А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Партии на выборах" (страница 1)

   Игорь Борисов, Сергей Заславский
   Партии на выборах

   ВВЕДЕНИЕ

   2 декабря Россия впервые (с 1917 года – выборов в Учредительное собрание) будет голосовать на выборах, проводимых исключительно по пропорциональной системе. Это значительный шаг в становлении современной партийной системы, совершенствовании механизмов партийно-политического представительства.
   Выборы – это и экзамен для самих политических партий, проверка их на дееспособность, организационную и политическую устойчивость, на готовность эффективно освоить законодательно предоставленные возможности по воздействию на формирование органов государственной власти, участию в их деятельности. Все это накладывает на политические партии, на организаторов выборов особую ответственность за качество подготовки к выборам и участия в них. Но свою долю ответственности несет и рядовой избиратель.
   Избиратель, делающий выбор на участке для голосования, выражающий свою волю.
   Избиратель, желающий поддержать участие в выборах конкретной политической партии, ставящий свой автограф в подписном листе или на бланке денежного перевода на счет партии. Наконец, по-своему ответственен и избиратель, уставший от политики и потому устраняющийся от участия в голосовании, обсуждения животрепещущих общественно-политических вопросов. Возможно сам того не желая, он передоверил свой выбор более активным согражданам.
   Новые правила выборов неизбежно влекут и новые проблемы, рождают в умах новые мифы, подчас лишенные каких-либо оснований. Не так уж редко приходится слышать: мол, простому человеку заказан путь в партийные списки, сумма залога и количество подписей в поддержку партий запредельно велики, а заградительный барьер делает невозможным представительство в Госдуме партий, не обладающих административным ресурсом. Не отрицая имеющихся проблем в становлении избирательной системы, следует признать, что скепсис части избирателей подчас имеет в своей основе определенный дефицит знаний о механизме функционирования избирательной системы, о правилах организации и проведения выборов. И это понятно: те, кто критикует 7-процентный заградительный барьер как самый высокий в мире (что, кстати, не так), едва ли оговорятся, что барьер этот не жесткий, а плавающий (и здесь Россия действительно уникальна).
   Смакующие возможность снятия партийного списка за погрешности в оформлении документов наверняка обойдут молчанием тот момент, что об этих погрешностях избирательные комиссии заблаговременно обязаны извещать уполномоченных представителей партии, чтобы избежать подобной ситуации. Что графа «против всех» и обязательный порог явки в российском законодательстве отменены по рекомендации ОБСЕ как нарушающие международные избирательные стандарты, а сумма якобы запредельного залога для участия списка кандидатов партии на думских выборах (до 600 человек) составляет 60 млн. рублей и сопоставима со стоимостью престижной четырехкомнатной квартиры в центре Москвы. Избиратель не знает и не обязан знать этих деталей. Но эксперты подобные нюансы и детали знают: это их профессиональная обязанность. Знающий же обязан вовремя донести свое знание до тех, кому оно интересно и необходимо.
   Настоящая работа призвана сориентировать политически активного читателя в вопросах избирательного права. Она посвящена наиболее актуальным вопросам, связанным с участием политических партий в выборах. В предлагаемом издании в популярной форме содержатся ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся порядка принятия решения об участии партии в выборах, формирования списков кандидатов, выполнения необходимых условий для их регистрации. Избранная авторами структура работы учитывает наиболее частые и характерные вопросы по типовым, повторяющимся в практике проблемным ситуациям, с которыми связано участие граждан в выборах, проводимых по пропорциональной системе.
   При написании работы авторы в максимальной степени пытались учесть профессиональные запросы политических экспертов, не имеющих базового юридического образования: ведь именно им в своей повседневной деятельности приходится давать рекомендации по оптимальному выбору решений. В условиях довольно сложного избирательного законодательства искать ответ методом «перелистывания текста закона», не будучи юристом, достаточно рискованно. Надеемся, что размещенные ответы на вопросы в какой-то степени помогут им в работе.
   Разумеется, мнение авторов – это не официальный комментарий избирательного законодательства, возможно, отдельные штрихи в его интерпретации специалистам могут показаться спорными. Однако юридическая наука тем и специфична, что истина подчас рождается только в правовом споре. А правовой спор возможен только в процессе самих выборов.

   Раздел 1
   О ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

   Правом выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности согласно российскому законодательству обладают:
   › граждане (путем самовыдвижения);
   › избирательные объединения.

   Избирательными объединениями признаются (т. е. имеют право участвовать в выборах посредством выдвижения кандидатов и списков кандидатов):
   › на выборах в федеральные органы государственной власти – политические партии, а на региональных выборах также и их региональные отделения, если последние в соответствии с уставом партии вправе участвовать в выборах;
   › на выборах в органы местного самоуправления – политические партии, их региональные отделения, иные структурные подразделения (имеющие по уставу партии право участвовать в выборах), а также общественные объединения в форме общественной организации или общественного движения, зарегистрированные на уровне, соответствующем уровню выборов (или на более высоком уровне), устав которых предусматривает участие в выборах, в случае, если общественное объединение или изменения и дополнения в устав, предусматривающие участие в выборах, зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а в случае назначения выборов в связи с досрочным прекращением полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.
...
   Политической партией (согласно Федеральному закону «О политических партиях») является «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».
   В соответствии с действующим российским законодательством партии – единственный вид общественных объединений, имеющий право выдвигать кандидатов на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организовывать и проводить соответствующие избирательные кампании. (Иные общественные организации и движения при соблюдении ряда условий могут участвовать лишь в выборах в органы местного самоуправления.) При этом партии как носители публичной функции могут реализовывать свое право на участие в осуществлении государственной власти только в установленных Конституцией Российской Федерации формах и только на определенный срок, и ни одна из них не может обладать монопольным положением.
...
   Политическая партия – это особая разновидность общественного объединения (которыми помимо партий являются и профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения), деятельность которого направлена прежде всего на обретение своего политического представительства в органах государственной власти и участие – через своих представителей – в управлении государством. Политическая партия одновременно выступает как добровольное самоуправляемое объединение граждан и как субъект, включенный в систему властных отношений: вот почему законодательство предусматривает к ним более строгие требования.
   Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем решении от 16 июля 2007 года, реформирование избирательной системы вызывает необходимость в формировании адекватной ей правовой основы функционирования многопартийной политической системы, способной интегрировать интересы и потребности общества в целом и его различных социальных и территориальных слоев и групп и адекватно выражать их в Государственной Думе, что под силу только достаточно крупным и хорошо структурированным политическим партиям.
...
   К участию в выборах допускаются только те партии, которые прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации.
   Росрегистрация (Федеральная регистрационная служба) ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений – по состоянию на 1 января – в общероссийских периодических печатных изданиях.
   Государственной регистрацией официально подтверждается, во-первых, особый правовой статус партии и, во-вторых, ее соответствие всем требованиям (касающимся порядка создания, функционирования и т. д.), которые российское законодательство предъявляет к общественным объединениям такого рода.
   Требования, предъявляемые к партии при регистрации, в первую очередь касаются территориального масштаба деятельности парторганизации и ее численности.
...
   Эти требования следующие.
   Численность членов партии – не менее 50 000 человек.
   Число региональных отделений – более 1/2 от числа субъектов РФ.
   Численность в региональных отделениях – не менее 500 чел. (в более чем 1/2 субъектов РФ) и не менее 250 чел. (в остальных субъектах РФ).
   При этом в одном субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение партии. В случае образования нового субъекта (например объединения двух и более ранее существовавших) региональные отделения партии также подлежат объединению.
   Все созданные партией региональные отделения также подлежат обязательной регистрации в региональных органах Федеральной регистрационной службы (это позволяет, с одной стороны, контролировать соответствие партии в целом предъявляемым требованиям, а с другой – позволяет ей принимать участие в выборах региональных органов власти на территориях, где имеются ее отделения).
   Следует также добавить, что политическая партия может быть только общероссийской: создание межрегиональных, региональных, местных партий законодательство не предусматривает. Непременным условием для признания партии государством является наличие у нее собственной программы, определяющей ее цели и задачи.
   Значительная численность политической партии как условие признания ее статуса должна подтверждать серьезность намерений ее учредителей, наличие у партии необходимой поддержки в обществе, соответствие партии ее основному предназначению – формулировать и выражать политическую волю не узкой группы, а широких социальных слоев.
   Важно: политическая партия (ее структурное подразделение) вправе принимать участие лишь в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация