А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Враги России" (страница 10)

   И хотя до нашествия орд Батыя было еще 142 года, судьба страны была уже решена.

   Великий князь московский Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) учел уроки Батыева нашествия. Твердой рукой он боролся с сепаратизмом удельных князей, сплотил Русь. Это позволило ему начать борьбу с Ордой за освобождение нашего отечества от татаро-монгольского ига. 21 сентября нового стиля (8 сентября старого) 1380 г. он привел на берега реки Непрядвы в месте ее впадения в Дон объединенное русское войско. В грандиозной битве на Куликовом поле Русь нанесла сокрушительное поражение полчищам темника Мамая.

   Опыт истории учит: сепаратизм – это страшная болезнь, которая принесла и приносит и в наше время неисчислимые бедствия не только русскому народу, но и всем народам России.

   Теория «Москва – Третий Рим» на современном этапе

   Опыт истории показал, что многие этапы истории человечества повторяются, правда, в несколько иной общественно-политической обстановке. Воспоминание о том, что тезис «Москва – Третий Рим» как национальная идея средневековой Руси был озвучен и воспроизведен современниками, имеет определенный смысл.
   Рассмотрим, в какой исторической обстановке развития русской общественной мысли возникла глобальная политическая идея «Москва – Третий Рим». Предпосылки формирования сей идеи сложились в конце XV в. Их можно кратко сформулировать так:
   1. В 1439 г. (период слабой России) был подписан важный международный документ – Флорентийская уния, формально определившая слияние, а по сути, подчинение православной восточной греческой церкви влиянию Ватикана. Константинопольский патриарх, бывший до этого верховным главой восточной православной церкви, превращался в лицо, подчиненное римскому папе. Этот акт ликвидировал суверенитет всех восточных православных церквей как в конфессиональном, так и в политическом отношениях. Православная церковь, объединявшая славянские церкви Восточной Европы, как тогда говорили, «осиротела».
   2. В 1453 г. после кровопролитного штурма войска султана Магомета II захватили и разграбили столицу Византии, город Константинополь. По-русски – Царьград (ныне Стамбул). Тем самым был ликвидирован мировой центр православия, объединявший все славянские народы Восточной Европы, исповедовавшие христианство по восточному греческому варианту. После распада Римской, а затем Византийской империи в мире не осталось единого центра истинного христианства – православия.
   3. В 1472 г. в Москве состоялся брак великого князя Ивана III с греческой принцессой Софией Палеолог, которая, спасаясь от турок, бежала в Рим под защиту римского папы. Она привезла в Москву не только официальную геральдику Византийской империи, но и элементы быта византийских монархов. Эти новации во многом содействовали росту престижа великого князя московского и Руси как внутри страны, так и за рубежом.
   4. В 1480 г. совершилось великое событие в истории России. Войско Ивана III на берегах реки Угры разгромило орды золотоордынского хана Ахмата. А посланная по Волге судовая рать захватила и разгромила в низовьях столицу ордынских ханов город Сарай. Они перепахали территорию города в знак того, что никогда больше оттуда не будет исходить угроза России. Тем де-юре и де-факто было уничтожено татаро-монгольское иго, Россия стала суверенным государством.
   5. Помимо этих объективных факторов большую роль в трансформации русского национального менталитета следует отметить факторы субъективные. А именно личные качества великих князей Ивана III Васильевича (1462–1505) и его сына Василия III Ивановича (1505–1533). Оба обладали железной волей, соединенной с трезвым расчетом, при решении сложных государственных задач. Особенно выделялся характер Василия III, который без лишней скромности считал себя воплощением земного Бога. Неслучайно еще до коронации он приписывал себе в зарубежной переписке и в личных обращениях титул царя Великой России.
   Василия III современники и ближайшие потомки называли «последним собирателем Русской земли». Твердой рукой он ликвидировал все остатки феодальной раздробленности и суверенных прав отдельных, полунезависимых ранее от центра земель и княжеств. Резко изменился и статус самого великого князя московского в обиходе Московского Кремля.
   Василий III решительно отвергал все попытки окружавших его бояр критиковать его действия. Такие попытки плохо кончались для оппонентов. Их долго ругали, потом удаляли от двора или заключали в темницы. В 1510 г. были уничтожены все былые средневековые традиции псковских вольностей, и город Псков был включен в состав единого централизованного Московского (Русского) государства. В 1520 г. были ликвидированы особые права рязанских князей. В 1523 г. в состав Великого княжества Московского было включено Северное княжество. Несколько ранее, в 1514 г. Смоленск и его земли были инкорпорированы в состав единой России. При Василии III татарские царевичи, перед которыми ранее унижались русские великие и удельные князья, пошли на службу Москве. Все эти эпохальные события, слившись воедино, привели к радикальным изменениям национального менталитета москвичей и росту международного престижа Москвы. Вместо затравленных данников татарских ханов москвичи стали ощущать себя подлинными хозяевами суверенной великой страны.

   Блестящие внешние и внутренние успехи России и ее великих князей породили в обществе вопрос о всемирно-историческом значении государства и его столицы города Москвы как законного духовного и политического центра восточных и балканских славян. Культ Царьграда как «нового Рима» начал формироваться в сознании русских людей. Москва стала выдвигаться на его роль. Эти витавшие в воздухе настроения одним из первых уловил и письменно зафиксировал митрополит Зосима, который называл великого князя Ивана III «государем и самодержцем всей Руси», «новым царем Константином», а Москву величал новым Константинополем. В стройную политическую концепцию эти настроения, бытовавшие в кругах московской элиты, собрал и обобщил великий мыслитель и идеолог старец Филофей, прах которого доныне покоится в псковском Елизаровском монастыре. Этот талантливый писатель XVI в., старец и игумен также был фактически руководителем администрации Пскова после его присоединения к централизованному Русскому государству. Если не останавливаться на философских и религиозных проблемах, затронутых в послании Филофея к великому князю Василию III, написанном между 1524–1526 гг., то их можно свести к двум положениям.
   1. «Два ибо Рима падаше, а третий Москве стоять, и четвертому не бытии». Обуславливая свою политическую доктрину, Филофей утверждал, что первый Рим пал потому, что изменял православному христианству и был разгромлен варварами. «Новый Рим» – Царьград (Константинополь), приняв в 1439 г. Флорентийскую унию, предал православие и поэтому пал под ударами турок в 1453 г. Русское государство есть последнее мировое царство, а Москва закономерно становится мировым центром православия – «Третьим Римом».
   2. Вторая основополагающая идея «послания» сформулирована следующими словами: «И да весть твоя держава, благочестивый царь (великий князь Василий III) яко все православные христианской веры снидащеся в твое царство, един ты во всей поднебесной христианский царь». Великие московские князья крепко держатся православия, и никакие внешние враги «Третьему Риму» – Российской державе не страшны. «Все царства, – подчеркивал Филофей, – снидащася в твое единое, третье стоит, а четвертому не быть».

   Чрезвычайно важно, что Филофей подчеркивал мысль о добровольном присоединении к России всех православных царств, которое исключало их военное завоевание русскими великими князьями. Это объединение, по мнению русского мыслителя, будет обусловлено не только религиозной общностью, но и мудрой политикой Василия III и других русских князей, которым предстоит историческая миссия добиться зажиточной и стабильной жизни населения России.
   Отметим еще одно существенное положение, которое вытекает из трактата Филофея. Прямым текстом оно не оговорено, но ясно из смысла послания. Его автор прекрасно знал, что «первый и второй Римы», то есть Римская и Византийская империи были полинациональными и полирелигиозными государствами, где проживали многочисленные народы, нации и этносы, исповедовавшие разные религии, среди которых христианство занимало доминирующее положение, но не истребляло другие конфессии. Эту мысль он, естественно, переносил на будущее развитие России, где, как и в предыдущих «Римах», будут сосуществовать разные народы, конфессии и нравы. Отметим, что эта толерантная политика сохранялась в России до 1917 г.
   В «Послании» Филофея сохранился ряд других интересных положений. Например, о запрещении абортов, о борьбе со «сребролюбием», о заботе об убогих и «малых сил». Изучение этих важных поныне положений может стать темой отдельного исследования.
   Как воспринимается теория псковского старца в начале XXI века? Наблюдается определенный параллелизм событиям, породившим теорию «Москва – Третий Рим», с теми, которые мы пережили в конце прошлого – начале нынешнего тысячелетия. Становится совершенно очевидно, что страшные события 90-х гг., перестройка, перерастающая в «катастройку», шоковая терапия Е. Гайдара, разрушение СССР и другие «новации» тех лет нанесли нашей родине во всех областях удар такой силы, который сравним с потрясениями Великой Отечественной войны. По-видимому, даже страшнее, потому что ту войну мы выиграли, а «катастройку» проиграли.
   Только в начала XXI в. Россия постепенно начала оживать от кризиса тех лет. Как в XVI веке теория старца Филофея сплачивала и воодушевляла население страны, так и ныне эта теория освещает путь к восстановлению великой России. В этом плане теория «Москва – Третий Рим» сегодня звучит актуально, как составная часть новой русской национальной идеи, которая должна сплотить и воодушевить население нашей Родины.

   Псевдопатриоты и ложные друзья

   Русскому национальному характеру свойственны крайности во всем, в том числе в отношении к своей Родине. С одной стороны – беззаветная любовь к своей стране с ее величием, бедами и недостатками. С другой – неприятие России и русского, предпочтение всего иностранного.
   В XIX в. на Руси существовала уникальная традиция. Дворянство в быту предпочитало пользоваться не родной, а французской речью. То есть языком страны, возможно и дружественной, но в определенный момент ставшей нашим противником. Традиция сохранялась даже после страшной и кровопролитной войны с Наполеоном. Да и культ Наполеона существовал много лет и, отчасти, дожил даже до наших дней.
   Очень редкий аналогичный случай использования чужого языка среди аристократии имелся в близкой к нам по духу Болгарии. Там дворянство в быту применяло греческий. Но тут определенный смысл был. В условиях перманентной агрессии со стороны мусульманской Турции обращение к помощи, традициям и культуре православной Греции как-то можно было понять. А вот использование французского языка русскими дворянами понять сложнее.
   Неуважение к исконным традициям своей страны и в наши дни часто идет рука об руку с ее непомерным прославлением. И такое нелепое сочетание идеологических направлений идет как сверху, направляемое властью, так и поддерживается настроением низов. И на все это накладывается деятельность внутренних и внешних врагов, которым необходимо дискредитировать русский патриотизм, довести его до абсурда.
   Подлинная история России в возвеличивании и преувеличении своей значимости не нуждается. Не нуждается она и в культах, основанных на идеализации далеко не лучших вождей (Иван Грозный, Петр Первый, Ленин, Сталин). Разумеется, в истории были и остаются белые, а также темные пятна. На них играют как враги, так и псевдопатриоты.
   Россия началась в IX веке – это исторический факт. Что-то на ее месте было и ранее. Очевидно, имелись разрозненные племена и княжества, не имевшие высокой культуры. Всевозможные рассуждения, принятые в околопатриотической литературе, о великой Руси в более ранний период звучат неубедительно. Как пример интересного, но перегибающего палку патриотизма в трактовке истории можно рассмотреть серию книг Ольги Стуковой «Древние расы Земли» (СПб.: Гамаюн, 2004–2010). Одна из лучших, на мой взгляд, сводок по врагам России – книга Ю. К. Бегунова «Тайные силы в истории России» (СПб.: Изд. имени А. С. Суворина, 1996). Увы, многие правильные мысли этой книги обесценены утверждением, которое автор делает на первой же странице: «Истории Великой России не менее двух тысяч лет». Необоснованные утверждения о ее величии в дохристианский и доантичный периоды – не более чем неумное извращение патриотизма. Так же как и утверждение о том, что языческая Русь была более великой, чем христианская. А уж когда пишется и утверждается, что русский язык – самый древний в мире, – это уже полный бред, вредный идеологически.
   Подлинная история нашей страны достаточно интересна и насыщена значимыми событиями. В выдуманной истории мы не нуждается. Пусть выдумками занимаются наши враги.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация