А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Психология подросткового и юношеского возраста" (страница 1)

   Филип Райс, Ким Долджин
   Психология подросткового и юношеского возраста

   Предисловие к русскому изданию

   Существует не так много учебников, переживших 12 международных изданий. Учебник, который лежит перед вами, принадлежит этому ограниченному кругу книг, востребованных в разных концах земного шара. Есть несколько причин, по которым стоит обратиться именно к этому учебнику, а не к какому-то другому. Первая заключается в том, что автор осознанно стремится охватить все вопросы, связанные с возрастом 11–19 лет (по классификации, принятой в США, это подростковый возраст, согласно отечественным классификациям, этот период охватывает как подростковый, так и юношеский возраст). Это тот возраст, который жадно впитывает новшества времени, а потому данные о нем нуждаются в постоянном обновлении. Именно поэтому в каждом новом издании авторы учебника вводят новые главы и анализируют все новые вопросы, которые постоянно всплывают в связи с резкими изменениями информационной составляющей общественной жизни. С каждым изданием учебник все более напоминает энциклопедию, посвященную конкретному возрастному периоду.
   Существенность изменений, вносимых в новое издание, можно оценить, прочтя предисловие автора. Трудно представить, что еще не охвачено и так или иначе не рассмотрено в книге. То, с чем наше общество столкнулось, но еще не смогло оценить и проанализировать, уже изучено американскими исследователями и даны те или иные способы решения проблемы. Эти знания могут быть крайне важными: борьба с употреблением психоактивных веществ, расовая и национальная нетерпимость, миграция, ранняя подростковая беременность, защита детей от действий в Интернете, дедовщина и т. д. Наше общество только осознало наличие этих проблем, а в учебнике уже сделана попытка обобщить опыт разных стран и исследователей, теоретиков и практиков.
   Вторая причина значимости именно этого учебника связана с глубокой теоретической проработкой каждого аспекта подросткового возраста. Представлены практически все активно используемые в научном мире теории, касающиеся всех психических процессов и теорий личности. В данной работе они развернуты для узкого периода в жизни человека, но уникально именно сочетание такого большого числа часто весьма противоречивых точек зрения, что позволяет студентам вновь вспомнить каждую и соотнести их друг с другом.
   Третья причина состоит в методической проработке материала, который, с одной стороны, качественно организован, с другой – имеет удобный справочный материал и описание собственного опыта подростков. Учебник получился и глубокий и одновременно «теплый», «живой», после прочтения которого всплывают реальные образы подростков.
   Важной особенностью издания является разностороннее рассмотрение жизни подростка: представлены биологические и медицинские данные, предлагаются психологический и социальный подходы к анализу всех сторон жизни подростка. Это означает, что подростка рассматривают не просто как человека в определенном возрастном диапазоне, но как человека, принадлежащего определенной культуре, определенному сообществу, семье и сверстникам.
   Глава 1 посвящена социальному контексту, в котором предстает подросток. С точки зрения авторов, в современном обществе произошло несколько революционных преобразований: изменение информационного потока, появление новых бытовых приборов, смена образовательных программ, изменения в структуре семьи, в размахе преступности. Все эти преобразования воздействовали на подростков и изменили их поведение и способ мышления.
   В главе 2 предлагается анализ теоретических представлений о подростковом периоде. В ней весьма импонирующим является описание теории Л. С. Выготского наряду с широко известными американскими теоретиками науки.
   В главе 3 описываются особенности поведения подростков, принадлежащих разным культурам, в том числе национальным меньшинствам, проживающих в районах с разной социоэкономической ситуацией.
   В главе 4 рассматриваются половое созревание и физическое развитие подростков. В этой главе дается подробное описание проблем, с которыми сталкиваются мальчики и девочки, когда внезапно в их крови появляется огромное количество гормонов, преобразующих их внешний вид, поведение, эмоции и мышление.
   В главе 5 описывается поведение, связанное со здоровьем и отношением к здоровью, крайне важные для подростка и скудно представленные в популярной отечественной литературе.
   В главе 6 описаны традиционные взгляды на особенности когнитивного развития подростков. Большой интерес вызывает критика позиций Пиаже, позволяющая понять потребность в новых представлениях относительно познавательных особенностей, свойственных данному возрасту.
   В главе 7 проанализированы новые подходы к когнитивному развитию, объясняющие особенности переработки информации подростком, ее оценки и принятие решений.
   Глава 8 посвящена анализу Я-концепции, идентичности, этничности и гендерным представлениям подростков. Это наименее освещенные в отечественной литературе проблемы, которые предопределяют толерантность людей.
   В главе 9 описываются сексуальные ценности и поведение. В этой главе приводятся наиболее болезненные для нашего общества проблемы: использование контрацептивов, болезни, передающиеся половым путем, ранняя беременность и аборты.
   Глава 10 направлена на описание подростка в семье: раскрываются причины конфликтов с родителями и сибсами, а также затрагивается проблема насилия в семье.
   В главе 11 рассматриваются неполные и смешанные семьи, а также развод родителей. Если информацию о неполных семьях можно найти в отечественной литературе, то смешанные семьи описаны крайне скудно, что придает особый вес информации данной главы.
   Глава 12 посвящена социальному развитию, причем акцент делается на природу дружбы и любви в данном возрастном диапазоне.
   В главе 13 описываются субкультуры подростков, распространенные в школах и университетах, отношение подростков к одежде и престижным объектам.
   В главе 14 анализируется развитие нравственных ценностей подростков, причем особый акцент делается на семью как фактор воспитания морали.
   Глава 15 связывает образование и школу. Весьма интересным представляется анализ «хорошей» школы.
   Глава 16 посвящена работе и профессии, в ней делается попытка понять, почему подросток предпочитает одну профессию другой.
   В главе 17 описана отчужденность подростка, в ней представлены причины, побуждающие подростков совершать самоубийства, уходить из дома, совершать преступления.
   В главе 18 описано злоупотребление психоактивными веществами и аддикция. Поражают подробность и строгость описания, позволяющие представить глубину проблемы, встающей перед современным поколением людей.
   Перечень тем позволяет увидеть широту охвата проблем, относящихся к подростковому возрасту, а факт переиздания косвенно подтверждает глубину погружения в них авторами.
   Переиздание данной работы позволяет подросткам и всем, кто занимается проблемами подросткового возраста, приобщиться к самым современным знаниям, позволяющим не только делать прогнозы относительно поведения конкретных подростков, но и создавать программы коррекции.
...
Е. И. Николаева,доктор биологических наукпрофессор кафедры психологиии психофизиологии ребенкаРГПУ им. А. И. Герцена.
   Моей матери Флоранс

   Предисловие

   Я начал читать по этому учебнику курс «Подростковый возраст: развитие, взаимоотношения и культура», когда впервые стал преподавать в Миннесотском университете в 1981 г. Не считая единственного отступления, когда пытался «попробовать что-то новенькое», я всегда возвращался к нему С моей точки зрения, это самый полный хорошо написанный учебник о подростковом возрасте за последние 30 лет. Именно поэтому я был необычайно признателен, когда мне предложили стать соавтором 10-го издания.
   Как и в случае двух предыдущих изданий, я остаюсь верным позиции необходимости включать разные подходы при обсуждении проблемных вопросов. Так, читатели, обращавшиеся к этому изданию ранее, заметят постоянный сдвиг в сторону обращения к проблемам подростков-девочек. Другое важное изменение связано с описанием когнитивного развития: глава о Пиаже была переструктурирована, чтобы подчеркнуть его историческую значимость, и глава о переработке информации и современных перспективах переработана с тем, чтобы более четко описать когнитивные изменения, происходящие в подростковом возрасте, а не только саму теорию переработки информации.
   Некоторые изменения, начавшиеся в предыдущем издании, продолжились и в этом.
   Во-первых, каждая глава теперь начинается серией вопросов: «Интересно узнать…», которые проливают свет на наиболее значимую информацию в главе. Ответы на эти вопросы проходят сквозь всю главу как знаковые позиции. Во-вторых, текст сейчас включает разделы «Своими словами» – это рассказ подростка из первых уст о собственном опыте переживания, что иллюстрирует и персонализирует информацию. В-третьих, добавлен короткий «Эпилог», который демонстрирует различие между подростками и молодыми взрослыми и где представлена дискуссия о новой стадии, которая известна как возникновение взрослости. В-четвертых, там, где это возможно, в конце главы добавлен раздел, названный «Полезные вебсайты», отсылающий к полезным ссылкам в Интернете.
   Сделана одна новая модификация в педагогической поддержке. В течение многих лет главы заканчивались списком вопросов, целью которых была помощь студентам в осознании того, что они прочли, и попытка сделать материал более личностно окрашенным. В этом издании эти вопросы разделены на три части. Первая содержит личностно ориентированные вопросы, которые в наибольшей мере похожи на вопросы, представленные в более ранних изданиях. Следующая часть содержит вопросы, которые можно обсуждать коллективно, например использовать при работе в малых группах для улучшения взаимодействия в них или вне класса. Эти вопросы могут быть размещены в чатах или электронных бюллетенях. Последняя часть содержит вопросы для дискуссии, содержащие противоречивые утверждения, которые могут быть использованы для обсуждения или диспута.
   Я надеюсь, что вы воспримете новое, переработанное 12-е издание «Психологии подросткового и юношеского возраста» лучше, чем предыдущее. Я добавил 700 новых ссылок в это издание, 600 из них – на издания последних лет (список литературы см. на http://shop.piter.com/book.phtml7978549807290), и, конечно, обновил данные и терминологию в соответствии с самыми последними исследованиями. И наконец, в этом издании появились новые темы и существенно расширены старые.
...
   • Взросление
   • Подростковые компании в XX столетии
   • Защита детей от действий в Интернете
   • Международная проекция подростковых интересов
   • Насилие в компьютерных играх
   • Подростки, живущие в семьях, в которых произошло убийство
   • Использование поддержки с помощью компьютерной системы объявлений
   • Критерии, которые используют подростки, для оценки взросления
   • Обучение в районах с высокой концентрацией бедных семей
   • Бездомные подростки
   • Интерес к здоровью у американских подростков
   • Американские подростки филиппинского происхождения
   • Подростки южно-азиатского происхождения
   • Устойчивость
   • Расовые различия в начале пубертатного периода
   • Женская атлетическая триада
   • Неудовлетворенность своим телом подростками-мальчиками
   • Дедовщина и раннее созревание
   • Рост числа подростков с ожирением
   • Добровольный запрет на продажу газированных напитков в школьных столовых
   • Действия правительства по улучшению здоровья подростков
   • Личный миф – это плохо?
   • Почему возникает эгоцентризм?
   • Роль контроля исполнения в когнитивном развитии
   • Чрезмерное использование эвристики подростками
   • Стабильность величины коэффициента интеллекта на протяжении подросткового периода
   • Культура рынка и свобода использования тестов, оценивающих интеллект
   • Динамическая оценка движения
   • Новый тест SAT
   • Роль напряжения и низкой самооценки
   • Подростки – дети родителей разных рас
   • Этническая идентичность белых подростков
   • Детско-родительские отношения и сексуальное поведение
   • Влияние детско-родительской коммуникации на сексуальное поведение
   • Друзья с преимуществами
   • Принудительная и нежеланная сексуальная активность
   • Трихомоноз
   • Новый взгляд на матерей-подростков
   • Биологическая основа сексуальной ориентации
   • Зацепки в студенческих общежитиях
   • Индукция
   • «Суровая любовь» – стиль воспитания, применяемый некоторыми родителями
   • Чрезмерно потакающие родители
   • Стили взаимодействия подростков с дедушками и бабушками
   • Влияние злоупотребления физическим наказанием на подростка
   • Степень, до которой подростки вводят родителей в заблуждение
   • Долговременные последствия развода
   • Утрата контакта после развода со значимыми другими
   • Подростки, воспитанные в значительной мере или исключительно бабушками и дедушками
   • Подростки, воспитанные вдовами и вдовцами
   • Подростки, живущие в открытой или закрытой приемной семье
   • Влияние родителей на взаимодействие со сверстниками
   • Различные значения «популярности»
   • Характеристики популярных подростков
   • Агрессия взаимодействия и репутации
   • Насильники и их жертвы
   • Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних
   • Запугивание через Интернет
   • Начало встреч юношей и девушек
   • Академический успех и социальное сопротивление
   • Участие во внеаудиторных занятиях
   • Влияние занятий спортом
   • Известные молодежные группировки: флэпперы, хиппи, скейтбордисты, хип-хоперы
   • Подростки как потребители
   • Использование мобильных телефонов подростками, включая пересылку сообщений
   • Использование подростками Интернета
   • Долги учеников колледжа по кредитным картам
   • Интернет-зависимость
   • Моральные суждения и эпистемологическое развитие
   • Изменение просоциального поведения в подростковом возрасте
   • Религиозность и моральное развитие
   • Влияние насилия в телевизионных передачах на подростков
   • Влияние рекламы на поведение подростков
   • Почему подросткам нравятся «страшные» фильмы?
   • Жульничество в колледже
   • «Ни один ребенок не должен остаться вне» и среднее образование
   • Выбор школы: домашнее обучение, частная школа, привилегированная школа
   • Причины прогулов школьных занятий
   • Распределение учащихся по категориям на основе тестирования
   • Использование и польза от компьютеров в школе
   • Статистика насилия в новых школах
   • Летние школы или летняя занятость
   • Новые данные о влиянии работы после школьных занятий
   • Отношение подростков к своей работе после школы
   • Связь между ИОЗС и суицидами
   • Отношения в семьях подростков, совершавших суицид
   • Последствия подросткового ареста
   • Подростки во взрослых тюрьмах
   • Подростковое самокалечение
   • ЛААМ
   • Клубные наркотики
   • Особенности наилучших программ по профилактике наркомании
   • Реклама табака
   • Употребление подростками бездымного табака
   • Подростковое пьянство
Структура текста
   Организация текста является точно такой же, как и в предыдущих изданиях.
Часть I. Подростковый возраст
   Три главы включены в первую часть: «Подростки в социальном контексте» (глава 1). «Подростковый возраст с точки зрения теории» (глава 2). «Такие разные подростки (глава 3)».
   В главе 1 представлено развитие подростков, их взаимоотношения, культура в социальном контексте и дискуссии относительно революционных изменений в обществе, как все это влияет на жизнь подростков. Обсуждается семь изменений: продление подросткового возраста, компьютерная революция, изменения в работе, изменения в образовании, изменения в природе семьи, сексуальная революция и революция насилия.
   В главе 2 изложены теоретические представления, обсуждение мультидисциплинарных точек зрения на подростковый возраст.
   В главе 3 подростковый возраст рассматривается в контексте этноса и социоэкономической ситуации. В ней говорится о подростках с низким социоэкономическим статусом, принадлежащих к малым этническим группам: афроамериканцы, испаноговорящие американцы, индейцы и американцы азиатского происхождения. Есть также раздел, посвященный иммигрантам и беженцам.
Часть II. О физическом развитии
   Эта часть содержит две главы, в наибольшей мере интересные для студентов. «Тело подростка. Половое созревание и физическое развитие» (глава 4), в которой обсуждаются биохимические и биологические аспекты пубертатного периода.
   «Тело подростка. Поведение, связанное со здоровьем, и отношение к здоровью» (глава 5), в которой представлены такие темы, как физическая привлекательность, вес, питание, физическая активность.
Часть III. Об интеллектуальном развитии
   Две главы этой части описывают «Традиционные подходы к когнитивному развитию. Пиаже и Элкинд» (глава 6), а также «Новые подходы к когнитивному развитию. Обработка информации, принятие решений, вопросы оценки» (глава 7).
Часть IV. Психосексуальное развитие
   Важные темы: «Я-концепция, идентичность, этничность и гендер» – обсуждаются в главе 8. Сексуальные ценности и поведение представлены в главе 9.
Часть V. Семейные отношения
   «Подростки в семье» рассматриваются в главе 10. В главе 11 описаны «Развод, неполные и смешанные семьи».
Часть VI. Социальное развитие
   Три главы включают следующие темы:
   «Социальное развитие. Изменение природы дружбы и романтических отношений» (глава 12).
   «Общество, культура и субкультура подростков» (глава 13). «Развитие нравственных ценностей» (глава 14).
Часть VII. Образование и профессиональное обучение
   В главе 15 «Образование и школа» говорится о развитии в средней школе. В главе 16 «Работа и профессия» обсуждаются многие проблемы, связанные с выбором профессии.
Часть VIII. Психологические проблемы
   В этой части обсуждается «Отчужденность подростков» (глава 17). «Злоупотребление психоактивными веществами, аддикция и зависимость» (глава 18).
   Наконец, текст заключает короткий эпилог, описывающий жизненные задачи молодых взрослых и формирование взрослости.
Особенности
   Другие важные особенности, высоко оцененные читателями, сохранились из прежнего издания, включая пять различных разделов, которые представляют многие новые темы и примеры. Раздел «Личное дело» обсуждает темы, интересные студентам. В разделе Кросс-культурные вопросы демонстрируется различие между разными расами и этническими группами в различных аспектах. В разделе «Последние исследования» продолжается обсуждение научных проблем. В разделе «Своими словами» представлены выдержки журнальных статей, написанных студентами колледжа, которые иллюстрируют идеи, предлагаемые в тексте. В разделе «Интересно узнать…» размещены вопросы и даны ответы на них для стимулирования интереса студентов к обсуждаемому материалу. Все это вместе делает текст разнообразнее и интереснее.
   Есть и другие полезные особенности, отличающие 12-е издание.
Обширная научная база
   Обсуждения подкрепляются ссылками более чем на 3000 источников, большая часть из которых является оригинальными исследованиями. Основной акцент сделан не на сведении всех этих исследований вместе, а на обсуждении интересующих нас тем.
Педагогические цели
   Данная книга написана с учетом педагогического и образовательного процессов. Каждая глава начинается с подробного плана. Ключевые термины выделены жирным шрифтом и для удобства пользования книгой размещены в конце каждой главы. Главы завершает раздел «Выводы». Вопросы для обсуждения в конце каждой главы могут быть использованы как на занятиях, так и в качестве тем для письменной работы дома. Список рекомендуемой литературы в конце каждой главы позволяет учащимся и преподавателям при желании найти интересующую их информацию по каждой теме. Аналогичным образом добавленный раздел Полезные веб-сайты обеспечивает читателей дополнительной информацией.
Эклектическая организация
   В тексте представлены не одна теория относительно подросткового возраста, но многие из них, причем анализируются вклад, сила и слабости каждой.
Исчерпывающая проработка темы
   Настоящая книга является настолько исчерпывающей, насколько возможно в рамках одного учебника. Подросток рассматривается в неразрывной связи с современным обществом. Книга включает в себя и теоретические вопросы, и примеры из жизни подростков; внимание уделяется физическим, интеллектуальным, эмоциональным, психосексуальным, социальным, семейным, образовательным и профессиональным аспектам поведения и развития подростков, моделям их поведения.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация