А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Удивительная Польша" (страница 2)

   История Польши

   Проживающие в Польше племена оставили после себя целые городища (Бискупин, Трусо и Острув Ледницки, который считают колыбелью династии Пястов), шахтные выработки (Кшемёнки Опатовске) и места культовых обрядов (Шленжа, Гора св. Анны, Холм Висельцув).
   В середине XVI века Польша была крупнейшей страной Европы, в другие времена польского государства вовсе не существовало.
   Польша была самой большой страной Европы, которая простиралась от Балтики до устья Днепра и называлась Речь Посполита (с 1569 по 1795 год).
   Первый правитель Польши – Мешко I (правил в 960–992) из династии Пястов, владения которого (Великая Польша) находились между реками Одра и Висла. При правлении Мешко I, который боролся с германской экспансией на восток, поляки в 966 были обращены в христианство латинского обряда.
   Сигизмунд III прожил 66 лет, 45 из которых носил корону. Сын Сигизмунда, королевич Владислав, был провозглашен русским царем.
   Во второй половине 12 в. Польша распалась, а в середине 13 в. монголо-татарское нашествие опустошило бльшую часть страны. Чтобы защитить свои владения, князь Мазовии Конрад в 1226 пригласил в страну тевтонских рыцарей из военно-религиозного ордена крестоносцев. В течение непродолжительного времени тевтонские рыцари завоевали часть прибалтийских земель, которая позже стала называться Восточной Пруссией. Эту землю заселили немецкие колонисты. В 1308 государство, созданное тевтонскими рыцарями, отрезало Польше выход к Балтийскому морю.
   После смерти Людовика поляки обратились к его младшей дочери Ядвиге с просьбой стать их королевой. Ядвига вышла замуж за Ягелло (Йогайла, или Ягайло), великого князя Литовского, который правил в Польше под именем Владислава II (годы правления 1386–1434). Владислав II принял христианство сам и обратил в него литовский народ.
   Когда Литва оказалась в тяжелом положении из-за войны Ивана Грозного с Ливонским орденом, польская шляхта склонила литовских панов на унию, и в 1569 году в Люблине был подписан договор о создании единого государства. Так возникла Речь Посполитая.
   Речь Посполитая – дословный перевод с латинского на польский слова Республика (лат. Res publica) и на русский язык дословно переводится как «общее дело».
   Битва, которую традиционно называют Грюнвальдской, произошла между деревнями Грюнвальд, Стембарк и Лодвигово, что в полусотне километров от Олыштына. 15 июня 1410 г польско-литовская армия нанесла поражение Тевтонскому ордену (всего 50 тыс. вооруженных мужчин, из них 45 тыс. – конница) и изменила ход истории.
   Тринадцатилетняя война с Тевтонским орденом (1454–1466) закончилась победой Польши, и орден признал себя вассалом Польши. В 1525 Альбрехт Бранденбургский, великий магистр тевтонских рыцарей, принял лютеранство, и польский король Сигизмунд I (годы правления 1506–1548) позволил ему преобразовать владения Тевтонского ордена в наследственное герцогство Пруссия.
   После смерти бездетного Сигизмунда II, центральная власть в огромном польско-литовском государстве стала ослабевать. На бурном заседании сейма был избран новый король Генрих (Генрик) Валуа (годы правления 1573–1574; позже он стал Генрихом III Французским). При этом его заставили принять принцип «вольной элекции» (выборов короля шляхтой).
   Генрих Валуа правил только 13 месяцев, а затем уехал во Францию, где получил трон, освободившийся после смерти его брата Карла IX. Сенат и сейм не смогли договориться о кандидатуре следующего короля, и шляхта избрала, наконец, королем князя Трансильвании Стефана Батория (годы правления 1575–1586), отдав ему в жены принцессу из династии Ягеллонов.
   В 1611 году в Варшаву с победой вернулся гетман Станислав Жолкевский, захватив в плен свергнутого русского царя Василия Шуйского и его товарищей по оружию. Когда пленики погибли от болезней, Сигизмунд III приказал построить в Варшаве Московскую часовню (сейчас Дворец Сташица) и перенести в нее останки погибших. Наследник Сигизмунда Владислав передал урну с прахом пленников в Москву.
   В 1764 Екатерина II, императрица России, добилась избрания своего фаворита Станислава Августа Понятовского королем Польши (1764–1795). Понятовский оказался последним королем Польши.
   В самый разгар русско-турецкой войны 1768–1774 Пруссия, Россия и Австрия осуществили первый раздел Польши.
   Польша уступила Австрии часть Поморья и Куявии (исключая Гданьск и Торунь) Пруссии; Галицию, Западное Подолье и часть Малой Польши; восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра отошли к России.
   23 января 1793 Пруссия и Россия осуществили второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Великую Польшу и Мазовию, а Россия – бльшую часть Литвы и Белоруссии, почти всю Волынь и Подолье. Поляки сражались героически, но были разбиты.
   В 1794 Тадеуш Костюшко возглавил массовое народное восстание, которое закончилось поражением. Третий раздел Польши, в котором участвовала Австрия, был произведен 24 октября 1795; после этого Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы.
   Каждое новое поколение поляков боролось, либо присоединяясь к противникам держав, разделивших Польшу, либо поднимая восстания. Борьбу за независимость Польши возглавил последний герой Речи Посполитой – Тадеуш Костюшко, воевавший до этого за независимость американцев и ставший генералом и адъютантом самого Джорджа Вашингтона.
   Польша активно поддержала Наполеона, который создал из захваченных польских земель Великое княжество Варшавское (1807–1815). Миниатюрная Польша, политически зависимая от Франции, имела территорию 160 тыс. кв. км и 4350 тыс. жителей. Создание Великого княжества Варшавского рассматривалось поляками как начало их полного освобождения.
   После поражения Наполеона Венский конгресс (1815) утвердил разделы Польши со следующими изменениями: Краков был объявлен вольным городом-республикой под покровительством трех разделивших Польшу держав (1815–1848); западная часть Великого княжества Варшавского была передана Пруссии и стала называться Великим княжеством Познанским (1815–1846); другая его часть Царство Польское присоединена к Российской империи.
   В 1815 г. Конституционная Хартия провозгласила, что «Царство Польское навсегда присоединено к Российской Империи».
   В российскую наградную систему вошли три польских ордена: Белого Орла (для награждения жителей Царства Польского), св. Станислава (для поощрения молодых чиновников и офицеров) и Военного Креста (для награждения участников подавления Польского восстания).
   В 1918 году, в то время когда Германия уже капитулировала, Австро-Венгрия распалась, а в России шла гражданская война, Польша стала независимой.
   21 апреля 1920 Пилсудский заключил союз с украинским лидером Петлюрой и начал наступление с целью освобождения Украины от большевиков.
   Россия и Германия договорились о пересмотре итогов Первой мировой войны. Секретные протоколы германо-советский пакта о ненападении предусматривали раздел Польши между Германией и СССР. 1 сентября 1939 немецкая армия вошла в Польшу и началась Вторая мировая война. Советский Союз 17 сентября того же года вторгся в Польшу с Востока. Пока гитлеровские войска атаковали Польшу с запада, СССР отнимал у Польши восточные территории.
   Вильчи Шанец (Волчье Логово) в Герложе – так называется место, где в годы войны располагалась главная ставка Гитлера, где он провел более 800 дней. Здесь 20 июля 1944 г. Клаус Шенк граф фон Штауффенберг совершил неудачное покушение на Гитлера.
   На территории Волчьего Логова были сооружены 80 построек, в том числе 50 бункеров. Здесь для Гитлера были построены электростанция, железная дорога, аэродром, в центральной зоне располагались жилые помещения представителей власти, казино, кинотеатр. Все это было замаскировано, окружено заграждениями и заминировано. В 1945 году германцы, отступая, взорвали весь комплекс. Для взрыва пятиметровых стен бункера потребовалось около 8 тонн тротила.
   Современные нацистские бункеры периода II мировой войны можно осмотреть в Мамерках вблизи Венгожева.
   Во время II мировой войны на дюнах в Польше шли военные маневры частей Afrika Corps, готовившихся к боям на черном континенте. Германия устроила здесь полигон, на котором проходили испытания ракет V1 и V2. Сегодня неподалеку от движущихся дюн можно увидеть следы полигона и ракетные установки.
   После Ялтинской конференции, в феврале 1945 года, Польша была включена в советскую зону влияния.
   Первые в послевоенной Восточной Европе свободные выборы состоялись в Польше 4 июня 1989 года.

   Флаг и герб Польши

   Орел короля Пяста на красном фоне герба Польши выступает символом древних народных традиций. Предание гласит, что король Пяст был легендарным крестьянским королём древних полянских племён.
   Национальный флаг Польши состоит из двух горизонтальных полос, верхняя полоса – белая и нижняя красная. Белый цвет на флаге символизирует белые орлиные крылья, красный цвет олицетворяет багряный солнечный закат. На государственном флаге Польши размещён также герб в центре верхней полосы.
   На флагах конца XVIII и XIX вв. корона над орлом часто исчезала, так как считалась эмблемой монархии.
   Символом Польского павильона на Всемирной выставке ЭКСПО-2000 в Ганновере был плюшевый аист.

   Святыни Польши

   Для католиков святым местом стал ченстоховский монастырь на Ясна-Гуре; для евреев таким местом является могила цадика в Лежайске, а для православных – Грабарка.
   Статуя Христа высотой 36 метров (длина распахнутых рук 33 метра) в городе Свебодзине расположена на постаменте высотой 17метров и построена на средства прихожан.
   Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году при князе Мешко I.
   После разделения Церквей православные доминировали в восточных областях, где в 1235 году учредили епископскую кафедру в городе Холм. Польская православная церковь насчитывает более 300 приходов в 6 епархиях.
   В 1385 году князь Ягайло объявил себя католиком (что было условием его брака на польской королеве Ядвиге), а в 1387 году – своё государство католическим, после чего многие из православных перешли в католичество.
   Для распространения католицизма среди православного населения на соборе в Бресте в 1596 была учреждена униатская церковь, которая признавала верховенство папы римского, но продолжала использовать православную обрядность.
   На восточных рубежах Польши, в маленьких деревнях – Бохоники и Крушини находятся старинные мечети, в которых молятся проживающие в Польше мусульмане.
   Протестантские Церкви Мира в городах Явор и Свидница были возведены без единого гвоздя, и по сей день остаются крупнейшими в Европе конструкциями из дерева и глины. Церкви мира были созданы после тридцатилетней войны (1618 – 1648) и ограничения Габсбургским двором свободы религиозного вероисповедания.
   Под давлением протестантской Швеции император Священной Римской империи Фердинанд III Габсбург (католик по вероисповеданию) предоставил силезским лютеранам-евангелистам право постройки трех храмов. Всего было выстроено три церкви: в Глогуве, Яворе и Свиднице (глогувская церковь сгорела в 1758 году после удара молнии). Церковь мира в Свиднице занимает 1180 кв. м. и вмещает 6000 верующих, а церковь в Яворе – 1090 кв. м. и 7500 верующих (3000 сидячих мест).
   Католики совершают паломничества в святилища, кальварии и к чудотворным источникам. Православные несут кресты на Святую Гору Грабарку, евреи собираются у гробов цадиков в Лежайске и Лелёве.
   Духовная столица Польши – Ясногурский монастырь в Ченстохове с чудотворной иконой Черной Мадонны. (См. Ченстоховская икона)
   Святилищ, именуемых санктуариями в Польше более 200. В основном они посвящены Деве Марии, но есть и посвященные Иисусу Христу или святых. В каждом из них есть чудотворная икона (Кодэнь, Свента Липка, Гетжвальд, Лежайск) или скульптура (Скэмпэ, Бардо, Вонвольница). Иногда рядом находится источник с целительными свойствами (Студзенична, Краснобруд, Лесьнюв).
   Самое старое польское святилище находится в Гурце Кляшторнэй. Где в 1079 году пастуху было явление Богоматери. Лихень это самая мощная базилика в стране, в которой может поместиться 30 тысяч верующих. В Сосьнице расположена единственная в стране Священная Лестница, а в Гидлях – самая миниатюрная коронованная скульптура Девы Марии. Её высота – всего 9 см.
   Поляки охотно принимают участие в паломничествах в кальварии – комплексы храмов и часовен, созданных по образцу крестного пути в Иерусалиме. В Великую Неделю здесь проходят мистерии Мук Господних. Наиболее известна Кальвария Зебжидовска внесенная в список объектов ЮНЕСКО. Другие находятся в Кальварии Пацлавскей, на Горе св. Анны и в Вамбежицах.
   Для православных в Польше важнейшим местом культа является Грабарка, где 19 июля ежегодно рядом с церковью на Святой Горе устанавливают кресты.
   Для польских татар, практикующих ислам, важным праздником считается Курбан Байрам, во время которого у мечети в Бохониках приносится в жертву скот.
   Евреи со всего мира приезжают в Лежайск и Лелёв, чтобы помолиться у могил хасидских цадиков – Эли Мелеха, который в XVIII в. превратил Лежайск в центр хасидизма, и Давида Бидермана.
   Точно неизвестно когда был построен первый христианский храм в Польше. Возможно, это была часовня, построенная более 1000 лет тому назад женой Мешко I Домбрувкой. Её фрагменты были обнаружены в мае 2006 года под стенами костела Пресвятой Девы Марии на Острове Тумском в Познане.
   Польские сакральные объекты: вроцлавский Острув Тумски, Познаньский Острув Тумски, монастырский ансамбль ордена паулинов на Ясной Гуре с иконой Черной Мадонны, кафедральный собор в Гнезно, в котором были коронованы первые пятеро королей Польши, готический кафедральный собор на Вавеле и Мариацкий костел с алтарем Вита Ствоша в Кракове и др.
   Польские религиозные памятники восхищают своей красотой (костел св. Якуба в Сандомеже), богатством украшений (часовня Святой Троицы в Люблине), поражают размерами (базилика в Лихене), удивляют своей историей (костел св. Эльжбеты во Вроцлаве), и даже слепят количеством лампочек употребленных для подсветки здания (базилика в Вамбежицах), будят страх (построенная из 3 тысяч черепов часовня в Чермнэй или построенный орденом картузов готический костел в Картузах с крышей в форме гробового глазка).
   В Польше более 2 тысяч небольших деревянных костелов. Самый старый XIV века, находится в деревне Тарново Палуцке.
   Особенное место на Опольской земле – гора св. Анны. Силезские немцы называют её Sankt Annaberg. Это погасший вулкан, на возвышенности находится санктуарий и монастырь францисканцев.
   В Беловеже стоит церковь св. Николая с иконостасом из китайского фарфора.
   Костел Девы Марии в Гданьске строился в течение 159-ти лет самый большой кирпичным храмом в Европе и может вместить в себя до 20 тысяч человек.
   Первый епископат был образован в Гнезно. Городу Гнезно покровительствует св. Войцех.
   Высота Церкви Св. Духа, самого большого православного храма в Польше, 50 метров. Храм может вместить около 2500 верующих.
   Внутри костела Святой Бригиды в Гданьске расположен 11-метровый алтарь из янтаря.
   В Саноцком замке находится самая крупная в Польше коллекция из 600 икон.
   В центре собора в Кракове расположена серебряная рака с мощами святого Станислава – покровителя Польши. Краковский епископ Станислав был казнён в 1079 году Болеславом II (Bolesław II Śmiały, 1042–1081), разгневанным призывами священника умерить королевскую жестокость. Эта казнь привела к мятежу, в результате которого Болеслав вынужден был оставить королевский престол и бежать в Венгрию. В 1253 году Станислав был канонизирован. Станислав почитается как защитник угнетённых и считается символом единства и независимости Польши.
   У мощей Станислава находился так называемый «алтарь Отчизны», к которому со времён Владислава Локетка возлагались военные трофеи. Именно к нему король Владислав Ягайло принес хоругви Тевтонского ордена, добытые в Грюнвальдской битве (1410). Последняя хоругвь была возложена Яном Собеским (Jan III Sobieski, 1629–1696) после победы над турками под Веной (1683).
   В мощном готическом костеле Св. Яна в Торуни находится знаменитый колокол "Tuba Dei" (Труба Господа), второй в стране по величине после краковского Сигизмунда. Он отлит в 1500 г., его диаметр составляет 217 см, а весит он более 7 тонн.
   В ландшафте Кальварии-Зебжидовска краковский воевода Миколай Зебжидовский в XVII в. увидел подобие Иерусалима. Были построены монастырь и костел для монахов-бернардинцев, и объекты, напоминающие постройки в Иерусалиме. Одна из гор стала Голгофой, другая – Оливковой Горой, а река – потоком Кедрон. Сорок часовен и костелов разбросаны по окрестным холмам.
   В базилике в Оливье находится двадцать три алтаря, огромный орган, включающий в себя восемь тысяч оловянных и деревянных труб.
   Деревянные костелы юга Малой Польши являются вторым по возрасту скоплением деревянных храмов в Европе после норвежских каркасных церквей.
   В парке в Познени стоит огромный памятник-сердце – это памятник Благодарности, который называют памятником Сердцу Иисуса.
   Собор в Вамбежицах, называют «Силезским Иерусалимом». Собор был построен по образцу объектов святой земли – здесь есть Сиам и Табор, а пересекающий местность речной поток Цедрон. Одной из самых важных достопримечательностей Вамбежиц является самая крупная в Польше миниатюра – представляющая традиционную католическую рожденственскую сценку и состоящая из 800 деревянных фигурок, которые приводятся в действие с помощью электрического механизма.
   Костел Св. Яна Иерусалимского на Тумском острове построили на рубеже XII – XII! веков иоанниты – члены духовного рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами (госпиталь – от лат. hospitalis, т.е. странноприимный). Члены ордена носили черные плащи с белым мальтийским крестом на груди и опекали паломников, приходивших к Гробу Господню. Когда крестоносцев вытеснили из Палестины, они переселились на Кипр, потом Родос, а с 1530 г. обосновались на Мальте.
   На польских землях, в Силезии, иоанниты появились в XII в. В 1187 г. князь Метко пригласил их в Познань и отдал деревянный костел Св. Михаила Архангела. Территория, где располагались рыцари, называлась Командорией, в честь командора, возглавлявшего орден. В память о тех давних событиях познаньцы называют это место Мальтой.
   На фасаде синагоги в Леско помещена надпись на иврите: "Место это грозное, ибо оно есть дом Божий".
Чтение онлайн



1 [2] 3 4 5 6 7

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация