А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе»" (страница 12)

   Глава 11
   РАЗБОРКИ РОДСТВЕННИКОВ: СЛАВЯНЕ И ГОТЫ

   На долгое время в Восточной Европе не стало арийских народов. Разве что балтские племена занимали небольшие пространства в верховьях Днепра и на территории современной Белоруссии. Там они поселились как остаток времен расселения Сверленых Боевых Топоров.
   Большая же часть громадного пространства от бассейна Днепра до Урала занимали финноугорские племена. С XIV–XV веков до P. X. до середины I тысячелетия по P. X. Восточная Европа была царством финно-угров.
   А славяне… Где бы ни сложились славяне, откуда бы они ни пришли, большинство ученых считают, что во II–IV веках по P. X. славяне жили в Карпатах, в верховьях Вислы и на Волыни. В эту эпоху через освоенные славянами земли прошло племя готов…
Славяне и готы
   Это была еще одна демонстрация далеко не мирных отношений разных арийских народов: отношения готов и славян. Во II веке по P. X. племя готов обитало на южном берегу Балтики, в низовьях Вислы. Название польского города Гданьск восходит к более раннему Gutisk-andja – готский берег. Вот что интересно – современное немецкое название этого города – Данциг – гораздо дальше от первоначального готского, чем польское Гданьск. Это один из многих случаев, когда невольно возникает мысль – да кто же наследники готов?! Современные немцы – вовсе не прямые и не единственные наследники, это уж точно.
   Еще в I веке до P. X. готы обитали на острове Готланд и на северном побережье Балтики. Там, на прародине готов-готонов, соседями их были скандинавские племена.
   Язык готов относится к группе восточногерманских, то есть сами они не скандинавы. Но многие особенности готского языка сближают его именно с северогерманскими языками! Наверное, это признак долгого существования бок о бок со скандинавами.
   На южном берегу в числе соседей готов оказались племена балтов и северных славян – будущих словен ильменских.
   Между 150 и 180 годами готы двинулись на юго-восток, пересекли всю лесную и лесостепную полосу Восточной Европы. В период с 200 по 250 год они осваивают теплое Причерноморье, в 260-е годы захватывают греческие города Северного Причерноморья, поселяются в Крыму. Опустошительные набеги готов на Римскую империю заставили римлян уступить им провинцию Дакия.
   С этого времени в Северном Причерноморье складывается мощный союз племен во главе с королем Германарихом или Эрманарихом. Форма имени не имеет значения. В этом союзе готы играли главную роль – роль завоевателей и покорителей. А подчинялись им племена сарматов и славян. Увы им, нашим горе-«патриотам», кому нестерпим даже варяг Рюрик! Уже в III веке, за шестьсот лет до Рюрика, германское племя строило общее со славянами государство… И были в нем имперским народом, разумеется.

   К первому веку по P. X. готы заселяли южное побережье Балтики. В начале III века они заняли Причерноморье и Крым. Одновременно они стали владыками мест, населенных славянами: Карпат, Верхней Вислы, Северного Поднепровья.
   Готы основали племенной союз, в котором господствовали. Судя по всему, население этой готской державы и оставило памятники Черняховской культуры: четыре тысячи памятников, в основном селища.
   Существовала она с конца II или с рубежа II–III веков и до IV века по Р. X. Названа культура по могильникам у села Черняхов в Северном Поднепровье.
   Вероятно, остготы очень недолго были владыками Карпат и Верхней Вислы – мест, населенных славянами, – лет сто-сто пятьдесят, от силы двести. В IV веке по P. X. они ушли в Причерноморье. Там, на юге, остготы распались на два племенных союза. В низовьях Дуная жили западные готы, вестготы. В низовьях Днепра жили восточные готы, остготы.
   Часть остготов навсегда осела в Крыму. Крымская Готия существовала на протяжении всего Средневековья; и в XV, и в XVI веках находились люди, называвшие самих себя готами.
   В XVI веке фламандец О. Г. де Бусбек долго изумлялся, слушая готскую речь в Крыму. Он записал шестьдесят восемь готских слов, и современные германисты подтверждают – это слова готского языка, даже не очень изменившиеся за тысячелетие с лишним.
   Последних крымских готов истребили мусульмане уже в XVIII столетии, незадолго до завоевания Крыма Российской империей. Готы были христиане, естественные союзники Российской империи и всего христианского мира. Эти готы все еще говорили на языке, который немцы, служившие России, понимали без переводчика.
   Крым окончательно стал территорией Российской империи в 1783 году. Незадолго до этого две последние деревни готов были стерты с лица земли мусульманами. И в крови крымских греков текло немало готской крови, но для последних готов, говоривших еще на готском языке, спасение пришло чересчур поздно.
   Но и за сто-сто пятьдесят лет (150–300 гг.) готы оставили глубокий след в истории славян.
Готы и славяне
   Готы сыграли совершенно особую роль в истории славян, расколов их на западных и восточных. Готы покорили славян и вовлекли их в дела своего племени, своей державы. Эта связь началась в Прибалтике, пронесена была по всему пути готов и продолжалась в Причерноморье – причем в разное время с готами контактировали разные славянские племена. Получается – готы общались со всем славянским миром. Весьма вероятно, часть славян оказалась подхвачена движением готов на юг, ушла вместе с ними – особенно профессиональные воины.
   Готский союз племен в Северном Причерноморье называют по-разному. Скромное название «союз племен» нравится не всем, в ход идут такие определения, как «держава Германариха» и даже «империя Германариха». Империей этот союз племен не был, но готы и впрямь частью покорили, частью взяли в союзники много племен; наверняка – сарматских и славянских, очень возможно – балтских. Среди подданных Германариха были греки, аланы, даки, фракийцы.
   Среди прочих союзников готов в книге Иордана помянуты и некие «вероломные росомоны». Один из вождей росомонов изменил Германариху и бежал. Тогда Германарих велел казнить жену предателя, Сванильду. Римлянам такое решение показалось бы варварством: по римскому праву, за проступок отвечал только сам преступник, но не его близкие. В неспокойном варварском мире ни у германцев, ни у славян, ни у гуннов, ни у сарматов казнь жены за преступление мужа не казалось дикостью или «перебором». В роду все отвечали за всех, связанные круговой порукой в самом прямом, самом непосредственном смысле этого слова. Род отвечал за преступление всех своих членов – коллективная ответственность в чистом виде.
   Так же естественно, как круговая порука и коллективная ответственность, вспыхивала и кровная месть. Братья казненной Сванильды подстерегают и убивают Германариха. В действиях братьев нет ничего чрезвычайного для людей родового общества; на их месте и сам Германарих поступил бы точно так же.
   Возникает вопрос – кто же они, росомоны? Некоторые ученые видят в этом племени самих славян – например, академик Б. А. Рыбаков.[56]
   Для этого есть основания: некоторые ученые предполагают, что Сванильда – это перевод на готский язык женского имени, звучавшего примерно как «Лебедь» или как «Лыбедь». Если все верно – то легенда о Щеке, Кие и Хориве опускается на несколько веков в глубь от XIX века, в эпоху готов. Тогда росомоны – и в самом деле славяне.
   Другие не менее уверенно говорят о неком германском или балтском племени росов-русов, пришедшем вместе с готами. Такую возможность допускал еще Ломоносов.
   Очень возможно, что с берегов Балтики вместе с готами и правда двигались на юг другие германские и балтские племена, этому есть много свидетельств. Информации о них так мало, что судить о чем-то почти невозможно.
Перекрестное опыление
   Народы, которые контактируют так долго и связаны так тесно, как готы и славяне, обязательно влияют друг на друга. Кто-то может влиять активнее, кто-то не в такой степени сильно – но каждый будет оказывать разного рода воздействия на культуру каждого.
   Западные славяне меньше получили от готов – похоже, они раньше ушли из зоны активных контактов. А вот в культуре восточных славян от готов осталось очень многое. В древнерусском языке осталось много заимствований из готского языка. Это очень важные заимствования, и они перешли в современный русский язык.
   По мнению многих ученых, слово «изба» – не коренное славянское слово. Оно происходит от готского stube – штабель. До готов славяне, жившие в более теплом климате, строили только хаты; стены хаты делались из переплетенного лозняка – плетня, обмазанного сверху глиной. Если даже строили полуземлянку с деревянными стенами – стены были плетеные или из вколоченных в пол вертикальных тонких стволиков.
   Построить хату можно быстро, и трудовых затрат на постройку нужно немного, – особенно если и пол сделать земляной или обмазанный глиной.
   Еще одно заимствование – слово «меч», по-готски – mëki.
   Шлем по-готски назывался hilms или helms. Славяне заимствовали и это слово.
   Что это доказывает? Помимо культурных заимствований – что славяне с самых ранних времен вливались в состав готских дружин, активно перенимая у них типы вооружения и боевые приемы.[57]
   Но есть и намного более серьезные свидетельства готско-славянских контактов. Слово «чужой» в русском языка прямо восходит к готскому слову piuda – что означает на готском языке «народ».
   Ученые предполагают, что таким словом определяли себя готы при общении со славянами: для простоты. Ну что ж… Все первобытные племена считают себя единственными «настоящими» людьми на земле. Наши славянские предки с простодушным зверством дикарей считали, что они одни владеют словом – они славяне, то есть «говорящие». Тех, кто не владел славянской, единственной человеческой речью, называли немцами – немыми. Как интересно: это слово, когда-то относимое ко всем чужеземцам, быстро стало относиться только к одному народу. Случайно ли?
   Готы были, разумеется, не лучше – встречаясь со славянами, они называли себя «народом» – то есть опять же, единственным народом на земле. Интересно, понимали ли славяне, что, применяя это слово, готы как бы исключают их из рода человеческого? И понимали ли готы, что славяне отказывают им в праве владеть членораздельной речью?
   Слово «народ», которое готы произносили как piuda, в древнем верхненемецком звучало как thioda. От этого слова произошло прилагательное «tiutsche» – которым немцы начиная с XI века все чаще обозначали весь свой народ. До этого никакого единого немецкого народа не существовало, были территориальные названия, восходившие к прежним племенным делениям. «Баварцы» – это, конечно же, не члены племени баваров, а «саксонцы» – вовсе не древние саксы, но именно этими словами чаще всего называли себя жители разных немецких земель. Осознание своего единства было, но слабое, слабее территориального. Так поляне понимали, что древляне – тоже славяне, близкие родственники, – но это не мешало топить древлян в собственной крови при всякой попытке освободиться и не платить дань.
   Слово «tiutsche» употреблялось с XI века все чаще и постепенно превратилось в современное deutsch – то есть в «немецкий». А от него уже легко произвести и слово Deutscher – немец.
   Трудно представить себе, что русское слово «чужак» и самоназвание немцев «Deutschen» восходят к одному древнегерманскому корню, – но это факт.
   На Руси помнили о готах как о христианском народе. В житии Константина Философа есть эпизод, посвященный диспуту, проведенному в Венеции Кириллом и Мефодием. В ходе диспута противники славянской письменности говорили: мол, есть только три священных языка, на которых может быть выражено Слово Господне: древнееврейский, древнегреческий и латынь.
   В ответ Философ ссылается на солнце, которое шлет свои лучи людям всех народов без различия, на дождь, который дарит всем влагу, независимо от языка. А главное – Философ приводит пример двенадцати народов, создававших собственную письменность. В этом списке готы занимают шестое место после армян, персов, абхазов, грузин и аланов. И что характерно – все эти народы живут далеко и мало связаны с Русью. Но вот кто-кто, а уж готы на Руси очень хорошо известны, и несомненно – их пример был прекрасно знаком и Кириллу с Мефодием.
   Вынужден опять обидеть патриотических личностей – но пример того, как славяне воспроизводят у себя достижения соседнего народа, – это типичный пример так называемой «догоняющей модернизации». Ведь славяне и в крещении «делали, как готы».
   Получается – как славяне погнались за германцами в III веке – так и «гонятся» до сих пор.
   Готы тем более известны, что и после гибели Готской империи и гуннской державы часть готов осталась в Крыму. С ними, воинами и торговцами, славяне продолжали поддерживать самые активные контакты. Тмутаракань, Причерноморская Русь, граничила с Крымской Готией.
   Одним словом, «многочисленные, более или менее отчетливые следы первоначального соседства (славян и готов. – А.Б.) сохранились как в языках, так и в народной памяти восточных славян, равно как и самих германцев».[58]
   Немало славянской крови текло в жилах готов – основателей Вестготского королевства, завоевателей Иберии и Галлии, основателей Готского Крыма. Немало готской крови течет и в жилах современных русских. Готы – одни из предков древнерусской народности, наши отдаленные предки. Кому как – мне эти предки глубоко симпатичны.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация