А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Как воспитывать ребенка до детского сада" (страница 1)

   Бирюков Виктор Степанович
   Черницкий Александр Михайлович
   Как воспитывать ребенка до детского сада

   Смысл жизни в том, чтобы родители гордились своими детьми, а дети – родителями

   Предисловие

   Поразительно, как умны были предки. Задолго до появления многих наук, включая детскую психологию, народ сложил пословицы, актуальность которых не меркнет с годами: «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит», «Детей воспитать – не кур пересчитать» и т. п. В первые годы жизни дети фантастически обучаемы, но лишь от родителей зависит, чем и в какой степени эти «губки» будут напитаны.
   Здесь уместно пояснить, почему мы позволили себе давать советы родителям. Нам, соавторам этой книжки, больше ста лет – на двоих. То есть мы довольно-таки зрелые отцы, даже деды. У одного из нас трое детей (две девочки и мальчик), а вдобавок две внучки, у другого внучка пока одна, а детей четверо (три девочки и мальчик).
   Мы стали отцами в 21 год – едва выйдя из подросткового возраста. А вот наши младшие дети появлялись на свет, когда нам было 25, 30, 40 и более лет.
   Признаемся: этим мы уделяли куда больше внимания, чем старшим. Конечно, это не значит, что мы любим своих первенцев меньше, чем их младших сестер и братьев. Любовь здесь вообще ни при чем – мы любим своих детей одинаково: «все стоят в одном строю». Дело в другом.
   Юные родители убеждены, будто воспитание заключается только в том, чтобы накормить и одеть малыша, научить его чистить зубы, вложить в его голову этикет и приучить к дисциплине (это нельзя, того не трожь). На самом деле это хоть и важная, но лишь часть воспитания. Став отцами, мы по большому счету сами были несмышленыши. Простите нас, наши первенцы: с годами мы осознали, что недоданное детям навсегда остается недоданным.
   Вот почему появилась на свет эта книжка: мы решили рассказать о том, что такое воспитание и как вы должны им заниматься. Да-да! Именно ВЫ – РОДИТЕЛИ – обязаны воспитывать свое чадо! Не пытайтесь от этого увильнуть – не вредите своим детям.
   Кроме вас, никто на свете не станет всерьез воспитывать вашего ребенка. Бабушка? «Ой ты маленький, ах наша миленькая, лапка-тапка, пуси-муси, скушай еще ложечку, сюда не лезь и туда не ходи!..»
   В результате получите существо, считающее себя центром Вселенной, все в которой предназначено для удовлетворения его капризов и прихотей.
   А может, приходящая няня? Поверьте, ее цель – не воспитать вашего малыша, а сохранить свое рабочее место. Поэтому она будет всячески его ограничивать, запрещая все подряд, ведь малейший недосмотр грозит увольнением.
   Представьте, каким забитым вырастет человек в тисках бессчетных ограничений.
   Нет, этой работы – воспитания – никто за вас не исполнит, дорогие родители. Бабуля и дедуля, тетушка и дядюшка, няня и водитель, секретарь и охранник могут вас на время подменить, не более того. А разве не справедливо? Не логично? Уж если вы отважились дать жизнь своему ребенку, БУДЬТЕ РОДИТЕЛЯМИ: берите процесс в свои руки – с нашей помощью!
   Собранные под этой обложкой рекомендации мы постарались сделать предельно конкретными, понятными и лаконичными.
   Наши советы адресованы родителям деток в возрасте от момента рождения до 3 лет. При определении порядка главок-советов мы руководствовались тем, что решать проблемы нужно по мере их возникновения.
   Так, тема кормления (естественного или искусственного) возникает, как правило, не сразу. Обычно у мамы есть молоко, но обстоятельства рано или поздно вынуждают отказаться от кормления грудью, и обстоятельства эти бывают заранее известны: мама либо спешит вернуться после рождения ребенка к учебе или работе, либо не спешит.
   Мы поможем вашей малышне овладеть премудростями, которые потребуются в детском садике, пригодятся в школе, вузе и вообще в жизни. Соответственно, в книжечке три части: «Малыш от рождения до года», «Малыш от года до двух» и «Малыш от двух лет до трех». Проще некуда, правда?
   – Не переутомится ли наша Таня? – опасаются некоторые родители, бабушки и дедушки, изрядные лодыри. – Не заболит ли головка у нашего Коли?
   Детям мешают упражнять голову те взрослые, которые сами не привыкли этого делать. Если мама не пристрастилась к книгам, ей будет обидно, что Танечка глотает книжки вместо того, чтоб поболтать о засолке огурцов.
   Читающий человек непрерывно думает, понимание прочитанных слов – часть мышления, о чем не подозревают инфантильные, не выросшие из детских штанишек родители. Напряженные раздумья – норма для бодрствующего человека: голова от чтения не заболит, а вот без него – не поумнеет.
   Если папа не знает, какой кнопкой запускается компьютер, то постарается оторвать свою Риточку от монитора:
   – Иди поиграй в бадминтон, а то станешь очкастой.
   В ходе захвата Камбоджи в 1975 году красные кхмеры убивали всех людей в очках, чтобы «умники» не могли читать «вражеской» литературы. Но на самом-то деле очки уравняли людей с плохим зрением и с нормальным, появились целые нации очкариков, например японцы.
   В Японии живут в среднем дольше 80 лет, а в России – меньше 65: близорукость не мешает долголетию. В наши дни носить очки или контактные линзы так же нормально, как в древности нормально было быть зорким: это позволяло вовремя заметить как дичь, так и опасность. Бояться нужно не близорукости, а глупости.
   Прежде чем перейти непосредственно к делу, хотим сердечно поблагодарить мам, которые поделились с нами своим опытом. Их советы в сочетании с нашими отцовскими познаниями дали синергический, т. е. усиливающий, эффект. Как ни крути, а в первые годы дети больше находятся с мамами. Базой нашей книжечки послужили «Мишин дневник – до года», «Мишин дневник – 2-й год», «Мишин дневник – 3-й год» Ольги Валентиновны Мартьяновой и «Наброски актуальных тем» Елены Владимировны Марининой. Низкий поклон вам, мамы!

   Виктор Бирюков,
   Александр Черницкий
   (Атяшево – Москва)

   Часть I
   Малыш от рождения до года

   Совет 1
   Главное отличие от животных

   Без речи нет личности
   Когда приступать к воспитанию? Сразу. Появился малыш на свет – начинайте конструировать его личность. Стоп! А что такое личность? Это человек, обладающий сознанием. У новорожденного сознание девственно чисто, он не имеет личностных черт, т. е. лишен подлинно человеческой психики. Перед нами – «чистый лист»!
   Конечно, новорожденный принадлежит биологическому виду homo sapiens – вроде бы является человеком. Однако без воспитания разумным малыш не станет. Маугли – сказочный герой: в реальности среди волков вырастет полный идиот – человеческое существо без личности. Личностью обладают лишь носители полноценного сознания. Формирование сознания происходит в первые 3–4 года жизни исключительно благодаря воспитанию.
   Как понять, обладает ли малыш сознанием? Право же, это несложно.
   Если ребенок связно рассуждает о непростых и отвлеченных вещах, значит, у него уже есть сознание.
   Например, в темное время двухлетка показывает пальчиком на соседнее здание и говорит:
   – Люна неть.
   Так малыш доносит до вас грандиозную мысль:
   – Я не вижу луны – она спряталась за высоким домом.
   Итак, речь – главный способ выражения мыслей.
   – Заговори, чтобы я тебя увидел, – сформулировал еще Сократ.
   Вывод: обучение речи есть основной инструмент воспитания – «строительства» личности. Даже молча люди непрерывно ведут внутренний диалог с самими собой.
   А вот у животных сознания (и личности) нет: звуки, которые они издают, не являются словами, служа лишь для подачи примитивных сигналов: «опасно», «укушу», «бежим», «больно», «ты мне нравишься», «моя территория» и т. п.
   Речи можно обучить только при помощи… речи. Правда, овладение родным языком (в отличие от иностранного) полно загадок, ибо никто не помнит, как осваивал родную речь.
   Мы убеждены, что в памяти ребенка изначально складывается правильный словарь: ребенок сразу твердо усваивает правильное произношение. Да вот осилить его не в силах: речевой аппарат еще слаб, ребенок говорит обрубленными, искаженными словами, и взрослым часто непонятен их смысл.
   Но! Самому-то ребенку этот смысл ясен: произнося «мё» вместо «мороженое», он имеет в виду как раз мороженое.
   Если ребенка передразнивать, произнося слова на его манер – «мё» вместо «мороженое», – ребенок возмущается:
   – Мама, неть!
   Или еще пример: один из наших малышей года этак в два вообразил себя котенком (почти все мелкие объявляют себя тем или иным зверьком, один из соавторов этой книжки какое-то время требовал, чтобы его считали олененком, и восходит вся подобная блажь к тем временам, когда у каждого племени имелось священное животное – тотем). И вот пацаненок входит в родительскую спальню со сногсшибательным объявлением:
   – Кищ писол.
   В переводе: «котенок пришел». Вероятно, слово «кищ» – «маленькая кошка» – получилось у малыша синтетическим путем из слов «кошка» и «кот». Стоит отцу повторить «кищ писол», как вы получаете гневную отповедь:
   – Папа, неть! Неть, папа!
   С точки зрения ребенка, он произносит отнюдь не «кищ писол», а именно «котенок пришел», т. е. считает, что говорит абсолютно верно. Взрослая речь – эталон, авторитет, образец для малыша. Разговаривайте с ним с первых же дней жизни. Не думайте, что это напрасный труд и малыш еще столь глуп, будто вас не поймет. Пример: 5-месячное дитятко на вопрос «где папа?» четко поворачивает голову к папе и улыбается папе, когда тот подходит к кроватке. Не так-то это просто! Ведь кроме очевидного «папа» нужно понимать, что значит «где».

   Совет 2
   Читайте книжки «на вырост»

   Не думайте, будто ребенок слишком мал
   Чем, какими словами заполнять «белый лист» – девственно чистое сознание? В общем-то, это и не важно.
   Разговаривайте с ребенком о чем хотите – лишь бы создать атмосферу человеческого языка, а не «волчьего молчания».
   Пойте колыбельные, декламируйте стихи и не печальтесь, если, по вашему мнению, малыш их не уразумеет. Хоть высокую поэзию читайте, хоть сатиру Горянского образца 1919 года:

Лиза! Скоро будет Рождество —
Гадкий праздник буржуазный.
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный.
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку…

   Для крохи сатирические вирши ничем не отличаются от трагедийных строф: малыша завораживает ритм, а слова тем временем сами «ложатся» в память. Не знаете наизусть стишков да песенок? Не беда. На сей «ужасный» случай цивилизация предусмотрела детские книжки. Читать их можно «на вырост»: книжка рассчитана на возраст трех лет, а вы читайте ее годовалому малышу.
   И не опасайтесь старых книжек, скажем басен Крылова. Там масса «неактуальных» терминов (соха, купец, воз, горшки, телега, кафтан и т. д.) – они пригодятся в будущем, а пока отложатся в долгосрочной памяти и всплывут, когда станут востребованы – лет через 10, а то и 20. Владение подобной лексикой – непременное свойство образованного человека.
   Еще нюанс. В русском языке много говоров: костромской («окающий»), пермский («обрывистый»), московский («акающий»), бакинский («вибрирующий»), украинский («суржик»), белорусский («тросянка») и т. д.
   Ребенок всасывает особенности родительской речи буквально с молоком матери.
   Если он останется на всю жизнь в регионе родного говора, ничего страшного – будет восприниматься «своим».
   Но если он покинет малую родину, то в любой точке русского мира с первого же слова он может стать «чужим».
   Вряд ли ему поможет подобное «позиционирование», особенно в эпоху глобализации, когда мы запросто меняем страны и континенты.
   Американо-канадский психолингвист Стивен Пинкер справедливо заметил: «Отбор мог запустить формирование языковых способностей, поощряя в каждом поколении тех говорящих, которых лучше всего могли понять слушающие, и слушающих, которые лучше всего могли понять говорящих».
   Так что говорите с малышом чисто, правильно. Не надейтесь, что эту работу выполнит за вас телеведущий. Он для ребенка – абстракция.
   Малыш легко усваивает информацию лишь от тех, кому доверяет. Прежде всего – маме: она нежна, у нее самое вкусное на свете молоко. В усвоении речи у ребенка два могучих союзника: мамина артикуляция и мамин запах.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация