А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Десанты Великой Отечественной войны (сборник)" (страница 41)

   Примечания
   1
   Данное замечание не умаляет ценности работ Ю. А. Виноградова о боях на Моонзундских островах.
   2
   Melzer W. Kampf um die Baltischen Inseln. Neckargemuend, 1960. S. 23.
   3
   Haupt W Baltikum 1941. Neckargemuend, 1963. S. 122. Conze W Die Geschischte der 291. Infanterie-Division 1940–1945. Bad Nauheim, 1953. S. 96
   4
   Лукин В. Трагедия коменданта Моонзунда // Морской сборник. 2006. № 12.
   5
   Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне. Часть II. ВВС КБФ в Великой Отечественной войне. М.: Главный штаб ВМФ, 1963. С. 204.
   6
   Артиллерийской инструментальной разведки, по немецкой терминологии – Beobachtung-Abteilung.
   7
   Штабы артполков вермахта (за исключением дивизионных) не имели штатных подразделений, а объединяли те или иные части в зависимости от обстановки.
   8
   Hubatsch W. Die 61. Infanterie-Division. 1939–1945. Eggolsheim. 2006. S. 34–35.
   9
   Пролив, разделяющий Вормс и Даго, значительно шире и не имеет дамбы, которая соединяла Моон и Эзель.
   10
   Hubatsch W. Die 61. Infanterie-Division. 1939–1945. Eggolsheim, 2006. S. 34–35.
   11
   NARA, T-311, roll 108.
   12
   Великая Отечественная. День за днем // Морской сборник. 1991. № 9. С.21
   13
   Боевая летопись Военно-морского флота, 1941–1942. М., 1992. С.133
   14
   Великая Отечественная. День за днем // Морской сборник. 1991. № 9. С. 25
   15
   Hubatsch W. Die 61. Infanterie-Division. 1939–1945. Eggolsheim, 2006. S. 36.
   16
   Meister J. Der Seekrieg in der osteuropaischen Gewassern 1941-45. Muenchen, 1958. S. 32.
   17
   Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Вып. 1. М., Л., 1945. С. 146.
   18
   Melzer W. Kampf um die Baltischen Inseln. Neckargemuend, 1960. S. 43. Все буксиры вели за собой рыболовные суда.
   19
   «Дневник руководства войной на море» отмечал: «Отражены сильные контратаки на Сворбе» (запись за 26.09.1941), «Сопротивление противника на Сворбе очень сильное» (28.09.1941 г.), «На Сворбе – стойкое сопротивление противника» (29.09.1941 г.).
   20
   Трибуц В.Ф. Бои за Моонзунд // Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград. М., 1973. По другим данным, этот эпизод относится к 4 октября.
   21
   Hubatsch W. Die 61. Infanterie-Division. 1939–1945. Eggolsheim, 2006. S. 37.
   22
   О таких попытках, правда относящихся к 29 сентября, сообщает Мельцер.
   23
   Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Вып.1. М., Л., 1945. С. 147. Немцы сообщают о еще большем числе потопленных малых судов и кораблей.
   24
   Гриневич В. Память Такхуны // Морской сборник. 1976, № 11.
   25
   Lappalainen N. Hankoniemi toisessa maailmansodassa. Porvo, 1987. P. 222. Это нижний предел потерь, так как в источнике указаны не все подразделения, принимавшие участия в боях.
   26
   Колпаков А. Эвакуация Ханко // Морской сборник. 1991, № 11. Потери без учета 4987 человек, погибших при эвакуации.
   27
   Выборка из сводок потерь, хранящихся в Военном архиве ФРГ – ВА-МА, RL 2 III/ 1179 (указаны все потери, понесенные Люфтваффе в данном районе в сентябре-октябре 1941 года).
   28
   Подсчитано по: NARA, T-311, roll 108.
   29
   История ордена Ленина Ленинградского военного округа. М.: Воениздат, 1974. С. 233.
   30
   См.: В. Платонов. Пограничники в боях за Родину. Сборник примеров боевых действий пограничников в первые дни Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии. М.: Главное управление пограничных войск КГБ при Совете министров СССР. 1961. Стр. 6–8.
   Описанный случай был на Карельском перешейке не единственным. Например, утром 22 июня с финской стороны был обстрелян наряд 14-й заставы 2-й комендатуры Энсовского пограничного отряда. В 7 часов утра 23 июня на этом же участке группа финских солдат численностью около 50 человек пыталась атаковать саму 14-ю заставу; когда скрытное нападение не удалось, по заставе с финской стороны был открыт минометный огонь. В бою погиб начальник штаба 2-й комендатуры старший лейтенант Гелев. 23 июня на участке Выборгского погранотряда прилетевшим из Финляндии самолетом были обстреляны машины с эвакуируемыми семьями начсостава 272-го стрелкового полка, убит красноармеец. На следующий день 1-й заставой того же отряда на нашей территории были задержаны два финских солдата. Случаи атак и обстрелов с финской стороны (даже не учитывая действий авиации) имели место и на других участках границы – так, 25 июня на участке 2-й заставы Ухтинского погранотряда группой перешедших границу финских солдат был обстрелян и ранен младший политрук Елисеев. На участке Ребольского погранотряда были найдены следы высадки диверсантов-парашютистов – в том числе 45 кг тротила и мешок продуктов с финскими надписями. Но самый удивительный казус произошел под Мурманском – здесь на участке 12-й заставы Куолаярвского пограничного округа 22 июня в 1:30 (то есть еще до нападения Германии) был захвачен проводивший рекогносцировку на нашей территории немецкий ефрейтор, давший подробные показания о группировке немецкой 9-й пехотной дивизии на финской территории в районе Сарвиселькя, Куолаярви, Котала и о развертывании противника для наступления. См.: Пограничные войска СССР в Великой Отечественной войне. 1941. Сборник документов и материалов. М.: Наука, 1976. С. 390–391, 399, 430, 460, 474, 480–481. Если действия немецкой авиации с финской территории, как и заброска диверсионных групп (для взрыва шлюзов Беломоро-Балтийского канала) были акциями, решение о которых принималось на уровне высшего военного руководства Финляндии, то атаки на пограничные заставы, скорее всего, были «самодеятельностью» местных финских командиров. Судя по всему, финские военные получили приказ подготовить наступление и для этого провести разведку сопредельной территории, и часть из них просто не озаботилась тем, что официальный повод для войны еще не найден.
   31
   Ю. В. Ладинский. На фарватерах Балтики. М.: Воениздат. 1973. С. 44.
   32
   В. Платонов. Пограничники в боях за Родину. С. 11–12.
   33
   21 июля для облегчения управления вместе с 361-м полком 71-й стрелковой дивизии передана из 7-й армии в состав 23-й армии.
   34
   Согласно воспоминаниям начальника оперативного отдела штаба 168-й стрелковой дивизии С. Н. Боршева, приказ штаба фронта на прорыв по суше поступил 12 августа, однако на следующий день он был отменен и дано распоряжение эвакуироваться по озеру. См.: С. Н. Борщев. От Невы до Эльбы. Л.: Лениздат, 1973. С. 24.
   35
   В. И. Ачкасов. Защита морских сообщений на Балтике в годы Великой Отечественной войны // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. 1941–1945. М.: Наука, 1981. С. 173 (со ссылкой на ЦВМА, ф. 2, д. 9222, л. 85; В. Ф. Трибуц в своих мемуарах называет несколько отличающиеся цифры). На остров Валаам было эвакуировано 11 995 человек, 112 орудий и минометов, 1823 лошади, 136 автомашин (см.: В. Ф. Трибуц. Балтийцы вступают в бой. Калининград, 1972. С. 96). По состоянию на 19 августа общие потери 142-й дивизии составили 3190 человек – 1839 раненых, 611 убитых и 740 пропавших без вести. Было потеряно 12 152-мм орудий, 6 122-мм гаубиц, 52 миномета, 64 станковых и 140 ручных пулеметов (см: Г. А. Олейников. Героические страницы обороны Ленинграда. СПб.: Нестор, 2000. С. 86.). В дивизии осталось около 6000 человек – таким образом, итоговые потери личного состава и матчасти составили лишь около трети, хотя по более ранним донесениям (от 10–12 августа) они были пятидесятипроцентными.
   36
   Пехотный полк, два батальона, две егерские, саперная и артиллерийская роты, зенитная батарея.
   37
   По данным Г. Олейникова сюда же была переброшена и 2-я пехотная дивизия.
   38
   В. И. Ачкасов, H. Б.Павлович. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1973. С. 192.
   39
   Б. П. Левченко. …В кильватер, без огней. Л.: Лениздат, 1981, С. 82–83. Правда, Левченко утверждает, что стрельба корректировалась по радио с наблюдательного поста Выборгского сектора.
   40
   Бьерке, ныне Приморск.
   41
   Suomen Sota 1941–1945. 1951. S. 312. Цит. по: Н. И. Барышников. Наступление финских войск на Карельском перешейке в августе-сентябре 1941 года // От войны к миру. СССР и Финляндия в 1939–1944 годах. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 269.
   42
   Всего к 3 сентября в составе дивизии оставалось 5500 человек. Cm.: Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.: ACT; СПб.: Полигон. 2004. С. 25.
   43
   В. В. Кирпичников оказался единственным советским генералом, попавшим в финский плен, поэтому его фотографии в плену широко публиковались финской пропагандой. По возвращении из плена в 1944 году генерал-майор Кирпичников был арестован и в 1950 году приговорен к расстрелу; позднее посмертно реабилитирован.
   44
   См.: Юрген Майстер. Восточный фронт. Война на море, 1941–1945. М.: Эксмо. 2005. С. 33.
   45
   См.: Пограничные войска СССР в Великой Отечественной войне. 1941. Сборник документов и материалов. М.: Наука. 1976. С. 686.
   46
   Б. А. Вайнер. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1990. С. 35. Cm. также: Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроекг», 1989.
   47
   Всего на 5 сентября в 23-й армии (вместе с частями КаУР) насчитывалось 44 000 человек, 200 орудий, 80 минометов, 400 станковых и 600 ручных пулеметов (см.: Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. С. 184). Очевидно, сюда не входят 168-я дивизия, переданная в состав 55-й армии и 115-я дивизия, 4 сентября выведенная из состава 23-й армии и направленная для занятия обороны по Неве. Численность этих дивизий на начало сентября составляла 12–15 тысяч человек. Таким образом, из 5 полнокровных (123-я, 43-я, 115-я, 142-я, 168-я) и двух неполных (198-я и 265-я) дивизий общей численностью (вместе с армейскими и корпусными частями) порядка 85 тысяч в боях на Карельском перешейке было потеряно 30 тысяч человек или около трети армии – в основном погибшими и пропавшими без вести.
   48
   Русский Архив: Великая Отечественная. Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. Т. 16 (5–1). М.: Терра 1996. С. 303.
   49
   Там же, стр. 306.
   50
   Там же, стр. 399.
   51
   Там же, стр. 311–312.
   52
   Керченская операция (декабрь 1941 г. – январь 1942 г.). ГШ КА, Военно-исторический отдел. М.: Воениздат, 1943. С. 34–35.
   53
   См.: А. В. Басов. Крым в Великой Отечественной войне 1941–1945. М.: Наука, 1987. С. 107, 137.
   54
   Керченская операция. С. 6.
   55
   Косвенным свидетельством тому служит отсутствие каких-либо опубликованных документов ЧФ, относящихся к операции и датированных ранее 5 декабря – при том, что набор документов, использованных в работе 1943 года «Керченская операция», практически совпадает с документами по этой операции, опубликованными в сборнике «Ставка ВГК. Документы и материалы».
   56
   Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. С. 323.
   57
   В преддверии операции 16 декабря директивой Ставки командующим 44-й армией был назначен генерал-майор А. Н. Первушин, а командующим 51-й арией – генерал-лейтенант В. Н. Львов, до этого некоторое время исполнявший обязанности начальника штаба Закавказского фронта.
   58
   См. там же, стр. 325.
   59
   Керченская операция. С. 37–39.
   60
   Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. С. 404–406.
   61
   Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. С. 406–407.
   62
   Там же, с. 341.
   63
   Керченская операция. С. 41.
   64
   А. В. Басов. Крым в Великой Отечественной войне 1941–1945. С. 113–114.
   65
   В. С. Бирюк. Всегда впереди. Малые охотники в войне на Черном море 1941–1944. СПб.: Наука, 2005. С. 147.
   66
   Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. С. 343.
   67
   Керченская операция. С. 7.
   68
   Там же. С. 3–4.
   69
   В справочнике М. Морозова «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Летопись боевых походов. Черноморский флот» (М.: Стратегия КМ, 2003, стр. 36) упоминание об этом походе отсутствует, однако оно есть в отчете начальника оперативного отдела штаба ЧФ – который, согласно Морозову, 6 декабря на этой же лодке вышел из Новороссийска в Севастополь.
   70
   Ю. Майстер. Восточный фронт. Война на море 1941–1945 гг. М.: Эксмо, 2005. С. 345–346.
   71
   Керченская операция. С. 10–11.
   72
   Отчет Оперативного отдела штаба ЧФ. Л. 93.
   73
   Отчет Оперативного отдела штаба ЧФ. Л. 101.
   74
   Бывший пассажирский теплоход, имел бортовой номер 61, в некоторый источниках проходит как тральщик ТЩ-61.
   75
   Упоминается в некоторых опубликованный источниках, а также в отчете оперативного отдела штаба Черноморского флота о Керченской операции, подготовленном в апреле 1942 года. В дальнейшем при разнобое в источниках мы будем принимать за основу этот отчет.
   76
   Бывшая грунтовозная шаланда Азовтехфлота; переоборудование судов этого типа в канонерские лодки широко практиковалось на всех флотах.
   77
   Загружены быьли только 9 сейнеров, еще два должны быьли использоваться в качестве выьсадочныьх средств. Кроме того, в обоих отрядах имелось 30 байд.
   78
   Что характерно – никакого наказания за свою «инициативу» полковник не понес, оставаясь командиром дивизии вплоть до 29 января 1942 года.
   79
   Очевидно, второй сейнер быи из состава 2-го отряда.
   80
   Бывший сейнер; по данным С. С. Бережного быи мобилизован только 21 мая 1942 года, получив обозначение КАТЩ-579.
   81
   Так в документе. Непонятно, что за корабль имеется в виду – на Черном и Азовском морях не быьло канонерок с таким обозначением. Возможно, это лодка «Днестр», не входившая в состав ни одного из отрядов. Она находилась в Темрюке и по справочнику С. С. Бережного числится участвовавшей в операции. Лодка имела бортовой номер 112 – то есть хорошо видимую цифру «2» на борту.
   82
   В некоторый источниках пишется как Добовой.
   83
   Бывший портовый ледокол 1906 года постройки. Кроме того, в работе «Керченская операция» (стр. 45) упоминается канонерская лодка «Сыроватин» – на самом деле это фамилия командира восточного отряда 4-й группы.
   84
   Паровая шхуна постройки 1880 года.
   85
   Грунтовозная шаланда постройки 1898 года.
   86
   Кроме того, в обеих группах в качестве выгсадочнык средств имелось 15 байд.
   87
   У косы Чушка «Ейск» должен быьл принять части второго эшелона десанта (из состава 12-й стрелковой бригады). Однако из-за сильного наката и огня немецкой артиллерии с керченского берега пароход посадку не произвел и ушел в Темрюк.
   88
   Бывший пассажирский теплоход; имел бортовой номер 65, поэтому в некоторых источниках называется ТЩ-65.
   89
   Бывшая грунтовозная шаланда постройки 1925 года и вместимостью 444 брт.
   90
   По другим данным – 10; возможно, два сейнера использовались в качестве высадочных средств.
   91
   Отчет Оперативного отдела штаба ЧФ. Л. 100.
   92
   Аналогичная ситуация менее чем через месяц повторится с десантом в Судаке. Причем единственным, кто вспомнит о его судьбе, будет Василевский – а командующему Кавказским фронтом генералу Козлову придется срочно выщумыьвать, что сочинить в ответ на вопрос заместителя начальника Генерального штаба. См.: Русский Архив: Великая Отечественная. Ставка ВГК. Документы и материалы. 1942 год. Т. 17 (5–2). М.: Терра 1996. С. 48.
   93
   Боевая летопись военно-морского флота. 1941–1942. М.: Воениздат, 1993. С. 331. В отчете штаба ЧФ проходит как тральщик № 65 (по бортовому номеру) – но затем начинает обозначаться как № 61, то есть как минный заградитель «Заря».
   94
   О том, где находился капитан 3-го ранга Дубовов, в документах не упоминается – но, исходя из описания, он мог быть только на этом катере.
   95
   Не совсем ясно, где в это время находились оба буксира с баржами. Очерк «Керченская операция» сообщает, что баржи находились вместе с тральщиком, однако в отчете штаба ЧФ говорится только о двух сейнерах. Согласно этому отчету, баржа «Донец» быта унесена штормом в море, подобрана 31 декабря вездесущей канонерской лодкой № 4 и отбуксирована в Керчь.
   96
   В некоторых источниках говорится о попадании снаряда, но можно подозревать и бомбу.
   97
   Перевозились на транспорте «Жан Жорес».
   98
   Находились на транспорте «Калинин».
   99
   Цит. по: И. Ф. Цветков. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». Л.: Судостроение, 1990. С. 220.
   100
   Кроме него, под трибунал с обвинениями в трусости попали командиры двух «малых охотников»; как минимум в отношении командира СКА № 147 старшего лейтенанта Гайдая это было справедливо.
   101
   Ныне этот якорь установлен в Феодосии в качестве памятника.
   102
   Регулярная элитная кавалерия – в отличии от «калараши», территориальной.
   103
   Одно такое орудие стоило 37 500 рейхсмарок или 40 % от стоимости танка Pz.III.
   104
   Э. фон Манштейн. Утерянные победы. Воспоминания фельдмаршала. М.: ACT, 2007. С. 260–261.
   105
   П. Карель относит этот бой на 31 декабря – что никак не соотносится с хронологией событий, подтверждаемой советскими и немецкими описаниями.
   106
   Керченская операция. С. 49.
   107
   По данным разведывательного отдела ЧФ, в районе Судака противник имел до 2–3 батарей, районы, удобные для высадки, минированы и оборудованы проволочным заграждением. В районе Судака противник имеет более стрелкового батальона и тщательно охраняет побережье. То есть советская разведка достаточно точно вскрыла обстановку в данном районе.
   108
   Здесь и далее описание действий германских войск приведены по «Дневнику боевых действий XXX армейского корпуса за 1-31 января 1942 г.» и «Отчету о боевых действиях в районе Судака» командира 170-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Э. Зандера от 8 февраля 1942 года. См.: NARA, T-314, roll 825. Авторы выражают благодарность А. В. Исаеву за предоставленную возможность ознакомиться с этими документами.
   109
   Немцы специально подчеркивают, что эти пятеро красноармейцев были убиты татарами не в бою.
   110
   Стиль и орфография документа по возможности сохранены.
   111
   ЛК – линкор, КР – крейсер, М – миноносец, КЛ – канонерская лодка, ПЛ – подводная лодка, СКА – сторожевой катер; повторение аббревиатуры обозначает множественное число.
   112
   Для детального изучения документов не хватило времени и у командиров кораблей отряда поддержки, а потому во всех деталях они вынуждены были разбираться уже в море. Это вызвало неизбежные переговоры по семафору и УКВ для уяснения неясных вопросов.
   113
   Доски предназначались для сооружения пристани силами саперов.
   114
   Чем вызвана данная пересадка в море, из документов не ясно. Вообще из запланированных 210 человек на малых охотниках в море вышло только 136.
   115
   Одновременно в отчете командира канлодки «Красный Аджаристан» имеются две записи: «12:30 – связь с корпостом прервана. 18:30 – связь с полком прервана». Получается, что радиосвязь все же имелась.
   116
   Согласно германским документам, около двухсот красноармейцев 818-го полка из состава гарнизона населенного пункта Асамбай, окруженного немцами 15 января при наступлении на Феодосию, прорвали вражеское кольцо и ушли в горы. До 2 февраля, когда эта группа распалась из-за голода, бойцами руководили неизвестные майор и капитан. Отважные офицеры, видя безвыходность ситуации и не желая сдаваться в плен врагу, застрелились.
   117
   До 1944 года Нарком ВМФ не являлся ни Главкомом, ни членом Ставки ВГК. Воюющие флоты подчинялись ему только по административной линии, а в оперативном отношении – фронтам. По этой причине Нарком действительно мог только помогать решать в Ставке противоречия, возникающие у флотов во взаимоотношениях с фронтами.
   118
   С крейсера высадили 1267 человек; таким образом, если на борту находилось всего 1450 человек, то должно остаться 183 человека, или же в Туапсе крейсер принял 1517 человека. Скорее всего, последнее. Одновременно с крейсера сняли 5 т продовольствия, так что непонятно, куда делись еще 5 т.
   119
   Без учета гарнизона села Отузы.
   120
   В его качестве мог выступать отряд боевых кораблей или отряд транспортов.
   121
   В дальнейшем командующего силами в морской десантной операции для краткости будем называть «командующий силами», а командующего войсками в операции объединения сухопутных войск, в рамках которой высаживается морской десант – «командующий войсками».
   122
   Командующий 14-й армией.
   123
   Все сторожевые катера являлись мобилизованными мотоботами.
   124
   Здесь сознательно пропущена августовская высадка в Виртсу и захват в июле-августе нескольких маленьких финских островков в районе военно-морской базы Ханко – в силу малопоучительности этих эпизодов.
   125
   Ленинградская ВМБ сформирована 1 октября 1941 года, командир базы контр-адмирал Ф. И. Челпанов.
   126
   Сегодня это Электромеханический завод (ЛЭМЗ).
   127
   Сегодня это приблизительно район парка Ново-Знаменка.
   128
   Катер типа ЗИС – разъездной катер длиной 11,5 м и осадкой 0,8 м.
   129
   Катера типа P («Рыбинец») – рейдовый катер длиной 20,8 м и осадкой 1,1 м.
   130
   Осадка шлюпок и весельных баркасов составляла приблизительно 0,5 м.
   131
   Малочисленный 19-й стрелковый корпус 8-й армии, который должен был наступать навстречу десанту, своей задачи тоже выполнить не смог. Корпус получил приказ на наступление только 4 октября, 10-я стрелковая дивизия генерал-майора В. И. Щербакова, имея приказ соединиться с десантом в Верхнем парке, сумела лишь форсировать Английский пруд своим 163-м полком и продвинуться на 600 метров к центру Петергофа. 11-я стрелковая дивизия бригадного комиссара В. В. Сосновикова продвижения не имела вообще. (Прим, ред.)
   132
   В документах эти войска назывались пополнением – как будто кто-то знал, где находятся десантники, высадившиеся накануне.
   133
   При этом следует учесть, что именно 8 октября войска 42-й армии наконец-то всерьез перешли в наступление – силами 6-й отдельной бригады морской пехоты и 124-й танковой бригады. Однако взаимодействие между наступающими войсками было организовано плохо даже в рамках отдельных соединений. В результате морские пехотинцы наступали на Урицк и деревню Ивановка, а танки (32 тяжелых машины КВ с двумя ротами мотострелков на броне) двигались севернее, по Петергофскому шоссе, имея задачей соединиться с десантом в Константиновском парке.
   6-я бригада морской пехоты, по ее докладам, в ходе боя 8 октября заняла Ивановку и северную окраину Урицка. Однако сопровождавшие танкистов мотострелки быстро отстали, а сами танки, не оказав поддержки пехоте, ушли далеко вперед. Скованные болотистой местностью справа и крутым заросшим склоном приморской террасы слева от шоссе, а также большим количеством мелких речек, они были вынуждены действовать только вдоль шоссе, поэтому стали легкой добычей нескольких 88-мм зенитных батарей, расположенных на окраине Стрельны и в районе завода «Пишмаш». Несмотря на наличие радиосвязи, о действиях танкистов известно очень мало. Вытянувшаяся вдоль шоссе колонна танков была рассечена на несколько отдельных групп, часть машин днем 8 октября смогла пробиться в Стрельну, но десанта там не обнаружила. При этом несколько танков были подбиты в районе монастыря (школа НКВД), а еще какое-то количество машин сумело пройти дальше – один из танков был уничтожен противником уже в Петергофе, недалеко от позиций 8-й армии. Вечером 8 октября основная группа танков, с которой находился командир танкового полка майор Лукашик, повернула обратно к линии фронта, имея несколько подбитых машин на буксире. Однако вновь пройти мимо зенитных батарей танкистам не удалось: утром 9 октября уцелевшие танки были уничтожены – частью на шоссе, частью в лесу северо-восточнее Ивановки, откуда пришло последнее радиосообщение от майора Лукашика. Судя по всему, доклад командования 6-й бригады морской пехоты не соответствовал действительности, либо же к утру 9 октября моряки уже оказались вновь выбиты из Ивановки. В любом случае, 4-тысячная бригада морской пехоты в этих боях потеряла убитыми и ранеными как минимум 1200 человек – около трети своего состава – и к 10 октября была вынуждена отойти на прежние позиции. (Прим. ред.)
   134
   В годы Великой Отечественной войны для рейдов по тылам противника формировали конные или конно-механизированные группы.
   135
   Бывшая грунтовозная шаланда, осадка форштевнем 2,5 м.
   136
   Средняя продолжительность высадки с эсминцев составила 2 часа 50 минут.
   137
   Впоследствии – генерал-лейтенант; у Г.П. Софронова он ошибочно именуется Солдатенковым.
   138
   По реке Шане тянулась хорошо оборудованная, но не занятая войсками тышовая оборонительная полоса немцев.
   139
   В работе Софронова ошибочно указывается, что отрядом командовал командир батальона капитан И. А. Суржик, который на самом деле высаживался со следующей группой десанта.
   140
   То есть соединения 33-й армии.
   141
   Обе стрелковых дивизии (325-я и 329-я) после этого были выведены из состава группы Белова.
   142
   Окончательно достичь такого успеха в 1942 году советским войскам не удалось, но в течении некоторого времени единственной коммуникацией 9-й и 4-й танковых армий группы «Центр» оставалось ведущее на Смоленск Минское шоссе, периодически перерезаемое кавалеристами и партизанами. Однако контрудар 5-й танковой и 208-й пехотной дивизий немцев в начале февраля не дал кавалеристам Калининского и Западного фронта войти в надежный контакт.
   143
   Согласно работе Софронова. В книге А.Г. Федорова «Авиация в битве под Москвой» указывается другая цифра – 2497 человека.
   144
   И. И. Лисов. Десантники (Воздушные десанты). М.: Воениздат, 1968. С. 109.
   145
   Сборник материалов по изучению опыта войны. Выпуск 5 (март 1943 г.). М.: Воениздат, 1943. С. 30.
   146
   На 11 марта в Западной группе армии насчитывалось 12 780 человек, общие потери группы с 1 февраля по 10 марта составили 5245 человек. См.: Военно-исторический архив, 1988, № 3. С. 160, 162. Правда, по другим данным потери группы с 1 февраля по 13 марта составили всего 3821 человек (там же, стр. 103).
   147
   Военно-исторический архив, 1988, № 3. С. 160
   148
   По донесению штаба дивизии от 13 марта 1942 года в боях на оба фронта (против западной и восточной группировок 33-й армии) ею было потеряно убитыми, ранеными и заболевшими 3699 человек.
   149
   Военно-исторический архив, 1988. № 3. С. 105.
   150
   Бывший командир 38-й Донской дивизии, попавшей в окружение под Вязьмой в октябре 1941 года.
   151
   Согласно работе Федорова – 72 самолета.
   152
   Из состава батальона (425 человек) было сброшено 312 десантников, еще 38 человек по ошибке десантировались в своем тылу (возле Старицы), а 75 бойцов прыжок не совершали и были привезены обратно. Однако в расположение 29-й армии пробились только 166 человек, при этом одной из групп десантников удалось уничтожить вражескую артиллерийскую батарею. Неделю спустя, в ночь на 24 февраля, подразделения 29-й армии прорвались в юго-западном направлении и соединились с частями 39-й армии.
   153
   А. Г. Федоров. Авиация в битве под Москвой. М.: Наука, 1971. С. 236. Таким образом, на одну машину приходилось 25 человек и 2–3 тюка!
   154
   А. Г. Федоров. Авиация в битве под Москвой. С. 237.
   155
   He путать со станцией Дорогобуж, продолжавшей оставаться в руках противника.
   156
   Военно-исторический архив, 1988, № 3. С. 101.
   157
   Дж. Армстронг. Партизанская война. Стратегия и тактика. 1941–1943. М.: Центрполиграф, 2007. С. 67.
   158
   По другим данным, против советской группировки действовало даже 9 дивизий. См.: Дж. Армстронг. Партизанская война. Стратегия и тактика. 1941–1943. М.: Центрполиграф, 2007. С.
   159
   Г. П. Софронов (а вслед за ним и П. Карель) ошибочно относит это число только к 3-й вдбр.
   160
   Цит. по: П. Карелъ. Восточный фронт. Книга 2. Выжженная земля. 1943–1944. М.: Эксмо, 2003. С. 266.
   161
   См.: П. Карель. Восточный фронт. Книга 2. С. 267. На самом деле 5-й вдбр командовал подполковник Сидорчук. Возможно, речь идет о полковнике В. К. Гончарове – однако по воспоминаниям участника операции П. Н. Неживенко (http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.23.27_18) полковник Гончаров был ранен и позднее эвакуирован за Днепр на самолете У-2.
   162
   П. Карель. Восточный фронт. Книга 2. С. 267.
   163
   Командир роты связи 5-й вдбр, впоследствии – известный советский кинорежиссер.
   164
   П. Н. Неживенко пишет про батальон десантников во главе с гвардии старшим лейтенантом Н. В. Ворониным.
   165
   Зачастую даже в серьезных работах по истории воздушно-десантных войск захват плацдарма для переправы частей 52-й армии беспочвенно приписывается десантникам 5-й вдбр; более того, некоторые авторы (в частности, И. И. Лисов) ошибочно переносят время форсирования Днепра с 13 на 14 ноября.
   166
   Значительную часть этого района занимали соленые озера и заболоченные участки.
   167
   Командование 98-й немецкой дивизии достаточно трезво оценивало наши силы на плацдарме – но при этом не стеснялось в некоторый донесениях и документах утверждать, что русские имеют немыслимое численное превосходство. В журнале боевык действий дивизии за 4 ноября, например, отмечено 10–20 кратное превосходство (!) и наличие на плацдарме танков (реально первые танки быии переправлены 9 ноября). Учитывая, что в штабах 5-го армейского корпуса и 17-й армии вполне здраво судили о наших силах, сложно понять, как все это сочеталось с прямо-таки мюнхгаузеновскими историями. Такое вполне представимо в какой-нибудь фронтовой газете, но странно смотрится в оперативный документах. Известно, что у нас тоже достаточно вольно подходили к оценке соотношения сил (чаще в отчетах, чем в оперативный документах) – но такой гротеск все-таки встретишь не часто.
   168
   На 1 ноября во всем Крыму быьло 15 – 150-мм установок NbW.41, две из них быии потеряны 8 ноября. О поступлении в ноябре-декабре новый установок в Крым упоминаний в документах 17-й армии и 5-го корпуса обнаружить не удалось.
   169
   Важный в тактическом отношении объект в 1 км западнее центра поселка Эльтиген. В наших документах он назывался школой, в немецких – колхозом, а иногда – совхозом. По воспоминаниям Гладкова, на самом деле это был скотный двор.
   170
   Здесь и далее после среднеевропейского времени, указанного в немецких документах, в скобках дано московское время (в период операции опережало среднеевропейское на 2 часа).
   171
   Здесь и далее в скобках дано число самолетов-вылетов без учета не выполнивших боевое задание. Причиной невыполнения в подавляющем большинстве случаев были плохие метеоусловия или отказы матчасти.
   172
   Оба введены в строй к началу Митридатской операции.
   173
   В итоговой оперсводке ОПА за 20.11–31.12.43 приводится еще одна радиограмма: «Яростные атаки отбивать больше не в силах. Вступаем в неравный бой. Идем с именем Сталина, во славу нашей любимой Родины. Героический десант шлет вам привет». Этот же текст приведен в книге «Восемнадцатая в сражениях за Родину: Боевой путь 18-й армии» (М, 1982), но без слов «с именем Сталина». Телеграмма была подписана Гладковым и начальником политотдела дивизии полковником М. В. Копыловым. Судя по стилю, ее писал политработник. Насколько все-таки ярче передает трагизм ситуации сдержанный тон первой телеграммы, чем «высокий штиль» политработников!
   174
   Количество уничтоженных батарей в разных источниках указывается разное. Это неудивительно, так как донесения составлялись по памяти. Из немецких документов известно, что погиб личный состав по меньшей мере двух батарей – 37-мм батареи 89-го легкого зенитного дивизиона 27-го зенитного полка и 3-ей батареи артдивизиона 3-й румынской горнострелковой дивизии.
   175
   Высоты «А» и «Б» – немецкие обозначения. В наших документах они фигурируют как две безымянные высоты 1 км северо-восточнее высоты 108,4 и юго-восточнее высоты 91,4 соответственно.
   176
   10 декабря батареи 3./613 и 4./613 подвергались сильным обстрелам. При этом на батарее 4./613 в строю осталось одно орудие из трех, а прожектор был выведен из строя так, что требовал замены. Однако неизвестно, когда все это произошло – в ночь 9/10 декабря, днем 10 декабря или следующей ночью.
   177
   По документам бригады, командиром был подполковник Ф. Д. Овчинников, но офицер Генштаба в своем докладе называет его Мурашевым.
   178
   Печатается по: Сборник материалов по изучению опыта войны. Выпуск 15, ноябрь-декабрь 1944 г. М.: Управление по использованию опыта войны ГШ КА. Воениздат, 1945. С. 140–157. Текст подвергся незначительной правке. (Прим. ред.)
   179
   Наступление Карельского фронта началось в 8 часов утра 21 июня. (Прим. ред.)
   180
   Имеются в виду катерные тральщики типа «Муйку» их действительно было 12. (Прим. ред.)
   181
   Три 12-тонных катера – «Винха», «Сиексю» и «Нуоли». Вооружение каждого состояло из двух 20-мм автоматов и трех мин заграждения, торпедные аппараты были сняты. Катер «Сису» в 1942 году был выведен в Финляндию. (Прим. ред.)
   182
   На самом деле финны имели на Ладоге лишь два парома Зибеля (по два 105-мм орудия и два 20-мм автомата) и четыре артиллерийских баржи типа MAL (БДБ по советской классификации, два 88-мм орудия, один 37-мм и четыре 20-мм автомата). (Прим. ред.)
   183
   Очевидно, имеются в виду 78-тонные моторные катера типа VMV, вооруженные одним 57-мм орудием и одним 20-мм автоматом. Таких катеров у финнов на Ладоге было четыре VMV-101, VMV-103, VMV-104 и VMV-105. В целом следует отметить, что советская сторона имела подробную и достоверную информацию о боевом составе финской Ладожской флотилии. (Прим. ред.)
   184
   Финны действительно ставили минные заграждения на Ладоге в очень ограниченном количестве. Всего было выставлено 124 мины – 120 южнее, восточнее и юго-восточнее острова Мантсинсаари, в 30 км северо-западнее места высадки, и еще 4 мины – в бухте Саунаниеми на западном берегу острова. (Прим. ред.)
   185
   Командир – подполковник А. В. Блак. (Прим. ред.)
   186
   Десантный паром-катамаран типа «Зибель», захвачен 22 октября 1942 года в бою у острова Сухо. (Прим. ред.)
   187
   Лодка М-90 провела разведку побережья в районе устьев рек Видлицы и Олонки 20–21 июня. (Прим. ред.)
   188
   Капитан 1-го ранга Н. И. Мещерский. (Прим. ред.)
   189
   Бывший эсминец (минный крейсер) «Сибирский стрелок» 1906 года постройки – самый крупный корабль специальной постройки, участвовавший в высадке. Имел полное водоизмещение 820 тонн и три 100-мм орудия. Очевидно, был выбран в качестве командного пункта из-за достаточно высокой скорости (16 узлов) и наличия хорошего навигационного оборудования. Остальные четыре канонерские лодки были переоборудованы из грунтовозных шаланд Балттехфлота НКВД, имели по две 130-мм пушки («Бурея», «Бира» и «Селемджа») или три 100-мм пушки («Нора») и полное водоизмещение в 1140 тонн, но развивали скорость только в 9 узлов. (Прим. ред.)
   190
   При этом в 20:40 по берлинскому времени (21:40 по Москве) колонна судов была замечена финнами с маяка Хапанова, а в 22:45 (23:45 по Москве) – с острова Салонсари. (Прим. ред.)
   191
   По финским данным это произошло в 5:35 Москвы, в атаке участвовало 5 самолетов. (Прим. ред.)
   192
   Финские летчики отчитались о потоплении одного транспорта, еще один транспорт, по их заявлению, был поврежден и загорелся. (Прим. ред.)
   193
   По финским данным эта батарея была быстро подавлена и не могла более вести огонь. (Прим. ред.)
   194
   Всего к этому моменту было высажено 3159 человек. (Прим. ред.)
   195
   Командир – полковник А. Г. Каверин. (Прим. ред.)
   196
   Всего из состава 3-й бригады было высажено 4907 человек, 59 орудий (в основном 45-мм противотанковых) и 46 минометов. (Прим. ред.)
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [41]

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация