А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Иисус. Человек, ставший богом" (страница 33)

   Его лучшая подруга

   Иисус с нежностью относился к ближайшим к нему женщинам, таким как Саломея или Мария, мать Иакова и Иосифа. У него были горячо любимые им подруги Марфа и Мария, сестры Лазаря70. Но самой лучшей и любимой его подругой была Мария, родом из Магдалы. Она занимает особое место в его сердце и в среде его учеников. Она никогда не является, подобно другим, в мужском сопровождении. Магдалина принадлежит Иисусу. Именно за ним она преданно следует до конца, становясь своего рода лидером среди остальных учениц. Она, несомненно, была первой, кто встретил Иисуса воскресшего, хотя Павел не посвятил ей ни одного слова в своем списке свидетелей воскресения.
   Мария родилась в Магдале, в древней Тарихее, городе, расположенном неподалеку от Геннисаретского озера, в пяти километрах к северу от Тибериады, знаменитой своим производством по засолке и консервированию рыбы. Иисус проходил через Магдалу по дороге из Назарета в Капернаум. О жизни Марии нам ничего не известно. Но несмотря на то что ее жизнеописание изложено довольно скупо, оно многое проясняет в отношениях Марии с Иисусом. Женщина была одержима «злыми духами», и Иисус исцелил ее, из нее «вышли семь бесов»71. Это событие положило начало всему. До знакомства с Иисусом Мария вела беспорядочный образ жизни. Изможденная от внутренних терзаний, лишенная собственной идентичности, беззащитная жертва нечистой силы, разрушавшей ее, она не знала нормальной жизни.
   Встреча с Иисусом означала для нее начало другой жизни. Впервые она встречает мужчину, который любит в ней ее саму любовью Божественной и нежной. В нем она открывает сущность своей личности. Впредь она не сможет без него жить. В Иисусе она находит все, чтобы быть живой и здоровой женщиной. Об остальных говорится, что они оставили все, чтобы следовать за Иисусом. У Марии же не было ничего, что можно было бы бросить. Иисус – единственный, кто может побудить ее жить. Ни один мужчина не обращался с ней так. Никто так не смотрел на нее. Долгие годы она пребывала в темноте, лишенная благословения Божьего. Теперь она чувствует Его как никогда близким благодаря исцеляющему присутствию Иисуса.
   Согласно христианскому преданию, Мария первая встретилась с Воскресшим и рассказала о пережитом остальным ученикам, которые ей не поверили. Вот какие выводы делаются в рассказе из вторых рук, сочетающем в себе сведения из предыдущих источников: воскресший Иисус «явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили»72. Евангелист Иоанн старательно описывает нам свою встречу с Воскресшим73. Мария, для которой Иисус являлся центром жизни, была жестоко травмирована его распятием. Убили того, кто был для нее всем. Она не могла перестать любить его; ей необходимо было прижаться хотя бы к мертвому его телу. Вполне возможно, что у нее возник страх того, что без Иисуса она снова попадет под гнетущую власть злых сил. Когда она увидела пустую могилу, то почувствовала в своем сердце еще большую пустоту. Она никогда не ощущала такого глубокого одиночества. Когда Иисус предстает перед ней, она не узнает его, ослепленная слезами и горем. Иисус зовет ее с той же нежностью, какая звучала в его голосе в то время, когда они вместе ходили по дорогам Галилеи: «Мириам!». Мария тут же оборачивается: «Раевуни!», «Учителе!». Эта женщина, которая не могла жить без Иисуса, первая обнаруживает его, полным жизни74. Для Марии начинается новая жизнь. Она снова может следовать за своим любимым Учителем, но уже не так, как в Галилее. Воскресший посылает ее к братьям: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Марии нужно будет научиться обнимать его в своих братьях и сестрах, возвещая им, что уже нет пропасти между Богом и людьми. Люди соединены во Христе, и Бог для всех становится Отцом75.
   Мария не была забыта первыми христианами76. В гностической среде II и III веков она представлялась как женщина, которая «полностью прониклась» тайной Иисуса и передавала ее ученикам, хотя Петр и другие вместе с ним были против того, чтобы «слушать слова женщины о тайнах, им самим не открытых». В этих текстах описываются события и излагаются соображения, которые можно правильно интерпретировать, принимая во внимание гностические доктрины. Будет ошибкой приписывать текстам исторический характер, хотя, вероятно, они отражают значимость личности Марии Магдалины в тогдашней среде как «толковательницы, назначенной Иисусом». Также можно угадать соперничество, наверняка существовавшее даже не столько между Петром и Марией, сколько между группами людей, выбравших их в качестве эталонов и представителей их собственных позиций77.
   Известно, что в современных художественных романах из Марии Магдалины делают «сексуальную партнершу» Иисуса. При этом их авторы ссылаются на два отрывка, взятых из Евангелия [апокрифического] от Филиппа78:
...
   Трое шли с Господом все время. Мария, его мать, и ее сестра, и Магдалина, та, которую называли его спутницей. Ибо Мария – его сестра, и его мать, и его спутница.
   София, которая называется бесплодной, – мать ангелов. И спутница (Сына – это Мария) Магдалина. (Господь любил Марию) более (всех) учеников, и он (часто) лобзал ее (уста)79.́
   Совсем неправомерно с научной точки зрения, да и непорядочно, подходить к чтению этих текстов «фундаментально», не проанализировав гностический смысл «святого поцелуя» как таинства воссоединения мужчины и женщины во Христе80и не выяснив предварительно, что Марию Магдалину представляли как «олицетворение» Мудрости81.
   Начиная в основном с IV века образ Марии Магдалины начинает быстро меняться. Григорий Нисский и блаженный Августин заявят, что Мария первая получила благодатную весть о воскресении Иисуса, поскольку женщина первая ввела грех в мир. Вскоре Марию начинают путать с «грешницей» из Лк 7:36–50, таким образом превращая ее в «проститутку». Ее образ продолжат чернить. Иерархи, теологи и художники, все они, будучи мужчинами, сделают из Магдалины похотливую и развратную женщину, одержимую «семью бесами» или смертными грехами. И будто бы только потом, раскаявшаяся и прощенная Иисусом, она посвятит всю свою жизнь принесению покаяния. Восточной Церкви был чужд этот ложный образ проститутки и кающейся грешницы. Магдалину всегда почитали как верную последовательницу Иисуса и выдающуюся свидетельницу воскресшего Господа.

   Литература

   1. Обзор темы «Иисус и женщины»

   WITHERINGTON III, Ben, Women in the Ministry of Jesús. Cambridge, University Press, 2001.
   SCHÜSSLER FIORENZA, Elisabeth, En memoria de ella. Una reconstruccion teologico-feminista de los ongenes del cristianismo. Bilbao, Desclee de Brower, 1989. BAUTISTA, Esperanza, La mujer en la Iglesia primitiv a. Estella, Verbo Divino, 1993, pp. 21–61.
   MOLTMANN-WENDEL, Elizabeth, The Women Around Jesús. Nueva York, Crossroad, 1982.
   CONRAD WAHLBERG, Rachel, Jesús according to a Woman. Nueva York – Toronto, Paulist Press – Paramus, 1975.

   2. Положение женщин в Палестине I века

   JEREMIAS, Joachim. Jerusalén en tiempos de Jesús. Madrid, Cristiandad, 1977, pp. 371–387.
   STEGEMANN, E.W./STEGEMANN, W., Historia social del cristianismo primitivo. Estella, Verbo Divino, 2001.
   FREYNE, Sean, Galilee and Gospel. Boston-Leiden, Brill, 2002, pp. 271–286.
   HANSON, K. C./ OAKMAN, Douglas E., Palestine in Time of Jesús. Social Structures and Social Conflicts. Minneapolis, Fortress Press, 1998, pp. 23–26.

   3. Женское ученичество

   TUNC, Suzanne, Tambien las mujeres seguian a Jesús. Santander, Sal Terrae, 1999.
   MEIER, Elisabeth, Women and Ministry in the New Testament: called to serve. Nueva York – Londres, University Press Lanham, 1980.
   MEIER, John Paul, Un judío marginal. Nueva visión de Jesús histórico. III. Companeros у competidores. Estella, Verbo Divino, 2003, pp. 98-105.
   CORLEY, Kathleen E., Private Women, Public Meals: Social Conflict in the Synoptic Tradition. Peabody, MA, Hendrickson, 1993.
   THEISSEN, Gerd/MERZ, Annette, El Jesús histórico. Salamanca, Sígueme, 1999, pp. 250–256.
   PIKAZA, Xabier, Sistema, libertad, Iglesia. Instituciones del Nuevo Testamento. Madrid, Trotta, 2001, pp. 135–158.

   4. Другие исследования по различным аспектам

   MAC DONALD, Margaret Y., Las mujeres en el cristianismo primitivo у la opinion pagana. El poder de la mujer histerica. Estella, Verbo Divino, 2004.
   VOUGA, Francois, Los primeros pasos del cristianismo. Escritos, protagonistas, debates. Estella, Verbo Divino, 2001, pp. 196–198.
   PIKAZA, Xabier, Hombre у mujer en las religiones. Estella, Verbo Divino, 1996, pp. 275–300.
   BERNABE, Carmen, Maria Magdalena. Tradiciones en el cristianismo primitivo. Estella, Verbo Divino, 1994.
   HORT, Weiss, gVino nuevo en odres viejos? Consecuencias sociopoliticas del evangelio.
   Madrid, Studium, 1973, pp. 99-119.
   LEVINE, Amy-Jill (ed.), Una companera para Mateo. Bilbao, Desclee de Brouwer, 2003.

   Глава 9 Учитель жизни

   Не совсем обычный учителе (с. 214) Измените ваши сердца! (с. 217)Глубже, чем закон (с. 220)Все определяется любоввю (с. 225)Любите врагов ваших (с. 228) • Ненасильственная борьба за справедливость (с. 231)

   Иисус продолжал делиться со всеми тем опытом, который он переживал в своем сердце: «Бог уже здесь». Его спасительное присутствие было молчаливым, но реальным. Больные и одержимые злыми духами на самих себе ощущали исцеляющую силу Бога, Друга жизни. Нищие и лишившиеся имущества, жертвы всевозможных злоупотреблений и произвола, начинали ощущать Бога как своего Защитника и Отца. Грешники, проститутки и отверженные обществом люди почувствовали себя принятыми: пока они разделяли трапезы со своим другом Иисусом, в их сердцах просыпалась новая вера в прощение и любовь Бога. И даже женщины начинали ощущать достоинство, прежде им неведомое. С Иисусом все начинает меняться.
   Как ответить на эту новую ситуацию? Как «войти» в динамику Царства Божьего? Как жить в этом новом пространстве, созданном спасительным пришествием Бога? Иисус может ответить на это своим собственным опытом. Он первый принял Царство Божье. И он может научить других. Люди сразу же стали воспринимать его не только как проповедника Божьего, врачевателя жизни или защитника последних, но и как учителя жизни, который учит жить по-другому, под знаком Царства Божьего.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [33] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация