А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Удивительная Франция" (страница 11)

   Собор Парижской Богоматери

   "Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое", – сказал про собор Нотр-Дам Анатоль Франс.
   Строительство собора Парижской Богоматери продолжалось 185 лет.
   Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) находится на месте первой христианской церкви Парижа – базилики Святого Стефана, а ранее галло-римского храма Юпитера.
   Высота собора – 35 м, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота колоколен – 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне – 13 тонн, его языка – 500 кг.
   Предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен Собора Парижской Богоматери так и не были построены.
   В нижней части фасада собора – три мощных портала: слева – портал Девы Марии, в центре – портал Страшного суда, справа – портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась аркада с 28 статуями иудейских царей. В центре фасада – грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением и витражами.
   В правой башне собора висит колокол, весом 6 тонн, который был переплавлен в таком же количестве бронзы. Присутствовавшие при этом дамы бросали в расплавленную массу золотые и серебряные украшения, отчего колокол приобрел чистый и звучный тембр.
   Орган Собора Парижской Богоматери – самый большой во Франции. В настоящее время орган имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых, по традиции XVIII века, проводит службы по три месяца в году.
   Собор Парижской Богоматери в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.
   В 1302 году в соборе впервые собрались Генеральные Штаты – первый парламент Франции.
   В июле 1793, когда Конвент объявил, что "все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли", Робеспьер лично распорядился обезглавить " 28 израильских каменных королей, украшающих церкви".
   Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года.
   В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман "Собор Парижской Богоматери", написав в предисловии: "Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре".
   В соборе хранится одна из великих христианских реликвий – Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. (См. святыни Парижа)
   В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243 – 1248 гг. при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
   В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых горгулий, придумал реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме. Химеры с крыльями летучих мышей, змеиными головами и лебедиными шеями – аллегорическое воплощение человеческих грехов.
   Горгульи на стенах собора Парижской Богоматери выполняют функцию водосточных труб. По преданиям, горгулии и химеры отгоняют прочь злых духов и поглощают плохие мысли людей.
   Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
   Единственным источником цвета в соборе Парижской Богоматери являются витражи. В первозданном виде до наших дней от Собора Парижской Богоматери сохранились лишь витражи западного и северного фасадов.
   Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж – роза над входом в собор – частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9, 6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг – сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах – по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.
   Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя: Angelique Franςoise, весом 1765 кг (до-диез);Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);Denise David, весом 670 кг (фа-диез).
   В часовнях, расположенных в правой части собора, – картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
   В соборе совсем нет стен – их заменяет каркас из столбов, соединенных арками. Все пространство арок заполняют витражи – многоцветные картины, искусно сложенные из многих тысяч кусочков стекла.
   Собор Парижской Богоматери разделен на пять Нефов, средний – выше и шире остальных. Высота его – 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос.
   Изначально планировалось, что собор Парижской Богоматери должен был вмешать в себя всех жителей города – 10 000 человек.
   В архитектуре собора ажурные арки и витражи, характерные для готических храмов, сплетены с массивными стенами и перекрытиями романского периода.
   Собор Парижской Богоматери является центром Парижа, откуда просчитано расстояние до любой точки Франции.
   Строительство собора Парижской Богоматери длилось 170 лет с 1163 по 1285 г, высота здания – 35 м, длина – 130 м, ширина – 108 м. Высота колоколен составляет 69 м. Вес колокола Эммануэль, который находится в восточной башне – 13 тонн, а его язык имеет массу 500 кг.
   Имя первого архитектора собора Парижской Богоматери осталось неизвестным.
   Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) является сердцем не только Парижа, но и всей страны: расстояния от Парижа до любого другого города Франции измеряются от точки в дальнем конце Папертной площади, перед собором, где бронзовая табличка отмечает Нулевой Километр.
   Зодиакальные знаки витража, а также символы Зодиака, высеченные из Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений. По легенде, средневековые алхимики зашифровали в геометрии Нотр-Дама де Пари тайну философского камня. Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма".
   камня на большом круглом витраже, начинается не со знака Овна, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла.
   Лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 – тогда как лунный месяц имеет 28 дней.
   Под Собором Парижской Богоматери расположен Археологический Склеп (Крипта), в нём находятся археологические находки, начиная с эпохи римлян и кончая XIX веком.
   Створки ворот Нотр Дама украшены узором из кованого железа с удивительными железными замками. Выковать их было поручено кузнецу по имени Бискорне. По легенде, кузнец призвал на помощь дьявола, и когда отделка ворот была закончена, ворота было невозможно открыть, их окропляли их святой водой.
   В конце 1990-х фасад Собора Парижской Богоматери был очищен лазером. Сегодня только шпиль собора напоминает о том, какого цвета собор был раньше.

   Базилика Сакре-Кер

   Базилика Сакре-Кёр "Basilique du Sacre Coeur de Monmartre" на вершине Монмартрского холма – Собор Святого Сердца Иисуса Христа.
   Базилика Сакре-Кёр была построена после поражения Франции в франко-прусской войне 1870 года.
   Базилика Сакре-Кёр построена на месте казни Святого Дениса из-за его веры в III веке.
   Строительство базилики Сакре-Кёр финансировалось всей нацией, каждым округом Франции.
   В соборе Сакре-Кёр предусмотрено сочетание византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры. За такую необычную стилевую смесь парижане прозвали базилику "национальный торт" ещё до начала строительства.
   Для постройки базилики Сакре-Кёр использовали особый камень, который под воздействием дождевой воды выделяет кальцит, белое вещество, придающее собору его белоснежность.
   За зданием церкви Сакре-Кёр находится квадратная колокольня высотой около 84м с самым большим действующим колоколом Савоярд весом в 19 тонн, который может быть услышан в любом месте Парижа.
   В соборе Сакре-Кер ступня бронзовой статуи святого Петра натерта до блеска сотнями тысяч рук. Считается, что тот, кто потрет ему ногу, обязательно сюда еще вернется.
   У входа в базилику стоят две статуи. Одна из них, со вскинутым вверх обнаженным мечом, – Жанна д Арк. Другая, с терновым венцом и мечом, перехваченным как распятие, – Людовик Святой.

   Монмартр

   "Кто не поднимался на Монмартр, не знает Парижа", – говорят французы.
   Монмартр переводится как "Холм мучеников", где был казнен св. Дионисий. По преданию, ему отрубили голову, после чего он поднялся, взял ее в руки и прошел несколько километров, пока не упал бездыханным. (См. Святыни Парижа)
   Подняться на 45-метровый холм Монмартра можно по лестнице в 237 ступенек либо на фуникулере.
   Построенная на холме Монмартр, римская Базилика Сакре-Кёр величественно возвышается над всем Парижем. (См. Сакре-Кёр).
   На Монмартре было производство фарфора Клиньянкур, а в шахтах холма Монмартр добывали гипс.
   Холм Монмартр был идеальным местом для ветряных мельниц, что отражается в названиях многих местных заведений: "Мулен де ля Галетт", "Мулен Руж" и др. "Moulin" в переводе – мельница.
   Виноградник на Монмартре и вино "Кло Монмартр" – собственность парижской мэрии. Доходы от этого вина поступают в фонд развития 18 округа, где расположен Монмартр.
   26 марта 1871 года на Монмартре была провозглашена Парижская коммуна.
   На Монмартре есть стена любви площадью 40 квадратных метров, где фраза "Я тебя люблю" написана на 311 языках.
   В конце прошлого века Монмартр стал кварталом художников. На площади Холма (Place du Tertre) творили В. Ван Гог, П. Сезан, Э. Мане, О. Ренуар, Дега, Писсаро, Модильяни, Пикассо и др. Сейчас здесь расположен рынок живописи.
   По легенде, один бедный художник, которому нечем было платить, нарисовал для хозяина закусочной картину с кроликом. Она так понравилась хозяину, что была вывешена на фасаде здания и дала название заведению "У кролика Жилля".
   На монматрской площади Тертр, 6, расположен ресторанчик "Матушка Катерина". Согласно еще одной легенде, русские казаки, взявшие высоты Монматра 30 марта 1814 года, именно здесь потребовали "быстро, быстро" крепкие напитки, и с этого времени маленькие парижские кабаки называются "бистро".
   Французский танец "канкан" зародился в 1889 году в варьете "Мулен Руж".
   На площади Далиды находится бюст девушки с длинными волосами – комедийной актрисы и певицы Иоланды Гиглотти (1933-1987), называемой в народе Далида.
   На кладбище Монмартра похоронены писатель Эмиля Золя, музыкант и композитор Гектор Берлиоз, художники Дега, Фрагонар и Шассерио, писатели Александр Дюма-сын, ("Дама с камелиями"), С. Петлюра и др.
   Скульптура "человека, проходящего сквозь стену" на площади Марселя Эме– place Marcel Ayme – памятник герою рассказа Марселя Эме.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация