А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Иисус. Человек, ставший богом" (страница 41)

   Служа замыслу Бога

   Очевидно, что Иисус не думал основывать раввинскую школу. И он не призывал своих учеников, чтобы они «служили ему» в раввинском стиле. Иисус не нуждался в подобострастных и услужливых учениках и ученицах, готовых удовлетворить его желания. Все было как раз наоборот. Иисус сам чувствует себя служителем для всех: «Я посреди вас, как служащий»73. Он не стремится создавать ритуально чистую и соблюдающую закон общину в духе наиболее радикальных фарисейских групп. Скорее, он учит своих последователей делить один стол с чужаками; он хочет видеть их среди «заблудших овец Израиля». Иисус никогда не думал о закрытой и изолированной группе. Он не хотел создавать общину «избранных» Богом. Он не повел их в пустыню с целью оградить от зараженного народа и создать новый «Кумран». И он призвал их не для того, чтобы начать «священную войну» против Рима. У Иисуса совершенно иной замысел: он посылает их «как агнцев среди волков»74. Ему нужен мир, а не кровь.
   Иисус хочет, чтобы ученики разделили с ним опыт пришествия Царства Божьего и вместе с ним стали помогать людям принять его. Они оставляют свою работу не для того, чтобы предаться лени и праздности, а чтобы отдать все свои силы Царству. Они покидают своих отцов, но впредь будут защищать многих, лишенных отеческой защиты. Необходимо создать новую семью, радушно принимая единственного для всех Отца. И это нелегко. Следование за Иисусом сделает их «странниками». Призванные им, они покинули свои деревни, семьи, работу – все то, что прежде составляло их жизнь, обеспечивало безопасность и защиту. При этом Иисус не интегрирует их в новую социальную систему; он вводит их в новое пространство, полное возможностей, но не в конкретное место, где можно обрести социальную идентичность. Следовать за ним – полная авантюра. Впоследствии их призвание будет состоять в том, чтобы «идти» к Царству Божьему и Его справедливости75.
   По мнению Иисуса, эта немногочисленная общность людей призвана стать символом Царства Божьего и его трансформирующей силой. Эти люди начнут жить так, как того действительно хочет Бог. Их группа мала и скромна, как «горчичное зерно». В них трудно разглядеть «закваску», которая может изменить все общество. Но в группе последователей Иисуса определенным образом уже проявляется замысел Бога. Внутри доминирующей имперской культуры прорастает иная жизнь: жизнь Царства. Нетрудно выделить несколько ее черт.
   Ученики Иисуса уже не живут под игом кесаря. Им не страшны сборщики налогов, поскольку у них нет ни земель, ни доходов от рыбной ловли. Они зависят не от декретов императора, а от того, будут ли они «исполнять волю Божию»76. Бог – их Отец. Иисус говорит им: «Никогда не называйте его „Царем“. Используйте слова из семейного, а не из имперского обихода. Воспринимайте своих соратников не как ростки „новой Империи“, а как „семью“, состоящую из братьев и сестер. Чтобы представить себе новые отношения людей в Царстве Божьем, нужно смотреть не на Римскую империю, а на эту скромную братскую группу, основанную Иисусом.
   Вместе со своими последователями Иисус создает новое пространство без мужского доминирования. Тут мужчины лишены привилегированного положения, которое они занимали в своих домах как отцы, мужья или братья. Они отказались от своих лидерских позиций, и значительная часть их мужской идентичности в патриархальном обществе осталась в прошлом. Новая семья, созданная Иисусом, не является зеркалом семьи патриархальной. Даже Иисус предстает здесь не «отцом», а «братом». Все его последователи могут увидеть, что в Царстве Божьем отсутствует мужское превосходство77.
   Желание покинуть структуры Империи и уйти из семьи неизбежно приближает последователей Иисуса к тем, кто находится на границе системы или вне ее. Эта «семья» не похожа на семьи из рода Ирода, находящиеся в центре власти. Скорее, она принадлежит маргинальной части общества. У ее членов нет ни домов, ни земель, ни других благ. Они не занимают почетных мест. Они в числе самых малых и неприметных жителей Галилеи. Тому, кто присмотрится к ним, откроется то, что принятие Бога начинается именно с последних.
   Последователи Иисуса должны были научиться жить в состоянии нестабильности. Когда они приходили в очередную деревню, они могли быть приняты или отвергнуты. Гостеприимство проявляли лишь те, кто им сочувствовал. Неудивительно, что в какой-то момент их начинает охватывать беспокойство: что они будут есть? Во что оденутся? Подобные проблемы возникают у всех бродяг. Иисус делится с ними своим доверием Богу: «Не заботьтесь»78. Группа должна существовать в мире и доверии. Как же их не станет оберегать Отец, заботящийся о птицах в небе и полевых цветах? Он видит, как они стучатся в двери домов в поисках еды, надеясь на гостеприимство. И не всегда их встречают по-доброму, но Иисус их подбадривает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»79. Он абсолютно убежден: те, кто сочувствует их положению, ответят гостеприимством, и, уж конечно, Отец удовлетворит их нужды. Все смогут увидеть, что жизнь тех, кто ищет Царства Божьего, поддерживается взаимным принятием и стараниями Отца.
   Группе последователей была присуща еще одна черта, оберегаемая Иисусом: радость. Эти мужчины и женщины оставили все потому, что нашли «спрятанное сокровище» или «драгоценную жемчужину». Глаза некоторых учеников сияли радостью, оттого что они начали открывать Царство Божье. Здесь не было атмосферы поста или скорби. Жизнь с Иисусом была праздником, напоминающим по духу деревенскую свадьбу. Лучшее, что у них было – это трапезы. Иисус учил широко праздновать возвращение стольких заблудших людей. Сидя за столом с Иисусом, ученики ощущали себя «друзьями» пастуха, которые, согласно притче, радовались, видя, как тот приходит с потерявшейся овцой; ученицы, в свою очередь, были счастливы, подобно «соседкам» той бедной женщины, героини другой притчи, которая нашла потерянную монету. Видя радость последователей Иисуса, все могли понять, что Бог – это добрая весть для заблудших.

   Посланные возвещать о Боге и исцелять

   В определенный момент Иисус посылает своих учеников в галилейские деревни, чтобы они стали его соратниками – открывали дорогу в Царство Божье80. Все свидетельствует о том, что это была короткая миссия, ограниченная теми же местами, где ходил сам Иисус. Отвечало ли это практическим целям зрелого замысла Иисуса или речь шла о скромной репетиции символического характера?81Возможно, Иисус хотел показать им, как можно сотрудничать с ним в деле Царства Божьего82. Посланники действуют не по собственной инициативе, а во имя Иисуса. Они делают то, что он им сказал, и так, как он им велел. Они его представители83. Иисус наделяет их властью и могуществом не для того, чтобы подчинить себе людей, а чтобы изгонять бесов, лечить болезни и недуги84. У посылаемых им учеников будут два больших задания: возвещать людям о близости Бога и исцелять людей от всего того, что причиняет им боль и страдания. Эти две задачи неотделимы друг от друга. Ученики будут делать то, что на их глазах делал сам Иисус: лечить людей, демонстрируя им, насколько Бог близок к их страданиям: «Придете в какой город… исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие»85. Таким образом, Иисус организовал группу «целителей», чтобы проповедовать пришествие Бога, так же как и Иоанн Креститель думал о группе «крещеных», чтобы напомнить о неминуемом наступлении Его суда. Для Иисуса исцеление больных и изгнание демонов – первое и самое важное дело. Он не видит лучшего знака, возвещающего приход Бога, Друга жизни. Как свидетельствует один из эпизодов, описанных в христианских источниках, однажды ученики пришли к Иисусу и сообщили ему, что видели человека, изгоняющего бесов его именем, но при этом он был не из их группы. Они хотели запретить ему это делать, но прежде решили предупредить Иисуса. Ученики не думают о радости исцеленных тем человеком людей; их заботит лишь их собственная группа: «Он не ходит за нами». Вот каков ответ Иисуса: «Не запрещайте ему… ибо кто не против вас, тот за вас»86. Как Иисус станет запрещать лечить больных, если это лучший знак спасительной силы Бога?
   Иисус видит в своих учениках «ловцов человеков». Эта метафора звучит странно и вызывающе, что очень свойственно образному и провокационному языку Иисуса. Наверняка она пришла ему в голову на побережье Галилейского моря, когда он призвал нескольких рыбаков оставить свою работу и следовать за ним. Впредь они станут ловить людей вместо рыбы: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков»87. Выражение это несколько загадочно. Такие пророки, как Иеремия, использовали образы ловли рыбы и охоты в негативном значении при описании поимки тех, кто будет предан карающему суду; в Кумране имели в виду демона, когда говорили о «ловце человеков»88. Ни о чем таком Иисус не думал. В его устах эта метафора приобретала спасительный и освобождающий смысл. Он призывает своих учеников вытащить людей из «глубоких вод» зла, чтобы освободить их от власти сатаны и ввести в Царство Божье89. Этот образ не перестает удивлять, но он был забыт христианскими миссионерами, которые никогда не называли себя «ловцами человеков».
   Однако они никогда не забывали те указания, которые он дал им, отправляя на миссию90. Иисус хотел, чтобы его ученики следовали пророческому и будоражащему сердца стилю жизни. Это отражалось в их одежде, экипировке, а также в манере поведения в деревнях Галилеи. Удивительно, что Иисус думает не о том, что они должны взять с собой, а совсем наоборот: о том, что они не должны брать с собой, чтобы не отдаляться этим от самых последних и обездоленных.
   Они не должны брать с собой деньги или какую-либо пищу. У них не будет даже дорожного мешка, какой был у киников – те носили на плече суму, где хранили провизию и милостыню, которую им подавали. Отказаться от дорожной котомки значило отказаться от подаяний и жить, доверяясь лишь помощи Бога и людской доброте. У них не будет с собой даже посоха, непременного атрибута философов-киников и ессеев, которым они защищали себя от диких собак и других опасностей. Ученики Иисуса должны предстать перед всеми как группа мира. Их приход в деревни будет мирным и не испугает женщин и детей, даже если мужская часть семьи в это время будет работать в поле.
   Они пойдут босыми, как рабы. У них не будет сандалий. И запасной туники, какая была у киника Диогена для защиты от ночной прохлады во время сна под открытым небом. Все смогут удостовериться, что последователи Иисуса идентифицируют себя с самыми нищими людьми Галилеи. Предписания Иисуса были не такими уж странными. Он первый стал так жить: без денег и провизии, без дорожной сумы и посоха, без обуви и запасной туники. Ученики всего лишь поступят точно так же. Их группа, свободная от всяких уз и обладания чем-либо, идентифицируя себя с самыми бедными жителями Галилеи, полностью доверяя Богу и братской помощи, ища для всех мира, донесет до деревень присутствие Иисуса и его добрую весть от Бога91.
   Иисус посылает их «по два». Так они смогут помогать друг другу. К тому же иудеи гораздо больше доверяли какой-либо новости, если она подтверждалась двумя и более свидетелями. Они будут подходить к домам и желать их обитателям мира. Если их встретят гостеприимно, они останутся в этом доме до конца своего пребывания в селении. Если их не примут, они уйдут, «отрясая прах от ног»92. То же самое делали иудеи, когда покидали территорию язычников, считавшуюся нечистой. Наверное, не стоит воспринимать это слишком трагично, как осуждающий приговор; скорее, нужно относиться к этому, как к забавному и остроумному жесту: «Ну что ж с вами поделаешь!»
   В каждом селении надо делать одно и то же: проповедовать Царство Божье, делясь с ними своим опытом пребывания с Иисусом и одновременно исцеляя страдающих от болезней местных жителей. Все это нужно делать безвозмездно, не беря никаких подаяний, но получая взамен место за столом и ночлег в одном из местных домов. Это не просто стратегия для осуществления миссии. Это способ построить в деревнях новую общину, основанную на совершенно других ценностях, чем достоинство и недостоинство, хозяева и клиенты. Здесь все делятся тем, что имеют: одни – своим переживанием Царства Божьего и властью исцелять; другие – своим столом и домом. Задача учеников состоит не только в том, чтобы «давать», но и чтобы «получать» гостеприимство тех, кто его оказывает93.
   Создаваемая в деревнях атмосфера напоминала ту, которую устанавливал сам Иисус. Радость переполняла всю деревню по мере того, как по ней распространялась весть о каком-либо исцелении. Это нужно было отпраздновать. Исцеленные больные снова могли стать полноценными членами общества. Бывшие прокаженные и бесноватые опять могли сесть за один стол со своими близкими. За такими трапезами, где люди сидели вместе с двумя учениками Иисуса, укреплялись связи, рушились ненужные преграды, и было легче прощать друг другу обиды. И тогда, пусть в очень скромной, но реальной форме, жители деревни ощущали приход Царства Божьего. Не обладая ни политической, ни религиозной властью, Иисус не нашел более подходящей формы, чтобы внутри огромной Римской империи положить начало новому, более здоровому и братскому, достойному и счастливому обществу, которого жаждал Бог.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [41] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация