекомендуем примерные подвижные игры для дошкольников, которые проводятся с ними во время прогулок и занятий физической культурой (на свежем воздухе или в помещении). Игры подобраны и распределены в соответствии со смежными возрастными группами (3–4, 4–5, 5–6, 6–7 лет). Однако многие из них имеют широкий возрастной диапазон. Например, в таких играх, как «Целься лучше», «У медведя во бору» и другие. с большим удовольствием берут участие дети 5 и 7 лет. Следует чаще повторять интересные для детей игры, которые были разучены с ними ранее, с целью лучшего усвоения правил и совершенствования определенных основных движений.
   Перед каждой описанной ниже игрой сформулирована основная педагогическая задача (цель), которая должна быть решена во время ее проведения. Это облегчает выбор игр для совершенствования различных видов основных движений, воспитания определенных морально-волевых и формирования физических качеств.
   При дозировке данных игр (во времени или количестве повторений) исходили из того, что детям они незнакомы. Когда игра неоднократно повторялась и наступила определенная адаптация к физической нагрузке, дозировку можно несколько увеличивать.

   Игры для детей 4 лет
   «Беги ко мне!» Цель: совершенствовать умение выполнять движение по сигналу и бег по прямой.
   Дети стоят в шеренге в 8—10 м от взрослого. На его слова: «Дети, бегите ко мне!» они бегут, а взрослый встречает их с разведенными в стороны руками и говорит: «Прибежали!»

   «Принеси игрушку!» Цель: совершенствовать ходьбу и бег.
   Взрослый предлагает ребенку принести игрушку, которая находится от него на расстоянии 4–5 м. Малыш бежит или идет за игрушкой и приносит ее. Ребенка благодарят, вместе с ним рассматривают игрушку и просят отнести ее на место. Эту игру можно усложнить, добавив дополнительное задание, – дойти до игрушки по «дорожке» шириной 25–30 см (из двух лент или шнуров) и длиной 3–4 м. Повторить 4–5 раз.

   «Найди свой домик». Цель: совершенствовать умение выполнять движения по сигналу, быстро находить свое место.
   На одной стороне площадки дети чертят на земле небольшие кружочки (диаметр 40–50 см) – «домик». На слова взрослого: «Дети по лесочку гуляют, ходят, бегают, цветочки собирают» они (в течение 30–40 с) расходятся по площадке, бегают, ходят, наклоняются или приседают, чтобы «сорвать цветочек». После слов: «А ну-ка, дети, не зевайте, как услышите гудок – убегайте!» Взрослый подает сигнал: «У-у-у». Дети быстро убегают в свои «домики». Повторить 4–5 раз.

   «Мыши и кот». Цель: совершенствовать бег и умение быстро находить свое место.
   Все дети изображают мышей, один из них – «кот». «Мыши» живут в норке (круг сбоку площадки). «Кот» располагается на противоположной ее стороне. Когда «кот» засыпает, «мышки» выбегают из норки и начинают искать себе еду. «Кот» просыпается и «ловит» мышей, а они быстро убегают в свою норку. Повторить 4–5 раз (после каждого повторения поменять водящего).

   «Прокати мяч». Цель: совершенствовать умение в прокатывании и ловле мяча.
   Один ребенок или несколько детей приседают на корточки (полукругом) в 3 м от взрослого. Он прокатывает мяч каждому из детей (по очереди), а они ловят его и возвращают в обратном направлении. Длительность игры 4–5 мин.

   «Лови мяч». Цель: совершенствовать умение бросать и ловить мяч.
   Дети становятся в круг. Воспитатель с большим мячом в руках (диаметром 20–25 см) стоит в середине круга и со словами «Петя: лови мяч» бросает его мальчику. Тот ловит мяч и бросает в обратном направлении. Длительность игры 5–6 мин.

   «Перешагни через палку». Цель: совершенствовать равновесие и ловкость.
   Посередине комнаты на два стульчика (кубика) положить палку (высота 15–20 см). На одной стороне комнаты находится ребенок, на другой на стуле лежит флажок. Ребенок подходит к палке переступает через нее, подходит к флажку, берет его и поднимает вверх. Затем кладет флажок на стул и возвращается на свое место (переступая через палку). Повторить 3–4 раза.

   «Доползи до флажка». Цель: совершенствовать умение в лазании на четвереньках.
   Ребенок находится на одной стороне комнаты. На расстоянии 4–5 м от него положить на пол флажок. Ребенку предлагают на четвереньках доползти до флажка, взять его, встать и помахать им над головой. Затем положить флажок на пол и вернуться на свое место. Повторить 3–4 раза.

   «Допрыгни до мяча». Цель: совершенствовать прыжки в высоту с места.
   Взрослый держит в руке большой мяч в сетке. Ребенку предлагают подпрыгнуть вверх и дотронуться до мяча обеими руками. Мяч нужно держать на 10–15 см выше поднятой вверх руки ребенка. Выполнить 3 серии прыжков по 6–8 раз в каждой. После каждой серии – 15–25 с отдых.

   «Мой веселый, звонкий мяч». Цель: совершенствовать умение согласовывать свои движения со словами и прыжки на месте.
   Взрослый делает движение рукой, как бы подбивая мяч, и декламирует:

«Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!»

   Ребёнок, изображая мяч, прыгает на месте на обеих ногах. По окончании декламации он останавливается. Повторить 3–4 раза.
   Игры для детей 4–5 лет

   «Найди предмет». Цель: воспитывать выдержку и наблюдательность.
   Два флажка (предмета) прячут на площадке (полянке в лесу). Ребенок ходит или бегает по площадке. Возле спрятанной вещи (предмета) взрослый выполняет хлопок в ладони или громче поет. Ребенок останавливается и начинает искать спрятанную вещь. Если не находит, продолжает ходить и бегать по площадке. На хлопок или громкое пение снова останавливается возле спрятанной вещи и ищет ее. Если находит, поднимает флажки вверх и идет с ними за взрослым. Повторить 2–3 раза.

   «Мы – веселые ребята». Цель: совершенствовать бег и ловкость.
   Дети становятся в круг, один из них идет в середину круга, это – ловишка. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и произносят:

«Мы, веселые ребята,
Любим бегать и играть,


А ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!»

   На слово «Лови!» дети разбегаются по площадке, а ловишка их ловит. После того как будет поймано двое детей, выбирают нового ловишку. Повторить 3–4 раза.

   «У медведя во бору». Цель: совершенствовать бег и умение выполнять движения по сигналу.
   Выбирают водящего – «медведя». Для него на площадке чертят круг («берлогу») На противоположной стороне площадки – «домик» детей.
   Дети выходят из «домика», идут по направлению к «берлоге медведя», собирают «грибы», «ягоды» и произносят также слова:

«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит».

   После этих слов «медведь» выбегает из «берлоги» и начинает ловить детей, а они убегают в свой «домик». Повторить 3–4 раза с другим водящим.

   «Мяч в кругу». Цель: совершенствовать ловлю мяча и воспитание внимания.
   Дети стоят в кругу, водящий с большим мячом в руках стоит в середине его и произносит считалочку:

«Раз, два, три,
Мяч ловить будешь ты!»

   На кого выпало последнее слово считалки, тот выходит из круга на 2–3 шага назад и ловит мяч. Если мяч будет пойман, он становится на место водящего и игра продолжается. Длительность игры 5–6 мин.

   «Целься лучше». Цель: совершенствовать метание в цель.
   Дети стоят на расстоянии 3 м от дерева или обруча, лежащего на земле, и по очереди бросают мяч, стараясь попасть в дерево (обруч). При обучении метанию в цель во время прогулок можно также использовать камешки, шишки, бросая их в канавку, ямку и т. д. Бросать мяч правой и левой рукой по 8—10 раз.

   «Кто дальше бросит?» Цель: совершенствование метания мяча на дальность.
   Дети стоят в шеренге, вдоль линии, начерченной на земле. Они по очереди бросают мяч (шишки) на дальность. Взрослый отмечает, кто метнул предмет дальше всех. Бросить мяч правой и левой рукой не менее 8—10 раз.

   «Попади в ворота». Цель: совершенствовать прокатывание и ловлю мяча.
   Ребенок прокатывает мяч своему партнеру или взрослому через ворота (между ножками стула или двумя кубиками на расстоянии 30 см друг от друга). После того, как мяч возвращается от партнера, ловит его обеими руками. Повторить 12–14 раз.

   «Поймай мотылька». Цель: совершенствовать прыжки вверх с места. К палочке (прутику) длиной 1 м на веревочке прикрепляют «мотылька», вырезанного из бумаги или картона. Взрослый держит палочку так, чтобы «мотылек летал» нал головой ребенка. Малыш подпрыгивает вверх, стараясь поймать его. Длительность игры 2–3 мин.

   «Кто соберет больше ленточек?» Цель: совершенствовать прыжки вверх с места.
   Между двумя деревьями или стойками натягивают веревочку. На нее набрасывают разноцветные короткие ленточки (8—10). Их концы должны быть на 10–15 см выше поднятой вверх руки ребенка. Двое-трое детей встают под веревочку и начинают прыгать вверх, стараясь снять как можно больше ленточек. Побеждает тот, кто собрал больше всех ленточек. Повторить упражнение 2–3 раза.

   «Лучшая скульптура». Цель: воспитание чувства равновесия.
   Дети размещаются на площадке. Они бегают, прыгают, танцуют. Если взрослый называет какой-либо предмет или животное, они принимают позу, которая соответствует этому названию. Например, при слове «зайчик», дети принимают позу зайчика, при слове – «часики» они наклоняются влево и вправо, изображая маятник часов, и т. д. По окончании игры отмечают детей, которые приняли наиболее правильную позу. Продолжительность игры 4–5 мин.
   Игры для детей 5–6 лет

   «Не боюсь». Цель: воспитание внимания и развитие ловкости.
   Дети становятся в круг и произносят: «Не боюсь я холода, не боюсь мороза». Одновременно с этим они подпрыгивают, разводят руки в стороны и сводят их перед грудью скрестно. Водящий – «мороз» становится в середину круга. Он старается коснуться тех детей, у кого руки вытянуты в стороны. Тот, кого «мороз» поймает (коснется рукой), стоит неподвижно и не принимает участия в игре. Заканчивают игру, когда поймано 2–3 играющих.

   «Птицы и кукушка». Цель: совершенствование бега и ориентировки в пространстве.
   На одной стороне площадки дети чертят небольшие кружки – «гнезда птичек». Водящий – «кукушка» стоит в стороне, у него нет «гнезда». На слова: «Птички полетели!» дети выбегают из «гнезд» и разбегаются в разные направления по площадке. «Кукушка» летает вместе с ними.
   На слова: «Птички домой!» все бегут быстро к своим «гнездам», а «кукушка» старается быстро занять какое-либо из «гнезд». Ребенок, «гнездо» которого заняли, становится «кукушкой». Повторить 4–5 раз.

   «Ловишка по кругу». Цель: совершенствовать бег, ловкость и ориентировку в пространстве.
   На земле чертят круг (диаметром 3–4 м). Ловишка становится в середину круга, остальные играющие – за кругом.
   После слов взрослого: «Раз, два, три – лови!» дети перебегают круг, а ловишка их ловит (касается рукой). После того как будет поймано 2–3 детей, выбирают нового ловишку. Длительность игры 5–6 мин.

   «Кто быстрее докатит обруч?» Цель: совершенствовать бег и ловкость.
   На одной стороне площадки стоит несколько детей (двое – четверо). На расстоянии 8—10 м чертят линию, до которой они должны как можно быстрее докатить обруч.
   По сигналу взрослого дети катят свой обруч толчком ладони. Побеждает тот, кто быстрее достигнет финишной линии. Повторить 3–4 раза.

   «Дети и волк». Цель: совершенствовать бег и прыжки на обеих ногах.
   На одной стороне площадки, перед начерченной на земле линией, стоят дети. На противоположной стороне, за деревом (столбиком, скамейкой), сидит один из них – «волк».
   На слова: «Дети по лесу гуляют, Ходят, бегают, играют, Комариков отгоняют» (повторить 2–3 раза) дети расходятся по площадке и бегают врассыпную. После слов: «Комариков отгоняют» подпрыгивают, хлопают в ладони над головой, как бы отгоняя комариков. На слова: «Дети, поспешите, волк за деревом – бегите» они убегают за линию, а «волк» их ловит (касается рукой). После этого назначают другого водящего. Повторить 3–4 раза.

   «Лягушка». Цель: совершенствовать прыжки в длину с места.
   Взрослый произносит:
   «Лягушка скачет по дорожке. Вытянула свои ножки, Увидала комара, Закричала…»
   Ребенок продолжает: «Ква-ква-ква». После этого выполняет подряд 3–4 прыжка. Если в игре принимают участие несколько человек, взрослый произносит: «А за лягушкой лягушонок кричит громко…» Второй ребенок заканчивает «Ква-ква-ква» и начинает прыгать вслед за первым. Повторить 3–4 раза.

   «Воробышки-прыгунчики». Цель: совершенствовать прыжки в длину с места.
   На площадке чертят круг (диаметром 2,5–3 м). В середину его становится «кот» (водящий). Остальные дети – «воробышки» – стоят вне круга. Они прыгают в круг и выпрыгивают из него. В это время «кот» старается коснуться кого-либо из «воробышков». Когда двое из них будут пойманы, выбирают другого «кота». Игра продолжается 5–6 мин.

   «С кочки на кочку». Цель: развивать ориентировку в пространстве и ловкость.
   На площадке чертят несколько кружков (диаметр 30–35 см). Расстояние между ними 40–50 см. Это «кочки на болоте», по которым дети должны перебраться на провоположную сторону. Если игра проводится в помещении, «кочками» могут быть вырезанные из картона кружочки. По ним можно ходить широкими шагами, бегать или прыгать толчком обеих ног, с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Если ребенок наступил мимо «кочки», он начинает игру сначала. Повторить 3–4 раза.

   «Волк во рву». Цель: совершенствовать прыжки в длину с разбега.
   Поперек площадки двумя параллельными линиями чертят или выкладывают из двух скакалок (лент) «ров» шириной 80—100 см. В нем находится водящий – «волк». Остальные играющие – «козы». По сигналу взрослого «Козы в поле, волк во рву!» они бегут на противоположную сторону площадки и перепрыгивают через «ров». «Волк» старается коснуться рукой прыгающих «коз». После этого назначают другого ведущего. Повторить 4–5 раз.

   «Обезьянки». Цель: развивать ловкость и координацию движений.
   Водящий показывает различные физические упражнения, а все остальные дети «обезьянки» копируют его. Кто сумеет правильно повторить упражнение, тот становится водящим (взрослый подсказывает, какое упражнение нужно выполнить). Игра длится 5–6 мин.

   «Гуси-лебеди». Цель: совершенствовать бег и ловкость.
   На одной стороне площадки чертой обозначается «дом гусей». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от «дома» «логово», где находится «волк». Остальное место – «луг», на котором «пасутся гуси». Пастух – Гуси-Гуси! Гуси (хором) – Га-га-га! Пастух – Есть хотите?
   Гуси – Да-да-да! Пастух – Так летите! Гуси – Нам нельзя, Серый волк под горой Не пускает нас домой.
   Пастух – Так летите, как хотите, Только крылья берегите!
   После этих слов «гуси» бегут в свой «дом», а «волк» их ловит (касается рукой). Повторить с другим водящим («волком») 3–4 раза.

   «Пятнашки». Цель: совершенствовать бег, ловкость и ориентировку в пространстве.
   В игре берут участие несколько детей. Один из них – водящий. Дети бегают по площадке, а водящий их старается поймать (коснуться рукой). Тот, кого коснулись рукой, становится водящим. Продолжительность игры 3–5 мин.

   «Пятнашки, ноги от земли». Цель: совершенствовать бег и ловкость.
   В этой игре нельзя ловить тех детей, которые успели встать на какой-нибудь предмет, бревно, скамейку, пенек и т. д. Нужно заранее договориться, до какой границы площадки (поляны) дети могут бегать. Игра продолжается 4–6 мин.

   «Кто летает?» Цель: развивать внимание.
   Дети становятся в круг, взрослый называет предметы, птиц, животных, которые летают и не летают. Называя их, воспитатель поднимает руки вверх. Например, он говорит: «Воробей летает, печка летает, самолет летает и т. д.» Дети поднимают руки вверх и произносят слово «летает» только в том случае, если назван действительно летающий предмет. Игра длится 4–5 мин.

   «Подбрось и поймай». Цель: совершенствовать ловлю мяча и бег.
   На двух столбиках (стойках) натянута веревочка на высоте поднятой вверх руки ребенка. Он подбрасывает мяч через веревочку и ловит его на противоположной стороне. Если играют несколько детей, то можно провести между ними соревнование. Побеждает тот, кто большее количество раз поймал мяч за обусловленное число бросков (8—10 раз).
Чтение онлайн



1 2 3 [4] 5 6 7 8

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация