А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Кооператив «Озеро» и другие проекты Владимира Путина" (страница 21)

   В октябре 2005 года начался судебный процесс. Прокуратура требовала приговорить Дмитриевского к четырем годам тюремного заключения. Правда, в текстах Масхадова и Закаева нигде ни слова не говорилось о русских в этническом смысле, все обвинения авторов, в том числе очень резкие, были обращены к российским властям, поэтому доказать, что эти авторы, а вместе с ними и главный редактор, возбуждали национальную (в смысле этническую) вражду к русским или к иным народам, было невозможно.
   3 февраля 2006 г. суд Советского района Нижнего Новгорода приговорил Дмитриевского к двум годам лишения свободы условно с четырехлетним испытательным сроком. Согласно букве судебного решения, «национальными и расовыми группами», к которым возбуждал и разжигал «ненависть либо вражду» Дмитриевский, оказались «руководство Российской Империи», «безумный кремлевский кровавый режим», в крайнем случае – «российские оккупанты» (но не «русские оккупанты»). Суд, правда, снял вопрос Дмитриевского к эксперту обвинения Ларисе Тесленко, существует ли сейчас «руководство Российской империи» (43).

   Российское эхо карикатурного скандала
   Так называемый карикатурный скандал – агрессивные протесты мусульман по всему миру против опубликованных в Дании карикатур на пророка Мухаммеда – вызвал совершенно неожиданное эхо в России. В России – советской, досоветской, постсоветской – многократно публиковались карикатуры на священных персонажей любых религий (достаточно вспомнить издания и переиздания таких шедевров юмористической литературы, как мировая и российская «истории» в ернических изложениях «Сатирикона»). Это не только никогда не вызывало массовых протестов, но и чаще всего просто игнорировалось самими верующими и священнослужителями конфессий. Инициаторами репрессий против СМИ за карикатуры стали функционеры правящей «Единой России».
   9 февраля 2006 г. волгоградская газета «Городские вести», издаваемая мэрией, опубликовала статью «Расистам не место во власти», посвященную подписанию местными общественными организациями и отделениями политических партий договора о совместном противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни. Текст был проиллюстрирован шаржевым рисунком, на котором основоположники мировых религий в дружеской беседе сетуют на творимые их последователями безобразия («А ведь мы их этому не учили»).
   Руководство волгоградского отделения «Единой России», враждующее с мэром города Евгением Ивченко, между прочим членом (на тот момент) их же партии, сочло публикацию удобным поводом для атаки на мэрию.
   Возбудителем скандала стал депутат областной Думы от «Единой России» Александр Щербань. Далее эстафету подхватил секретарь политсовета регионального «ЕдРа» Олег Керсанов, который написал в областную прокуратуру коллективный донос от имени группы подконтрольных «Единой России» областных общественных организаций. В Москве инициативу Щербаня – Керсанова поддержал председатель партии, спикер Госдумы Борис Грызлов.
   Областной прокурор Леонид Беляк заявил о необходимости «принять действенные меры к недопущению», а 15 февраля Генпрокуратура (в лице замгенпрокурора по Южному федеральному округу Николая Шепеля) начала проверку по факту публикации.
   В тот же день, не дожидаясь итогов проверки, и.о. мэра, вице-мэр Андрей Доронин подписал распоряжение о закрытии газеты (Е. Ищенко находился в отпуске и по поводу скандала предпочел отмолчаться).
   15 февраля вологодская газета «Наш регион» опубликовала статью на тему мирового «карикатурного скандала». В тексте статьи были приведены высказывания различных экспертов – политологов, служителей церкви и независимых журналистов, а в качестве оформления использованы некоторые из карикатур – причем самые «обидные» были воспроизведены с купюрами.
   Публикацию осудил губернатор Вячеслав Позгалев, а областная прокуратура возбудила против главного редактора газеты «Наш регион» Анны Смирновой уголовное дело по ст. 282 УК РФ («возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»). Председатель общества мусульман Вологодской области Равиль Мустафин тоже счел себя обиженным, правда, только после того, как его пригласили в прокуратуру и показали газету (44).
   Владелец газеты Михаил Смирнов (муж Анны Смирновой) сам закрыл газету, что не спасло его жену от Вологодского городского суда, перед которым она предстала в апреле 2006 года.
   Обвинение просило суд приговорить подсудимую к условному наказанию с испытательным сроком в два года. Р. Мустафин от имени всех мусульман требовал, чтобы журналистке запретили в течение пяти лет занимать руководящие должности в СМИ, а моральный ущерб оценил в миллион рублей.
   Суд признал А. Смирнову виновной в разжигании национальной, расовой и религиозной вражды, приговорив ее к штрафу в 100 тысяч рублей. В компенсации морального ущерба суд все-таки Мустафину отказал. Правда, 25 мая областной суд снял со Смирновой все обвинения.

   Дело Виктора Шмакова
   29 апреля 2006 г. в Уфе был арестован издатель местной оппозиционной газеты «Провинциальные вести», лауреат всероссийской премии журналистов Виктор Шмаков.
   В. Шмаков – оппозиционер со стажем: в 1989 году он учредил первую в Башкирии независимую газету «Вместе»; в 2001–2002 годах возглавлял местное отделение партии «Либеральная Россия» (после раскола партии принадлежал к крылу сторонников Бориса Березовского), в 2006 году возглавил оргкомитет по созданию в Уфе отделения Народно-демократического союза (НДС) экс-премьера Михаила Касьянова.
   Поводом для ареста стала публикация в издании «Площадь Восстания» (приложение к газете «Провинциальные вести») «Инструкции по поведению участников революции во время массовых народных выступлений» и «Краткой программы чрезвычайных и первоочередных мер Башкирского революционного комитета после успешного осуществления революции».
   8 мая ему было предъявлено обвинение по двум статьям: ч. 2 ст. 280 («публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности») и ч. 1 ст. 212 УК РФ («организация массовых беспорядков»). 15 мая Верховный суд Башкирии постановил изменить меру пресечения и освободить журналиста под подписку о невыезде.

   Несвободная страна и президент«враг прессы»
   В феврале 2004 года «Репортеры без границ» опубликовали «Международный рейтинг свободы прессы», в котором Россия получила 140-е место из 167 (в 2002 году – 121-е место, в 2003 году – 148-е). Для сравнения: первые три места заняли Дания, Финляндия и Исландия; США получили 22-е место; а два последних (166-е и 167-е) заняли Куба и Северная Корея.
   В мае 2004 года Freedom House опубликовал свой «Рейтинг свободы мировой прессы» в 193 странах, в котором СМИ России признаны несвободными (67 баллов «несвободы»; у «самой несвободной» Северной Кореи – 98 баллов из 100 возможных; у «самых свободных» Дании, Исландии и Швеции – по 8; у США – 13 баллов) и поделили 147-е место со СМИ Йемена и Камеруна.
   А в опубликованном в конце апреля 2006 года аналогичном докладе Freedom House Россия входит в число 67 «несвободных» стран и по уровню свободы прессы занимает уже 158-е место из 194 государств – вместе с Бахрейном и Венесуэлой.
   3 мая 2006 г. «Репортеры без границ» обнародовали список 37 «врагов свободы прессы» за 2005 год, в который в очередной раз попал президент России, утверждается в докладе, опубликованном на сайте RSF: «Правительство контролирует печатные издания, радио и телестанции через мощный энергетический конгломерат «Газпром», а Путин появляется все чаще и чаще по телевизору, в основном читая лекции своим министрам» (45).
Примечания
   (1) Эта статья является фактически развитием и продолжением статьи: Прибыловский Владимир. Война Путина со свободой слова: Хроника построения «информационной вертикали. Россия Путина. Пристрастный взгляд. М.: Центр „Панорама“, 2003.
   (2) Еще в мае 2002 года «Версия» опубликовала материал Олега Лурье «Криминальное чтиво по-русски» – якобы интервью с сотрудником ФБР, в котором руководители консорциума «Альфа-Групп» Петр Авен и Михаил Фридман обвинялись в торговле наркотиками и связями с криминалом. Руководство консорциума обратилось в арбитражный суд с иском о защите деловой репутации. В начале 2003 года суд обязал выплатить компенсации истцам: 3 млн. рублей Авену, 3 млн. рублей Фридману, а также 172 тыс. фунтов стерлингов детективному агентству Kroll, которое было нанято «Альфой» для проведения расследования. (В 2001 году аналогичная статья того же О. Лурье о «Межпромбанке» в «Новой газете» чуть было не привела к банкротству и закрытию «Новой газеты»).
   В конце 2003 года О. Лурье, уклонившийся от участия в судебном процессе между «Версией» и «Альфой», обрел финансирование на издание собственного глянцевого журнала, названного им «ВВП (Валовой внутренний продукт)». Декларируемая на титульном листе «цель журнала» – «оказание содействия предприятиям и организациям в продвижении своих идей и возможностей… в свете требований президента РФ В.В. Путина об удвоении ВВП».
   (3) Страна. ру. 2003. 15 июля. Цит. по: Арифджанов Рустам Мустафаевич. Досье, lnformacia.ru («Секретные материалы России»). Досье http://www.informacia.ru/facts/arifdzhanov-facts.htm).
   (4) Латынина Юлия. Я сам буду вашим цензором. Телевидение – единственная отрасль экономики, которую контролирует лично президент России. Новая газета. 2003. № 4.
   (5). Коммерсантъ. 2003. 21 февраля. (Автор статьи в «Новых Известиях» – Владимир Прибыловский. В более полном виде ее текст опубликован в издании: Верховский А.М, Михайловская Е.В., Прибыловский В.В. Россия Путина. Пристрастный взгляд. М.: РОО «Центр „Панорама“, 2003. С. 193–204; глава „Путинославие: Хроника прославлений Путина Владимира Владимировича“.)
   (6) Ростова Наталия. «Новые Известия» больше не выйдут. Газетами. 2003. 20 февраля (http://www.gazeta.ru/2003/02/20/ novyeizvesti.shtml).
   (7) Панкин Алексей. «Известия» – «Новые известия» – новые «Новые известия» – «Резонанс» – далее везде. Русский ответ американскому госдепу. The Moscow Times. 2003. Apr. 8.
   (8) Шварев Александр. Руководителя «Русского курьера» готовятся к суду. Время новостей. 2004. 21 июня.
   (9) Латухина Кира. «Шестая кнопка» взбунтовалась. Интервью «НГ» директора Национального исследовательского центра телевидения и радио разозлило лоббистов спортивного канала. Независимая газета. 2004.4 августа.
   (10) Соколов Сергей. Врачебная тайна. Обстоятельства, которые не могут не вызвать вопросов. Новая газета. 2004. № 46.
   (11) Пасько Григорий. Юрий Шмидт: Стукачей надо беречь и данные о них хранить в тайне. Новая газета. 2003. № 72.
   (12) Руководство НТВ сняло с эфира сюжет о книге «Байки кремлевского диггера». Лента. Ru. 2003.16 ноября (http://lenta.ru/ most/2003/11/16/digger/).
   (13) Редакция «НВ». Средь бела дня. Злоключения редакции. Ограбление как бизнес-проект. Анатомия бандитского капитализма. Новое время. 2004. № 24.
   (14) Там же.
   (15) Там же.
   (16) Там же.
   (17) Афанасьева Елена. Место Парфенова. Вместо Парфенова. Известия. 2005. 5 июня.
   (18) Варшавчик Сергей. На телевидении зачищают терминологию // Независимая газета. 2004. 2 августа.
   (19) Кузин Евгений. Место Парфенова. Вместо Парфенова. Известия. 2004. 5 июня.
   (20) Бородина Арина. Парфенонсенс. КоммерсантЪ. 2004.3 июня.
   (21) Там же.
   (22) КоммерсантЪ. 2004. 31 мая. Текст распоряжения см., например: С эфира НТВ сняли интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева. Новости и события. 2004. 31 мая (http://news.flexcom.ru/ru ssia/2004/05/31 /49591 /#2)
   (23) Там же.
   (24) Рыклин Александр. «Ах, Парфенова уволили! Да как же они посмели?!»…А мы так скажем: давно пора было. Отщепенцам не место на нашем телевидении. Еженедельный журнал. 2004. № 22.
   (25) РебельАнна. Намедни не стало «Намедни». Русский курьер. 2004. 3 июня.
   (26) Малашенко Игорь. Конец пути. Еженедельный журнал. 2004. № 22.
   (27) Бородина Арина. «НТВ нужно вернуть ореол объективности и беспристрастности». Первое интервью нового гендиректора телекомпании Владимира Кулистикова. КоммерсантЪ. 2004. 19 июля.
   (28) Шендерович Виктор. Венеролог Басаев, однокурсница президента, а также – почему Зюганов пожаловался Путину на него самого. Новая газета. 2004. № 51.
   (29) Плахова Вероника. Гостелерадио заказало Хрюна и Степана. Продюсер Владимир Неклюдов: «В наши дни шутов прогоняют со двора». Новая газета. 2004. № 51.
   (30) Серова Яна. Спецоперация в Беслане прошла успешно. Против журналистов. ОБСЕ заслушал отчет, вызвавший шок у мировой общественности. Новая газета. 2004. № 69.
   (31) Воронина Анфиса. Добрались до бумаги. Ведомости. 2004. 7 сентября.
   (32) Там же.
   (33) Кто уволил Рафа Шакирова? // Независимая газета. 2004. 7 сентября.
   (34) Почему уволен главный редактор газеты «Известия»? Оценки коллег. Радио «Свобода». 2004. 7 сентября (цит. по: http:// www.compromat.ru/main/prismi/shakirovuvol.htm).
   (35) Воронина Анфиса. Добрались до бумаги. Ведомости. 2004. 7 сентября.
   (36) Милашина Елена. «Свобода» не имеет гражданства. Радиожурналиста Багрова лишили конституционных прав. Новая газета. 2004. № 4.
   (37) В Беслане задержан корреспондент радио «Свобода». РИА «Новости». 2005. 1 сентября (доступно здесь: http://www. vremya. ru/news/1009063.html).
   (38) Бородина Арина. На НТВ провели профилактическую работу. КоммерсантЪ. 2005. 9 декабря.
   (39) КоммерсантЪ. 2005. 28 января.
   (40) Ростова Наталья. В «Известиях» не поменяется ничего, кроме главного. Интервью с Рафом Шакировым, Владимиром Бородиным, Николаем Сенкевичем. Новая газета. 2005. № 84.
   (41) Письмо главреда «Известий» Мамонтова трудовому коллективу: что ждет газету? Ассоциация распространителей печатной продукции. 2005 (http://www.arpp.rU/content/view/12844/2/).
   (42) Петров Геннадий. «Да» против Мосгорсуда. Дочь Егора Гайдара «повязали» за свободу слова. Московский комсомолец. 2005.19 сентября.
   (43) Санникова Елена. Хроника суда. Права человека в России. 2006 (http://www.hro.org/ngo/about/2006/02/02-5.php).
   (44) Судебные тяжбы карикатурного скандала. Северин-форм. 2006. Апрель (http://www.severinform.ru/index.php?page= article&artid=148).
   (45) 10 стран с самой жесткой цензурой // Комитет по защите журналистов. 2006.2 мая (http://www.cpj.org/censored/censored_ru.pdf).
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21]

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация