А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Родители vs Дети. Советы психиатра" (страница 7)

   Если вы семья

   Для предотвращения попытки самоубийства воспользуйтесь этими советами:
   ♦ не провоцируйте ребенка своим отношением к его поступкам, мыслям, чувствам;
   ♦ помните, что вы старше его, и находите пути к примирению и разрешению конфликтов;
   ♦ постоянно интересуйтесь его делами и проблемами;
   ♦ убедите примерами, что он всегда может рассчитывать на вас;
   ♦ научите ребенка выходить из самых сложнейших жизненных ситуаций, не впадая в отчаяние;
   ♦ развивайте в ребенке понятие бесценности жизни с ранних лет;
   ♦ следите за его настроением, словами, действиями;
   ♦ интересуйтесь его взглядами на будущее;
   ♦ незаметно для ребенка просматривайте посещаемые интернет-страницы;
   ♦ при подозрении на возможную попытку самоубийства проконсультируйтесь у специалистов;
   ♦ расскажите ребенку о последствиях попытки суицида.
   В завершение хотелось бы напомнить подросткам о необходимости следить за своими словами. При сообщении работникам скорой медицинской помощи лишь о мыслях по поводу самоубийства они будут вынуждены доставить вас в психиатрическую лечебницу. Причем ваше желание или отсутствие такового роли не играет. Будете сопротивляться, принесут на руках. Такой у них приказ. Поверьте, кроме шантажа, есть много других способов договориться с родителями.

   Детские страхи

   Мы молоды, как наши надежды, и стары, как наши страхи.
(Вера Пейффер)
   Страх – это опасение чего-то конкретного, выдуманного или реально существующего, в отличие от тревоги, которая не имеет предмета.
   Именно в детском возрасте появляются страхи, которые сопровождают и мучают нас на протяжении всей жизни. Содержание страхов зависит от возраста ребенка. В дошкольном возрасте дети чаще боятся животных (собак, змей, тараканов и т. п.), «бабаек» и других отрицательных персонажей сказок, книг и мультфильмов, придуманных родителями для усмирения ребенка. В возрасте шести-семи лет появляются страхи темноты, расставания с родителями, одиночества. У младших школьников может появиться страх посещения школы, связанный с требованиями учителей и взаимоотношениями с одноклассниками. В более старшем возрасте страхи в основном связаны с состоянием здоровья, представлениями о смерти. Это сопряжено с осознанием необратимости смерти. Дети начинают искать в себе симптомы того или иного заболевания, насмотревшись на больных родственников.
   Но всё-таки самые продолжительные и ужасные страхи навязаны родителями.
   Находясь в гостях, я решил порисовать с полуторагодовалой девочкой. Нарисовал девочку, затем нарисовал пупса. Тут в глазах ребенка появился ужас, она спряталась за меня.
   – Ты чего испугалась? Это же пупсик.
   – Нет. Бука.
   – Ты боишься буки?
   – Да.
   – Давай её зарисуем?
   – Угу.
   Я зарисовал «буку».
   – Что ещё нарисовать?
   – Буку.
   – Но ты же её боишься. Может, что-то другое нарисовать?
   – Нет. Буку.
   Нарисовал.
   – Что будем с ней делать?
   Она забрала у меня карандаш и сама зарисовала буку.
   – Может, ты сама нарисуешь буку?
   Она нарисовала нечто похожее и тут же зачеркнула. Затем взяла листок, смяла его и выбросила в мусорное ведро.
   Ребенку всего год и шесть месяцев. А в ней уже сидит страх. Страх, созданный родителями. Страх, получающий подпитку каждый вечер. Кошмары, с помощью которых можно управлять.
   – Ну и что. Меня тоже в детстве так пугали, чтобы я не ходила куда не надо и лежала в постели спокойно.
   – Вы перенесли свой авторитет родителя на вымышленное существо. Причем наделив его самыми страшными качествами. А когда она подрастет, переборет, дай Бог, свой страх, вы как будете её уговаривать ложиться спать? Придумаете очередную страшилку? Вряд ли у вас получится. Сейчас компьютерные игры страшнее, чем ваша фантазия может представить. На страхах, созданных родителями, другие люди зарабатывают кучу денег. Это игры, фильмы, мультфильмы, книги.
   Родители особо не напрягаются при выборе методов воздействия на ребенка. Они повторяют опыт своих родителей. Так проще. Тем более, что родители помнят свой страх от таких страшилок. И считают, что дети тоже должны это пережить. Дети ваших детей тоже будут пугать «буками»?
   У ребенка могут появиться страхи и из-за глупой шутки взрослых, которые не учитывают эмоциональное состояние ребенка в момент шутки. Например, напугать во время просмотра страшных мультфильмов, фильмов. Или при выполнении ответственных действий.
   – Какай быстро в горшок! А не то я тебя съем!
   Мама, по словам бабушки, была очень убедительна в своей роли. Очень похоже сыграла роль бабы-яги. И после этого трехлетний малыш начал какать исключительно за креслом, прячась от всех. А при приближении мамы малыш начинал плакать, кричать, чтобы его не ели, прятался за бабушку. Не успокаивался, пока мама не выходила из комнаты. Пришлось бабушке жить с ними и выполнять функции мамы. Мальчик стал меньше говорить, при напоминании о маме начинал плакать. Мама пыталась загладить вину большой красивой машиной, но от удара об стену она сломалась. Проблему с горшком, конечно, надо решать, но не таким способом.
   Думайте, прежде чем шутить. И не забывайте – он вырастет. Какие у него будут шутки?
   Другой ребенок категорически отказывался оставаться дома один, хотя ему было уже восемь лет. Мама, когда ему было пять лет, решила во время дневного сна сбегать в магазин. Ребенок проснулся раньше времени и, не обнаружив никого дома, стал громко рыдать. Рев стоял такой, что соседи сбежались и через дверь пытались его успокоить. Каждый на свой лад. Отчего рев только усиливался. Это продолжалось до прихода мамы, которая обнаружила малыша в углу за шкафом с медвежонком в руках. Он не слазил с маминых рук до вечера.
   Часто можно наблюдать детские страхи, своими корнями уходящие в детство родителей.
   – Ты куда пошел? Не ходи со двора, а то тебя дядя заберет.
   Не правда ли, типичный возглас мамы или бабушки, сидящей на скамейке. И если постоянно следить за ребенком и в семь, и в десять лет таким образом, он поймет, что мир полон опасностей. И единственное место, где он может себя чувствовать спокойно, – это дом. А когда появится необходимость срочно купить в магазине хлеб или соль, он повторит ваши слова. И вам самим придется идти.
   – Вы сами в детстве тоже возле мамы сидели? Не гуляли, где хотели? Не убегали за дом?
   – Ой, я пацанкой была. Носилась по всей округе. Один раз меня даже милиция искала. Вот отец меня тогда выпорол.
   – Почему тогда вы не разрешаете своему сыну гулять без присмотра?
   – Мне так спокойнее.
   – У вас в детстве что-то произошло?
   – Как-то меня очень сильно собака напугала. Я долго заикалась. А как мама переживала! Плакала целыми ночами. Я не хочу, чтобы такое повторилось.
   – Но ему уже двенадцать лет.
   – Ну и что? Вы хотите, чтобы я поседела от переживаний?
   – Поэтому он в школу и обратно домой на такси ездит?
   – В автобусы утром не влезешь. Да и время сейчас неспокойное.
   – В вашем детстве не было ни педофилов, ни воров?
   – Да. Раньше порядка больше было. Ничего, пускай ездит. Не обеднеем.
   – Ваш сын сказал, что над ним в школе смеются, потому что на такси ездит.
   – Пусть смеются. Главное, что с ним всё в порядке. И он не попадет в нехорошую историю.
   – А как же люди некоторых национальностей, у которых дети свободно ходят? И домой приходят, когда кушать захотят.
   – У них детей десяток. Им, может, и не жалко, если один потеряется. А у меня он один.
   Через год опять пришлось встретиться с этой семьей. Мальчик попал в реанимацию с тяжелым алкогольным отравлением, выпив бутылку вина.
   – Зачем вино пил? Оно же горькое.
   – Ребята во дворе достали: «Маменькин сыночек», «Ты не забыл штанишки поддеть?».
   – Ты видел когда-нибудь отца пьяным?
   – Сильно пьяным не видел. Когда выпьет, правда, ерунду всякую несет. Но спокойный.
   – Ты думал так же будет?
   – Да. Я же не знаю, сколько я могу выпить.
   – Ты куришь?
   – Да. Маме только не говорите. Я ведь «замечательный ребёнок».
   Постоянное укутывание с детства, жесткий контроль без объяснений причины. «Я так сказала. И всё!» До 10–11 лет дети это терпят, стараясь пережить. Но в подростковом возрасте происходит взрыв протеста. Доверяйте ребенку. Он может сам перейти дорогу в этом возрасте. А свои страхи держите при себе. Или обратитесь к специалисту. Но не передавайте их по наследству.
   Советы для предупреждения развития страхов у детей:
   ♦ не переносите страхи из вашего детства на ребенка;
   ♦ не придумывайте новые страшилки – вы переносите свой авторитет на них;
   ♦ не шутите с детьми с использованием отрицательных персонажей;
   ♦ следите за появлением новых страхов (высказывания, рисунки, нежелание куда-либо идти);
   ♦ боритесь со страхами вашего ребенка;
   ♦ не позволяйте телевидению и компьютерным играм развивать новые страхи у детей;
   ♦ окружайте ребенка вниманием и заботой;
   ♦ учите осторожности, а не вселяйте страх.

   Говорить или молчать?

   Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами.
(Бенджамин Франклин)
   Речь – один из признаков, отличающий людей от животных. Формирование речи занимает очень длительный промежуток времени.
   Речевое развитие ребенка подразделяется на несколько этапов:
   ♦ В первом полугодии жизни, с 3 до 6 месяцев, происходит подготовка развития у ребенка активной речи. С постепенным развитием понимания речи ребенок сам стремится к общению, которое проявляется гулением, лепетом, произнесением непонятных звуков и слогов, вызванных подражанием.
   ♦ В возрасте 6 месяцев начинается формирование речевых звуков и образование слогов. В конце первого года жизни ребенок обычно произносит 5–10 простых слов. После года жизни происходит активное обогащение словарного запаса, и к концу второго года в активе ребенка уже около 300 произносимых им слов.
   ♦ Наступает третий год жизни. Запас словарного фонда составляет 500 слов. У ребенка совершенствуется восприятие речи окружающих его людей. Он начинает улавливать неправильно произнесенные слова сверстниками и поправлять их. Также ребенок начинает понимать воспитательное значение речи.
   ♦ На четвертом году жизни происходит увеличение словарного запаса до 1000 слов, он начинает грамматически правильно строить фразы. Ребенок часто испытывает затруднения из-за бедности словаря. Это заметно при описании события, участником которого он был. Вот здесь часто выявляются неточности, и необходимо подсказывать недостающие в его словаре слова.
   ♦ Пятый год жизни характеризуется значительным продвижением в речевом развитии. Запас слов достигает 3000. Речь становится чище, разнообразней, точнее и богаче. Возрастает речевая активность детей.
   Речь – самая молодая функция в организме человека, поэтому она наиболее подвержена различным неблагоприятным воздействиям. Именно в возрасте 4–5 лет чаще всего развиваются расстройства речи. Возможно также возникновение расстройств и на 2–3-м году жизни, т. е. в период становления речи. Самая частая форма нарушения речи у детей – это заикание.
   Заикание – это речь, при которой наблюдается частое повторение звуков, слогов, слов или их продление. Также заикание проявляется частыми остановками или нерешительностью в речи, что ведет к разрыву её ритмического течения. Во время заикания могут появляться движения лица или других частей тела. Одной из причин заикания являются психотравмирующие ситуации, возникающие в семье или вне дома. В таком случае заикание может сочетаться с другими неврозами.
   – Добрый день. Необычно видеть на приеме ребенка с отцом.
   – Здравствуйте. Мама ушла от нас, когда сыну было семь лет. Уехала в другой город.
   – У вас проблема с ребенком?
   – Моему сыну, доктор, 13 лет, и он категорически отказывается ходить в школу.
   – У него разногласия с учителями, одноклассниками?
   – Мне кажется, что он просто придумал себе причину. Дело в том, что он заикается. Но не всегда. А только, когда надо идти в школу или разговор заходит об уроках.
   – Вы с ним разговариваете на эту тему?
   – Да. Постоянно. Я считаю, что в жизни надо уметь преодолевать все трудности. А не прогибаться под них.
   – Давно он заикается?
   – Да вот после отъезда его мамы начал. Правда, в четыре года он тоже заикался. Его тогда собака испугала.
   – Долго продолжалось заикание после испуга?
   – Нет. Мы обратились к врачу, он прописал какие-то таблетки, и всё прошло через пару месяцев.
   – Больше не повторялось до семи лет?
   – Я не замечал. С ним больше бывшая была. Я часто в командировках пропадал, на свою беду.
   – Он тяжело переживал отъезд мамы?
   – Как-то замкнулся в себе. Не хотел разговаривать. Он еще в садик ходил. Я забрал его и отвез к своей маме на время.
   – Как он себя чувствовал у бабушки?
   – Да вроде нормально. Но все время сидел дома. А ночью часто во сне звал маму и плакал.
   – Когда вы его привезли, как он себя вел?
   – Бывали иногда истерики. Доходило до того, что кричал на меня. Говорил, что из-за меня его мать уехала. Но я это быстро пресекал.
   – Еще что-то появилось в то время?
   – Да. Начал писаться по ночам. Не часто, где-то раз в две-три недели. Через полгода прошло.
   – Когда начал писаться?
   – Когда в школу пошел. А заикаться позже. Сначала тоже все молчал, а потом начал постепенно говорить, и заикание появилось.
   – К врачу в этот раз не обращались?
   – Не до того было.
   – У него есть конфликты в школе?
   – Учителя вроде не жалуются. А в детские отношения я не вникаю.
   – Можно я поговорю с вашим сыном наедине?
   – Да, конечно. Иди сюда. С тобой доктор сейчас говорить будет.
   – Как дела у тебя?
   В ответ ребенок лишь пожал плечами.
   – Ты стесняешься своего заикания?
   – Угу.
   – Я обещаю, что не буду ни смеяться, ни торопить тебя. Но ты должен со мной поговорить. Хорошо?
   – Да.
   – Ты не хочешь ходить в школу потому, что тебя там дразнят?
   – Да. И очень обидно.
   – Тебе заикание сильно мешает?
   – Конечно. У меня нет друзей. Учителя не хотят спрашивать, потому что я долго отвечаю на вопрос. Но я всё учу, а они подымают других. Все в школе меня заикой называют.
   – Учителя, надеюсь, никак не называют?
   – Только говорят, чтобы перестал кривляться.
   – Ты всегда заикаешься?
   – Нет. Когда остаюсь дома один, то не заикаюсь. А когда сильно волнуюсь, вообще слово не могу произнести. Самого бесит.
   – А когда ты больше всего волнуешься? В каких ситуациях?
   – Когда папа уроки проверяет. Или учитель спрашивает. Я чувствую, что краснеют щеки. Меня внутри всего колотит. А слово выдавить не могу.
   – Папа тебя часто наказывает?
   – Сейчас меньше. Раньше за любой пустяк мог отшлепать и в угол поставить.
   – Ты раньше писался в постель по ночам?
   – Иногда бывало. В первом классе.
   – А сейчас?
   – Папе не скажете?
   – Нет. Если ты сам не захочешь.
   – Сейчас тоже иногда писаюсь.
   – Часто?
   – Нет. Где-то раз в месяц или даже два. Когда сильно понервничаю.
   – Это происходит из-за уроков?
   – Нет. После маминых звонков.
   – Мама иногда тебе звонит?
   – Да. Сначала папа разговаривает, а потом мне трубку дает.
   – Мама что-то плохое говорит?
   – Нет. Папа начинает выпытывать, о чем она меня спрашивала. А потом обычно все заканчивается криками.
   – Он тебя ругает?
   – Маму ругает всякими плохими словами. И мне говорит, что я в неё. Ненавижу его в эти дни.
   – Ты пытаешься защитить маму?
   – Раньше пытался. Но он мне сказал, чтобы я молчал. А один раз врезал по лицу. У меня тогда еще зуб сломался. Хорошо, что молочный был.
   – Почему они развелись?
   – Папа постоянно работал, а когда был дома, то пил по нескольку дней. И ругался с ней постоянно.
   – Вы вдвоем живете?
   – Нет. С нами его гражданская жена живет.
   – Какие у вас с ней отношения?
   – У меня нет с ней отношений, а отец заставляет называть её мамой.
   – А ты?
   – У меня одна мама.
   К сожалению, отец не прислушался к моим доводам о необходимости психотерапии, потребовав только назначения таблеток.
   У другого мальчика заикание появилось после первого неудачного выступления на празднике в детском саду. Он сбился при чтении стихотворения перед большими гостями, чем сильно подвел воспитательницу и родителей. Они возлагали большие надежды на это выступление. О чем высказали ребенку сразу, даже не дождавшись окончания праздника. А дома ждал отец, который поставил сынишку в угол, не желая слушать оправдания. Ребенок не разговаривал несколько дней. Родители восприняли молчание как осознание своей вины перед ними. Через некоторое время дар речи вернулся к ребенку, но в искаженной форме. Он стал заикаться. Родители восприняли это как попытку ребенка привлечь к себе внимание и вызвать жалость, спрятавшись за болезнь. И наказали ребенка еще раз. Не разговаривали с ним неделю, кроме необходимых фраз. В дальнейшем у ребенка присоединилась боязнь публичных выступлений.
   – Ты много спрашиваешь и говоришь! Замолчи сейчас же!
   Даже такая попытка мамы избавиться от надоевшего болтуна может привести к заиканию. Ребенку свойственно интересоваться событиями и иногда задавать вопросы неуместные и некорректные, по мнению взрослых.
   Дети, больные заиканием, очень тяжело переносят свой недостаток. Они избегают общения с детьми, выступлений перед публикой, они замыкаются в себе, стараются как-то компенсировать свой недостаток.
   Другой причиной заикания является поражение головного мозга (врожденная патология, травмы головы, тяжелые инфекции). При таком виде не удается обнаружить взаимосвязь появления заикания с психотравмирующей ситуацией, отсутствуют резкие колебания в интенсивности заикания. Заикание может усиливаться при инфекциях, травмах и других заболеваниях. Часто выявляются признаки неврологического заболевания, изменения на ЭЭГ и МРТ. Реакция ребенка на такой дефект речи обычно не сильно выражена.
   Иногда эти две причины накладываются друг на друга, и получается смешанная форма заикания.
   Родители часто надеются, что заикание исчезнет со временем само по себе. Что ребенок «перерастет» (любимое выражение родителей, позволяющее избежать поиска способов лечения ребенка). Бывает, что и проходит. Но чаще бывает, что с возрастом заикание закрепляется и все труднее поддается лечению. Чем раньше начаты лечение и занятия по исправлению дефекта, тем быстрее можно будет устранить заикание.
   От заикания можно избавиться только с помощью комплексного подхода в лечении. Обязательны осмотры невролога, психиатра и логопеда.
   Если вы заметили, что ребенок начал заикаться, то:
   ♦ не одергивайте, не торопите, не ругайте ребенка;
   ♦ обязательно соблюдайте режим дня;
   ♦ не откладывайте поход к врачу;
   ♦ немедленно проконсультируйтесь у специалиста;
   ♦ постарайтесь убрать отрицательно воздействующие на психику ребенка факторы;
   ♦ четко выполняйте рекомендации врача;
   ♦ занятия с логопедом обязательны.
   И помните: заикание временем не лечат.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация