А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе»" (страница 10)

   Глава 9
   АРИЙЦЫ ЕВРОПЫ

   Переселения всегда ведут к убыстрению развития.
Г. Коссинна
Проблема древнееевропейцев
   Ну ладно – с Индией и Ираном понятно – там арии так и назывались ариями, Иран до сих пор носит это древнее название. В Европе нет стран и народов, которые хранят такие древние наименования. Но ведь и в Европе появились арии; мы говорим на языках, произошедших от языка этих пришельцев… неизвестно откуда.
   Долгое время считалось, а большинство ученых считают и сейчас, что индоевропейские языки Европы ближе друг к другу, чем все они – к языкам Индии. Позже мы увидим, что есть и другое мнение – что некоторые из языков Европы довольно близки к санскриту, языку ариев.
   Пока главное – существовал какой-то древний язык, от которого отделились европейские языки. Можно установить – какие из них ближе к другим, какие дальше, какие раньше оторвались от единой основы, какие ближе друг к другу – потому что разделились в более позднее время. Например, все славянские языки явно намного ближе друг к другу, чем любой из них к германским или романским… Значит, эти языки имеют более недавнего общего предка – общий праславянский язык.
   Точно так же все германские языки имеют между собой много общего, гораздо больше, чем любой из них – с любым из славянских. Общий германский праязык существовал позже, чем общий для славян и германцев.
   Такой общий праславяно-прагерманский язык, общий предок всех славянских и германских языков, наверняка существовал – но гораздо раньше, чем единый праславянский и единый прагерманский.
   К середине XIX века лингвисты уже построили довольно стройную схему разделения индоевропейских языков Европы. По мнению большинства из них, в то время, когда индоиранские, анатолийские, фракийские, греческий, армянский языки уже развивались как самостоятельные отдельные группы языков, остальных западных индоевропейских языков еще не существовало.
   Не выделились отдельные группы языков, которые известны из истории: италийские, кельтские, германские, славянские, балтские, иллирийские. Существовала особая единая общность племен, из которой позднее вышли кельты, италики, германцы, иллирийцы, славяне. Когда вышли? В разное время, и об этом у разных ученых есть весьма разные мнения.
   Эту общность предков большинства современных европейцев называли в разное время и разными словами… Самое удачное название придумал немецкий лингвист Генрих Краэ в 1950-е годы: древнеевропейцы.
Где обитали?
   Где именно обитали древнеевропейцы, в какой части Европы? Важнейший вопрос, не менее важный, чем вопрос: откуда они пришли в Европу? Откуда бы ни пришли, но где именно они поселились? Европа велика.
   Выводы можно делать уже по гидронимам – названиям рек. И по топонимам – названиям территорий, гор, областей, стран. Чаще всего, если население менялось, называния гор и урочищ, а особенно рек сохранялись. И потому по гидронимам можно судить о том, кто жил в этой местности до нынешних насельников.
   Так вот – гидронимы и топонимы указывают на очень широкий ареал распространения древнеевропейского языка. На всю или почти всю Центральную Европу…
   Тут надо оговорить еще вот что: историки, археологи, лингвисты охотно ищут какую-то маленькую, уютную прародину для своих племен, языков и народов. Сколько писалось, что славяне возникли в поймах реки Припять, Вислы или на южных склонах Карпат… Какая точность – именно на южных! Уже восточные или западные склоны нашим предкам, как видно, не подходили.
   Так же точно писали о возникновении германцев строго в пойме или в устье Рейна, или в устье реки Эмс – то есть на площади чуть ли не в десятки квадратных километров.
   Видимо, есть в натуре человека что-то, заставляющее искать именно вот такую маленькую, камерную прародину… Не зря ведь немцы для своей «древней прародины», Urheimat часто используют слово, пришедшее из биологии: die Keimzelle – что в буквальном переводе означает «зародышевая клетка». Язык – Keimzelle; прародина – Keimzelle.
   Поляки используют для такой прародины народа еще более поэтичное слово Prakolebka – то есть «древняя колыбелька», «праколыбель».
   Если «своя» прародина видится чем-то миниатюрным, то такой же видится и прародина других языков и народов. По этому поводу ехидно и сильно написал немецкий ученый Брюкнер:
   «Не делай другому того, что неприятно тебе самому. Немецкие ученые охотно утопили бы всех славян в болотах Припяти, а славянские – всех немцев в Долларте (болотистое устье реки Эмс. – А.Б.); совершенно напрасный труд, они там не поместятся. Лучше бросить это дело и не жалеть света Божьего ни для тех, ни для других»[40].
   Но дело не только в этике – давать всем побольше света Божия; дело в самой науке. Лингвистические данные показывают – народы если изначально и возникли в каком-то небольшом ареале, они непременно расширяли этот ареал, переходили с места на место.
   Лев Гумилев справедливо писал, что у всех народов есть своя родина – особое сочетание «кормящих и вмещающих ландшафтов»,[41] исконная территория, которую они считают своей.
   Но в чем не прав великий ученый Лев Гумилев: у каждого народа не одна родина, их может быть и две, и даже несколько. У русских дом – междуречье Оки и Волги, все верно… Но и Поднепровье – тоже родина для русских – оттуда вышли наши предки. И Карпаты – оттуда вышли предки, только более отдаленные. И вся Центральная Европа – тоже дом для русских, потому что во всей Центральной Европе жили наши предки древнеевропейцы.
   Ведь по данным лингвистики место расселения древнеевропейцев очень обширное. Вся Центральная Европа – древний дом, Urheimat, Prakolebka, для всех их потомков этой нерасчлененной тогда общности (то есть и для ирландцев, и для французов, и для поляков, и для русских, и для итальянцев в одинаковой степени). Вот только die Keimzelle такое пространство уже не назовешь, это никак не «зародышевая клетка».
Археологи ищут древнеевропейцев
   Лингвистика лингвистикой, а хочется изучить еще и исторические источники… Письменных нет – у древнеевропейцев еще не было письменности.
   Если исторические источники молчат – надо дать слово археологии. Не случайно ведь археологию называют порой «история, вооруженная лопатой». Правда, как раз одно из самых сложных направлений в исторической науке – связать археологические находки с каким-то конкретным народом… Но кое-какие возможности у археологии все-таки есть, и уже в XIX веке можно было делать хотя бы предварительные выводы.
   Потому что как раз там, где показывают данные лингвистов, в бронзовом веке существовала огромная культурная общность. Она была окружена множеством небольших культурных группировок – каждая со своим ареалом, традициями, связями, уровнем культурного развития.
   Внутри этой общности все время возникали и исчезали какие-то местные варианты, но в целом эта общность оставалась единой и резко отличалась от соседей.
   В 1500–1200 годах до P. X. это была «культура курганных могил». Само название говорит – носители культуры хоронили своих покойников под курганными насыпями. Они вкапывали в землю сложные деревянные или каменные сооружения, и в них совершали какие-то неведомые нам ритуалы, а потом в неглубоких ямах хоронили покойников. Над деревянными и каменными сооружениями они насыпали курганы, а курган окружали оградкой из вкопанных в землю камней.
   Иногда носители культуры курганных могил сжигали умерших, но и тогда клали в могилы сопроводительную еду и инвентарь для жизни в ином мире. А кости покойника складывали в глиняные сосуды – урны.
   Основой хозяйства этих людей было разведение коров и земледелие. Козы, овцы и свиньи у них тоже были, но в намного меньшем количестве. И еще они много охотились: ведь в тогдашней Европе зверей было куда больше, чем людей.
   Носители культуры курганных могил вели разработки медных руд в Карпатах и Чешских Рудных горах, в Восточных Альпах. Из меди и бронзы они изготавливали одежные булавки, плоские браслеты с двойными спиральными розетками по краям, спиральные перстни, сердцевидные и лилиевидные подвески.
   Из орудий делали серпы и ножи с литыми рукоятками, топоры, шилья, особые топоры – пальштабы.
   Из оружия – кинжалы, наконечники копий, мечи с цельнолитыми рукоятями.
   Люди этой культуры изготавливали амфоровидные сосуды, разнотипные миски, чаши, кувшины. На эту посуду они налепляли украшения из глины – так называемая «пластическая орнаментация». Археологи раскопали гончарные печи и целые склады готовой продукции гончаров. Видимо, у древнеевропейцев уже были какие-то ремесленные центры.
   Археологические данные хорошо показывают, как племена культуры курганных могил постепенно увеличиваются за счет расселения и постепенной ассимиляции инокультурного населения. Как они распространяют характерные для них керамику, металлические изделия, черты погребального обряда туда, где раньше не было ничего подобного.
   На большой и разной территории идет ассимиляция населения разных культур и языков… Происходит накопление различий внутри территории.
   В XII веке до P. X. культуру курганных погребений сменяет «культура полей погребальных урн». Часто археологи при смене культур делают выводы – это сменилось население! Наверное, так поступили бы и в этом случае, но слишком уж заметно – новая культура постепенно зародилась внутри прежней.
Культура полей погребения
   Культура полей погребения существовала примерно с 1200 по 700 год до P. X.
   На поздних стадиях развития культуры курганных погребений все шире распространяется обычай сжигать покойников, а останки сожженных захоранивают в урнах на курганных могильниках – полях погребений.
   Знать хоронили на повозках, украшенных изображениями птиц.
   В этот период основные земледельческие культуры – полба (сорт пшеницы) и ячмень, но к ним добавляются рожь и овес, полевой горох, чечевица, лен и масличные – мак и рапс.
   Носители культуры полей погребений изготовляют топоры, серпы, ножи, шилья, предметы вооружения – наконечники копий, мечи длиной 80-100 сантиметров, с литой массивной рукоятью, а также бронзовые булавки разных типов, браслеты, перстни, височные кольца, ожерелья из трубочек и бус, бронзовые орнаментированные пуговицы. Появился обычай застегивать одежду особыми булавками – фибулами. Появляются бронзовые сосуды.
   Поселения в этот период неукрепленные, от совсем небольших до 50 гектаров площадью. Располагаются они на всхолмлениях вблизи ручьев и речек. Редко обносились поселения рвами, – видимо, войны случались нечасто. Внутри же поселений находят ямы для зерна (грушевидной формы), загоны для скота. На поселении Бух близ Берлина найдены вкопанные в землю сосуды для хранения зерна.
   Позже появляются поселения, укрепленные для обороны, – на мысах, островках, холмах, возвышениях. Стены делают из камней, бревен, палисады из бревен. Таковы укрепленное поселение Бискупинское и Бухау в Баварии или на острове на озере Федерзее. Вообще укрепленные городища этой эпохи чаще встречаются на холмах в Дунайсном регионе. Видимо, за поймой большой реки войны все же происходили.
   Жилища этой культуры – наземные постройки со столбовой конструкцией стен. В Чехии найдены жилища с обмазкой из глины с геометрическим орнаментом белой и красной краской.
   Судя по всему, что мы знаем, население полей погребальных урн было довольно однородным в культурном и в языковом отношении. Эдакий массив родственных племен, которые живут в разных условиях и потому в чем-то ведут различное хозяйство… Но группировки внутри этого массива все время контактируют между собой, не создавая изолированных образований, которые развивались бы сами по себе, без постоянных связей с остальными.
   Об этом говорит близость духовной культуры – она проявляется хотя бы в одинаковых или очень похожих символах и амулетах-оберегах на всей территории культуры полей погребения.
   Таковы подвески и изображения в виде птичьих голов. Предметы вооружения и бронзовые сосуды тоже украшались птичьими головами. Чаще всего это лебеди – птицы, которые связывали земную и небесную сферы, небесные символы.
   Много солнечных символов: концентрических кругов, колес, крестов, свастик.
   В этой культуре практиковалось трупосожжение – видимо, огонь помогал очиститься, избавиться от тела, вознестись ввысь. В погребальные костры порой клали крылья птиц – вероятно, чтобы облегчить «полет души».
   Плотность населения росла – поселений много, особенно на поздних стадиях. Из Рейнской области носители культуры проникают во Францию, до северных побережий Испании, на Британские острова и в Нидерланды.
Распад единства
   На основе культуры полей погребений возник ряд более поздних культур. Эти культуры обычно уже неплохо отождествляют с народами определенной языковой группы.
   Гальштатская культура распадается на две родственные, но все же разные версии – западную и восточную.
   Западногальштатская культура – предковая для галлов. Первоначально она охватывала верхнее течение Рейна, Роны и Дуная, постепенно распространилась на Францию и Северную Италию. Для нее типичны курганы высотой два-четыре, а порой до шести-восьми метров, трупоположение. Глиняные сосуды гальштатской культуры по форме восходят к формам полей погребальных урн. Для нее типичны укрепленные поселения, где проживали воины и ремесленники. Западногальштатская культура – предковая для латенской, а она уж определенно кельтская. Античные авторы, начиная с Гекатея Милетского (ок. 500 г. до P. X.) много пишут о варварском народе галлов, «живших раньше по ту сторону Альп».
   В латенское время кельты расселяются по всей Западной Европе, распространяются в Британии, в Западном Причерноморье, в Италии и даже в Малой Азии.[42] В Испании они создали даже особый народ смешанного происхождения – кельто-иберов или кельтиберов.
   Кельты завоевали иллирийские племена в III–IV веках до P. X…Возникла страшная путаница; античные авторы часто сами не понимают, с каким племенем имеют дело – с иллирийским или с кельтским. Археологам не слаще, они путаются еще круче.
   Восточногальштатская культура распространена в Австрии, Югославии, Албании, Венгрии. Большинство ученых считают, что оставили эту культуру иллирийцы.
   В историческое время иллиро-фракийские племена жили на громадной территории от Адриатического моря до устья Дуная и даже Причерноморья. Иллирийские племена населяли узкую полосу вдоль берега Адриатического моря от реки Пор до устья Дуная. Наиболее известны племена венетов, яподов, автариотов, далматов, истров, иллиров, либурнов. С 229 года до P. X. римляне начали завоевания государства иллирийцев – Иллирии. Уже покоренные, иллирийцы неоднократно восставали против Рима. В 16, 11, 10 годах до P. X. полыхала Иллирия. Император Август жестоко расправился с последним восстанием 6–9 годов после P. X. Римляне создали особую провинцию, Иллирик, потом выделили из нее провинции Далмацию и Паннонию.
   Я уже писал, что возможно, потомками иллирийцев являются современные албанцы.
   На востоке иллирийские племена граничили с землями, которые населили фракийцы. Известно более пятидесяти названий фракийских племен. Фракийцы жили от севера Балканского полуострова до современной Молдавии. Одно из названий Молдавии до сих пор хранит имя одного из фракийских племен – Бессарабия. Дало его фракийское племя бесов. Другие известные племена – одрисы и даки.
   В V веке до P. X. одрисы объединили несколько фракийских племен в общее государство во главе с царем Тересом. Тересу подчинялись греческие колонии в Северном Причерноморье, фракийцы воевали со скифами. В начале IV века до P. X. непрочное государство одрисов распалось, фракийские племена продолжали жить самостоятельно.
   Малоизвестный факт – до того как пойти на восток, Александр Македонский воевал с фракийцами, окончательно покорил их и заставил платить дань Македонии. Но еще ко II веку до P. X. относятся надписи на фракийском языке – культура умирала постепенно.
   К северу от Дуная фракийские племена успешно воевали с греками, потом и с Римом. Император Домициан в 89 году заключил договор с вождем племенного союза даков и гетов, Децебалом. По договору Рим выплачивал дакам ежегодную дань.
   Только император Траян в ходе двух Дакийских войн (101–102 и 105–106 гг. по P. X.) сумел завоевать Дакию и полностью покорить ее Риму.
Италики
   В Италии до I тысячелетия до P. X. обитали доиндоевропейские народы: лигуры, пеласги, сиканы, тиррены. Только на самом севере шло несколько волн переселения индоевропейцев из среднедунайских земель. Вполне определенно жили в Северной Италии фракийцы. До сих пор спорят, кто такие этруски. Их язык изучен так плохо, что даже не очень понятно – индоевропейский он или неиндоевропейский?
   Во все это многообразие в конце II тысячелетия до P. X. культура полей погребения плеснула в Италию. Около 1100 года до Р. X. складывается культура протовилланова, с 900 модифицированная в культуру вилланова – явно италийскую. Видимо, происходило то же, что и всегда, – индоевропейцы подчиняли себе и ассимилировали прежнее население. И как всегда, арии шли вовсе не единой монолитной толпой…
   Уже в римское время языки италийских племен делились на две крупные ветки: оскско-умбрскую и латино-фалискскую. Это – следствие двух крупных разных волн расселения.
   Захватившие Аппенинский полуостров племена говорили на разных языках. Настолько разных, что ученые до сих пор спорят, кто такие италики. То ли это родственные племена, то ли племена совершенно чужие друг другу. Племена, которые сблизились и стали немного похожи только со времени жизни в Италии.
   Придет время, и объединенные Римом италики завоюют галльские племена на территории современной Франции. Кельты так быстро утратили свой язык и культуру, что возникает серьезное предположение – может быть, они были очень близки к италикам по языку и культуре?
   Вполне реалистичное предположение – ведь еще совсем недавно все италийские, галльские, фракийские, иллирийские племена составляли часть единого целого.
Откуда?
   Уже в 1870-е годы Э. Лотнер полагал, что после распада единого индоевропейского языка первоначально образовался западноевропейский (древнеевропейский), а потом уже разделился на иные языки.[43]
   И Лотнер, и многие другие ученые полагали, что раскол прежней общности произошел в Центральной Европе. Одни арии сначала завоевали Балканы и Малую Азию, потом ушли в Среднюю Азию, Иран и в Индию.
   То есть это арии Индии и Ирана откололись от общности. Европейские народы создали те, кто оставался на месте.
   Другие же ученые еще в XIX веке утверждали – древнеевропейцы пришли из Азии! Как и предки греков.
   В XX веке эту схему отстаивали Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов. Они полагали, что древнеевропейцы отделились от остальных индоевропейцев еще в Центральной Азии и несколькими миграционными волнами прошли через Среднюю Азию, Нижнее Поволжье и Северное Причерноморье, а потом направились в Европу.[44]
   Обе точки зрения имеют право на существование. Как было на самом деле, точно не знает никто. Известно, что в Европе происходило то же самое, что в Азии: расселяясь на огромной территории, индоевропейские племена смешивались с местным населением, а друг с другом все сильнее теряли связь. Сама память о родстве постепенно уходила в прошлое. Когда-то единый народ или родственно близкие народы, арии давно распались на множество разноязыких племен.
   Но не было ни одного случая, чтобы неиндоевропейские народы покорили индоевропейцев. Всегда и везде арии покоряли, ассимилировали, давали свой язык и культуру.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация