А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование" (страница 7)

   Тема «Сказки»

   Народные сказки. «Лиса и рак»

1-й урок
   Дети читают вступительную статью о народных сказках, отвечают на вопросы и выполняют задания. Завершается урок заданием 5 (на с. 61 учебника), побуждающим учеников к поиску книги русских народных сказок.
2-й урок
   В начале этого урока первоклассники, принёсшие книги любимых сказок с картинками, показывают их товарищам, рассказывают, что нарисовано на одной из картинок, называют зверей, героев любимых сказок. Желающие прочитывают или рассказывают фрагменты из сказок.
   После словарной разминки учащиеся читают сказку «Лиса и рак» сначала по «цепочке», друг за другом, по одному предложению. После этого отвечают на вопрос (1). При перечитывании произведения один читает за рассказчика, другой – за лису, третий – за рака. При чтении по ролям учитель помогает детям вовремя прочитывать слова своей роли. Сказка читается несколько раз разными учениками.
   Завершается урок выполнением заданий (2,3, 4).

   «Лиса и тетерев»

   В этом произведении дети снова встречаются с лисой. Постепенно для них открываются типичные черты определённых животных в народных русских сказках. Лиса – коварна, эгоистична, жестока; волк – глуповат, жаден, доверчив, иногда доброжелателен и т. д.
   В работе над сказкой «Лиса и тетерев» основное внимание сосредотачивается на внутреннем состоянии героев, которое определяет их поступки.
   После словарной разминки учитель читает сказку, передавая изменения интонации лисы: от лицемерно-ласковой в начале произведения до испуганной в конце. Интонация тетерева задумчивая, спокойная. Объясняется значение словосочетания «навострить уши» – внимательно прислушаться.
   Преподаватель выясняет первые впечатления учащихся после прослушивания сказки, задаёт вопросы, направляющие внимание ребят на внутреннее состояние персонажей: «О чём думала лиса, когда начала говорить с тетеревом?» (9), «Как ты думаешь, в самом ли деле бежали собаки, о которых сказал лисе тетерев?» При ответах на эти вопросы мнения детей могут не совпадать, поэтому создаётся мотивация для перечитывания сказки.
   Теперь сказку читают ученики: первый раз – по 1–2 предложения каждый, второй раз – по ролям. Основательно познакомившись с текстом, они вдумываются в поступки лисы и тетерева. На вопрос (2): «Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?» возможен ответ: притворялась глуховатой, чтобы тетерев спустился пониже. Тогда она могла бы его схватить.
   Затем лиса придумывает историю с указом. Смысл этого слова дети узнают в процессе словарной разминки. Первоклассники находят в тексте строки, говорящие о содержании этого указа и читают их.
   Вопрос (4) повышенной трудности, учащиеся должны, не торопясь, обдумать ответ на вопрос: «Как ты думаешь, поверил тетерев, что такой указ появился?» Ребята должны также обосновать свою позицию.
   Варианты возможных ответов учеников:
   Тетерев знал, что лиса хитрая и хочет его обмануть.
   Тетерев немножко поверил лисе, но всё равно не хотел слезать.
   Следующий вопрос (6) совсем «взрослый». Тетерев саркастически иронизирует над лисой, выявляет её лживость. (Не следует избегать постановки сложных вопросов и проблем. Учитель может помочь детям, подвести их к необходимому выводу.)
   Изменения во внутреннем состоянии лисы первоклассники пытаются определить, отвечая на вопросы (9, 10): «О чём думала лиса, когда начала говорить с тетеревом?», «О чём она думала, когда убегала?» Об этом ребята могут сначала рассказать друг другу, а потом выступить перед классом.
   После этого делаются выводы об основных качествах характера тетерева и лисы с помощью слов из предложенного списка. Завершается урок перечитыванием сказки по ролям.

   «Лисичка-сестричка и серый волк»

   Сказка изучается в течение трёх уроков. Эта работа проводится по частям. Каждая часть – самостоятельная сюжетно завершённая история – изучается на одном уроке.
1-й урок
   В этом произведении дети снова встречаются с лисой и обнаруживают у неё новые качества характера – жадность и жестокость. Появляется ещё один традиционный герой русской сказки – волк.
   Начинается урок со словарной разминки. После прочтения «цепочки» слов учитель просит учеников объяснить значение слова «сочувствовать». Прослушав высказывания ребят, педагог даёт своё объяснение. Значение слов «смекнуть», «улучить время», «полегоньку» первоклассники находят в словаре.
   Первую часть учащиеся читают по «цепочке», каждый одно-два предложения. Затем перечитывают сказку по ролям. У детей вырабатывается умение вычленять нужную реплику и в определённое время включаться в процесс чтения.
   Работая над отдельными частями произведения, первоклассники обучаются воспроизводить последовательность действий персонажей в конкретной ситуации. Этому частично способствует задание (1) к первой части: «Расскажи, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку». Для того чтобы помочь ребенку составить рассказ, в учебнике предлагается вариант начала повествования.
   Далее учитель может задать ученикам вопрос о внутреннем состоянии персонажа: «Что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?» Именно подъезжал, а не тогда, когда он приехал, и старуха обнаружила пустой воз. Для ответа ребятам предлагаются слова: «усталость, радость, злость, страх». (Возможно, дед чувствовал усталость – долго ловил рыбу, долго ехал. А может быть, радость – много рыбы поймал, лису подобрал, до дома добрался. Злость появляется позднее.)
   На этом этапе работы у первоклассников формируется умение соотносить внутреннее состояние героя с конкретной ситуацией. Для решения подобной задачи требуется помощь педагога, который задаёт наводящие вопросы, рассуждает вместе с учащимися.
   Осмыслив содержание первой части, дети озаглавливают её. При озаглавливании отдельных частей от школьников требуются лаконичные формулировки. В названии может быть определено основное событие, выражено отношение к персонажу. Например:
   «Хитрая лиса едет на волке»
   «Доверчивого волка опять обманули» и т. д.
2-й урок
   Перед ознакомлением со второй частью сказки ребята находят в словаре значение слов: «прорубь», «коромысло», «находчивый».
   Вторую часть первоклассники читают «цепочкой» по два-три предложения, затем по ролям.
   Продолжается работа по развитию у детей умения передавать последовательность событий, о которых говорится в произведении. Этому способствует задание (1, с. 69): «Расскажи, как волк ловил рыбу». Задача облегчается планом рассказа, сопровождающим это задание. Рассказ может вестись по «цепочке». Содержание каждого пункта плана раскрывают два человека (работа в парах), поправляя и дополняя друг друга.
   Особенно трудно бывает ученику «войти» в рассказ, найти первое предложение. Прослушав варианты начала повествования, предложенные детьми, учитель сообщает свой. Например: «Когда лиса сидела у кучи рыбы, её увидел волк…» или др.
   Объяснение некоторых ситуаций может вызвать затруднение у детей. Например, не все могут ответить на вопрос (2): «Почему бабы били волка?» Педагог помогает им развить эту тему: «Как ты думаешь, если бы волк просто сидел на берегу, бабы тоже побежали его бить?»
   Вопрос (3) способствует выработке у ребят собственного отношения к герою: «Как ты относишься к волку: с жалостью, гневом, со злостью, с сочувствием?»
   Ответы детей:
   Бабы не любили волка, он нападал на животных и на людей.
   Волк ворует овец, даже на коров нападает, все его не любят и боятся.
   Если бы волк не приморозил хвост, все бы его боялись.
   Бабы к нему не побежали.
   Нет, к волку всё равно побежали, ведь баб было много, у них были коромысла. Они хотели его отколотить.

   3-й урок

   Третью часть сказки учащиеся сразу читают по ролям и после этого выполняют задание (3): «Перечитай песенку, которую пела лисичка. Почему она сказала волку, что поёт «битый битого везёт?»
   Продолжается формирование у детей умения проникать во внутренний мир персонажей, их мысли и чувства, определяющие конкретные поступки. Ученики учатся дифференцировать своё отношение к героям: сравнивают чувства, которые вызывают у них лиса и волк, потерявший по вине лисы хвост, а потом пожалевший её. Определяя в обобщающей беседе качества характера лисы и волка, ребята выбирают нужные слова из предложенных в учебнике. Учитель просит их обосновать выбор одного из названных качеств персонажа сказки или объяснить причину отказа от использования какого-то из предложенных слов, например: «Почему ты не сказал про лису, что она добрая?»
   Одно из творческих заданий предлагает первоклассникам рассказать от лица лисы о том, как волк ловил рыбу (7, а). Для облегчения задачи дети «вводятся» во внутреннее состояние рассказчика несколькими предложениями: «Однажды утащила я у старика много рыбы. Вдруг подходит волк…» Ученики могут вести рассказ друг за другом, направляя и дополняя один другого. Педагог помогает им «удерживаться» на позиции лисы, рассказывающей о своих похождениях. Таким образом продолжается работа по развитию у детей умения «проникать» во внутренний мир героя.
   Желающие выполнить другое творческое задание (7, б) могут работать как индивидуально, так и в парах. Они придумывают новые приключения лисы и волка, используя предложенные в учебнике слова. Следует предоставить учащимся возможность сочинить сказку и без использования этих слов. Два предложения из своих сочинений первоклассники записывают в тетради.
   Как известно, некоторые дети не склонны к устному сочинительству. Они могут нарисовать иллюстрацию к новым приключениям лисы и волка (7, в). После этого им легче придумать рассказ.
   Для семейного чтения предлагаются русские народные сказки «Петушок – золотой гребешок» и «Лиса и заяц», в которых появляются другие животные. Петух, являющийся персонажем обеих сказок, наделён в них разными качествами. Родители вместе с ребятами сравнивают черты характера петушков и определяют своё к ним отношение.
   В беседе с родителями учитель рекомендует для семейного чтения и другие сказки о животных, напоминает о важности сопоставления героев и определения отношения к ним читателей.

   «Конь и лиса», «Как кролик взял койота на испуг», «Гиена и черепаха»

   Этой теме посвящается один или два урока.
1-й урок
   Урок начинается со словарной разминки. Дети читают «цепочку» родственных слов, выясняют значение слов «брести» и «коварный». Но прежде чем они найдут значение слова «брести» в словаре, учитель предлагает им объяснить его смысл с помощью действия – пройти или «пробрести» по классу, затем попытаться описать это действие словами.
   Сказку «Конь и лиса» ребята читают друг за другом по отдельным смысловым фрагментам, осмысливают их, отвечая на вопросы преподавателя.
   Первый фрагмент завершается словами: «Конь печально побрёл в лес…» Учитель останавливает внимание первоклассников на значении слов и словосочетаний и их соответствии внутреннему состоянию героя с помощью вопроса: «Почему сказано, что конь побрёл, а не пошёл или побежал
   «Слабый, печальный конь не хочет уходить из дома. Он едва переставляет ноги…» – такой вывод с помощью учителя делают учащиеся.
   Второй смысловой фрагмент сказки может завершаться словами «…это мне не под силу».
   Вопросы:
   Что значат слова «повесить голову?
   Что чувствует человек, когда стоит или идёт с опущенной головой: стыд, грусть, тоску, радость?
   Что чувствовал конь, когда брёл к лесу?
   Что значит слово «верность»?
   Кто скупой, а кто верный в этой сказке?
   Педагог может задать ученикам не все предложенные вопросы, а также может помочь детям найти нужные ответы.
   Третий фрагмент завершается словами «…он не мог порвать эти путы». Вопрос: «Каким был лев: жадным, глупым, злым, доверчивым?»
   Вопрос к последнему фрагменту «Почему лиса пожалела коня и не пожалела льва?» – трудный. Он выводит детей за рамки конкретного сюжета. Важно продолжать развивать воображение учеников. Дети сочиняют истории об отношениях лисицы и льва или о жестокости льва, за что его и наказывает лиса.
   Объяснение этого поступка лисы определяет последующую оценку данного персонажа учащимися.
   В процессе работы над текстом сказки развиваются различные умения:
   – умение находить необходимые для ответа на вопрос фрагменты текста;
   – умение восстанавливать логическую последовательность событий, рассказывая по предложенному плану, как лиса помогла коню;
   – умение определять основные качества персонажа, выбирая нужные слова из списка предложенных.
   Трудное задание (7): «Сравни лису из немецкой сказки с лисицами из русских сказок. Чем они похожи? Чем отличаются?»
   К ответу на трудный вопрос дети готовятся не торопясь, могут обсудить его с товарищем. Сравнение лисы из немецкой и русской сказок сложно тем, что нужно увидеть не только различие, но и сходство этих персонажей. Они хитры, находчивы, могут солгать, но в немецкой сказке лиса лишена эгоизма, наделена состраданием. Ребята не могут и не должны отвечать на этот вопрос в полном объёме. Учитель помогает им, напоминая о поступках лисы в русских народных сказках, указывает на привлекательные качества этого персонажа в немецкой народной сказке.
2-й урок
   Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» и африканская сказка «Гиена и черепаха» знакомят детей с экзотическими животными. Педагог включает эти сказки в работу, если в данном классе был рано завершён букварный период. Задания к сказкам помогают развитию умений, о которых говорилось выше. Одно из произведений может быть рекомендовано и для семейного чтения.
   В обобщающей беседе о народных сказках учитель определяет черты характера животных, которые вызывают сочувствие и осуждение у читателей и людей, сочинивших о них сказочные истории. Первоклассники подводятся к выводу о том, что нравственная оценка поступков едина у людей, живущих далеко друг от друга, в разных странах и на разных материках. Ребятам предлагается вспомнить народные сказки, в которых слабое животное было умнее сильного.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация