А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Загадки, фокусы и развлечения (сборник)" (страница 10)

   ЯЩИК ЗАГАДОК
   и
   ФОКУСОВ


   I. Загадки, вопросы, шутки

1. ЗАГАДКИI
   Лег усатый, встал горбатый.
II
   Слева направо – на ногах стоит; справа налево – без ног бежит.
III
   В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.
IV
   Шкаф большой, дверцы маленькие; кладут белое, вынимают черное.
V
   С неба пришел, в землю ушел.
VI
   Когда лошадей покупают, какие они бывают?
VII[6]

… Как ни машет крыльями,
Небось, не полетит.

VIII

Он смирен до поры.
Летит – молчит, лежит – молчит;
Когда умрет, тогда ревет.

IX

… Собачка верная:
Не лает, не кусается,
А не пускает в дом.

X
   Он подо мною, а я под ним. Кто мы?
2. КАКИЕ СЛОВА
   Расскажу вам о занимательной игре, в которой могут участвовать много играющих. Кто-нибудь задумывает слово – название вещи, но не имя и не фамилию. В задуманном слове он переставляет буквы в другом порядке и в таком измененном виде предлагает его товарищам для отгадывания. Например, если задумано слово «арбуз», то после перестановки букв получают «заруб» или бессмысленное сочетание «бурза». По этому «зарубу» или «бурзе» остальные участники игры должны отгадать задуманное слово. Кто отгадает первый, тот получает одно очко и сам становится загадчиком. Игра кончается, когда кто-нибудь из играющих наберет 10 очков; он и считается победителем в состязании.
   Дадим несколько примеров. Отгадайте задуманное слово по сочетанию «аталоп». Это нетрудно: «лопата». Но вот сочетания потруднее:

   сарипопа
   отаткел
   рулжан
   некосир
   анорид
   ковшер
   тремасинт
   куринос
   упечах.

   За этими диковинными сочетаниями скрываются весьма обыкновенные слова:

   папироса
   котлета
   журнал
   керосин
   родина
   вершок
   сантиметр
   рисунок
   чепуха.

   Чем меньше в слове повторяющихся букв, тем труднее его отгадать. Слово «атаман», например, легче отгадать, чем «апельсин»; из «атамана» можно составить только сочетание вроде «анамат», «аманат», «натама» – по которым нетрудно отгадать первоначальное слово. А из «апельсина» можно произвести: «спиланье», «ланеспьи» и др. замысловатые сочетания, в которых первоначальное слово спрятано гораздо надежнее.
   В заключение попробуйте отгадать дюжину слов:

   1. Ракалет
   2. Кихенат
   3. Оселуви
   4. Ловаги
   5. Вригодан
   6. Носцел
   7. Кочелев
   8. Виночудак
   9. Сляратюк
   10. Цильмане
   11. Клавесорт
   12. Зучитсобак

3. В ОЖИДАНИИ КОНКИ
   Три брата, возвращаясь из театра домой, подошли к рельсам конки, чтобы вскочить в первый же вагон, который подойдет. (Конка – не трамвай: вскочить в вагон конки нетрудно.)
   Вагон не показывался, и старший брат предложил подождать.
   – Чем стоять и ждать, – ответил средний брат, – лучше пойдем вперед. Когда вагон догонит нас, тогда и вскочим; а тем временем часть пути будет уже за нами – скорее домой приедем.
   – Если уж идти, – возразил младший брат, то не вперед по движению, а в обратную сторону: тогда нам скорее попадется встречный вагон; раньше и домой прибудем.
   Так как братья не могли убедить друг друга, то каждый поступил по-своему: старший остался ожидать на месте, средний пошел вперед, младший – назад.
   Кто же из трех братьев раньше приехал домой? Кто из них поступил благоразумнее?
4. КТО НАСЧИТАЛ БОЛЬШЕ?
   Двое человек считали в течение часа всех прохожих, которые проходили мимо них на тротуаре. Один из считавших стоял у ворот дома, другой прохаживался туда, и назад по тротуару.
   Кто насчитал больше прохожих?
5. ГДЕ ШАР ОПУСТИТСЯ?
   Мы знаем, что Земля безостановочно вертится с запада на восток. Нельзя ли воспользоваться этим, чтобы быстро и дешево путешествовать на восток таким, например, способом: подняться над Землей в воздушном шаре и там переждать, пока вертящаяся Земля сама подкатит место назначения? А как только под шаром будет то место, куда мы хотим поIпасть, тогда и спуститься вниз. Так можно путешествовать куда угодно на восток, не сдвигаясь с места. Надо только не прозевать времени, когда спускаться, – иначе нужное место быстро пронесется на запад, и придется ждать еще целые сутки, пока оно опять подвернется. Чем этот способ путешествия не хорош?
6. БЫВАЮТ ЛИ?
   Бывают ли на Земле январские жары и июльские морозы?
7. ИЗ ТРЕХ – ЧЕТЫРЕ
   Положите на стол три спички и предложите товарищу, не прибавляя ни одной спички, сделать из этих трех спичек – четыре.
   Ломать спичек нельзя.
   Едва ли он догадается, в чем состоит неожиданное решение этой задачи.
   В чем же?
8. ТРИ ДА ДВА – ВОСЕМЬ
   Если вы знаете, как решается предыдущая задача, то без труда одолеете и такую задачу:
   На столе лежат 3 спички. Прибавьте к ним еще 2 и получите… восемь!
9. КАРАНДАШ НА ОСТРИЕ
   Можно ли поставить на палец карандаш так, чтобы он устойчиво держался на своем очинённом конце? «Устойчиво» – значит долго и притом так, что если отвести карандаш в сторону, он не только не опрокинется, но снова примет прежнее положение.
   Казалось бы, удержать так карандаш на пальце невозможно. Но подумайте: может быть, вы догадаетесь, как это сделать.
10. СКОЛЬКО ПАРТИЙ?
   Трое играли в шашки. Всего сыграно было три партии. Сколько сыграл каждый?

ОТВЕТЫ1. РАЗГАДКИ ЗАГАДОК
   I. К о т. Когда кот, выспавшись, поднимается, он изгибает спину горбом.
   II. К о т. Если читать справа налево, получится «ток», который бежит по электрическим проводам,
   III. Р е к а. В нее вливаются притоки и дождь; из нее вода изливается в море или в другие места.
   IV. П е ч ь комнатная. В нее кладут белые дрова, а вынимают черные уголья.
   V. Д о ж д ь. Упав из облаков, он просачивается в землю.
   VI. М о к р ы е (после купанья).
   VII. М е л ь н и ц а.
   VIII. С н е г. Когда снег тает («умирает»), он образует нередко бурные, ревущие потоки воды.
   IX. З а м ó к.
   X. Д в о е людей, стоящих на противоположных точках земного шара. Каждый из них считает другого находящимся под ним.

2. КАКИЕ СЛОВА
   1. Тарелка
   2. Техника
   3. Условие
   4. Иволга
   5. Виноград
   6. Солнце
   7. Человек
   8. Одуванчик
   9. Кастрюля
   10. Мельница
   11. Лекарство
   12. Зубочистка
   Любопытно, что те сочетания, которые произносятся легче, отгадываются труднее, чем другие. Например, «носцел» (солнце) или «виночудак» (одуванчик) не так легко разгадать, как «кихенат» (техника) или «цильмане» (мельница).
3. В ОЖИДАНИИ КОНКИ
   Младший брат, пойдя назад по движению, увидел идущий навстречу вагон и вскочил в него. Когда этот вагон дошел до места, где ожидал старший брат, последний вскочил в него. Немного спустя, тот же вагон догнал шедшего впереди среднего брата и принял его. Все три брата очутились в одном и том же вагоне – и, конечно, приехали домой одновременно.
   Однако благоразумнее всех поступил старший брат: спокойно ожидая на одном месте, он устал меньше других.
4. КТО НАСЧИТАЛ БОЛЬШЕ?
   Оба насчитали одинаковое число прохожих. Действительно: хотя стоявший у ворот считал проходивших в обе стороны, зато тот, который ходил, видел вдвое больше встречных людей.
5. ГДЕ ШАР ОПУСТИТСЯ?
   Описанный способ путешествия совершенно не исполним. Земля вертится не сама по себе, а вместе с воздухом, который ее окружает. Уже по одному этому шар будет увлекаться вращением Земли, т. е. будет оставаться все время над тем местом, с которого он поднялся. Если бы даже и не было воздуха, все подброшенные вверх вещи продолжали бы двигаться по инерции, оставаясь как раз над теми местами земного шара, с которых они брошены. Значит, воздушный шар, сколько бы ни висел над Землей, опустится на то же самое место, с которого он поднялся.
6. БЫВАЮТ ЛИ?
   Январские жары и июльские морозы бывают в южном полушарии Земли, по ту сторону экватора. Когда у нас, в северном полушарии, зима, тогда в южном – лето, и наоборот.
7. ИЗ ТРЕХ – ЧЕТЫРЕ
   Это – шуточная задача. Секрет ее в том, что из трех спичек вы делаете не четыре спички, а просто «четыре» – римскую цифру IV. Составить ее из трех спичек, конечно, очень легко. Таким незамысловатым способом можете вы из трех спичек сделать шесть (VI), из четырех спичек – семь (VII) и т. п.
8. ТРИ ДА ДВА – ВОСЕМЬ
   Вот нехитрое решение этой задачи-шутки:
   т. е. 3 + 2 = 8.
9. КАРАНДАШ НА ОСТРИЕ
   Чтобы карандаш устойчиво держался на конце пальца, надо в карандаш воткнуть сбоку клинок перочинного ножа, как показано на нашем рисунке. С первого взгляда кажется, что карандаш с таким грузом еще труднее удержать стоймя. Но попробуйте, и вы убедитесь, что карандаш стоит очень устойчиво.
10. СКОЛЬКО ПАРТИЙ?
   Обыкновенно отвечают: каждый сыграл по одной партии. При этом забывают, что когда первые два игрока сыграли одну партию, кто-нибудь из них должен участвовать во второй партии. Значит, невозможно, чтобы каждый из них играл только по одному разу.
   Правильный ответ: каждый сыграл две партии.

   II. Замысловатые рисунки

11. ГДЕ ЛЕЖИТ ЧЕЛОВЕК?
   – Смотри-ка: человек лежит!
   – Где? Никого не вижу…
   А вы видите? Поищите хорошенько: на картинке в самом деле изображен лежащий человек. Найдите его!
12. ГДЕ УКРОТИТЕЛЬ?
   Где укротитель этого тигра? Его портрет изображен на том же рисунке. Разыщите!

13. ЧТО ШИРЕ И ЧТО ВЫШЕ?
   Какая из этих двух фигур шире и какая выше?
   Дайте ответ, не измерял фигур бумажкой, а прямо на глаз (как говорится, «по глазомеру»).

14. НА СКОЛЬКО ВЫШЕ?
   Рассмотрите приложенный рисунок и сравните на глаз длину изображенных на нем трех фигур. Попробуйте оценить, на какую долю фигура человека, идущего впереди всех, длиннее фигуры, идущего сзади.
   Когда вы это сделаете, возьмите полоску бумаги и смерьте длину фигур. Вы будете поражены неожиданностью: все три фигуры имеют одинаковую длину! Перед вами один из обманов зрения.
15. ЧТО ТУТ НАРИСОВАНО?
   Попробуйте сказать, что изображает этот рисунок.
   Нелегко догадаться, хотя рисунок сделан вполне правильно.
   Непривычный поворот придает изображениям этих предметов странный вид, затрудняющий отгадывание. Попытайтесь, однако, сообразить, что же это за вещи. Предупреждаю, что все это хорошо знакомые вам обиходные предметы.
16. ЧТО ТУТ НАПИСАНО?
   В этом кружке что-то написано. Глядя на него прямо, вы, конечно, никакой надписи не видите. Однако, если взглянуть на кружок умеючи, то можно прочесть два слова. Какие?
17. МОЖЕТ ЛИ ЭТО БЫТЬ?
   Перед вами морской вид. Не правда ли, художник очень странно изобразил на нем лунный серп: вместо того, чтобы висеть на небе, серп плавает на воде, как лодка. Может ли это быть? Не ошибся ли художник?
18. НА КАКОЙ НОГЕ?
   На какой ноге стоит футболист – на правой или на левой?
   По-видимому, он стоит на правой ноге, – хотя с такою же уверенностью можно утверждать, что он стоит на левой ноге. Сколько ни всматривайтесь в рисунок, – вы этого вопроса не решите. Художник так искусно замел следы, что вам ни за что не установить, какую ногу поднял футболист и на какую он опирается – на правую или на левую. Вы спросите: «На какую же, в конце концов?» Я и сам не знаю. Да и художник не знает – забыл. Так это и останется навеки неразрешимой тайной.
19. КАК БУДТО ЛЕГКО
   Всмотритесь внимательно в этот узор; постарайтесь запомнить его хорошенько, чтобы потом нарисовать его по памяти. Запомнили? Ну так принимайтесь рисовать. Я намечаю четыре конечные точки, к которым должны примыкать концы извилистых линий. Первую кривую линию вы, вероятно, нарисуете довольно уверенно. Прекрасно! Теперь выводите вторую. Но не тут-то было! Упрямая линия никак не вытанцовывается… Легкое на взгляд дело оказалось куда труднее, чем представлялось вам на первый взгляд.
20. НЕЛЬЗЯ ИЛИ МОЖНО?
   Можете ли вы начертить квадрат с двумя диагоналями одним росчерком пера, не отрывая его от бумаги и не проведя ни одной линии дважды?
   Заранее могу сказать, что это вам не удастся, откуда бы вы ни начали рисовать и в каком бы порядке ни проводили линии.
   Но стоит немного усложнить эту фигуру – как здесь показано, – и вам уже не трудно будет начертить ее одним росчерком пера. Попробуйте, и вы скоро убедитесь, что задача, прежде неразрешимая, стала легко выполнимой.
   Прибавьте еще две дуги по бокам, и задача снова станет неразрешимой: сколько ни бейтесь, а начертить одним росчерком пера такую фигуру вам ни за что не удастся.
   В чем же тут дело? Как узнать заранее, взглянув на фигуру, можно ли ее начертить одним росчерком пера или нельзя?
   Если вы хорошенько подумаете, то, вероятно, и сами догадаетесь, по какому признаку различаются подобные фигуры. В самом деле: обратите внимание на те точки фигуры, где сходятся или пересекаются несколько линий. Чтобы фигуру можно было начертить одним росчерком, нужно к каждой точке пересечения подойти пером и затем отойти; если вы потом еще раз подойдете к той же точке пером, вы должны от нее и отойти, – иначе черчение на этой точке оборвется. Это значит, что в каждой точке фигуры должны сходиться две, четыре, шесть – вообще четное число линий. Исключение составляют начальная и конечная точки – где, понятно, может сходиться и нечетное число линий.
   Отсюда вывод: только те фигуры можно начертить одним росчерком пера, которые заключают не больше двух точек с нечетным числом сходящихся линий; во всех прочих точках должно сходиться четное число линий.
   Теперь рассмотрите наши фигуры. В первой в 4-х углах квадрата сходится по 3 линии; здесь 4 «нечетных» точки, – значит, эту фигуру начертить нельзя. Во второй во всех точках пересечения сходится четное число линий, – значит, эту фигуру можно начертить одним росчерком. В третьей опять имеем 4 точки, где сходится нечетное число линий (5); понятно, что эту фигуру начертить одним росчерком нельзя.
   Вооружившись этим знанием, вы уже не станете бесполезно тратить время на отыскание способа вычерчивать одним росчерком такие фигуры, которые начертить невозможно. Внимательно вглядевшись в фигуру, вы заранее скажете, какую можно начертить таким образом и какую нельзя.
   Если вы хорошо поняли сказанное, то решите, нельзя или можно начертить одним росчерком ту фигуру, которая показа на следующей странице.

ОТВЕТЫ11. ГДЕ ЛЕЖИТ ЧЕЛОВЕК?
   Поверните книжку так, чтобы фонарный столб из стоящего превратился в лежащий. Тогда близ верхнего конца этого столба, между ним и столбом забора, вы увидите голову лежащего человека. Туловище его граничит с черным небом.
12. ГДЕ УКРОТИТЕЛЬ?
   Глаз тигра служит в то же время глазом укротителя, лицо которого обращено, однако, в противоположную сторону.
13. ЧТО ШИРЕ И ЧТО ВЫШЕ?
   На глаз кажется, что левая фигура шире и ниже, чем правая. Проверив бумажкой, вы убедитесь, что глаза обманули вас: обе фигуры одинаковы и по ширине и по длине. Это – «обман зрения».
15. ЧТО ТУТ НАРИСОВАНО?
   Все это знакомые вещи нашего обихода, видимые сбоку, с ребра. Вверху – портновские ножницы; под ними – клещи; еще ниже – бритва в сложенном виде. В нижнем ряду, слева направо: вилы, карманные часы и столовая ложка.
   Теперь, когда вам известно, что изображают эти рисунки, они уже не покажутся вам такими необычными, как казались прежде.
16. ЧТО ТУТ НАПИСАНО?
   Поднесите кружок к глазам так, как показано на этом рисунке. Тогда вы ясно прочтете сначала слово «Государственное», а затем, повернув кружок, увидите и другое слово – «издательство».
   Буквы этих слов сильно вытянуты и сужены; поэтому прямо прочесть их трудно. Но когда ваш взгляд скользит вдоль букв, их длина сокращается, ширина же остается прежняя. От этого буквы получают свой обыкновенный вид, и мы без труда читаем написанное.
17. МОЖЕТ ЛИ ЭТО БЫТЬ?
   Художник нисколько не ошибся. Он изобразил заход молодого месяца в экваториальных странах. Там месяц может при заходе лежать именно так, как изображено на рисунке. Если вы были на Кавказе, вы заметили, вероятно, что молодой месяц там наклонен – не так, как на севере. А под тропиками в некоторое время года он совсем ложится. Значит, художник не сделал ошибки, а нарисовал то, что действительно бывает.
20. НЕЛЬЗЯ ИЛИ МОЖНО?
   Начертить эту фигуру можно, потому что во всех точках пересечения сходятся по 4 линии, т. е. четное их число. Как начертить – показано здесь на рисунке.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация