А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Анти-Ахматова" (страница 61)

...
   Как-то раз я сказал ей «поэтесса» – она на меня рассердилась и сказала: «Никогда не называйте меня и женщин, которые хорошие писательницы, поэтессами. Мы все только поэты. А поэтесса – это…» – она покачала головой и ничего больше не добавила.
   В.М. ВАСИЛЕНКО в записи Дувакина. Стр. 314
   Поэт, бильярд, «большие слова».
...
   Она была у Пастернака и пришла оттуда возмущенная, ну знаете, на грани неприличных слов просто, что это – черт знает что! «Он меня пригласил к себе, а там оказался… Вертинский!» «И Вертинский мне не давал… он оседлал меня. Он все время говорил: «Я и Вы, Вы и я – вот я пою Ваши стихи, вот мои стихи, вот Ваши стихи и т.д. Я была возмущена ужасно. Я подошла к Борису и говорю потом: «Как же Вы могли позвать меня и Вертинского? Что, Вы не понимаете, что этого вообще нельзя делать»?
   М.Д. ВОЛЬПИН в записи Дувакина. Стр. 261

   Я никогда не слышал от нее сравнения Мандельштама с нею самой. Она всегда тонко чувствовала место этого человека в поэзии. Она была очень смиренна. Она говорила: «По сравнению с ним и Цветаевой я всего лишь мелкая корова. Я корова», – вот так она говорила.
   Иосиф БРОДСКИЙ. Большая книга интервью. Стр. 18
   Она всегда тонко чувствовала – что и кому надо говорить. Она была опаслива, при Бродском бы она Цветаеву рыночной торговкой не назвала.

   Читает о себе в новой Литературной энциклопедии.
...
   «Филигранная работа. Все как будто точно, и годы, и названия, и даже без брани – и все сплошное уничтожение и уничижение. «Вас здесь не стояло». Не было у меня славы, не переводились мои стихи на все языки мира (ну на все языки мира, наверное, все-таки и не переводились, так ведь и два месяца назад она сама говорит, что непереводима – «как Пушкин, извините меня»), ничего».
   Л.К. ЧУКОВСКАЯ. Записки об Анне Ахматовой. 1952—1962. Стр. 432
   Книга об Анне Ахматовой называется «Pro et contra». Это плохой знак. Как говорится, прогноз для Анна Андреевны неблагоприятный.
   Божьему замыслу чужда амбивалентность. И сказал Бог: Это хорошо. Никаких «Pro et contra». Задача художника – выявить, увидеть, создать свой однозначно прекрасный и реальный мир. Разницы в оценках могут быть у современников, у тех, кто связан еще живыми поколениями – но как только художник окончательно (здесь есть простой, как все в этом мире, критерий: пока не прервется еще биологическая связь с теми, кто видел художника в его земной ипостаси) – и все оценки должны определиться. Над «Тайной вечерей» никто не задается вопросом: хорошо или плохо. Она написана для медитаций на другие темы.
...
   Обед еще не был готов, все сидели где попало, Анна Андреевна в углу на диванчике. Лукницкий сказал: «Я написал роман, который никто не будет читать», Лева не хотел от него отставать и заявил, что он написал рассказ, который никто не будет читать. Даже Пунин вступил в это смешное соревнование и указал на одну из своих статей, которую тоже никто не будет читать. Тогда из угла раздался звучный и мелодичный голос Анны Андреевны: «А меня будут читать».
   Эмма ГЕРШТЕЙН. Мемуары. Стр. 241
   Будут. Как писал злобный критик Тальников на заре ее карьеры: «…томно-порочная – на нее всегда ведь есть спрос».

   А «Северные элегии» хороши только тем, что по улице перед ее дверями пронесли слишком много тел ее врагов.

   Дословно

   Кое-кто (хотелось бы, чтобы не «когда-то» – к этому есть тенденция, об Ахматовой теперь уже почти нельзя говорить или спорить, разве что – упомянуть с восторгом) мог себе позволить сказать об Ахматовой то, что думал, дать характеристики ее творчества не такие бессмысленно-афористичные, ничего не говорящие, как те, что приводит она сама, для достоверности подчеркивая, что приводит ДОСЛОВНЫЕ характеристики. СЛОВА уж больно незначительные.
...
   Вячеслав Иванов, когда я в первый раз прочла стихи, сказал, что я говорю недосказанное Анненским, возвращаю те драгоценности, которые он унес с собой. Это не дословно. А дословно: «Вы сами не знаете, что делаете».
   Анна АХМАТОВА. Т. 6. Стр. 557—558
   Вот это ж надо, как сказал, а? Лет пятьдесят назад, кажется? Но такое раз услышишь – и не забыть вовек.
   А «драгоценности», «недосказанное» – это уж она по памяти, не дословно, но ведь вроде так надо о ней говорить?
...
   «Вы сами не знаете, что делаете».
   Может, кто-то все-таки знает, «что она делает»?
...
   Д. А как Вы ее воспринимаете как поэта?
   Б. Я очень ценю ее, конечно, как поэта. Ну, сейчас ее произвели в ранг великих поэтов. Я думаю, что это, конечно, преувеличено. У нее все-таки узкий диапазон для великого поэта, узкий, мелкий. Даже вот та же человеческая-то ее натура – она тоже не натура великого человека. Нет
   М.М. БАХТИН в записи Дувакина. Стр. 48

   Эгоцентричная поэзия, вращающаяся вокруг «я» и «меня», не знающая иных отношений, кроме любовной игры и «несытых взоров», не знающая природы. Для Ахматовой небо «ярче синего фаянса», потому что фаянс она хорошо знает, а небо мало.
   Д. ТАЛЬНИКОВ. Анна Ахматова. Четки. Стр. 110

   Все время капельки того, что вызывает оскомину. Это ее самовлюбленность: движущая сила большинства стихов. Самовлюбленность, наигранное православие, нечто «дамское» (чего в жизни нет) и звон шпор.
   Если б она поняла, что все эти стихи надо выбросить, было бы очень хорошо. Может, с оставшимися стихами можно было бы жить. А так – нельзя.
   Надежда Мандельштам.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 3. Стр. 75

   1935 год.
   Характерные черты ахматовской поэзии – крайний индивидуализм, пессимизм, идейное мелководье и полуигрушечные переживания. Поэзия Анны Ахматовой не только не является возрождением пушкинизма, но по своей основной идейно-художественной направленности прямо противоположна Пушкину.
   Волков А.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 3. Стр. 14

   10 июня 1942.
   Нимфа дня три назад зашла ко мне и сообщила, что перечла «Из шести книг», что это однообразно и очень бедно по языку.
   Л.К. ЧУКОВСКАЯ. Записки об Анне Ахматовой. 1938—1941. Стр. 432
   Такие мнения считаются злобными и недалекими.
...
   Прочла – перечла – почти всю книгу Ахматовой, и – старо, слабо. Говорят, – Ива. Но одна строка Пастернака (1917 г.) —

   Об иве, иве разрыдалась,

   и что остается от ахматовской ивы, кроме – ее рассказа, как она любит иву, то есть – СОДЕРЖАНИЯ?
   Марина Цветаева.
   Анна СААКЯНЦ. Марина Цветаева. Стр. 717

   Если поэзия символистов видела в образе женщины отражение вечно женственного, то стихи Ахматовой говорят о неизменно женском.
   В.М. Жирмунский. Теория литературы.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 1. Стр. 94

   Блок на вечере у Сологуба сказал мне полушепотом, когда кого-то из поэтов обвинили в подражании Ахматовой: «Подражать ей? Да у нее самой-то на донышке».
   Воспоминания Ю.Л. Сазоновой-Слонимской.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 1. Стр. 87
   О ее стихах:
...
   1915 год.
   Как страшно ограничен их круг, как тягостно со стороны их однообразие.
   В. Кранихфельд.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 1. Стр. 81

   Все виды «любовной пытки» изображены в этой книге, насыщенной каким-то утомленным страданием…
   М. Моравская.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 1. Стр. 72

   Но ведь все пишут эту стилизацию детской наивности, это – готовая форма поэтов и особенно поэтесс современности.
   Д. ТАЛЬНИКОВ. Анна Ахматова. Четки. Стр. 108

   Любовь делает г-жу Ахматову и набожной, и грустящей, и откровенной, и поэтичной, и гордой, и робкой, и чувственной и… в конце концов скучной. Каждое стихотворение кажется битком набитым банальностями.
   Л. Войтоловский.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 1. Стр. 72—73

   Ее поэтический труд больше связан с внешними условиями, чем с внутренним ростом.
   Надежда МАНДЕЛЬШТАМ. Вторая книга. Стр. 280

   Вы даже уверили себя в том, что я «ненавижу» Ахматову, тогда как я просто никогда не любила ее стихов, с юных лет. Дамские страсти мне были чужды и… смешны. Что касается второй половины ее литературной деятельности – я к ней тоже равнодушна, представьте.
   Ирина Грэм – Михаилу Кралину.
   Михаил КРАЛИН. Артур и Анна. Стр. 85

   Появилась совершенно неприличная рецензия на «Подорожник».
   Анна АХМАТОВА. Автобиографическая проза. Стр. 238
   Так Ахматова отвечает на критику, это ее уровень.
...
   Она [Ахматова] разрушена последние дни бесстыдной и наглой книгой Эйхенбаума. / Имеется в виду книга: Эйхенбаум Б. «Анна Ахматова. Опыт анализа» Пг., 1923. Отрицательная реакция А.Ахматовой на книгу представляется несколько преувеличенной: в целом исследование выдержано в почтительной или по меньшей мере нейтрально-исследовательской тональности.
   Н. ПУНИН. Дневник. (Текст/примечания). Стр. 162—477

   Мне совсем не нравится «минуя и ахи, и охи… эпохи». Это совсем не верно по отношению к Блоку. Меня очень огорчает такое снижение вкуса. Бедная Анна в этом не виновата, конечно. Это влияние советской среды, с которой нельзя было бесконечно бороться. Как бы она ни сопротивлялась ей, среда все же действует, в конце концов.
   Артур Лурье – Саломее Андрониковой.
   Михаил КРАЛИН. Артур и Анна. Стр. 99
   То Баратынского она не читает, потому что в школе не проходят, то в поэзии вкус плохой, потому что среда заела.
...
   «Анна Андреевна, вы понимаете, что сенсационность Ваших выступлений и этот успех… Вы очень умный человек, и Вы должны понять, что это не всегда соответствует ИСТИННОЙ сути дела, Вашей поэтической сути даже, потому что, – я говорю – Вертинский имеет такой же успех». И, мне кажется, она СТРАШНО разозлилась. Я говорю: «А Вы не сердитесь, Анна Андреевна. Недаром же к Вам и приставал Вертинский, он чувствует себя в той же точке освещенности, в том же кругу. И тут я бы на Вашем месте был бы так же брезглив, как Вы были брезгливы у Пастернака. Различайте тех, кто любит Вашу поэзию, и тех, кому нравится вообще все «вертинское» на свете, какой-нибудь возврат, какая-то смутная ностальгия по каким-то смутным воспоминаниям прошлого и, в общем, – я ей сказал – ненависть к Маяковскому. Это одно из моих мерил всегда. Те, кто любит Вас, в огромном большинстве любит Вас назло Маяковскому, а не вместе».
   М.Д. ВОЛЬПИН в записи Дувакина. Стр. 270—271

   Мария Петровых: «Для Ахматовой русский язык был воздухом, дыханием и никогда не был предметом страсти. Она не знала сладострастия слова».
   Л.К. ЧУКОВСКАЯ. Записки об Анне Ахматовой. 1963—1966. Стр. 359

   Кралин: Блок считал Ахматову большим поэтом и выделил единственную среди всех в самой злой, самой желчной своей статье «Без божества, без вдохновенья».
   Михаил КРАЛИН. Артур и Анна. Стр. 96
   Это называется признанием Блоком Ахматовой! Как не вспомнить Салтыкова-Щедрина: «Взгляни в любую лужу, и в ней увидишь ты гада, который иройством своим всех прочих гадов превосходит и затмевает». Блок не просто выделил ее на фоне ничтожеств (такова его идея), а – надо читать внимательнее! – написал, что она еще дальше других акмеистов отходит от декларированной ими идеи силы и мужества.
...
   1913 год.
   12 января.
   Впечатления последних дней. Ненависть к акмеистам.
   А. Блок. Дневник.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 1. Стр. 59

   «Жизнь ко мне очень жестока, и вот сейчас одна из наибольших жестокостей: эта книга, составленная Сурковым». Она вынула из чемоданчика и положила передо мной папку. Я открыла. Но не успела я перевернуть две страницы – Анна Андреевна захлопнула ее и с искаженным лицом снова засунула чемодан.
   «Какой прогресс и агрикультура!» – как писал когда-то Зощенко. Снова переиздадут «Сероглазого короля»! А она что хотела?
   Л.К. ЧУКОВСКАЯ. Записки об Анне Ахматовой. 1952—1962. Стр. 214—215
   Это не зловредные критики – это она сама взбешена против того, что написала сама когда-то и что смогла написать за всю жизнь. В чем здесь вина Суркова?
...
   1922 год.
   «Комнатная интимность Анны Ахматовой».
   Маяковский на вечере в Политехническом.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 2. Стр. 38
   Выступление Маяковского на диспуте:
...
   Великий грех, что он считает хорошей писательницей Анну Ахматову, которую лучше называть Ахматкиной (как это сделано в пародии). Стихи Ахматовой очень удобно петь на мотив «Ехал на ярмарку ухарь купец».
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 2. Стр. 49

   У Ахматовой не было революционного темперамента, необходимого для всякого замечательного артиста, говорящего «свое слово» в искусстве. Все великие творцы были революционны, даже Бах!
   Ирина Грэм – Михаилу Кралину.
   Михаил КРАЛИН. Артур и Анна. Стр. 47

   В ранних стихах Ахматовой было некоторое своеобразие психологии; в новых только бессильные потуги на то же, изложенные стихами, которых постыдился бы ученик любой дельной студии.
   В. Брюсов.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 2. Стр. 52

   …Последних стихов Анны Андреевны он [Пастернак] не любил, вернее – просто с трудом читал. Очевидно, раздражала манерность сюжетного построения. Получив от нее машинописную тетрадку с «Поэмой без героя» и с ее автографом, вперед сказал мне вопросительно-утвердительно: «Прочти. Я просмотрел. Все прекрасно, а вообще – «ти-ти-ти» – а что – неизвестно».
   Ольга ИВИНСКАЯ. Годы с Борисом Пастернаком. Стр. 173—174
   Сам Бродский, наложивший запрет на нелицеприятные высказывания о творчестве Ахматовой, никогда не упоминает ее, когда говорит о литературе – какого бы аспекта ее он ни касался, – Анна Ахматова нигде не сказала ему ничего нового, он говорит о других писателях. Другое дело, когда его спрашивают прямо: «Ахматова?» Об Ахматовой – только хорошее.
...
   Новые живые люди останутся холодными и бессердечными к стенаниям женщины, запоздавшей родиться и не сумевшей вовремя умереть.
   В. Перцов.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 2. Стр. 91
   Это кровожадное высказывание Ахматова велит понимать буквально, хранит вырезку и приравнивает к намерению Сталина ее «медленно отравить».

   Большинство из приведенных критических цитат – о раннем периоде ее творчества. Потом писать почти перестали – да ведь и стихов ее почти не стало. Не «не печатали», а – не было их. Критиковать соответственно было нечего. Весь потенциал ее творческой личности перешел на королевствование в быту. Потом – если не говорить всерьез о «Поэме без героя» и о СОДЕРЖАНИИ «Реквиема», потом написала несколько – что мало для того, чтобы быть великим поэтом, – стихотворений. Любой поэт может написать одно гениальное стихотворение – так нам распределяли роли в божественной комедии. Живя так долго, можно все-таки увидеть и жизнь и написать о ней элегию.
...
   Когда Осип Брик поставил на голосование предложение Маяковского: запретить Анне Ахматовой на три года писать стихи «пока не исправится», большинство простым поднятием рук поддержало Маяковского.
   Э.Л. Миндлин.
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. Т. 2. Стр. 39
   Я – тоже «за».
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 [61] 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация