А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Глобальная культура коммуникаций" (страница 1)

   Эдуард Федорович Макаревич, Олег Иванович Карпухин
   Глобальная культура коммуникаций

   Введение
   ЖРЕЦЫ – ПОСЛЕДНИЙ БАСТИОН КОРОЛЕЙ

   В одном государстве, существовавшем под началом короля, случился бунт. Взбунтовалась чернь, простой люд. Налогами замученный, поборами униженный, жестокостями изувеченный. И двинулась к столице королевства толпа, на пути своем вбирая людские ручейки от хуторов и селений. Бежали впереди королевские слуги и извещали королевских чинов о случившемся.
   И тогда король собрал совет. И там спросил: «Что делать?»
   Министры короля умом не блистали. Но все же догадались позвать верховного мудреца и верховного жреца. И у них король спросил: «Что делать?»
   Верховный мудрец, который действительно был умен, сказал:
   – Я выйду навстречу толпе и скажу: «Люди, вы правы, и возмущение ваше справедливо! Надо изменить в государстве правила правления, надо прогнать тупых и алчных министров, наказать насильников. И пусть король выполнит это ваше требование. А потом пусть поможет выбрать во всех селениях доверенных лиц, чтобы выбрать из них министров, которые сделают жизнь справедливой». И тогда народ поймет, что его судьба в его руках. А король – хранитель народной судьбы.
   Но жрец возразил мудрецу:
   – Умными речами взбунтовавшийся народ не остановишь. Он перешагнет через мудрые предложения.
   Молвил мудрец в ответ:
   – Через истину и справедливость народ не перешагнет.
   И понравилась королю такая неотразимая логика.
   Мудрец встретил толпу у столичных ворот, держал речь, убеждал…
   Загудела, зароптала толпа. Вожаки ее кричали: «Он оттягивает расплату, он защищает короля и его слуг!»
   Страшен и неудержим гнев людской. Мудрец был сбит с ног и растоптан. Разметав городскую стражу, толпа хлынула в ворота и ринулась к дворцу короля.
   И там, на дворцовой площади, беснующихся людей встретил жрец – это был последний бастион короля. Он воскликнул:
   – Я поведу вас туда, где вы сможете оторвать головы бессовестным министрам и показать их королю. И тогда он поймет, до чего довели народ его слуги. За мной, дети мои!
   Толпа, ведомая жрецом, ворвалась в министерские палаты. Расправа над их хозяевами была жестокой.
   И когда люди, насытившись местью, успокоились, жрец сказал:
   – А теперь пусть король назначит верных слуг народа из вас.
   И вожаки толпы, признавшие жреца своим верховным повелителем, дружно перешли под знамена короля.
   Толпа хмелела и праздновала победу.
   А что мудрец, распнутый толпой? Он стал жертвой гордыни разума.
   А жрец? Он был хитер в искусстве управлять людской ненавистью.
   Гордыня разума приносит горе, искусство повести толпу смиряет гнев, приносит мир.
   Во дни народного гнева жрецы сильнее мудрецов, одержимых всевластием мысли.
   Жрецы – последний бастион королей. Они спасают королевства… Если им доверяют короли.

   Глава 1
   КУЛЬТУРА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

   КОММУНИКАЦИИ, КОТОРЫЕ СВЯЗЫВАЮТ ЛЮДЕЙ

   В сегодняшнем мире все ждут понимания, объяснения, все хотят влияния. На этом строится все – политика, экономика, бизнес, культура, да и вообще взаимоотношения людей.
   А что такое объяснение, информирование, понимание, предупреждение, убеждение, влияние, как не обмен информацией, не выстраивание коммуникаций. Потребности общества – экономики, политики, социальной жизни, а отсюда и организации власти – пожалуй, основная причина развития коммуникаций.
   Устоявшееся определение коммуникации [от лат. communis – общий] означает процесс передачи информации от одного человека к другому, от одного субъекта к другому, от субъекта к объекту с целью сообщения некоего смысла. Но при этом передача информации становится актом взаимодействия людей, основанным на необходимости обратной связи, взаимопонимания. Как заметил один из теоретиков «паблик рилейшнз» (PR) Л. Матра, следует различать информацию как одностороннее сообщение и коммуникацию как сообщение, где присутствует реакция, ответ, т. е. как сообщение с обратной связью.
   Коммуникация, как мы ее понимаем, – это процесс взаимодействия людей на основе обмена информацией между членами общества, между властью и обществом, между бизнесом и обществом, между культурой и обществом, между лидером и обществом. Информация – необходимое условие общения, эффективность которого зависит как от источника информации, так и от реакции потребителя.
   Массовая коммуникация – это систематическое распространение знаний, информации, образов, символов, мифов среди численно больших рассредоточенных групп людей с целью воздействия на их оценки, мнения и поведение.
   Что накопила социология в понимании характеристик массовой коммуникации?
   Массовая коммуникация направлена на большие аудитории, нередко характеризующиеся социально-культурной неоднородностью. Аудитория как потребитель информации является не просто объектом воздействия, но и участником коммуникации.
   Часто аудитория неопределенна, рассредоточенна, анонимна, она подвижна и изменчива.
   Специалисты «паблик рилейшнз» структурируют аудиторию на потребительскую, духовную, профессиональную и половозрастную. Молодежная аудитория в их ви́дении делится на активную, социально-зрелую, пассивно-потребительскую и инфантильную. Институт Гэллапа (это известный американский социологический центр) структурирует массовую аудиторию для средств массовой информации (СМИ) по вероисповеданию, профессиональной квалификации, доходам, демографическим данным (возраст, пол, образование), по месту жительства и по установкам на проблему, по политической ориентации, по отношению к политическим партиям и программам.
   Массовая коммуникация носит открытый, публичный характер и выполняет функцию сплочения аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления.
   Распространение информации в процессе массовой коммуникации происходит прежде всего благодаря СМИ – телевидению, радио, газетам и журналам, а также интернету и социальным сетям. Кроме того, информация может распространяться и устно, и посредством семиотических (знаковых) систем, и в процессе массовых акций (так называемый медиа-акционизм).
   Главное, что определяет «жизнь» массовых коммуникаций, – это воздействие «послания» на человека, на определенную социальную группу. Такое воздействие должно побудить людей к принятию решений и к действиям.
   Но воздействие на человека, на целевую группу связано с преодолением определенных барьеров, к которым относятся внутренний мир личности и общественное мнение, складывающееся в окружающей среде.
   С позиции массовых коммуникаций внутренний мир личности – это ценности, которых придерживается человек, это его потребности и интересы. Через них должно пройти послание (месседж), прежде чем побудить к действию.
   Духовные ценности (отношение к жизни, к людям) формируются длительное время и во многом определяют поведение людей. Они управляют материальными и духовными потребностями, без которых человек не мыслит своей жизни. Потребности управляют интересами, т. е. тем, во имя чего следует предпринимать конкретные действия.
   Воздействие информации на внутренний мир личности – это есть процесс убеждения и внушения. Обратимся к авторитету выдающегося русского психиатра и психолога академика В. М. Бехтерева (если на Западе в изучении сферы сознательного и бессознательного главенствовали 3. Фрейд и К. Юнг, то в России в этой сфере научным лидером был Бехтерев). Исходя из теории Бехтерева вот как выглядит процесс убеждения и внушения в массовых коммуникациях.
   Убеждение и внушение являются двумя основными формами влияния одного лица на другое. Все это происходит при взаимодействии личного сознания, где господствуют мышление и чувства (рациональный фактор), и общего сознания, т. е. психической сферы, где господствуют ощущения и интуиция (иррациональный фактор).
   Информация, попав в сферу личного сознания, воспринимается весьма активно, к ней вырабатывается определенное отношение. Все входящее в сферу личного сознания подвергается критике, переработке, что приводит к выработке убеждения. Это так называемый аффективный уровень восприятия информации. Убеждение действует на человека силой логики, аргументации, которые «перерабатываются» личным сознанием.
   А вот в области общего сознания информация из внешнего мира воспринимается пассивно. Это процесс внушения, которое действует на психическую сферу человека путем непосредственного восприятия психических состояний других людей, т. е. «идей, чувствований и ощущений», и не требует участия личного сознания и логики. Иначе говоря, определенная часть информации может усваиваться человеком, минуя сферу личного сознания, активного мышления. Процесс внушения больше основывается на коллективном бессознательном, которое имеет врожденный и иррациональный характер и проявляется скорее в ощущениях и интуиции. Причем за двумя последними стоят архетипы. И здесь, вспомнив Юнга, скажем, что архетипы – это первичные образы, складывающиеся из мифов, появляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителю определенной культуры. Результатом внушения на основе коллективного бессознательного может быть убежденность, получаемая без логических доказательств.
   По Бехтереву, внушение сводится к непосредственному «прививанию» тех или иных психических состояний от одного лица другому, что происходит без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны осознания происходящего. В этом определении содержится существенное отличие внушения как способа психического воздействия одного лица на другое от убеждения, производимого всегда при посредстве логического мышления и с участием личного сознания[1].
   Главный элемент внушения – непосредственное воздействие. Будет ли внушение производиться посредством слова (пример – церковные проповеди) или посредством какого-либо явления либо действия, оно влияет на людей не логикой убеждения, а воздействием на психическую сферу.
   Бехтерев называет основные приемы внушения: оно может осуществляться посредством постоянных заявлений, повторений одних и тех же посланий, примеров одного и того же рода или же посредством повелительного приказа (ярчайший пример – приказ И. В. Сталина от 28 июля 1942 г., который в войсках называли «Ни шагу назад!»; этот приказ помогал преодолевать страх перед врагом – такой страх подавлялся страхом наказания за невыполнение приказа). Бехтерев особо подчеркивает, что и в убеждении, и во внушении велика роль примера. С одной стороны, пример действует на разум путем убеждения в полезности того, что человек видит и слышит. С другой стороны, пример может действовать и наподобие «психической заразы», иначе говоря – путем прямого внушения, как невольное и совершенно безотчетное подражание, заражение.
   Трансляция заявлений, примеров и приказов – это трансляция словесных и визуальных образов. В свое время Сталин хорошо понял роль примера и приказа в убеждении народных масс (вполне возможно, что под влиянием теории Бехтерева), поэтому и обратил особое внимание на литературу и кино. Предметно ими занимаясь, он сделал их действительно средством убеждения масс, транслирующим образы-примеры.
   Время меняет соотношение словесных и визуальных образов. Главный редактор «New Perspectives Quarterly» Н. Гардельс говорит, что сегодня Америка стала посттекстуальной культурой. Большинство людей получают информацию через образы (имеются в виду визуальные образы). Американцы воспринимают мир эмоционально и нерационально, с помощью того, что действует на них метафорично. Это прежде всего телевидение, кино, реклама. Поэтому процесс убеждения все чаще уступает место процессу внушения. В этом же направлении движется и Россия. Данные, полученные в результате исследования «Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы», проведенного в сентябре 2008 г. Аналитическим центром Юрия Левады («Левада-центр»), говорят, что за последние 15 лет читать в России стали значительно меньше. Сегодня 37 процентов взрослых россиян не читают газет, 54 процента – журналов, 46 процентов – книг.
   Понятно, что убеждение и внушение возможны, во-первых, если они соответствуют потребностям и интересам получателя сообщения, и, во-вторых, если в качестве источника информации выступает человек или структура, обладающие высоким авторитетом, пользующиеся безусловным доверием. В-третьих, внушение дает больший эффект при многократной повторяемости сообщения. В-четвертых, в убеждении и внушении велика роль примера и визуальных образов. На действенность убеждения или внушения оказывают влияние психофизиологические особенности человека, менталитет целевых групп с их ситуационными состояниями (например, у молодежи один менталитет, а у пенсионеров – совсем другой).
   Но прежде чем личность, размышляя над полученной информацией, придет к окончательному решению, приводящему к действию, она должна преодолеть еще один барьер – общественное мнение. То есть между ценностями, потребностями, интересами личности и ее действиями «вклиниваются» мнения других людей, влияющие на результат убеждения и внушения. Повлиять на мнения – задача массовых коммуникаций.
   Возможны два варианта влияния на массовую аудиторию. В одном случае действует известный психологический принцип «стимул – реакция», когда существует прямая связь между посланием и реакцией аудитории («что хотели, то сразу и получили»). Этот вариант возможен при подавляющем господстве телевидения.
   В другом случае послание сначала попадает к лидерам общественного мнения, а уже от них – к менее активным группам населения. Эти лидеры являются наиболее активными потребителями массовой информации. Идеи, поставляемые прессой, радио или телевидением, усваиваются многими под влиянием находящихся рядом с ними, как правило, неформальных, но влиятельных «лидеров мнения», подающих пример. А пример, как его трактует Бехтерев, – это инструмент внушения. От СМИ идеи поступают к «лидерам мнения», трансформируются ими, а затем от них переходят к менее активным группам населения.
   Действие системы «лидер мнения» – «социальная группа» раскрыла германский социолог Э. Ноэль-Нойман. Она считает, что общественное мнение – это ценностно окрашенное мнение и способ поведения, которые следует демонстрировать прилюдно, если не хочешь оказаться в изоляции. Как показывают современные исследования общественного мнения, давление оказывает не столько арифметическое большинство, сколько агрессивная уверенность одной стороны и страх перед изоляцией в сочетании с боязливым наблюдением за окружающей средой другой стороны[2].
   Получается, что индивид выстраивает свое поведение под влиянием, во-первых, окружающей среды и ее сигналов об одобрении/неодобрении, во-вторых, под влиянием СМИ, в которых проявляются взаимно подтверждающие сигналы. Окружающая среда воздействует на человека своим общественным мнением, которое, в свою очередь, в значительной мере формируется СМИ и лидерами общественного мнения, выступающими проводниками позиций СМИ и заражающими людей своим примером в оценке этих позиций.
   Взаимодействие окружающей среды, массовых коммуникаций и лидеров общественного мнения Ноэль-Нойман представляет в образе «спирали молчания». Эта «спираль» закручивается тогда, когда люди, не желая оказаться в изоляции, постоянно наблюдают за своим окружением, отмечая, какое мнение усиливается под влиянием СМИ и «лидеров мнения». Кто видит, что его мнение находит все большую поддержку, тот высказывается прилюдно, становясь неким «вторичным» лидером общественного мнения. А кто видит, что его позиция не находит поддержки у других, – погружается в молчание. По отношению к нему процесс внушения ослабевает под давлением убеждения. Промолчавшие кажутся слабее на фоне тех, кто открыто, на виду у публики декларирует свою точку зрения и тем самым производит впечатление более сильного человека. В результате действительное большинство маскируется. Одни – они же «лидеры мнения» – побуждают других говорить или молчать до тех пор, пока одна из позиций не исчезнет[3]. Барьер общественного мнения, который приходится преодолевать нашему посланию, прежде чем оно подвигнет человека к действию, может оказаться очень высоким.
   Особенность массовых коммуникаций – в их взаимодействии с общественным мнением, которое активно вторгается в сферу внушения. Это взаимодействие и создает эффект массового внушения – самого сильного психологического оружия. Не зомбирование сознания с помощью каких-то фантастических волн, а слова и образы, транслируемые с помощью различных средств массовых коммуникаций, усиленные резонансом общественного мнения, интенсивным развитием блогов – сетевых журналов, авторы которых активно оппонируют общественному вещанию, и создают эффект массового внушения. «Пройдя» через внутренний мир личности, «преодолев» общественное мнение, информация (по сути, «сухой информационный остаток», никогда не совпадающий полностью с первоначально направленной информацией) закрепляется в сознании, побуждая человека к действию.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация