А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Иисус. Человек, ставший богом" (страница 75)

   9. Учитель жизни

   1В действительности раввинистические писатели называют равви только тех ученых, которые жили уже после 70 года, однако во времена Иисуса были такие учителя, как Гиллель, Шаммай и Гамалиил (Тайссен/Мерц, Маргуэрат).
   2Иисус никогда не прибегает к традиционной для раввинов терминологии: «Так говорит Тора» (Борг, Чилтон).
   3В Мк 1:22 говорится, что люди «дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». Не стоит полагать, что это наблюдение Марка – только выдумка христиан, лишенная исторической базы. Таким запомнился Иисус (Данн).
   4Вслед за Сандерсом разные авторы говорят об «общем иудаизме» или «великой традиции», вбирающей в себя основное содержание религии Израиля, и о «малых традициях», где могут наблюдаться значимые отличия. Другие, однако, считают этот «общий иудаизм» реконструкцией, его историческую наполненность трудно проверить (Ньюзнер, Хенгель). Сегодня в основном говорят о выраженном плюрализме в иудаизме I века в рамках базовой религии (Перро, Маргуэрат, Мейер).
   5Этот образ взят из источника Q (Лк 13:24 // Мф 7:13–14). Он часто встречается в иудейских Писаниях, апокрифических книгах Ветхого Завета и Кумранских текстах. Нет оснований отрицать, что Иисус также любил прибегать к нему. Изложение Луки, вероятно, более аутентично.
   6Источник Q (Лк 6:39 // Мф 15:14) и Евангелие [апокрифическое] от Фомы 39. Это высказывание было популярной поговоркой, которую Иисус использует по-своему.
   7Мк 2:21–22 (изложено затем в Мф 9:16–17, Лк 5:36–38) и Евангелие [апокрифическое] от Фомы 52. Иисус озвучивает популярные пословицы. Возможно, наиболее оригинальная версия представлена в Евангелии [апокрифическом] от Фомы, поскольку она не была адаптирована к христианскому восприятию картины мира.
   8Невозможно точно утверждать, какие тексты Иисус знал и считал священными.
   9Естественно, евангелия, написанные на греческом, цитируют Ветхий Завет по его греческому варианту – Септуагинте, окончательно составленной ко II веку до н. э. Ее использовали иудеи диаспоры, говорившие только на греческом. Вполне возможно, что какая-либо из цитат, вложенная в уста Иисуса и отражающая интересы и предпочтения христианских общин, была введена во время передачи предания.
   10И 35:5–6; 29:19–20. Текст из Ис 61:1–2, цитируемый Иисусом в синагоге Назарета (Лк 4:18–19), отражает его переживания, но, вероятно, он был сочинен Лукой в качестве программного: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».
   11Таков вывод из исследования Чилтона, разделенный уважаемыми учеными (Эванс, Тайссен, Мейер, Уитерингтон III). Похоже, Иисусу было знакомо популярное толкование Книги пророка Исайи, позднее оформившееся как Таргум на Исайю (между 70 и 135 годами н. э.). В нем часто встречается выражение «Царство Божье» – основная категория проповеди Иисуса.
   12В евангелиях представлено значительное число высказываний, произносимых Иисусом в различных обстоятельствах и составляющих настоящую «коллекцию» (например, Мф 7). И стоит задача не затеряться в их одновременном перечислении.
   13Мк 8:35.
   14Мф 5:29–30.
   15Мф 7:3.
   16Мф 23:24. Люди, должно быть, смеялись еще громче, вспоминая, что верблюд считался нечистым животным.
   17Источник Q (Лк 16:13 // Мф 6:24).
   18Мк 2:17.
   19Кроссан тщательно проанализировал 133 афоризма. Луни отследил 167.
   20Во времена Иисуса были известны и популярны разные книги, содержащие мудрые пословицы и изречения: Книга Притчей, окончательно завершенная около 480 года до н. э.; книга Кохэлет (или Екклесиаст), написанная ближе к 250 году до н. э., или Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная к 132 году до н. э. и переведенная на греческий внуком автора, который жил в Александрии. Эти книги учат жить благоразумно и трезво: приобретать мудрость; распознавать достоинства и недостатки. В них затрагиваются такие темы, как работа и семья, отношения с женщинами; образ рассудительного человека… Иисус никогда не говорит о подобных аспектах жизни, он заостряет внимание на главном – ответе о принятии Царства Божьего.
   21Хотя притча начинается с рассказа о сеятеле, в центре ее внимания оказывается не он, а то, что произошло с посевом.
   22Эту притчу мы находим в синоптических евангелиях (Мк 4:3–8 [пер. В. Н.Кузнецовой. – Прим. пер.], Мф 13:3–8, Лк 8:5–8) и в Евангелии [апокрифическом] от Фомы 9. Вероятно, вариант Марка ближе всего к оригинальному рассказу. Чтобы лучше понять истинный посыл этой притчи, нам стоит опустить ее аллегорическое толкование, представленное у синоптиков (Мк 4:14–20, Мф 13:18–23, Лк 8:11–15), поскольку его сочинили в христианской общине. В Евангелии [апокрифическом] от Фомы его нет. Это аллегорическое толкование написано языком христианских проповедников и отражает проблемы, существовавшие во втором и третьем поколении. Таково наиболее распространенное мнение ученых в результате исследований притчей, которые провел Юлихер.
   23В трех местах посев не всходит. В других трех созревает хороший урожай в разном соотношении. Согласно тексту Марка, посеянное вначале составляло лишь «одну часть» (в единственном числе), а основная часть, то есть «другие зерна» (во множественном числе), дала хороший урожай.
   24В относительно современных Иисусу иудейских источниках говорилось о том, чтобы «вернуться к Богу Закона». Например, «оставить путь коррупции и обратиться к закону Моисееву» (Кумранские рукописи); «выйти из нечистоты и соблюдать заповеди Бога Всевышнего» (книга Юбилеев); «сделай так, чтобы мы обратились к Твоему Закону» (молитва из Восемнадцати благословений). Иисус не использует подобный язык, а говорит о том, чтобы «войти в Царство Божье».
   25В иудейском менталитете «сердце» не является центром любви и эмоциональной жизни. Это, скорее, самый глубинный центр личности, орган восприятия, мышления, чувств и поведения. В сердце человека «определяется» вся его жизнь.
   26В мудрых изречениях того времени бытовали подобные поговорки, но Иисус употребляет их по-своему. Приводимый контраст смокв с терновником и винограда с кустарником типичен для стиля Иисуса: источник Q (Лк 6:43–45 // Мф 7:16–20) и Евангелие [апокрифическое] от Фомы 50.
   27Иудейский народ помнил обещание Бога, произнесенное пророком Иезекиилем среди изгнанных в Вавилонию, немногим спустя после разрушения Иерусалима (586 год до н. э.): «Дам вам новое сердце, новый дух вложу в вас. Я вырву из вашей груди сердце каменное и вложу сердце из живой плоти» (Иез 36:26).
   28В одном из папирусов, найденных в Оксиринхе, к югу от Каира, рассказывается о Гиларионе, работнике, эмигрировавшем в Александрию. Он пишет своей беременной жене Алиде письмо, датированное 18 июля 1 года до н. э., следующего содержания: «Я остаюсь в Александрии. Настоятельно прошу тебя заботиться о нашем маленьком сыне, как только я получу деньги, я их вам вышлю. Если счастливо родишь и это будет мальчик – оставь его в живых, а если девочка – брось ее» (цитата по Кроссану).
   29Мк 10:14. Эти слова сказаны с той же позиции, что и заповеди блаженства (Лк 6:20–21). Бог – это Бог тех, для кого нет места в обществе (неимущих, отверженных). И сейчас к ним прибавились еще и дети, малозначимые и занимающие последнее место в обществе.
   30Мк 10:15. Возможно, это высказывание было независимо распространено в христианской общине. Оно могло несколько видоизмениться в контексте начала крещения, однако нет серьезных причин сомневаться в его аутентичности. Иисусу свойственно взывать к совершенно новой жизни в Царстве Божьем.
   31В Евангелии от Иоанна красноречиво говорится о «новом рождении»: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин 3:3).
   32Евреи говорили о торе, что буквально означает «обучение» или «преподавание». Сначала тора существовала как отдельный закон. А когда к 500 году до н. э. было составлено Пятикнижие, все законы и правила оказались вплетены в совместную историю Бога и Его народа. Все это собрание и назвали Торой, или Законом. Во времена Иисуса Тора и Храм были двумя столпами иудаизма. После разрушения Храма Закон стал единственным таким основанием. Когда мы здесь говорим о Законе или Торе, мы имеем в виду свод законов и предписаний, которые необходимо было соблюдать для того, чтобы хранить верность Завету.
   33Согласно Матфею, Иисус заявляет: «Не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона». Сложилось общее мнение, что весь этот текст (Мф 5:17–19) выдуман христианами и отражает возникшие позднее споры о том, обязательно ли иудейский закон распространяется и на христиан.
   34Когда кто-то спросил Иисуса, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, Иисус напоминает ему заповеди из Закона и затем цитирует те из них, которые относятся ко второй скрижали, то есть где идет речь о социальных обязательствах: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради…» (Мк 10:17–22).
   35Мф 5:21–22. Эти слова были сильно переработаны христианской общиной, однако в них слышно эхо учения Иисуса.
   36Мф 5:27–28.
   37Мф 5:43–45.
   38По словам в Мк 7:8-13, Иисус критикует фарисейскую традицию, согласно которой сын, посвящающий что-либо как корван, то есть, «приношение Богу», освобождается от того, чтобы помочь этими материальными благами своим пожилым или нуждающимся родителям. Иисус сетует: «Тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили». Непохоже, чтобы эта сцена была аутентичной, поскольку Иисус не оперировал такими тонкими техническими понятиями, как корван. Однако ученые полагают, что в этом проявляется отголосок его отношения к вопросам подобного типа.
   39Позднее в Мишне отведут не менее двенадцати трактатов предписаниям, относящимся к чистоте.
   40Мы точно не знаем, какую позицию занимали фарисейские группы. Крупные специалисты придерживаются противоположных точек зрения. Ньюзнер утверждает, что будучи мирянами, они брали на себя соблюдение законов чистоты, обязательные для исполнения только храмовыми священниками. Сандерс полагает, что так думали только самые радикальные группы.
   41Эти слова приведены в Мк 7:15 и в Евангелии [апокрифическом] от Фомы 15. Высказывание отражает аутентичную мысль Иисуса; вероятно, оно было распространено как отдельное изречение в среде первых христиан. Контекст, в который его помещает Марк, представляет собой искусственную и довольно сложную конструкцию самого евангелиста.
   42Непохоже, чтобы Иисус решительно отвергал все законы чистоты. Как замечает Сандерс, если бы Иисус утверждал, например, что можно есть свинину, тем самым он вызвал бы резкую реакцию протеста. Не будем забывать, что во времена Маккавеев (175–134 годы до н. э.) значительное число иудеев умерли от того, что отказались есть нечистые продукты питания. Однако стоит заметить, что своим поведением и высказываниями Иисус бросал вызов системе чистоты, жестко закрепленной традицией.
   43Иудейские Писания рассматривали субботу как праздник «отдыха», подражания Богу, который, после шести дней творения, взял себе выходной свободный день, чтобы вздохнуть спокойно (Исх 20:8-11). Ее также считали «освобождением» от суровой трудовой жизни, что напоминало им
   об освобождении от египетского рабства (Втор 5:12–15). Слово «суббота» происходит от еврейского шаббат, что значит «прекращать», «останавливаться», «отдыхать».
   44Три наиболее известные черты, отличавшие иудеев от других народов внутри империи, были: обрезание мальчиков, закон о субботе и воздержание от нечистой пищи.
   45В 1 Макк 2:29–41 описывается будоражащая сцена. Позднее закон о субботе стали истолковывать менее жестко, и иудеям уже позволялось брать в руки оружие для защиты собственной жизни. Об этом говорит Иосиф Флавий: «Для личной обороны они могут сопротивляться и в субботу» (Иудейская война 1.7.3).
   46Во времена Иисуса существовали различные точки зрения. Похоже, никто не навязывал свое собственное мнение другим группам (Тайссен, Сан-Аерс).
   47Иосиф Флавий приводит различные примеры, чтобы доказать, что ессеи «строже, нежели все другие иудеи, они избегают дотронуться к какой-либо работе в субботу» (Иудейская война II.8.9).
   48Ессеи считали, что фарисеи придерживались «облегченного толкования», которое «сбивало с пути».
   49В среде фарисеев также не было единодушия. Последователи Гиллеля склонялись к более открытому и либеральному толкованию, тогда как сторонники Шаммая занимали более жесткую и ригористическую позицию.
   50Евангелия детально описывают, как Иисус нарушает закон о субботе (Мк 3:1–6, Лк 13:10–17; 14:1–6, Ин 5:1-18; 9:1-40). Невозможно проследить аутентичность каждого эпизода, поскольку они были воссозданы уже после 70 года и в значительной степени отражают конфликты и споры христианских общин с ортодоксальным иудаизмом (Гнилка, Мейер, Шлоссер, Сандерс, Барбаглио), однако никто не сомневается в том, что Иисус нарушал субботу ради исцеления людей.
   51Мк 2:27. Исследователи считают, что это аутентичное высказывание Иисуса, которое, вероятно, бытовало уже вполне самостоятельно. Нечто подобное мы прочитаем позднее у равви Симеона Бен Манассии (180 год): «Суббота отдана вам, а не вы отданы субботе».
   52Мк 3:4. Невозможно точно удостовериться в аутентичности этого высказывания.
   53Мф 12:11: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?». Ср. также с Лк 14:6 и 13:15. В таком типе высказываний слышится эхо убеждений Иисуса, но надо полагать, что ему не было свойственно углубляться в подобного рода казуистику.
   54Мк 2:23–28, Мф 12:1–8, Лк 6:1–5. Исследователи считают этот эпизод исторически допустимым. Ученики следовали за Иисусом по Галилее, лишенные необходимого пропитания, и несомненно не раз испытывали чувство голода, прежде чем добирались до какой-либо деревушки. Однако, несмотря на то, что эти слова Иисуса отражают его точку зрения, они были приписаны ему христианской общиной. Не в его стиле защищаться, ссылаясь на иудейские Писания.
   55Иисус почти не использует обычную терминологию любви. Слова agape («любовь») или agapan («любить») звучат в его устах, только когда он говорит о любви к врагам. В основном Иисус говорит более конкретно: любить – значит «сострадать» тому, кто страдает; «простить» того, кто нас обидел; «подать стакан воды»; «помочь нуждающемуся».
   56Мк 12:29–31. Сюжет выдуман автором, но, согласно большинству исследователей (кроме Людемана), ответ Иисуса аутентичен. Его содержание отражает то, о чем действительно думает Иисус. Он воедино связывает следующие два текста: Втор 6:4–5 и Лев 19:18.
   57Это обобщение, сведенное к любви к Богу и ближнему, зародилось еще в предшествующем Иисусу иудаизме. В книге Юбилеев (II век до н. э.) можно прочесть: «Бойтесь Бога и поклоняйтесь Ему и Храму. Пусть каждый любит своего брата и относится к нему с милосердием и справедливостью». В Заветах двенадцати патриархов (II век до н. э.) говорится следующее: «Любите Бога всю вашу жизнь и любите друг друга с искренним сердцем»; «Любите Бога и ближнего, сострадайте слабому и нищему». Согласно Филону Александрийскому, иудейскому философу – современнику Иисуса, «поклонение Богу» и «филантропия» представляют собой две основные, сопряженные друг с другом добродетели (Virtutes 51, 95). Самое оригинальное состоит в том, что Иисус дословно цитирует два этих предписания и ставит их над всеми остальными, придавая сказанному особую силу.
   58Иисус исцелял больных людей, поскольку ему было больно видеть их страдания.
   59«Золотое правило» можно найти в источнике 0_(Лк 6:31 // Мф 7:12) и в Евангелии [апокрифическом] от Фомы 15.
   60Тов 4:15; Завет Неффалима 1, 6.
   61Разные варианты «золотого правила», распространенные в иудаизме, представлены в негативной форме: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». При такой формулировке есть опасность свести любовь к простому «непричинению вреда» ближнему. Формулировка же Иисуса позитивна: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Здесь любовь заключается не в том, чтобы «не причинить вреда», а в том, чтобы обращаться с другим наилучшим образом. На сегодняшний день исследователи не придают чрезмерной значимости такому изменению формулировок. Это было бы слишком большой тонкостью.
   62Кое-кто из ученых сомневается, что Иисус повторил это столь известное в иудаизме правило поведения. Непохоже, чтобы это соответствовало занимаемой им позиции, всегда провокационной и проявляющейся в таких высказываниях, как: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»; «угощайте тех, кто не сможет вам отплатить». Возможно, более удачно взгляд Иисуса выразился бы в таком правиле: «Поступайте с другими так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами» (Людеман).
   63В притче о добром самарянине с подробностями, не свойственными сдержанному языку евангелий, описываются действия человека, который, сжалившись, подходит к лежащему в кювете раненому и делает для него все, что может: обеззараживает вином его раны, лечит их маслом, бинтует его, сажает на своего собственного осла, отвозит его в гостиницу, проявляет заботу о нем и готов за него заплатить, сколько будет необходимо (Лк 10:34–35).
   64Автор книги Левит в устрашающих словах излагает это богословие гневливого Бога, который управляет ходом истории своей разрушительной силой. «Если вы будете поступать по уставам Моим,, меч не пройдет по земле вашей. И будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча… Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей… обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши» (Лев 26:3, 6–7, 14–17).
   65Пс 93:1–2.
   66Пс 138:21–22.
   671QRule of the Congregation 1.3–4, 9-11. Согласно Иосифу Флавию, при вхождении в общину ессеи произносили ужасную клятву «ненавидеть всегда несправедливых и защищать правых» (Иудейская война II.8.7).
   68В Кумране из общины исключались хромые, слепые, глухие, немые, сумасшедшие, несовершеннолетние… возможно, потому, что они не могли принять участие в этой финальной битве. Иисус же, наоборот, принимает их всех, поскольку готовит их не к войне и ненависти, а к миру и любви (Ранке-Гейнеман, Нельсон-Поллмайер).
   69Источник Q (Лк 6:35 // Мф 5:45).
   70Доброта Бога, посылающего дождь и урожай враждебным народам, вызывала вопросы, на которые раввины пытались найти различные ответы (Ханина, Элеазар). Иисус не вступает в дискуссии подобного типа. Он просто созерцает творение и констатирует, что Бог добр ко всем. Около 260 года раввин по имени Самуил высказал утверждение, под которым Иисус подписался бы немедленно: «Господь добр ко всем, и его милосердие обращено ко всем, потому что таков стиль Его поведения, ведь Он милосерден» (Берешит Раба 33, 3).
   71Иисус знал, что Бог не постоял за тех, кто восстал при смерти Ирода Великого (4 год до н. э.). Он также мог убедиться в том, что Бог не вмешался, чтобы спасти Иоанна Крестителя от рук Ирода Антипы. Мы никогда не узнаем, оказало ли это на него какое-то влияние, как предполагают некоторые авторы (Джуэтт, Нельсон-Поллмайер).
   72Это сущностное содержание, которое мы можем отнести к Иисусу из текста Мф 5:43–45 // Лк 6:27–28, 35. Участники Семинара по Иисусу считают «любовь к врагам» одним из трех высказываний, которые с наибольшей вероятностью исходят от самого Иисуса.
   73Существуют ужасные проклятья врагам, которые мы можем прочитать (Пс 136:8–9; 58:11). В греческом мире в основном действовал высказанный Платоном принцип «творить добро друзьям и зло врагам». Однако у Сенеки мы находим побуждение, удивительным образом приближающееся к мысли Иисуса: «Если хочешь подражать богам, твори добро неблагодарным, поскольку солнце также всходит и над преступниками, а море открыто и для пиратов».
   74Будет неверным в высказывании Иисуса проводить различия между личными врагами (inimicus) и общественными или политическими врагами (hostis). Действительно, почти всегда Иисус имеет в виду недоброжелателей, которых его слушатели могут иметь в их собственной деревне (Хорсли), но это не исключает также и врагов народа или его угнетателей (Шотроф, Тайссен, Гнилка, Шраге). Вполне вероятно, что впоследствии акцент в этой традиции мог сместиться на «преследователей» христианских общин (Мф 5:44).
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [75] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация