А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Иисус. Человек, ставший богом" (страница 66)

   4. Критерии историчности

   Я коротко обозначу основные критерии, которые учитываются в современных исследованиях для оценки степени историчности содержания литературных источников.
Критерий сложности
   Высокая степень достоверности присуща действиям, поступкам и высказываниям Иисуса, которые вряд ли были поздними выдумками христиан, поскольку это создало бы им дополнительные сложности. Порой можно наблюдать, как этот «неудобный» материал постепенно смягчают или вовсе опускают в процессе его передачи. Так, например, руководствуясь критерием сложности, все единодушно утверждают, что крещение Иисуса Иоанном Крестителем – исторический факт.
Критерий несходства
   Иисусу с уверенностью приписываются дела и слова, которые не могли исходить от иудаизма того времени или возникшей позднее первой Церкви: например, его трапезы с «мытарями и грешниками»; его призыв «войти в Царство Божие»; его обращение к Богу Авва. Этот критерий очень полезен для того, чтобы узнать самое оригинальное и несовместимое, явленное в его проповеди и служении, однако он не может охватить собой все. Было бы абсурдным использовать его в качестве абсолютного и эксклюзивного критерия, иначе перед нами предстал бы «ирреальный» Иисус, сведенный к минимуму, искусственно изолированный от своего народа и не связанный с движением последователей, им зарожденным. Поэтому в настоящее время исследователями (Тайссен, Сандерс, Мейер и др.) этот критерий корректируется и дополняется принципом «правдоподобия», который признает, с одной стороны, принадлежность Иисуса к иудейскому народу (Иисус – иудей) и, с другой стороны, его влияние на христианское движение (Иисус стоит у истоков христианства).
Критерий множественного свидетельства
   Высокой степенью исторической достоверности обладают действия и слова Иисуса, отраженные более чем в одном независимом литературном источнике (например, в Евангелии от Марка, источнике Q, Евангелии от Иоанна, в посланиях Павла) и представленные в различных литературных формах (изречениях, притчах, рассказах об исцелениях). В связи с этим высокая степень достоверности приписывается лечебной деятельности Иисуса, его резкому выступлению в Храме, его проповеди Царства Божьего. Однако нужно учитывать и то, что предание может быть аутентичным, даже если оно сохранилось всего лишь в одном источнике (арамейское обращение Авва приводится только в Мк 14:36).
Критерий непротиворечивости
   Как только получен набор материалов, отвечающих вышеперечисленным критериям, можно принимать к рассмотрению те дела и слова Иисуса, которые хорошо согласуются с уже установленной «базой данных», поскольку вероятность их историчности велика (высказывания о пришествии Царства Божьего, споры с противниками). Но при этом может так случиться, что некоторые фразы, очень созвучные посланию Иисуса, будут принадлежать не ему, а христианским миссионерам, сроднившимся с его проповедью.
Отвержение и распятие
   В связи с тем что никто не сомневается в распятии Иисуса по приказанию Пилата, вполне естественно, что исследователи интересуются содержанием проповеди и поступков, которое могло бы объяснить эту казнь. Выглядело бы неправдоподобным, если бы учение и деятельность Иисуса не имели никакой связи с его смертью на кресте.
Второстепенные критерии
   Можно перечислить и другие критерии, второстепенного порядка, не имеющие такой силы, как предыдущие: следы арамейских высказываний или семитизмов (они также могут происходить и от иудейских христиан); палестинский «местный колорит» (точно так же он может происходить из палестинской общины христиан); живой рассказ с описанием конкретных деталей (этого недостаточно).

   5. Важные археологические данные

   Кратко перечислим находки, представляющие наибольший интерес для современного исследования жизни Иисуса, полученные в результате раскопок.
Кумранские рукописи
   В 1945 году арабский пастух в гроте одного косогора к северо-западу от Мертвого моря обнаружил семь свитков рукописей исключительной важности. В последующие годы были исследованы десять новых пещер и раскопан большой «монашеский» центр, расположенный вблизи Мертвого моря и называемый Хирбет-Кумран. Найденные манускрипты датируются примерно 200 годом до н. э. – 70 годом н. э. Ни в одном из них не говорится об Иисусе, поскольку почти все они были написаны до его рождения. Однако полная публикация этой «библиотеки» Кумрана позволила исследователям узнать из первых рук о религиозной общине и текстах времен Иисуса из одной с ним географической области. Сегодня Кумранские рукописи – необходимый материал для изучения различных течений и проблем, переживаемых обществом, в котором жил Иисус.
Кодексы Наг-Хаммади
   В 1945 году неподалеку от египетского города Наг-Хаммади, в шестистах километрах к югу от Каира, один крестьянин случайно обнаружил различные папирусы с сорока пятью христианскими текстами. Речь идет о транскрипциях на коптском языке, которые датируются IV веком н. э., хотя оригинальные произведения были созданы несколькими веками ранее. Характер этих апокрифических евангелий («апокрифический» значит «секретный») неоднороден, но почти везде Иисус представлен с позиций сектантского движения, называемого «гностицизм». Эти тексты были написаны позднее, чем Евангелия от Марка, Матфея и Луки, и не содержат ни одного внушающего доверие факта, который дополнял бы информацию, почерпнутую из официальных евангелий. Произведения некоторых писателей, попытавшихся в фантастической форме реконструировать личность Иисуса, предположительно «секвестированную» Церковью, не выдерживают и минимального критического анализа и не подтверждаются ни одним специалистом, исследующим историю Иисуса. Единственное апокрифическое евангелие, заслуживающее особого внимания, это так называемое Евангелие от Фомвг (см. Приложение 3).
Записки Пилата
   В 1962 году итальянские археологи, очищавшие от сорняков руины театра Кесарии Морской, резиденции римского императора во времена Иисуса, обнаружили надпись, носящую имя Понтия Пилата. Надпись на латыни служит напоминанием о посвящении, которое сделал префект Понтий Пилат, воздвигнув общественное здание в честь императора Тиберия. Это первое материальное свидетельство о префекте, вынесшем Иисусу смертный приговор.
Оссуарий первосвященника Каиафы
   В ноябре 1990 года несколько каменщиков, проводивших работы к югу от Старого города Иерусалима, напротив горы Сион, случайно обнаружили богато декорированный оссуарий, соответствовавший тем, в которых хоронили семьи высшего общества Иерусалима I века. На одной из могил оссуария на арамейском грубо высечено: Yehosef bar Caiafa. Именно так называет первосвященника Каиафу Иосиф Флавий. В могиле были найдены кости шести человек: двух младенцев, одного ребенка возрастом от двух до пяти лет, подростка, взрослой женщины и мужчины около шестидесяти лет. Археологи полагают, что в данном случае речь идет о могиле семьи Каиафы, который был первосвященником с 18 по 36 год н. э. и сыграл главную роль в передаче Иисуса римским властям.
Иоханан, распятый в Иерусалиме
   В июне 1968 года в Гиват Ха-Митвар (к северу от Иерусалима) археолог Василиос Цаферис обнаружил могилу I века, выкопанную в скале.
   В одном из оссуариев находились кости мужчины возрастом от двадцати до тридцати лет по имени Иоханан. Он умер в результате распятия. В его руки не забивали гвозди, их привязали к поперечной балке. Его ступни были разведены, они находились по одну и по другую стороны от столба и были прибиты не фронтально, а сбоку. Каждую его ногу прибили длинным гвоздем, который пронзал сначала оливковую дощечку (чтобы ступня не выпала), затем пятку и, наконец, деревянный столб. Один из гвоздей, вбиваемых в сучковатое дерево креста, загнулся, и его не смогли вытащить из ноги умершего. В оссуарии обнаружили соединенными пятку, гвоздь и оливковую дощечку. На примере Иоханана, называемого археологами «распятый из Гиват Ха-Митвар», мы можем понять, каким физическим страданиям подвергся Иисус.
Обнаружение местоположения претории и Голгофы
   Проведенные в Иерусалиме раскопки позволили более точно определить расположение некоторых мест. Сегодня археологи говорят о том, что «претория», или официальная резиденция Пилата в Иерусалиме, находилась не в Антониевой башне, а в высокой части города, в старинном дворце Ирода Великого; наверняка Иисус выслушал вынесенный ему смертный приговор именно на той небольшой площади, которая располагалась перед дворцом и была вымощена большими каменными плитами (lithostroton). Кроме того, исследование старинных стен Иерусалима подтвердило, что Иисус, по всей вероятности, был распят на том самом небольшом холме, где теперь стоит храм Гроба Господня. Удалось доказать, что во времена Иисуса эта гора (Голгофа) находилась за пределами городских стен. Иисус мог быть похоронен поблизости.
Раскопки в Сепфорисе и Тибериаде
   Раскопки, проведенные в Тибериаде (довольно ограниченные) и, особенно в Сепфорисе, на протяжении последних десятилетий четырьмя группами археологов, доказали значимость этих двух городов во времена Иисуса (несмотря на то что римский театр, подземный водопровод и вилла Диониса появились в Сепфорисе позднее). В современных исследованиях подчеркивается значение строительства этих городов за короткий период в двадцать лет, происходившего при жизни Иисуса. Такой феномен урбанизации создал новую социально-экономическую ситуацию в Галилее, спровоцировав кризис и обеднение значительного числа семей. Именно в таких условиях Иисус возвещал свое послание
   о Царстве Божьем в галилейских деревнях, не посетив ни Сепфорис, ни Тибериаду.
Селения Иодфат и Гамла
   Иодфат (Иотапата), находившийся в Нижней Галилее, и Гамла, на Голанских высотах, были разрушены римскими легионами в 67 году н. э. и оставались нетронутыми под слоем земли вплоть до раскопок, проведенных в последние годы. В результате работы археологов были обнаружены многочисленные свидетельства того, как жили обитатели иудейских деревень времен Иисуса. Теперь мы можем больше узнать о тех конкретных условиях жизни, которую Иисус наблюдал в Назарете.
Раскопки в Галилее
   Вследствие раскопок, проведенных в разных частях Галилеи, удалось доказать, что ее население составляли иудеи. Каменная посуда, купальни для ритуальных омовений (микваот), захоронения в каменных оссуариях и рацион питания, исключавший свинину, стали свидетельством принадлежности галилеян времен Иисуса к иудейскому этносу и религии. Те же находки появляются в Сепфорисе и Тибериаде, ввиду чего можно заключить, что хотя эти города были более эллинизированы, чем небольшие крестьянские деревушки, их жители в большинстве были иудеями.
Останки в Назарете
   Несмотря на то что представляется трудным систематически проводить раскопки в современном Назарете, некоторое время назад к востоку от Назарета I века были предприняты археологические работы. В результате удалось обнаружить террасы для выращивания винограда на косогоре, круглую башню, также связанную с каким-то виноградником, и давильню, высеченную в скале. Участвовали ли Иосиф и Иисус в возведении подобного типа построек? Не исключено.
Рыбацкое судно в Галилейском море
   В связи с серьезной засухой, повлекшей за собой снижение уровня воды в озере до очень низких отметок, в январе 1986 года два члена кибуца Гиносар обнаружили судно, погруженное в ил обнажившегося берега. Хранившиеся внутри посуда и лампы, а также анализ углерода 14 позволили датировать его I веком н. э. Судно было построено из кедра и составляет 8,12 метров в длину и 2,35 метров в ширину. У него должна была быть центральная мачта для закрепления квадратного паруса, но оно было снабжено и веслами. Судно вмещало тринадцать человек. Это лодка времен Иисуса, обычно использовавшаяся для ловли рыбы или пересечения моря. Вероятно, она потонула во время одного из штормов в начале I века.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 [66] 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация