А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Книга советов для бестолковых родителей" (страница 2)

   Глава 3 «Домашний инкубатор», или Уникальные рецептуры выращивания нужного нам ребенка из того, что имеется в наличии

   Как и в любой научной методике, все рекомендации будут излагаться в соответствии со строгим планом.
   1. Общее описание и характерные особенности типа.
   2. Условия, необходимые для его возникновения и развития.
   3. Методические рекомендации по выращиванию ребенка заданного типа.
   4. Особенности «питания» и ухода.
   5. Меры профилактики и безопасности при работе с данным типом ребенка.

   В первом пункте будут рассматриваться общие характерные черты типа, его яркие особенности. Данный пункт очень важен, так как самым первым вопросом при выборе методики является типология, то есть определение каждого из типов и отличие его от других. Нужно отметить, что эта на первый взгляд несложная задача на самом деле может оказаться не такой простой. Дело в том, что многие детские типы в некоторых чертах удивительно схожи, однако принципиально различаются по другим позициям, что позволяет их отнести к другому виду. Неудивительно, что методики по выращиванию и воспитанию этих типов будут существенно различаться, как и меры безопасности при обращении с ними.

   Второй пункт посвящен условиям зарождения и формирования данного типа. Как правило, для развития различных качеств могут потребоваться разные условия, включающие влияние ближайшего окружения (мамы, папы, братьев и сестер, бабушек с дедушками, школы и т. д.), атмосферу и традиции семьи, сложившиеся отношения между ее членами и некоторые другие моменты. Таким образом, данный пункт рассматривает проблему в «историческом» аспекте.

   Третий пункт, собственно, и предлагает саму методику превращения исходного материала (то есть имеющегося в наличии ребенка) в конечный результат, планируемый родителями. Именно здесь вы найдете подробные методические рекомендации по всей обширной проблематике данной темы. Будут рассмотрены вопросы психологии, отношений, ухода, внутренней и внешней политики семьи, предложены методики, подходящие для воспитания вполне определенных качеств. Не обойдем вниманием и такие важнейшие вопросы, как культурный досуг ребенка, проблема карманных денег и подарков и другие не менее важные мелочи, которым традиционные воспитательные методики часто не придают большого значения.

   В четвертом пункте подробно рассматривается проблема «питания» заданного типа ребенка. Здесь необходимо оговориться: автор понимает под «питанием» гораздо более широкий круг понятий, нежели традиционную материальную пищу. К «питанию» в данном случае относятся такие необходимые растущему организму элементы, как ласка, похвала, общение, а также любые действия, которые поддерживают и усиливают определенные качества и свойства (в основном психологического характера) данного типажа.

   И наконец, в пятом пункте, составленном «на всякий пожарный случай», приводятся необходимые меры безопасности в обращении с данным типом ребенка, а также рассматриваются меры нейтрализации негативных последствий, к которым может привести чрезмерное развитие некоторых из заданных качеств. Ни для кого не секрет, что в любом научном эксперименте есть известная доля риска, и, как любой честный исследователь, автор обязан предупредить окружающих об определенных опасностях, а также представить меры безопасности и нейтрализации последствий. Несмотря на то что данный пункт является дополнительным и приведен скорее в качестве подстраховки, многие читатели сочтут его не лишенным смысла и даже, возможно, посчитают наиболее любопытным.

   Как вырастить маменькиного сыночка

   Общее описание и характерные особенности типа

   Прелестное существо, нежно привязанное к матери. На расстоянии может казаться сущим ангелочком, но при близком знакомстве впечатление обычно меняется. Наиболее яркая черта типа – выраженная ксенофобия (боязнь чужаков).
   Маменькин сыночек – один из самых распространенных типов детей. Встречается на всем протяжении заселенной человеком территории, не исключая и дикие племена Новой Гвинеи. Зачастую синонимом «маменькиному сыночку» выдвигают тип «папина дочка», но в данном случае нужно отчетливо разделять эти варианты: они существенно различаются по психолого-поведенческим реакциям.
   Маменькин сыночек, как следует из названия, – это ребенок мужского пола, непременно имеющий маму или близкого человека женского пола, ее заменяющего. Характерной особенностью этого типа является сильная привязанность к матери, иногда принимающая невротические черты. Это ребенок, который фактически «держится за мамину юбку». Причем данное наблюдение имеет вполне конкретную основу: эти дети зачастую физически «не отлипают» от своих матерей, бегают за ними, подобно хвостикам, и даже в сравнительно старшем возрасте требуют, чтобы мама брала их «на ручки». Однако нужно указать, что подобное явление в возрасте до двух лет считается нормальным и не указывает на принадлежность ребенка к данному типу.
   По характеру маменькины сыночки могут быть самыми разными. Обычный портрет тихого, запуганного ребенка вовсе не является типичным. Маменькин сынок может, конечно, быть тихим, пассивным, а может оказаться и страшно шебутным мальчишкой – и оставаться при этом в рамках своего типа. Со стороны тихий сыночек будет казаться ангелом – особенно пока он находится на коленях у мамы. Сущий ад начинается тогда, когда его приходится от коленок отдирать. Причем «отдирать» – в самом прямом значении этого слова.
   Обычно такой ребенок признает только маму. С папой отношения не то чтобы сложные, но крайне недоверчивые. В качестве временной замены любимой мамы может выступить разве что бабушка. И то – на время. Для мамы маменькин сыночек (особенно в раннем возрасте), как правило, настоящее наказание. Положение усугубляется, если мама ведет активную жизнь и не старается замыкаться в семье. Маленький «прилипала» не отпускает ее ни на минуту, хватает за ноги, что-то постоянно требует, устраивает истерики, когда его не берут на руки, и вообще не дает матери продохнуть.
   Правда, некоторым матерям такое положение дел даже нравится. Ведь ребенок недвусмысленно дает понять, что главным человеком на земле для него является именно она и никто другой, и за проявления столь бурной привязанности можно заплатить своим временем и свободой. Причем иногда приходится платить по-крупному. Именно для таких мам эта глава будет исключительно полезной.
   Однако крайне наивным будет считать, что прилипчивое дитя приносит любимой мамочке только радость. Зачастую бывает как раз наоборот – маленький деспот требует исполнения всех своих капризов, лупит маму кулачками и третирует ее постоянным ревом. В то же время обойтись без нее он, по всей видимости, совершенно не в состоянии (что, как правило, является лишь притворством).
   Как правило, у маменькиного сыночка, кроме мамы (да и то не обязательно), в доме может не быть союзников вовсе. Папы, втайне оскорбленные таким вызывающим поведением наследника, обычно достаточно быстро оставляют попытки «перетянуть» отпрыска на свою сторону, ограничиваясь холодным презрением и отстраняясь от воспитания. К посторонним людям «сыночек» может относиться и вовсе как к существам из другого мира. Впрочем, по одному ему ведомой причине иногда подобный ребенок все же «признает» кого-то из родственников или даже просто знакомых (обычно из числа женщин), и тогда мама получает редкую возможность немного отдохнуть от горячо любимого дитяти.
   Подрастая, маменькин сынок действует более тонко. Он уже не лезет на руки в силу своего возраста и веса, зато «вешает» на мать весь груз своих проблем и секретов. Папа по-прежнему остается в стороне, но теперь его союзниками становятся одноклассники и одногодки мальчика, которые начинают замечать чрезмерную привязанность того к мамочке и давать ему разные обидные прозвища.
   Нужно сказать, что подобные привязанности, которые в раннем возрасте могли сильно напрягать молодую маму, со временем приносят больше позитива. «Телячьи нежности», постоянная отчетность перед мамой и отсутствие каких-либо тайн позволяют маменькиному сынку полностью завоевать материнское сердце. Обычно такое положение дел устраивает обоих, и мама, как правило, считает, что у нее просто «хороший контакт» с сыном. В некотором смысле это действительно так. Однако другие члены семьи данной идиллии, как правило, не одобряют и смотрят на ситуацию критически.

   Необходимые условия

   Для выращивания ребенка типа «маменькин сыночек» требуется как минимум ребенок мужского пола в возрасте от двух до двенадцати-тринадцати лет и мама (в крайнем случае лицо женского пола, ее заменяющее). Границы возраста «маменькиного сынка» диктуются следующими соображениями: ребенок младше двух лет, независимо от пола, естественным образом будет «маменькиным», просто потому что физиологически и психологически на этом этапе мама для него намного важнее любого другого человека на планете. Верхняя же планка весьма условна, и ее наличие объясняется только тем, что именно в эти годы мальчик выходит из детского возраста. И проводить какую-либо воспитательную работу в этом возрасте уже, в принципе, поздновато. По крайней мере в нашем случае. Вырастить маменькиного сынка из тринадцатилетнего подростка – задача не то что нелегкая, а практически невыполнимая. Хотя при известных условиях и должных усилиях каких-то результатов можно добиться и в этом возрасте, но боюсь, что они не будут стоить затраченных усилий.
   Есть дети, психологически предрасположенные к тесному общению с мамой. Как правило, это тихие, боязливые мальчики, которые плохо идут на контакт с внешним миром. Обидчивый и сентиментальный ребенок имеет больше шансов стать «маменькиным сынком», чем бойкий и веселый мальчуган. «Нежные» мальчики, которые любят ласку и обожают целовать свою мамочку, порой сами провоцируют родительницу на ответные нежности. Таким образом, круг замыкается: обе стороны заинтересованы в тесной привязанности.
   Основным условием появления «маменькиного сынка» является, как это ни странно звучит, чересчур добросовестное исполнение молодой мамашей ее материнского долга.
   Смотрится это примерно так. Муж, обеспокоенно: «Милая, чем тебе помочь?» Жена, устало улыбаясь: «Ну что ты, милый… У тебя и так полно дел… Я сама справлюсь». Иногда варианты бывают другие. Вроде этого: «Положи ребенка! Как ты его запеленал! Иди лучше дверцу в тумбочке прикрути – больше толку будет».
   Впрочем, сама форма подобного «ограждения» неважна, важна суть. А она в том, что, ограждая папу и других родственников от забот о малыше, мама – вольно или невольно – привязывает ребенка к себе, одновременно отталкивая отца на вторые позиции. Причем она может не иметь в виду ничего подобного, совершенно искренне пытаясь проявить свои лучшие качества.
   Например, заботу о любимом муже, который не должен вставать среди ночи на любой вопль младенца.
   Очень возможно, что молодой супруг тоже весьма положительно воспримет попытки второй половины героически брать на себя все заботы о малыше. Нужно с прискорбием заметить, что большинство мужчин (автор не является исключением) проявляют некоторое… малодушие, когда речь заходит об уходе за младенцем. В принципе, оно и понятно: архетип добытчика, главы семьи никоим образом не подразумевает обязательную роль няньки.
   Результат такой заботы проявится очень скоро – уже годикам к двум-трем, когда ребенок перестанет нуждаться в смене пеленок да кормлении с ложечки. А результат, как правило, такой: маленький мальчик не спешит идти «в мир» или хотя бы к родному папе, предпочитая для надежности хвататься за мамину юбку.
   Однако это лишь первопричина, она только дает импульс, а будет ли процесс превращения ребенка в «сыночка» запущен в полную силу, зависит от других факторов.
   Вторым важным условием является рассогласование воспитательных мер, когда мама говорит «можно», а папа – «нет». Причем особенно важно, кто занимает более мягкую позицию. Традиционно это мать (хотя зачастую бывают и противоположные примеры). Тогда любые требования со стороны отца могут восприниматься как нападки, от которых нужно искать защиты у надежного человека – у мамы. Причем важна именно глубинная реакция матери, а не ее слова.
   Отец: «Ну-ка немедленно собирай игрушки!» Мать (с легкой улыбкой):«Слышишь, что папа сказал? Нужно собрать игрушечки! Будем собирать? Ах ты мой хороший, давай сначала я тебе конфетку дам… А вообще – пойдем покушаем. Ваня! Ребенок еще не обедал!»
   По форме – признание требования справедливым, по сути – игнорирование и саботирование.
   Иногда утверждается, что причиной формирования типа «маменькин сынок» является наличие сурового и деспотичного отца. Что же, подобное явление имеет место. Действительно, излишняя строгость при отсутствии душевного контакта – одна из причин напряженных отношений сына с отцом. И все же даже при очень строгом отце мальчик не сможет стать полноценным маменькиным сыночком, если не будет соблюдено второе условие уравнения – потакающая ребенку мать, не способная сказать любимому чаду «нет».
   Подытоживая сказанное, выделим три главных условия, необходимых для зарождения и развития в ребенке характера маменькиного сыночка:
   • узурпация матерью права на уход за малышом в раннем (младенческом) возрасте;
   • отсутствие душевного контакта отца со своим чадом;
   • формирование в семье стереотипа «добрая мама» – «строгий (злой) папа».
Чтение онлайн



1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация