А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Иисус. Человек, ставший богом" (страница 37)

   Ненасильственная борьба за справедливость

   Все надежды народа сводились к приходу могущественного Бога, Который установит Свою справедливость, поразив врагов Израиля. Никто и думать не мог иначе, внимая предсказаниям пророков и ожиданиям апокалиптических писателей. Однако же Иисус испытывал другие переживания. Бог любит справедливость, но Он не губитель, а целитель жизни; он не отталкивает грешников, а принимает и прощает их. Справедливость восторжествует, но не потому, что Бог установит ее насильно, низвергнув тех, кто Ему противостоит.
   Между восприятием Иисуса и довлеющими в народе настроениями происходит столкновение. Иисус не может поверить в Посланника Божьего, призванного воевать с римлянами; он ничего не ждет от вооруженных восстаний против Империи. Он не слушает апокалиптиков, питающих народ надеждой на неминуемую месть Бога; он не понимает ессеев, которые живут в пустыне и готовятся к финальной войне с «сынами тьмы». Приход Бога не может быть насильственным и разрушительным. Наоборот, он обозначит конец всякого рода насилию между людьми и народами. Поэтому Иисус изо дня в день бросает вызов различным формам насилия, никогда не применяя при этом силу, разрушающую другого. Он не ломает. Он лечит, восстанавливает, благословляет, прощает. Вот каким образом входит в мир Царство Божье77.
   Но если не придет воинственный Мессия, чтобы разбить римлян, и если Бог не явит свою силу, чтобы отомстить врагам за народ и восстановить справедливость в отношении бедных, что тогда делать? Покорно подчиниться римским угнетателям? Мириться с несправедливостью крупных землевладельцев? Отмалчиваться в ответ на происходящие в Храме злоупотребления? Навсегда расстаться с надеждой на справедливое устройство мира? Как можно претворять в мир Царство Божье, когда вокруг столько несправедливости? Руководствуясь своим опытом переживания Бога ненасилия, Иисус предлагает противостоять несправедливости также ненасильственным путем. Для этого нужно жить соединенными в Боге, Чье сердце не жестоко, а сострадательно. Его сыновья и дочери должны быть похожи на Него, даже когда они борются со злоупотреблениями и несправедливостью. Слова Иисуса остаются провокационными и по сей день. Иисус не дает ни норм, ни предписаний. Он просто предлагает такой стиль поведения, который находится на грани возможного. Он приводит в пример конкретные ситуации, поясняющие, каким образом можно отвечать на зло: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»78.
   Подобный призыв полностью соответствует линии поведения самого Иисуса и кажется отчаянной попыткой искоренить несправедливость в мире без применения насилия. Иисус не поощряет пассивность и равнодушие. Он не предлагает трусливо сдаться перед лицом несправедливости. Скорее, он призывает стать хозяевами ситуации, взять инициативу в свои руки и сделать жест дружбы и расположения, обескураживающий противника.
   Иисус призывает действовать с достоинством, создавая новую ситуацию, в которой несправедливость видна более выпукло и заставит обидчика задуматься и, возможно, отказаться от такого поведения. Речь идет не о том, чтобы занять позицию жертвы, а о том, чтобы выбрать дружескую стратегию поведения, что в результате прекратит возможное возрастание агрессии. Вероятно, Иисус думает не столько о реакции на действия обидчика, сколько о победе каждого внутри себя над желанием ответить в том же ключе, в результате чего агрессия сменится на свою противоположность. По мнению Иисуса, такое поведение будет наиболее достойным для тех, кто входит в Царство Божье79.
   Похоже, удар в правую щеку довольно часто применялся с целью унизить более слабых. Сильные мира сего безнаказанно били своих рабов, землевладельцы – слуг, мужья – жен. Кто мог протестовать против этого? Обычно унижения сносили терпеливо. Люди покорялись беззаконию тех, кто обладал властью. Иисус считает по-другому. Может, стоит отреагировать неожиданным образом? «Когда тебя кто-нибудь ударит по правой щеке, не теряй своего достоинства перед агрессором. Посмотри ему в глаза, отбери у него право унижать тебя, предложи ему другую щеку, заставь его увидеть, что его насилие не возымело никакого успеха, и ты продолжаешь оставаться таким же, как и он, человеком или большим».
   Почему бы не ответить именно так в подобных ситуациях? «Если кто-то хочет отнять у тебя рубашку, прикрывающую твое тело, сними также и верхнюю одежду и отдай ее ему. И предстань таким перед всеми: обнаженным, но не лишенным достоинства. А вор пусть окажется в смешном положении, и все смогут увидеть, как далеко зайдет его замысел»80. Представим себе другую ситуацию. Предположим, что в какой-то момент римские солдаты заставят тебя нести груз на протяжении одной мили. «Почему бы тебе не выразить готовность пройти еще одну милю? Они придут в замешательство, ведь, согласно римскому закону, запрещено принуждать кого бы то ни было следовать более одной мили. Это не станет великой победой над Римом, однако ты проявишь свое достоинство и неприятие его несправедливого угнетения»81.
   В Царстве Божьем мир должен тяготеть не к насилию, а к любви и состраданию. Наверняка Иисус не ждет чудесного преображения этого несправедливого и жестокого общества, которое он так хорошо знал. Вскоре Иисус на себе испытает грубую силу власти. Но, возможно, он хочет дать импульс радикальным и непокорным меньшинствам, которые, уклоняясь от общей тенденции, могли бы освободить людей от каждодневного насилия, легко овладевающего всеми. Иисус подразумевает мужчин и женщин, участвующих в развитии Царства Божьего с сердцами, не исполненными насилия. Они могут ответственно и смело противостоять беззаконию, обличая недостаток человечности в этом обществе, построенном на насилии и безразличии к страданиям жертв. Эти люди являются истинными свидетелями Царства Божьего в несправедливом и жестоком мире. Их немного. Людей, способных поступать как сыновья и дочери Бога сострадания и мира, меньшинство. Непохоже, чтобы Иисус думал о какой-то большой общности. Его последователи будут «горчичным зерном» или совсем небольшой «закваской». Однако их жизнь, почти всегда обреченная на распятие, станет светом, способным более ярко и правдоподобно возвещать о новом мире Божьем.

   Литература

   1. Иисус как учитель мудрости

   WITHERINGTON III, Ben, Jesús the Sage. The Pilgrimage of Wisdom. Minneapolis, Fortress Press, 2000.
   GRENIER, Brian, Jesús, el Maestro. Madrid, San Pablo, 1996, pp. 15–63.
   PERKINS, Pheme, Jesús сото Maestro. La ensenanza de Jesús en el contexto de su época.
   Cordoba, El Almendro, 2001.
   BARBAGLIO, Giuseppe, Jesús, hebreo de Galilea. Investigacion histórica. Salamanca, Secretariado Trinitario, 2003, pp. 391–449.
   STEIN, Robert H., The Method and Message of Jesús’ Teachings. Louisville, KY, John Knox Press, 1994, pp. 1-32.
   MARGUERAT, Daniel, «Jesús le sage et Jesús le prophete», en Daniel MARGUE-RAT/ Enrico NORELLI/Jean-Michel POFFET (eds.), Jesús de Nazareth. Nouvelles approches d’une enigme. Ginebra, Labor et Fides, 1998, pp. 293–317.
   CHILTON, Bruce/EVANS, Craig A., «Jesús and Israel’s Scriptures», en Bruce CHILTON/Craig A. EVANS (eds.), Studying the Historical Jesús. San Francisco, Harper and Row, 1983.
   CROSSAN, John Dominic, In Fragments. The Aphorisms of Jesús. San Francisco, Harper and Row, 1983.
   BRUCE, F.F., Hard Sayings of Jesús. Downers Grove, IL, Inter-Varsity Press, 1983.
   WINTON, Alan P., The Proverbs of Jesús. Issues of History and Rethoric. Sheffield, Academic Press, 1990.

   2. Иисус и Закон

   THEISSEN, Gerd/MERZ, Annette, El Jesús histórico. Salamanca, Sígueme, 1999, pp. 389–448.
   LOADER, William, Jesús Attitude towards the Law. A Study of The Gospels. Grand Rapids, MI–Cambridge, Eerdmans, 2002.
   GNILKA, Joachim, Jesús de Nazaret. Mensaje e historia. Barcelona, Herder, 1993, pp. 249–303.
   BARBAGLIO, Giuseppe, Jesús, hebreo de Galilea. nvestigación histórica. Salamanca, Secretariado Trinitario, 2003, pp. 443–449.
   SCHLOSSER, Jacques, Jesús, el prof eta de Galilea. Salamanca, Sígueme, 2005, pp. 159–181.
   SANDERS, Ed Parish, Jesús у eljudaismo. Madrid, Trotta, 2004, pp. 353–386.
   – Lafigura histórica de Jesús. Estella, Verbo Divino, 2000, pp. 219–227.
   WRIGHT, N. Thomas, Jesús and the Victory of God. Minneapolis, Fortress Press, 1996, sobre todo pp. 369–442.

   3. Этические аспекты учения Иисуса

   CHILTON, Bruce/MCDONALD, J.I. H., Jesus and the Ethics of the Kingdom. Grand
   Rapids, MI, Eedermans, 1987.
   WIEBE, Ben, Messianic Ethics. Jesus’ Proclamation of the Kingdom of God and the Church in Response. Waterloo, Ontario, Herald Press, 1992.
   SCHRAGE, Wolfgang, Ética del Nuevo Testamento. Salamanca, Sнgueme, 1987, pp. 27–146.
   SPOHN, William C., Go and do Likewise. Jesús and Ethics. Nueva York, Continuum, 2000.
   HARRINGTON, Daniel/KEENAN, James, Jesús and Virtue Ethics. Lanham, MD – Chicago, IL, Sheed andWard, 2002.

   4. Нетрадиционное в учении Иисуса

   WRIGHT, N. Thomas, El desafio de Jesús. Bilbao, Desclee de Brouweer, 2003, pp. 71–96.
   BORG, Marcus Spirit, Culture and Life of Discipleship. San Francisco, Harper, 1991, pp. 79-124.
   SANDERS, Ed Parish, «La rupture de Jesús avec le judaisme», en Daniel MAR-GUERAT/Enrico NORELLI/Jean-Michel POFFET (eds.), Jesús de Nazareth. Nouvelles approches d’une enigme. Ginebra, Labor et Fides, 1998, pp. 209–222.

   5. Ненасильственное сопротивление несправедливости

   N ELS О N-P ALLMEYER, Jack, Jesús against Christianity. Reclaiming the missing Jesús. Harrisburg, PA, Trinity Press International, 2001.
   WINK, Walter, Engaging the Powers: Discernment and Resistance in a World of Domination. Minneapolis, Fortress Press, 1992.
   HORSLEY, Richard A., Jesús and the Spiral of Violence. Popular Jewish Resistance in Roman Palestine. Minneapolis, Fortress Press, 1993, pp. 255–284.
   SWARTLEY, Willard M (ed.), The Love of Enemy and Nonretaliation in the New Testament. Louisville, KY, Westminster – John Knox Press, 1992 (especialmente, los articulos de D.J.WEAVER, «Transforming Nonresistance: From Lex Talionis to: “Do not Resist the Evil One”» [pp. 32–71]; Richard A. HORSLEY, «Ethics and Exegesis: “Love your Enemies” and the Doctrine of Nonviolence» [pp. 72-101]; W.WINK, «Neither Passivity nor Violence: Jesús’ Third Way [Matt. 5, 38–42 par.]» [pp. 102–125]).
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [37] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация