А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Иисус. Человек, ставший богом" (страница 72)

   59Очень известным был текст Иезекииля (592–570 годы до н. э.), который, протестуя против плохих пастырей Израиля, вкладывает в уста Яхве такие слова: «Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих… Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю» (34:11–12, 16).
   60Лука и Матфей не видят в потерянной овце ничего ценного. Пастух ищет ее, поскольку она ему принадлежит. Однако, согласно Евангелию [апокрифическому] от Фомы, пастух ищет овцу, потому что она самая красивая и самая любимая из всех. В притче говорится так: «Царствие подобно пастуху, у которого сто овец. Одна из них, самая большая, заблудилась. Он оставил девяносто девять (и) стал искать одну, пока не нашел ее. После того как он потрудился, он сказал овце: «Я люблю тебя больше, чем девяносто девять» (111). Такие мысли чужды Иисусу (Фанк, Скотт, Иеремиас).
   61Эта притча встречается только у Луки (15:8–9). Евангелист сам соединил ее с притчей о пастухе (Лк 15:4–7). К тому же он добавил к ней собственное заключение о «грешнике кающемся». Чтобы уловить истинное послание Иисуса, мы должны отбросить это добавление Луки (Фанк, Скотт, Шотроф).
   62Если, как подмечают некоторые исследователи (Иеремиас, Браувер, Бишоп), это украшение является частью приданого на свадьбу, то оно представляет собой наибольшую ценность из всех ее вещей. Некоторые женщины не снимали его даже во время ночного сна.
   63Источник Q (Лк 7:33–34 // Мф 11:18–19).
   64Источник Q (Лк 7:31–32 // Мф 11:16–17).
   65В отличие от других возможных текстов, я полагаю, что интерпретация Иеремиаса продолжает оставаться наиболее обоснованной.
   66Трудно узнать, описывают ли евангелисты один и тот же эпизод, происходящий, согласно Лк 7:36–50, в доме Симона фарисея, а по Мк 14:3–9 – в доме Симона прокаженного. Вполне вероятно, Лука серьезно обработал текст, введя в него противопоставление фарисея и грешницы, а также притчей о двух должниках. Хотя действие происходило не так, как его описывает Лука, этот эпизод отражает типичную ситуацию, в которой Иисус в аутентичной манере произносит свое послание. Именно таким и запомнился Иисус (Данн).
   67Обычно такое застолье, в греческом или римском стиле, устраивали только по особым поводам.
   68Хотя слово «грешница» (amartolos) может иметь и другие смыслы, в рассказе делается намек на то, что речь идет о проститутке (Михаэлис, Иеремиас, Венхем и др.). Не нужно идентифицировать эту женщину с Марией Магдалиной или Марией из Вифании.
   69Похоже, проститутки подвешивали такие пузырьки себе на грудь, чтобы быть более привлекательными.
   70Эта притча находится в Лк 7:41–42. Современные авторы полагают, что она придумана Лукой (Фанк, Скотт). В любом случае ее содержание совпадает с тем, что возвещает Иисус о Боге, «прощающем долги».
   71На арамейском не существует слова «благодарить». Там используются такие глаголы, как «возлюбить» и «благословить».
   72Лк 7:47. Это правильный перевод, хотя традиционно переводили так: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много».
   73Эта притча встречается только у Матфея (18:23–24), но никто не сомневается в ее аутентичности. При этом евангелист опрометчиво поместил ее в контекст диалога Иисуса и Петра о необходимости «прощать до седмижды семидесяти раз» (18:21–22); в притче говорится не об этом, ведь царь прощает только один раз, а затем забирает обратно свое прощение. К тому же, финальное заключение (18:35) не принадлежит оригинальной притче Иисуса. Это неудачное добавление Матфея, уводящее нас от изначальной щедрости царя и концентрирующее наше внимание на его финальной «мести», превращая притчу Иисуса в ужасную метафору Бога, порождающего испуг: небесный Отец, «разгневавшись», использует «истязателей» для безжалостного (!) наказания. Чтобы уловить истинную подоплеку этой притчи, нужно опустить редакторскую правку Матфея (Иеремиас, Линнеман, Виа, Скотт, Макбрайд).
   74Иосиф Флавий нам сообщает, что Ирод Великий в качестве подати собирал за год около 900 талантов. В 4 году до н. э. взимаемая с Переи и Галилеи сумма выросла на 200 талантов.
   75Такое могло произойти вне Израиля, так как иудейский закон запрещал продажу жены и детей в счет уплаты долгов супруга.
   76Несмотря на то что иудейский закон запрещал истязания, Ирод Великий и его сыновья прибегали к ним без колебаний.

   Глава 6. Исцеляющий жизнь

   1Вот о чем гласит древняя израильская традиция: «Я Господь, целитель твой» (Ис 15:26).
   2Мф 4:23. См. также Мк 1:39, Мф 9:35, Лк 6:18 и т. д.
   3Деян 10:38.
   4Согласно Евангелию от Иоанна, служение Иисуса полностью направлено на развитие жизни: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10). «Жизнь вечная», о которой говорится в этом тексте, начинается в этой жизни и достигает своей полноты в финальной встрече с Богом.
   5Антропологи обычно разделяют органическую патологию или дисфункцию (disease), при которой обычно лечат биологический недуг (curing), и болезнь как социальный опыт, переживаемый в определенной культуре (illness), и здесь осуществляется попытка лечения (healing) вредных последствий как для индивида, так и для социальной группы (Янг, Кляйнмен, Пильч, Авалос). Глаголы «лечить» и «исцелять» я использую как синонимы, описывая действия Иисуса по отношению к больным. Однако его самого я называю, скорее, «врачом» (от лат. сига – «уход», «забота» о нуждающемся), чем «целителем», поскольку мне кажется, что это слово лучше отражает то, как его могли воспринимать больные того времени.
   6Болезнь поражает одну из «трех сфер», из которых, по словам антропологов (Герадон, Малина, Пильч), состоит личность, согласно культурным традициям Средиземноморской области: сферу мыслей и эмоций (глаза-сердце); сферу коммуникации (рот-уши) или двигательную сферу (руки-ноги).
   7Понятие saraat, обычно переводимое с древнееврейского как «проказа», не соответствует тому, что современная медицина подразумевает под «болезнью Хансена» (первооткрывателя Mycobacterium leprae в 1868 году), а включает в себя ряд кожных заболеваний, когда, например, может измениться цвет кожи, выступить сыпь, могут появиться гнойные язвы и т. д., что вызывает отвращение (Лев 13). До сих пор в древней Палестине не обнаружили никаких археологических останков, которые принадлежали бы больному проказой (Ван Хюльсе).
   8В книге Второзаконие можно прочитать гимн, с чертами архаичности и приписываемый Моисею, где Господь говорит так: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (32:39).
   9Согласно Евангелию от Иоанна, увидев слепого от рождения, ученики спросили Иисуса: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (9:2).
   10Ис 33:24. Вероятно, речь идет об одной поэме персидского периода, помещенной в Книге пророка Исайи.
   11Здесь приводится популярное высказывание, взятое из 2 Цар 5:8.
   12Полностью этот текст можно прочитать в 4QMMT 56–57 и в Храмовом свитке (llQXpaM 45:12–14).
   13Лев 13:45–46. Хотя в евангельских описаниях прокаженные порой оказываются рядом с другими людьми и для них общение с Иисусом становится вполне доступным, думается, что в те времена предписаниям Левита все еще следовали (Баумгартен, Авалос).
   14Пс 40:5.
   15Из евангельских текстов можно понять, как люди беспокоятся о своем больном родственнике (Мк 1:30); отцы и матери переживают за своих детей (Мк 7:25; 9:17–18); начальники стараются вылечить своих слуг (Лк 7:2-10); даже соседи ищут способы исцеления страдальцев из их деревни (Мк 2:3–4).
   16Общеизвестен трактат О медицине Цельса, родившегося за двадцать лет до появления на свет Иисуса и умершего через три-четыре года после его распятия. В своем произведении Цельс собрал обширную информацию по теории и практике медицины своего времени. Однако поистине выдающейся личностью в римской медицине был Гален (130–200).
   17Так говорит Бен Сира в одном из текстов, составленных между 190–180 годами до н. э. (Сир 38:1-15).
   18В этих здравницах непросто отличить «медицину» от «чуда». В основном бог указывал на какой-то способ исцеления, и когда, проснувшись, пациент ему следовал, к нему возвращалось здоровье. В святилищах Пергама или на острове Кос были настоящие врачи, работавшие по своей профессии.
   19Трудно узнать, существовало ли в Иерусалиме специальное место исцеления (купальня Вифезда?), но около 135 года н. э. в римском Иерусалиме действовал храм, посвященный Эскулапу, называемый тогда Aelia Capitolina (Дюпре, Парро).
   20Похоже, деятельность Хони пришлась на первую половину I века до н. э. в Галилее (Вермеш) или в Иерусалиме (Мейер); в первую очередь он прославился своими действенными молитвами Богу о ниспослании дождя во время засухи. Ханина бен Доса знаменит благодаря приписываемому ему совершению различных чудес силой его горячей молитвы. Он жил в Галилее в I веке, возможно в нескольких километрах от Назарета (Вермеш, Парро).
   21В то время не всегда было легко отличить друг от друга медицину, ставящую своей задачей облегчить восстановление равновесия в организме, магию, использующую сверхъестественные силы для получения положительного эффекта в состоянии человека, и исцеление, при котором совершаемое над больным действие приписывалось могущественному божеству (Кее, Авалос, Мейер, Кроссан).
   22Так утверждают практически все современные исследователи: Кроссан, Сандерс, Мейер, Тайссен, Венхем, Парро, Твелфтри, Эванс, Блэкберн. Единственное исключение – Бёртон Мэк. Это общее мнение современных ученых не означает, однако, что можно доказать исторический характер каждого конкретного рассказа так, как он представлен в евангелиях. Наоборот, почти всегда речь идет о стереотипных повествованиях, описывающих, скорее, не конкретное событие, а образец исцеления Иисусом на основе воспоминаний о нем как о «совершителе чудес». Иногда эти рассказы, возможно, действительно исходят от свидетелей, но для того чтобы Иисус не померк на фоне других знаменитых чудотворцев, их содержание развили и приукрасили. Также не стоит забывать о том, что некоторые из текстов были составлены только для того, чтобы представить Иисуса и его служение с точки зрения определенной богословской позиции.
   23Исцеления засвидетельствованы во всех источниках: в источнике Евангелии от Марка, собственном материале Матфея, собственном материале Луки и в Евангелии от Иоанна. Кроме того, они представлены во всех литературных формах: конкретных рассказах, высказываниях Иисуса, кратких изложениях о его служении, полемиках с его противниками и т. д.
   24Иудейские древности 18.3.3. Речь идет о тексте, признанном аутентичным большинством авторов.
   25Это засвидетельствовано в греческих магических папирусах, где собран материал с I или II веков до н. э. до V века н. э. Среди других магических имен используется также имя Иисуса, «бога иудеев».
   26Эти рассказы мы находим в Мк в 7:31–37 и 8:22–26. Была известна целебная сила слюны: Иисус мажет слюной язык немого, чтобы «развязать его»; он смачивает слюной глаза слепого, чтобы «открыть» их. Матфей и Лука обошли стороной эти рассказы, вероятно, из-за присущего им магического оттенка.
   27Он не похож ни на тех магов, о которых писали в греческих магических папирусах, ни на знаменитого Аполлония Тианского, современника Иисуса, биографию которого в конце II века написал философ Филострат. Аполлонию приписывают чудеса, напоминающие евангельские, однако его личность не имела ничего общего с Иисусом: он использовал свою силу, чтобы отомстить и причинить зло своим врагам; он был «ведающим скрытые силы» и жил в фантастическом мире сатиров, магических камней и чудодейственных растений, очень далеком от близкого Иисусу мира страданий.
   28Несколько лет назад Мортон Смит, опираясь на обнаруженные им греческие магические папирусы, охарактеризовал Иисуса как «мага», представив его целительское служение в виде магии. Некоторые ученые разделили его позицию (Ауни, Кроссан).
   29О нем упоминают Иосиф Флавий и Мишна. Рисователем кругов его называют потому, что видя, что ему не удается вызвать дождь, он нарисовал на земле круг и поклялся, что не выйдет из него, пока Бог не исполнит желаемое.
   30Илия и Елисей жили в IX веке до н. э. Деятельность Илии отражена в 3 Цар 17–20, а Елисея – в 4 Цар 2–8.
   31Некоторые исследователи осмеливаются предполагать, что первое исцеление Иисус совершил над тещей Симона (Мк 1:29–31) или над прокаженным (Мк 1:40–45). Ничего нельзя утверждать с уверенностью.
   32В евангелиях, столь скупых на описания чувств Иисуса, постоянно используется глагол splanjnizomai, для того чтобы дать понять, что он исцеляет больных из «сострадания» к ним: буквально, «все внутри у него трепещет» (Мк 1:42; 9:22, Мф 9:36; 14:14; 15:32; 20:34, Лк 7:13).
   33Матфей ясно излагает это, говоря о наказе Иисуса Двенадцати: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (10:8).
   34В храмах и здравницах за оказываемые услуги необходимо было платить и приносить дорогостоящие дары богу-целителю. Медики также взимали внушительные суммы за лечение. По словам Плиния Старшего, родившегося в 23 году и погибшего в 79 во время извержения Везувия, в его время не было «более доходной» сферы, чем медицина.
   35Иисус «берет за руку» (krätein) тещу Симона (Мк 1:31), дочь Иаира (Мк 5:41) и юношу эпилептика (Мк 9:27). Он «возложил руки» (epitithenai) на скорченную женщину (Лк 13:13), слепого из Вифсаиды (Мк 8:23) и каждого из многочисленных больных Капернаума, приносимых на заходе солнца (Лк 4:40). Он «простирает руку и касается» (häptein) прокаженного в Мк 1:41. Пусть даже эти рассказы не воспроизводят в точности процесс исцеления, осуществляемый Иисусом, однако повторение определенных деталей дает нам понять, каким его запечатлели первые христиане.
   36Мк 5:36; 9:23; 2:5.
   37Марк открыто говорит о том, что Иисус «не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их» (6:5–6).
   38Мк 5:34. См. также Мк 10:52.
   39Мк 9:24.
   40Согласно Мк 2:5, Иисус вполне ясно говорит паралитику из Капернаума: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». Некоторые исследователи полагают, что это позднейшее добавление к рассказу, в котором изначально речь шла только об исцелении. В любом случае слова прощения хорошо передают манеру Иисуса исцелять.
   41Мк 2:11; 1:44; 5:19. Возможно, у Марии из Магдалы не было семьи, и поэтому Иисус, после изгнания из нее «семи бесов» (Лк 8:2) принял ее в число своих учеников.
   42Когда он ходил по Галилее, к нему подошел прокаженный и обратился с мольбой: «Если хочешь, можешь меня очистить» (Мк 1:40). В другой раз, по выходе из одного селения, ему навстречу вышли десять прокаженных, кричавших: «Иисус Наставник! Помилуй нас» (Лк 17:13). Похоже, что этот рассказ является позднейшим добавлением.
   43Современные исследователи (Джон Пильч, Джон Доминик Кроссан) изучают деятельность Иисуса, используя такое понятие, как «измененные состояния сознания», предложенное современной антропологией (Erika Bourgignon, Goodman), с тем чтобы «нейтрально» обозначить некоторые странные феномены, происходящие в обществах всех времен и по-разному интерпретируемые в каждой культуре. Но при этом сама категория «измененных состояний сознания» продолжает быть все той же культурной интерпретацией со стороны современной психологии.
   44В этих примитивных обществах не стоит путать «болезнь», порождаемую злым духом, с «бесовской одержимостью» (Тайссен, Штрекер).
   45Мк 5:1-20. Значительное число исследователей считают одержимость бесами жителей Галилеи формой их тайного протеста против Рима, которая была присуща отчаявшимся людям (Голленбах, Хорсли, Сандерс, Кроссан, Гуйяро). Поистине странно, что «одержимость бесами», столь распространенная во времена Иисуса, практически отсутствовала в предыдущие столетия.
   46Разные авторы указывают на наличие подобного бесовства у жертв семейных конфликтов и злоупотреблений. Лука напоминает, что Иисус «исцелил от злых духов и болезней» разных сопровождавших его женщин, в частности Марию из Магдалы, из которой «вышли семь бесов» (Лк 8:2).
   47О существовавших во времена Иисуса экзорцистских практиках мы можем узнать из различных источников: из личного свидетельства Иосифа Флавия об иудейском экзорцисте по имени Елеазар; из рассказа греческого писателя II века Лукиана из Самосаты о сирийском экзорцисте родом из Палестины; из любопытного повествования об Аврааме как об экзорцисте в апокрифе Книги Бытия, найденном в Кумране; из Книги Товита, написанной около 200 года до н. э. Греко-римские магические папирусы, написанные значительно позже и на более отдаленных от Палестины территориях, также могут нам помочь получить представление о культурном контексте, в котором предположительно разворачивалась деятельность Иисуса.
   48Самым популярным священным именем среди иудейских экзорцистов того времени было Соломон. Иосиф Флавий говорит нам о славе царя Соломона в иудейских преданиях, его почитали как мудрого человека, разбиравшегося в оккультных науках и бывшего экспертом в экзорцизмах.
   49Мк 1:25; 5:8; 9:25.
   50Иисус ни разу не накладывает рук на одержимых бесами. Этот жест благословения он приберегает для больных.
   51Современные исследователи предполагают, что Иисус сам входил в своеобразный «транс» и имитировал поведение одержимых, чтобы добиться их исцеления (Смит, Кроссан, Сандерс, Дэвис).
   52Мк 3:21. Когда речь идет об одержимом, выражение «вышел из себя» (iejeste) является наиболее адекватным.
   53Мк 3:22. В Евангелии от Иоанна обвинение звучит еще жестче: «Бес в Тебе» (7:20; 8:48, 52; 10:20).
   54Мф 12:26.
   55Источник Q (Лк 11:20 // Мф 12:28). Согласно Луке, Иисус изгоняет бесов «перстом Божиим». Согласно Матфею, он делает это «Духом Божиим». Выражение Луки ближе к живому и конкретному языку Иисуса.
   56Мк 3:27. Этот образ также взят из источника Q (Лк 11:21–22 // Мф 12:29) и Евангелия [апокрифического] от Фомы 40. Безусловно, он исходит от самого Иисуса.
   57Эту короткую притчу Иисуса нужно воспринимать в культурном контексте его времени, когда полагали, что хотя верховная власть над миром и принадлежит Богу, он все же позволяет демонам в определенной степени влиять на землю до тех пор, пока не установит окончательно Своего господства и не уничтожит их навсегда. Между тем в известных во времена Иисуса книгах говорится о возможности «связать их по рукам и ногам» (Товит 8:3; 1 Енох 10:4) или «заключить в темницу» (Апокалипсис Исайи 24:21–22).
   58Несмотря на то что Иисус совершает исцеления, он никогда не исполняет «знамения с неба», о котором его просят в некоторых кругах книжников (Мк 8:11–12; источник 0^[Лк 11:29–30 // Мф 12:38–39])
   59«Ходил Иисус по всей Галилее… проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 4:23).
   60Лк 9:2. В другом месте тот же Лука пишет: «Если придете в какой город… исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк 10:8–9 // Мф 10:7–8).
   61Лк 10:18. Несмотря на то, что этого высказывания нет в других источниках, исследователи считают его принадлежащим Иисусу.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [72] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация