А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Иисус. Человек, ставший богом" (страница 80)

   13. Мученик Царства Божьего

   1Анналы 15.44.
   2Иудейские древности 18.3.3 (в переводе Джона Мейера).
   3Именно это произошло около 45 года с Февдой и его последователями, против которых правивший тогда Фад выслал кавалерийский эскадрон, что привело к гибели многих (Иудейские древности20.5.1). В период между 53 и 55 годами Феликс послал своих солдат расправиться с популярным пророком, так называемом Египтянином, предав смерти четыреста его последователей (Иудейские древности 20.8.6).
   4Мк 14–15, Мф 26–27, Лк 22–23, Ин 18–19; Евангелие [апокрифическое] от Петра (фрагмент из утраченного евангелия, в котором сохранился рассказ о страстях, начиная с вмешательства Ирода). На сегодняшний день еще никто не представил теории, которая убедительно объясняла бы связь между этими текстами. В основном, признается значимость текста Марка как источника для повествований Матфея и Луки. В частности, Матфей очень к нему близок и добавляет к этому несколько пометок и несколько приукрашивает текст. Лука более самобытен, поэтому некоторые считают, что помимо Марка, он опирается еще и на какое-то другое предание. Продолжается дискуссия о том, один и тот же источник представляют Иоанн и Марк или разные. Не так давно Джон Доминик Кроссан на основе Евангелия [апокрифического] от Петра реконструировал короткий текст, называемый Евангелием Креста, которое, по его словам, должно быть, единственный источник всех рассказов о страстях, которые мы знаем. Его гипотеза нашла некоторый отклик только среди участников Семинара по Иисусу.
   5Такое мнение в настоящий момент бытует среди немалого числа исследователей.
   6Марк точно сообщает, когда происходят события, и даже прибегает к римскому времени: «поутру» (15:1), «в шестом часу» (15:33), «в девятом часу» (15:34).
   7Две самые последние и заслуживающие внимания монографии о страстях отражают различные типы восприятия, присущие современным исследованиям: Рэймонд Браун склонен воспринимать эти тексты как «историю», запомнившуюся в христианских общинах и впоследствии обрамленную цитатами из книжников; Джон Доминик Кроссан, наоборот, полагает, что большинство приводимых рассказов – «историческое предсказание», или сочинения книжников, не опирающиеся на воспоминания о каких-то конкретных фактах, а выдуманные на основе библейских текстов.
   8Матфей особенно отличается тем, что приводит точные цитаты или ссылки на Ветхий Завет, рассказывая о бегстве учеников, об ответе Иисуса первосвященнику, о тридцати монетах, заплаченных Иуде за совершенное им предательство, о кричащей толпе, просившей распять Иисуса, о насмешках и издевательствах солдат, о напитке, который ему предлагают на кресте, о разделе его одежды, о его распятии в числе разбойников, о его жалобном вопле, обращенном к Богу.
   9Этому обстоятельству, лежащему в основе бесчисленных гонений на иудеев, обязаны христиане, число которых растет среди язычников; они не желают наживать себе врага в лице Рима и представать наследниками того, кто был осужден римскими властями как опасный для империи человек; одновременно они хотят четко отделить себя от остальных иудеев, преследуемых Римом после падения Иерусалима. Хотя фактически именно Пилат вынес смертный приговор, Лука описывает обстоятельства так, будто тот три раза заявляет о невиновности Иисуса (23:4, 14, 22). Согласно Матфею, Пилат объявляет себя «невиновным» и умывает руки (27:24). Иоанн пишет, будто тот отдает Иисуса иудеям, чтобы они сами его распяли (19:16). Несмотря на то что сначала Мк 14:1 говорит лишь о заговоре первосвященников и книжников, Мф 27:25 настаивает на том, что распятия Иисуса требует весь народ («кровь Его на нас и на детях наших»). Согласно Иоанну, именно «иудеи» просят его смерти (18:31, 38). Так что «процесс над Иисусом» не раз становится «процессом над иудеями» (А. Маршадур).
   10Рассмотрим, например, эпизод с отсечением уха Малха (Ин 18:10), сон жены Пилата (Мф 27:19) или «землю крови», купленную за тридцать монет предательства (Мф 27:3-10).
   11Мк 14:1–2 сообщает нам о заговоре первосвященников и книжников, которые за два дня до Пасхи желают схватить Иисуса и избежать при этом реакции народа. Этот факт может быть достоверным.
   12Ин 18:3, 12 говорит о присутствии «когорты», военной единицы пехоты, состоящей из шестисот солдат. Приводимый евангелистом факт не заслуживает никакого доверия не только из-за явного преувеличения числа воинов, но и потому, что немыслимо представить себе, что римские солдаты ведут Иисуса к первосвященнику, а не к своему префекту. Сцену, описанную в главе 18:1–9, сочинил сам Иоанн, чтобы подчеркнуть величие Иисуса: когда он говорит пришедшим: «Это Я», все падают на землю.
   13Нет оснований сомневаться в том, что Иуда действительно существовал и был участником описываемых событий. Христианская община не стала бы придумывать историю о подобном предательстве, где главным сообщником становится один из Двенадцати (Рэймонд Браун). Гипотеза, что его личность и деятельность – чистый вымысел Марка, символизирующий предательство иудейского народа (Иуда = Yehuda = Juda) не подкреплена никакими убедительными аргументами. Даже Джон Доминик Кроссан считает его реальным персонажем, «последователем» Иисуса, которого Иуда предал (в отличие от превалирующего мнения Семинара по Иисусу).
   14Мк 14:50. Бегство учеников, в основном, считают реальным фактом. Однако возможно, что такие подробности, как бегство обнаженного юноши или действие ученика (Петра?), который отрезал ухо слуге первосвященника, исцеленного затем Иисусом, больше напоминают легенду. Но при этом Браун полагает, что «отсечение уха» – возмутительное и провокационное действие, отложившееся в памяти самой древней традиции.
   15Согласно Иосифу Флавию, его полное имя – Иосиф Каиафа. Возможно, Каиафа – в действительности, шутливое прозвище. Некоторые авторы считают, что оно происходит от qof («обезьяна») и отражает одно из популярных значений, то есть его воспринимали как «обезьяну» в руках римлян, которых он развлекал. Другие полагают, что оно восходит к слову kuf («брать силой») и означает «дубину» или «тирана».
   16Как Ирод Великий, так и римские префекты, все были склонны часто менять первосвященников, иногда даже каждый год. Тем самым они препятствовали их укреплению во власти и в то же время обеспечивали их полное подчинение.
   17В 30 году «начальником духовенства клира», который следил за культом и осуществлял контроль за храмовой стражей порядка, был Ионафан, сын Анны и шурин Каиафы. Есть подозрения, что торговля жертвенными животными в Храме была рентабельным бизнесом, контролируемым семьей Анны (Иеремиас). Разные члены клана владели лавками и имели собственное дело в Иерусалиме.
   18Благодаря раскопкам израильского археолога Нахмана Авигада (в 1969–1980 годах) был обнаружен дворец, который, по всем признакам, мог принадлежать семье Анны. Речь идет о роскошном здании, украшенном фресками и мозаикой в римском стиле, с видом на Храм и Гефсиманский холм. В нем находился большой зал для приемов, четыре купальни для ритуальных омовений и три небольшие столовые комнаты (cubiculi). Вполне возможно, что как Валерий Грат, так и Понтий Пилат, друг семьи, приглашались к одному из этих столов (Ж. Жено-Бисмут).
   19В ноябре 1990 года к югу от древнего города Иерусалима был обнаружен великолепный фамильный оссуарий I века с надписью «Yehosef bar Caiafa». Археологи признают, что все указывает на то, что перед нами оссуарий первосвященника, который принимал участие в расправе над Иисусом (Гринхат, Рид).
   20Согласно Марку, из Гефсимании Иисуса отвели к первосвященнику; когда «собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники», то есть группы, составляющие Синедрион, они сошлись на том, что он «повинен смерти» (14:54–64); утром следующего дня они снова собираются, но лишь для того, чтобы «связать» Иисуса и «предать» его Пилату (15:1). Из текста Луки же следует, что в течение ночи не было никакого собрания; Синедрион собирается только на утро следующего дня, но там так и не было принято никаких юридических актов (22:66–71); впоследствии его ведут к Пилату (23:1). Согласно Иоанну, Иисуса ведут в дом Анны, тестя Каиафы (18:13), который спрашивает его «об учениках Его и об учении Его»; затем его, связанного, посылают в дом Каиафы, где ничего не происходит (18:24); наконец, его приводят в резиденцию Пилата (18:28); в этом последнем тексте Синедрион вообще отсутствует, и нет ничего, что указывало бы на участие в процессе иудейских властей.
   21Таково мнение Сандерса и др.
   22Мне близко мнение таких авторитетных ученых, как Браун, Тайссен, Гнилка, Шлоссер, Легасси, Лемонон, Ривкин и др. Я отвергаю радикальную позицию Кроссана, который считает, что сцена допроса Иисуса иудейскими властями не является историческим фактом и полностью выдумана христианами. В любом случае, по его словам, никакая реконструкция уже невозможна: задержание и казнь такого человека, как Иисус, вполне могли состояться и без формальных процессов с участием Каиафы или Пилата.
   23В Евангелии от Иоанна как раз отражено подобное восприятие: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (10:33).
   24Много лет длилась дискуссия о том, обладал ли Синедрион ius gladii. Сегодня, в основном, утверждается, что во времена Иисуса он не обладал такой компетенцией. Веские аргументы были представлены экспертом в римской истории А.Н.Шервин-Уайтом.
   25Браун полагает, что официальное заседание Синедриона, на котором решился вопрос о казни Иисуса, действительно было, но оно произошло задолго до его ареста (Ин 11:47–53 и Мк 11:18). Он также считает, что в ту последнюю ночь это мог быть, скорее, предварительный допрос, предшествовавший передаче Иисуса римлянам, чем целое ночное заседание Синедриона.
   26Ривкин убедительно излагает, что Иисус был приведен не на большое заседание Синедриона (bet din ha-migdol), а на «личный совет» Каиафы, где высказывались мнения, опиравшиеся не на религиозные доктрины, а исходившие из интересов правителей и учитывавшие серьезный политический резонанс.
   27Такие исследователи, как Рэймонд Браун и Жан-Пьер Лемонон, подчеркивают значимость, которую, вероятно, имело хитрое поведение Анны. Довольно правдоподобно выглядит сцена, описываемая Иоанном, когда Иисуса сначала ведут во дворец к Анне, который «спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его»; таким образом, он задал ему два ключевых вопроса для определения степени опасности, представляемой Иисусом (Ин 18:12, 19).
   28Похоже, среди различных иудейских групп (саддукеев, фарисеев, ессеев) бытовал принцип «существовать и позволять существовать» (Ривкин).
   29Тема выпада против Храма как причины враждебного отношения к Иисусу постоянно присутствует в христианских источниках. Об этом вспоминает Марк в той сцене, когда Иисус предстает перед первосвященником (14:57–58); затем это событие напоминает о себе в насмешках над распинаемым (Мк 15:29–30 // Мф 27:39–40); его также вспоминают при обвинении Стефана (Деян 6:13–14).
   30Около 610 года до н. э. пророк Иеремия вошел во двор Храма и возгласил против святого места проклятие, которое Бог повелел ему произнести. Его тут же схватили священники, пророки и весь народ со словами: «Ты должен умереть». Лишь с большим трудом Иеремии удалось спасти свою жизнь (Иер 26:1-19).
   31Иудейская война VI.5.3.
   32Возможно, он был назначен на эту должность непосредственно Сеяном, человеком, которому Тиберий вверил текущие дела Империи, удалившись на это время в свою виллу на остров Капри. Таким образом, положение Пилата могло сильно ослабнуть, когда Сеян перестал быть фаворитом Тиберия и был казнен в октябре 31 года.
   33Хотя некоторые продолжают думать, что допрос Иисуса проводился в Антониевой крепости, исследователи все чаще полагают, что он происходил именно в этом дворце.
   34О посольстве к Гаю 38, 302. В основном, исследователи считают, что такой негативный портрет Пилата достаточно тенденциозен и носит риторический характер.
   35Иудейская война II. 169–174; Иудейские древности 18.55–59.
   36Иудейская война II. 175–177; Иудейские древности 18.60–62.
   37Иудейские древности 18.85–89.
   38Что касается Храма, то Каиафа не поддержал народный протест против Пилата, поскольку, вполне возможно, еще до того он дал ему свое согласие на использование храмовой казны (Макларен). А что касается убийства самарян, то, может быть, Каиафа сам побудил Пилата к действиям, чтобы гора Геризим не отбрасывала тень на храм на горе Сион в Иерусалиме (Браун).
   39Согласно Марку (15:1-15), Иисус был приведен к Пилату, который спросил его, он ли «Царь иудейский». Первосвященники обвиняют его во «многом» довольно обобщенно, тогда как Иисус хранит молчание (стихи 1–5). Далее рассказывается о попытке Пилата разрешить сложившуюся ситуацию, освободив Иисуса и осудив Варавву; под давлением народа, просящего распять Иисуса, Пилат меняет свое решение и посылает его на крест (стихи 6-15). Матфей (27:11–26) в своем изложении берет за основу рассказ Марка, добавляет два эпизода, которым недостает исторической базы: сон жены Пилата (стих 19) и его театральное действо умывания рук, спровоцировавшее ужасное самопроклятие иудейского народа: «Кровь Его на нас и на детях наших» (стихи 24–25). Лука (23:1-25) сильно отходит от Марка. В его рассказе первосвященники предъявляют Иисусу несколько конкретных обвинений (стихи 2, 5); здесь говорится и о том, что Иисус представал также и перед Иродом (6-12). Повествование Иоанна, в свою очередь, очень длинное и надуманное (18:28–19:16). Речь идет об искусственно созданной картине, где Пилат постоянно находится то «внутри» дворца, где вступает в диалог с Иисусом, то «снаружи», где говорит с «иудеями». Хотя здесь и содержатся интересные для историков подробности, это сочинение – «лекция по христологии», которую дает Пилату Иисус.
   40Иудейский историк Иосиф Флавий в своем труде Иудейские древности, появившемся около 93 года н. э., сообщает об Иисусе следующее: «По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь» (18, 3). В свою очередь, около 116–117 годов римский историк Публий Корнелий Тацит, проясняя происхождение христиан, обвиненных Нероном в поджигании Рима, утверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии префект Понтий Пилат» (Анналы 15.44).
   41Такова точка зрения Кроссана и большинства участников Семинара по Иисусу, которые считают этот рассказ выдуманным христианами на основании Пс 2.
   42Так полагает большинство современных исследователей, признающих историчность римского процесса против Иисуса и опирающихся на евангельские источники и на информацию, которая известна нам из юридической практики империи (Браун, Тайссен, Ривкин, Гнилка, Лемонон, Бовон, Легасси, Шлоссер, Ролофф). В моем способе воспроизведения фактов я, в основном, ориентируюсь именно на эти исследования.
   43Только в Евангелии от Иоанна (19:13) говорится о месте или «судилище», которое занимает Пилат. Эта информация очень правдоподобна. Вполне вероятно, что Пилат возвышается над небольшой площадью перед своим дворцом, занимая очень подходящее место для публичного суда.
   44Например, в судебном процессе над Иисусом никак не представлена защита.
   45Настоящее его значение – «Царь Иудеи» (Джерард Слоян).
   46Лука делает свой рассказ более правдоподобным, вводя в него конкретные обвинения против Иисуса: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (23:2); «Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места» (23:5).
   47Решение Пилата касательно Иисуса очень похоже на позицию Ирода Антипы по отношению к Иоанну Крестителю. Они оба действуют из страха перед непредсказуемой реакцией народа, и оба убивают только лидера, но не его последователей.
   48Лука говорит, что Иисус предстал также и перед Антипой (23:8-12). Трудно определить, имеет ли описываемое событие исторические корни. Будучи родом из Галилеи и потому подчиненным Антипы, Иисус в любой момент мог быть казнен в Иудее римским префектом. Наверняка этот эпизод был выдуман христианами на основе Пс 2, чтобы еще больше подчеркнуть невиновность Иисуса: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (2:2).
   49Вопреки ожиданиям, последователей Иисуса никто не трогал. Мало того, после его смерти им было позволено создать общину в самом Иерусалиме. Совершенно ясно, что Рим не воспринимал Иисуса как организатора восстания против империи (в противовес мнению Брэндона и Кармишеля).
   50В невинность Пилата, так или иначе провозглашаемую всеми Евангелиями, поверить невозможно. В современных исследованиях считается, что такое оправдательное описание римского префекта не передает истинную историческую картину, а является «христианской пропагандой». В его основе лежало нежелание первых христиан представать перед империей в качестве последователей того, кто осужден как представляющий угрозу Риму. Тем не менее, по мнению Брауна, теория, что евангелия оправдывают Пилата, создавая полностью вымышленный персонаж, грешит преувеличением.
   51Трудно узнать, произошел ли в действительности эпизод с Вараввой. В настоящий момент невозможно документально доказать существование традиции отпускать одного узника в честь праздника Пасхи (Браун, Кроссан, Тайссен, Гнилка, Шлоссер, Бовон). Поэтому некоторые ученые полагают, что эта сцена была выдумана Марком, чтобы совершаемая по отношению к Иисусу несправедливость ощущалась еще более зримо (Кроссан, Семинар по Иисусу). Другие думают, что человек по имени Варавва действительно существовал, он был посажен в тюрьму из-за какого-то бунта, а затем освобожден Пилатом. А когда осудили Иисуса, христиане с иронией стали вспоминать о случившемся в Иерусалиме: «разбойник», принявший участие в восстании, был освобожден, а «невиновный», никогда ни на кого не нападавший, был казнен (Браун). Вполне вероятно, что представителей храмовой власти поддерживала определенная группа людей, настроенная против Иисуса (Браун, Тайссен, Бовон, Легасси, Гнилка,
   Шлоссер). Речь здесь идет не о том «одобрении» («acclamatio), которое имело бы право голоса в суде, а о давлении со стороны народа. Ужасный крик «распни его», произнесенный дважды, представляет собой жалкое выдуманное христианскими общинами драматизирование, направленное против иудеев синагоги. Когда христианство только зарождалось, это было довольно невинной выдумкой христиан, ощущавших угрозу и желавших защититься от иудейских религиозных властей. Однако когда Римская империя приняла христианство, эти выдуманные и не отражавшие реальность рассказы послужили почвой для страшного обвинения иудеев в «богоубийстве»: они стали смертельным оружием, породившим антииудаизм и давшим начало гонениям на евреев и антисемитскому геноциду.
   52Автор Евангелия от Иоанна вкладывает в уста иудеев такие слова: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (19:12).
   53Возможно, Иисус выслушал приговор римского префекта на латыни: Ibis ad сгисет. Это была самая распространенная формулировка. Пилат говорил на греческом и на латыни. Иисус – на арамейском и, может быть, немного владел греческим. Вполне вероятно, на заседании мог присутствовать переводчик.
   54Все четверо евангелистов подробно рассказывают о случившемся. Рассказ Мк 15:15–39 самый древний. Повествование в Мф 27:27–54 довольно близко к нему, однако в нем гораздо больше развивается тема «чудес», произошедших во время смерти Иисуса (стихи 51–54). Описание Лк 23:24–28 более самобытно: он не говорит о бичевании; он рассказывает о встрече Иисуса с женщинами, которые с состраданием следуют за ним по дороге на Голгофу; он вкладывает в его уста слова прощения тех, кто его распинает (стих 34), говорит о спасении благоразумного разбойника (стихи 39–43) и о доверительной молитве Иисуса Отцу во время предания Ему своей жизни (стих 46). У Иоанна (19:17–29) свое собственное изложение: он не описывает эпизод с Симоном Киринеянином; он придает особую значимость надписи на кресте (стихи 19–22); согласно Иоанну, находясь на кресте, Иисус ведет диалог со своей матерью и любимым учеником (стихи 25–27) и, прежде чем умереть, произносит две короткие фразы (стихи 28–30). В Евангелии [апокрифическом] от Петра содержится очень сжатый рассказ о распятии (3:6–6:21) с несколькими вызывающими подробностями, которые мы еще обсудим.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 [80] 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация