А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Десанты Великой Отечественной войны (сборник)" (страница 39)

   Отряд транспортов также делился на три группы, при этом свою принадлежность к одной из трех групп каждый транспорт обозначал поднятием сигнальных флагов: «1», «2», «3». Каждая группа кораблей брала на борт определенные подразделения десанта, которые должны были быть высажены в один из трех районов высадки. В свою очередь, эти подразделения размещались на транспортах с таким расчетом, чтобы иметь возможность высаживать их эшелонированно по времени. Каждый командир высадочного катера, мотобота, тендера знал, что он должен брать десант с того корабля, на котором показан цифровой флаг его пункта высадки. Командир же транспорта знал, на какой пункт высадки и в какой последовательности он обязан высадить подразделение, и в соответствии с этим поднимал соответствующие цифровые флаги. Такой порядок упрощал процедуру высадки и давал уверенность в том, что перемешивания десантных частей на берегу не произойдет.
   Дли обеспечения высадки вместе с первым броском высаживался и командир базы высадки, он сразу же разбил занятую территорию на три комендантских участка и оборудовал эти участки знаками, которые указывали направление высаживающимся подразделениям. Командир базы высадки должен был также немедленно развернуть два пункта связи с командиром высадки (радиосвязь), с командиром 70-й бригады и с комендантскими участками (радиосвязь и зрительная). На командира базы высадки возлагалась обязанность принимать высаживающиеся подразделения, устраивать причалы для приема и выгрузки техники и направлять те и другие в соответствующие районы высадки. Он также был обязан развернуть два пункта медицинской помощи и руководить эвакуацией раненых на освобождающихся высадочных средствах.
   Порядок поддержки десанта огнем кораблей и авиацией. Поддержка высаженного десанта на берегу огнем кораблей и авиацией предусматривалась «Планом авиационно-артиллерийского наступления» и указаниями по артиллерийскому обеспечению десантной операции. Стрельба канонерских лодок и удары авиации производились по заранее разведанным объектам, а также по вновь обнаруженным противодействующим десанту огневым точкам. Авиация, кроме того, должна была действовать по подходящим резервам противника и обеспечивать десантную операцию от воздушного нападения. Для корректирования огня кораблей с берега с первым эшелоном высаживались корректировочные посты. Право вызова огня предоставлялось командиру десанта, командующему артиллерией, командирам батальонов и в исключительно сложной обстановке командирам корректировочных постав «на себя». Для корректирования ударов авиации командиру десанта придавался офицер связи от 7-й воздушной армии с радиосредствами.
   Порядок питания десанта. План операции предусматривал порядок использования транспортов после высадки для перевозки пополнения, эвакуации раненых и питания десанта материально-техническим снабжением и боезапасом. Для этого с десантом высаживалась группа инженерной службы с задачей постройки причалов и пирсов для разгрузки на них массовых и тяжелых грузов.
   Специальных запасов, кроме боезапаса и угля, на эту операцию создавать не предполагалось, поскольку потребность, как показал расчет, не превышала отпущенного лимита. Подача всех видов снабжения на корабли, когда они достигнут района высадки, не вызывалась необходимостью, так как запасов, имеющихся на кораблях, хватало на первые трое-четверо суток, а небольшое расстояние от базы до моста высадки позволяло в дальнейшем посылать поочередно корабли в базу. Исключение было сделано в отношении боеприпасов, расход которых предполагался большой. Поэтому на канонерские лодки было приказано взять дополнительное количество боеприпасов. Командир десанта должен был иметь при себе два боекомплекта и две суточные дачи продовольствия.
   В плане намечались также мероприятия по обеспечению высадки десанта в штурманско-навигационном отношении. В частности, планировалось выставить на подходе к участку высадки две портативные светящиеся вешки, которые должны были служить как бы воротами для высадочных средств, и несколько гидрографических вешек по оси подхода к берегу. На берегу также устанавливались две вехи, указывавшие границы пункта высадки.
   Планирующие документы. Основным документом по планированию десантной операции была «Плановая таблица на операцию по содействию войскам 7-й армии». В отработке этого документа приняли участие представители штабов воздушной и наземной армий, а также командование 70-й морской бригады и соответствующие специалисты.
   Командованием и штабом 70-й отдельной морской стрелковой бригады на основе плановой таблицы и указаний командующего Ладожской военной флотилией были разработаны:
   – схема высадки десанта, которая наряду с другими планирующими документами была доведена до соответствующих исполнителей и ориентировала их в построении боевых порядков при высадке;
   – схема решения командира бригады и наметка развития боя на берегу противника.
   В целом планирующие документы были разработаны достаточно подробно и своевременно разосланы подчиненным командирам.
   Из общих вопросов планирования совместных действий родов войск в десантной операции не были отработаны вопросы связи командира десанта, командира высадки и руководителя десантной операцией с командованием воздушной армии, а также с самолетами в воздухе. Не была полностью отработана также система опознавания, целеуказания и обозначения положения передовых частей десанта с земли и с воздуха. В ходе десантной операции недостаточная отработка этих вопросов взаимодействия в некоторых случаях приводила к отрицательным результатам.
Выполнение десантной операции
   Переход к месту высадки. В 3 часа 22 июня 1944 года десант был рассажен по транспортам с целью проведения двухстороннего тактического учения. В это же время от командующего Карельским фронтом последовало приказание о высадке десанта в течение 22 июня. С разрешения командования фронта решено было десантные войска оставить на кораблях и, закончив погрузку техники и боезапаса, в 14 часов выйти в озеро с тем, чтобы в 6 часов утра 23 июня начать высадку десанта.
   К 14 часам корабли отрядов поддержки, охранении, высадки и транспорты вышли на реку и приступили к построению в походный ордер. В 15:30 отряд снялся с якоря и, дав пятиузловой ход, направился к месту высадки в двухкильватерной колонне. Так как переход совершался в светлое время, то курс был избран на расстоянии 20 миль (37 км) от берега.
   Переход прикрывался непрерывным барражированием истребителей. При следовании к месту высадки десант не встретил ни военных кораблей, ни самолетов противника. Это свидетельствовало о том, что операция оказалась внезапной для финнов[190].
   Около 3:20 23 июня десантный отряд достиг места развертывания для высадки. Канонерские лодки начали занимать места для боя. В то же время транспорты отдали буксиры высадочных средств (с первым броском десанта) и катеров отряда охранения, которые сразу же начали построение в ордер № 3 (высадочный).
   Около 4 часов построение было закончено, и корабли начали движение к берегу. Через пять минут над районом высадки появилось два самолета-разведчика противника. Корабли открыли интенсивный огонь, и самолеты скрылись. Высадка десанта была обнаружена противником.
   Бой за высадку. Точно по плану, в 5:01 по сигналу командира высадки, корабли отряда артиллерийской поддержки открыли огонь но берегу; в 5:30 начала обработку места высадки бомбардировочная авиация. К 5:45 наши самолеты закончили боевую работу и начали уходить на свои аэродромы.
   В это время над полем боя появилось до 14 неприятельских самолетов-бомбардировщиков Ю-88.[191] Идя с тех же направлений, что и наши самолеты, двумя группами с интервалом 5–7 минут, они нанесли бомбовый удар по кораблям и высадочным средствам. Бомбардировщики противника действовали без прикрытия истребителей, выбрав момент, когда наши истребители шли на аэродромы с бомбардировщиками и штурмовиками. Бомбы сбрасывались с горизонтального полета и пикирования с высоты 1000–4000 м. Канонерские лодки и катера тотчас же прекратили огонь по берегу и открыли огонь по самолетам. Огнем кораблей атака с воздуха была сорвана, при этом один самолет противника был сбит и упал на берегу.
   Результаты бомбового удара оказались незначительны. Корабли уклонялись от бомб маневром. Потери были следующие: трофейной барже ДБ-51 прямым попаданием было нанесено незначительное повреждение корпуса. Ранено было семь человек, из которых пять осталось в строю. Баржи продолжали выполнять слою задачу. На канонерской лодке «Селемджа» осколком был легко ранен один офицер.[192]
   Между тем под прикрытием огня катеров МО, бронекатеров и частично высадочных средств первый бросок десанта продолжал движение к берегу. В 5:55 к берегу начали подходить катера и тендеры, высаживая людей первого броска. До 6 часов противник огня не открывал; высадочные средства подошли к берегу без потерь. Затем батареи противника, одна калибра 76 мм с левого берега реки Тулокса[193] и другая – двухорудийная, калибр которой установить не удалось, из района южнее знака Видлица, открыли беспорядочный огонь по высадочным средствам. Одновременно с участка высадки был открыт ружейно-пулеметный огонь. Катера МО начали закрывать фланги высадки дымовой завесой, продолжая в то же время вести огонь по батареям и огневым точкам финнов. В момент подхода к берегу катера охранения вели пулеметный и пушечный огонь прямой наводкой по огневым точкам противника, противодействующим десанту.
   Авиационно-артиллерийская обработка плацдарма высадки оказалась достаточно эффективной, и высадочные средства подошли к берегу без потерь.
   Согласно плану, перенос огня канонерских лодок в глубину должен был произойти по сигналу командира первого броска. Однако широкое использование дымовых завес не позволило определить момент подхода высадочных средств первого броска к берегу; поэтому командир высадки, опасаясь, что он не увидит пиротехнического сигнала, около 6 часов отдал приказание о переносе огня в глубину. Канонерские лодки сменили огневые позиции, подойдя ближе к берегу.
   Высадка подразделений первого броска происходила организованно. Каждое из них высаживалось точно согласно месту и времени, указанным в плане. Потери при высадке были весьма незначительны (всего 6 человек раненых). Уже в 6:20 высадка подразделений первого броска была закончена. Вместе с ними были высажены корректировочные посты кораблей отряда артиллерийской поддержки, которые с берега немедленно же установили связь со своими кораблями и приступили к корректированию огня.
   За подразделениями первого броска начал высаживаться первый эшелон. Противник успел подтянуть к месту высадки минометные батареи и бронепоезд, вследствие чего высадка первого эшелона проходила под воздействием неприятельского огня. В этих условиях с успехом вновь была применена постановка дымовых завес. В 9:20 закончилась высадка первого эшелона.
   К 14 часам к месту высадки подошел второй эшелон десанта. В 14:25 началась его выгрузка. Противник пристрелялся к точкам на берегу, где происходила высадка, а также к сооруженным временным причалам; поэтому высадка и выгрузка производились с перегрузкой с транспортов на высадочные средства. Чтобы прикрыть выгрузку, катера беспрерывно отсекали батареи дымовыми завесами. Особенно удачно были поставлены дымовые завесы на берегу на флангах десанта (дымовыми шашками) в то время, когда ветер дул с берега. Две дымовые стены образовали как бы коридор, который противник не в состоянии был просматривать. В этом коридоре и происходило движение плавучих средств.
   Выгрузка затянулась вследствие того, что пушки и машины разгружались при помощи примитивных средств (наспех сделанных мостков), а разгрузка боезапаса происходила с баржи, стоявшей далеко от берега, с перегрузкой на тендеры и катера, которые на один рейс затрачивали более часа. Несмотря на интенсивный огонь противника, загрузка второго эшелона прошла без потерь в людях и технике. Она закончилась около 11 часов 24 июня.[194]
   В это время командование фронта приняло решение о дополнительной высадке в районе устья реки Тулокса 3-й морской стрелковой бригады[195] с целью подкрепления 70-й бригады, расширения плацдарма и развития успеха. Транспорты с частью высадочных средств направились в район Свирица за 3-й бригадой.
   Решение о дополнительной высадке 3-й морской стрелковой бригады было вызвано рядом соображений. В направлении высадившегося десанта отходили значительные силы противника, отброшенные с рубежа реки Свирь. Не получив подкрепления, одна 70-я бригада не была в состоянии противостоять натиску финнов с юга и одновременным контратакам подтягиваемых с севера резервов противника.
   Соединение десанта с передовыми частями 7-й армии предполагалось лить через несколько дней, в течение которых 70-я бригада, в связи с создавшейся обстановкой, должна была вести бой самостоятельно. С вводом в бой 3-й бригады, кроме усиления десанта, предполагалось расширить захваченный плацдарм и развернуть более решительные действия в тылу противника на важнейших путях его отхода.
Действия десанта на берегу
   Подразделения первого броска начали высадку на берег на пять минут раньше срока, намеченного планом. Высадка десанта оказалась неожиданностью для противника. Финны открыли огонь тогда, когда первые партии десанта уже вышли на берег. Огонь противника был беспорядочным и почти не причинял потерь; в подразделениях первого броска оказалось всего 6 раненых.
   Иначе обстояло дело с высадкой первого эшелона. Противник, как уже упоминалось, успел подтянуть к месту высадки минометные батареи; перебросив по железной дороге бронепоезд, он открыл прицельный огонь по району высадки. Однако к этому времени подразделения первого броска успели оттеснить противника от уреза воды, и его пулеметный огонь уже не достигал места высадки, а артиллерия не смогла вести огонь по судам прямой наводкой. В 8:30 подошла пехота противника и пыталась под прикрытием огня артиллерии, минометов и бронепоезда дважды контратаковать десантные подразделения с целью сбросить их в озеро. Встреченные организованным огнем десанта, поддержанного огнем корабельной артиллерии и бомбо-штурмовыми ударами авиации, эти контратаки успеха не имели.
   В 9:20 подразделения первого эшелона закончили высадку, почти не имея потерь и, развернувшись в боевой порядок, повели наступление с целью перехватить железную дорогу и шоссе, проходящие по восточному берегу озера. Противник, не располагая в районе высадки достаточными силами для противодействия десанту и вначале ошеломленный внезапностью, не смог оказать организованного сопротивления. Десант с хода решил задачу, поставленную ему командованием. При этом десант захватил трофеи: две 210-мм и одну 45-мм пушки, 2 трактора, 8 автомашин и пр.
   Вскоре оправившийся от внезапности противник начал оказывать организованное сопротивление. Десант, почти полностью захватив указанный ему плацдарм, перешел к обороне. На севере десантные подразделения достигли середины перешейка у озера Линдоя, на востоке оседлали шоссейную и железную дороги и на юге продвинулись на 200–300 м западнее Тулоксы.
   Во второй половине для противник, подтянув резервы с севера и используя части, отступавшие с юга, предпринял ожесточенные атаки по всему фронту обороны десанта, стремясь во что бы то ни стало сбросить его в озеро и освободить занятые им участки железной и шоссейной дорог. Используя мощную поддержку канонерских лодок, десант успешно отразил все контратаки и только на крайнем правом фланге противнику удалось потеснить наши подразделения на 200–300 м.
   К концу первого дня операции обстановка сложилась следующая. На правом фланге десантные подразделения вышли к устью реки Тулокса, в центре перерезали железную и грунтовую дороги, на левом фланге вышли к изгибу дорог; поселок Линдоя остался в руках противника. Финны, подтянув в район Линдоя до пехотного батальона, к исходу дня и в ночь на 24 июня предприняли ожесточенные атаки, стремясь во что бы то ни стало ликвидировать наш десант. Все эти атаки были отбиты. Для более эффективного использования артиллерии канонерские лодки, поддерживавшие десантные подразделения, подходили ближе к берегу.
   Исключительно важную роль в отражении вражеских контратак сыграла авиация, совершившая за сутки 347 самолето-вылетов. Однако следует отметить имевшие место в первый день операции случаи атак штурмовиками десантных войск и один случай обстрела своего самолета кораблями. Причинами этого следует считать: сложность наземной обстановки в период высадки и захвата плацдарма, отсутствие должной дисциплины в десантных подразделениях при обозначении своего переднего края и неумение летчиков ориентироваться в наземной обстановке. Обстрел кораблями флотилии своего самолета произошел по вине летчика, долго не дававшего условленного опознавательного сигнала. В дальнейшем, когда десант полностью захватил плацдарм, и линия фронта стабилизировалась, случаев действия наших самолетов по своим войскам уже не наблюдалось. Летчики перед вылетом на боевое задание получали точное указание линии фронта по карте.
   С утра 24 июня погода резко ухудшилась. Низкая облачность, временами дождь, туман крайне затрудняли действия авиации. Воспользовавшись отсутствием в воздухе нашей авиации, противник, подтянув к району высадки артиллерию, которую установил на открытых позициях, минометные батареи и людские резервы, около 12 часов 24 июня перешел в решительную контратаку. Для оказания более эффективной помощи десанту канонерские лодки и бронекатера подошли непосредственно к берегу и, несмотря на обстрел их батареями противника, открыли интенсивный огонь по берегу прямой наводкой. Поддержанный огнем кораблей, десант успешно отразил атаки противника.
   Около 14 часов к району высадки подошли транспорты с первым эшелоном 3-й бригады. К этому времени на берегу создалось довольно тяжелое положение. Противник не прекращал ожесточенных атак, боезапас в бригаде подходил к концу. Попытки организовать снабжение десанта боеприпасами по воздуху, предпринятые в конце дня 23 июня, оказались безрезультатными, так как большая часть сброшенных боеприпасов пришла в негодность. 24 июня авиация не действовала. По приказанию командующего флотилией часть канонерских лодок сгрузила небольшое количество боеприпасов (главным образом 45-мм снарядов и ружейных патронов).
   Командующий операций отдал распоряжение об ускорении высадки на берег 3-й бригады. С этой целью корабли подошли вплотную к берегу, на 2–3 кабельтовых (370–550 м), и начали высадку. Рассеявшийся туман дал возможность противнику обнаружить высадку и открыть по высаживающимся войскам массированный артиллерийско-минометный огонь. Командир отряда корабельной поддержки приказал канонерским лодкам подойти ближе к берегу и открыть огонь прямой наводкой. С этой же целью катера «МО» поставили дымовые завесы. Около 15:40 район высадки подвергся обстрелу с самолетов-штурмовиков противника, в результате чего насколько человек личного состава десанта и экипажей кораблей были ранены. Тендеры своим огнем сбили один самолет противника.
   К 17 часам высадка закончилась. Всего высадилось 2443 человека. Позже высадились остальные части 3-й бригады, полк малокалиберной зенитной артиллерии и полк дивизионной артиллерии.[196]
   Получив подкрепление в людях, в технике и отчасти в боеприпасах, десантный отряд закрепился на своих рубежах и, несмотря на ожесточенные повторные атаки противника со всех направлений, прочно удерживал захваченный плацдарм.
   Войска 7-й армии, продолжая преследование противника, к 11 часам 25 июня вышли передовыми частями в район Праккила (21 км юго-восточнее района высадки).
   Вследствие шторма связь десанта по озеру прекратилась, и подвоз боеприпасов не производился. Между там выявилась срочная необходимость в подаче десанту некоторых видов боеприпасов. Боеприпасы были поданы самолетами-штурмовиками, которые с бреющего полета сбросили 120 тыс. патронов ТТ.
   Днем 26 июня противник пытался несколько раз атаковать наши части, но успеха не имел, а во второй половине дня прекратил действия в этом районе. Продолжавшие отход вдоль побережья и лишенные возможности пользоваться железной дорогой и шоссе, финны отводили свои войска по проселочным дорогам, в обход плацдарма, занятого десантом.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [39] 40 41

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация