А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы" (страница 27)

   Незадолго до окончания ее строительства, в 1922 году, вступила в строй первая очередь электростанции «Красный Октябрь», построенной по проекту A.A. Оля. В 1933 году заработали Дубровская и Свирская ГЭС. Общая мощь ленинградской энергосистемы возросла за первую пятилетку в 2,5 раза. К концу первой пятилетки в Ленинградской области началась добыча горючих сланцев, а в 1928 году – добыча бокистов для производства алюминия.
   Балтийский завод начал выпускать корабли-лесовозы, которые должны были укрепить позиции СССР в области внешней торговли. Завод «Светлана» начал выпуск вольфрамовой нити для электролампочек в собственных мастерских, завод «Путиловец» обеспечил сельское хозяйство тракторами. В 1931 году на Металлическом заводе вступил в строй гидротурбинный цех, а на заводе «Электросила» – турбогенераторный. К 1937 году Ленинград выпускал 91 % всех производимых в стране гидротурбин и 82 % турбогенераторов. В городе действовало около 200 ячеек рабочих-изобретателей.
   В ходе первых двух довоенных пятилеток (1929–1932 гг., 1932–1937 гг.) в СССР был достигнут стремительный рост производственных мощностей и объемов производства тяжелой промышленности. В дальнейшем это позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. Однако цена, которую заплатило государство за форсированную индустриализацию, была огромна.
   В СССР возникла грандиозная и насквозь политизированная система, характерными чертами которой были хозяйственная «гигантомания», хронический товарный голод, организационные проблемы, расточительность и убыточность предприятий.
   Индустриализация велась преимущественно экстенсивными методами: экономический рост обеспечивался увеличением основного капитала и нормы сбережений (за счет падения нормы потребления), уровня занятости и эксплуатации природных ресурсов. Начиная с 1930 года, свободное передвижение рабочей силы запретили и ввели уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины и халатность. В 1932 году стал возможным принудительный перевод рабочей силы между предприятиями, за кражу госимущества ввели смертную казнь. Активно использовался труд заключенных. Репрессии 1937 года коснулись руководящего состава крупнейших заводов и фабрик, профессуры технических вузов.
   Организаторы советского производства взяли на вооружение поточный способ увеличения производительности, прежде популяризованный Ф. Тейлором и Г. Фордом. На практике это означало погоню за количеством в ущерб качеству продукции. Семидневная неделя была заменена на сплошную рабочую неделю, дни которой, не имея названий, нумеровались цифрами от 1 до 5. На каждый шестой день приходился выходной, устанавливаемый для рабочих смен, так что заводы могли работать без перерыва. Отчасти благодаря этим мерам за три года третьей пятилетки (1937–1940 гг.) производительность труда на ленинградских предприятиях увеличилась в 4,5 раза, и в 1940 году превзошла уровень 1913 года в 12 раз. Особенно резкий рост наблюдался в металлообрабатывающей промышленности – в 22 раза, в резиновой и текстильной – в 5 раз, в обувной – в 12,3 раза, в кожевенной и меховой – в 20 раз, в швейной – в 58 раз.
   Промышленная архитектура стала родной стихией конструктивистов. Именно они, как никто другой, умели строить большие, светлые и чистые здания, приспособленные и для технологических процессов, и для работающих людей. В своих зданиях они воплощали мечту о коммунизме как царстве созидательного труда, приносящего человеку высшую радость. Разумеется, одним конструктивистам было не под силу «обустроить Россию». Но свою часть работы они выполнили честно.

   Волховская ГЭС им. В.И. Ленина

   Является общепризнанным шедевром промышленной архитектуры в стиле конструктивизма.
   Первый проект строительства гидроэлектростанции на реке Волхов инженер Генрих Осипович Графтио подготовил еще в 1902 году. В 1918 году ему удалось заинтересовать своим проектом В.И. Ленина, и были начаты подготовительные работы. В 1921 году строительство ГЭС включили в план ГОЭЛРО и объявили одной из приоритетных задач советского правительства. Введение ГЭС в эксплуатацию должно было решить топливный кризис и обеспечить электроснабжение Петрограда.


   Волховская ГЭС. Современное фото

   Турбины заказали в Швеции, в фирме ASEA.
   Строительство обеспечивалось речным (35 судов) и железнодорожным транспортом (до 200 вагонов в сутки), телефонной связью (290 аппаратов). Но, несмотря на то что город отдавал будущей электростанции все свои ресурсы, работа все же велась в тяжелейших условиях.
   Один из иностранных инженеров, посетивших в 1923 году Волховстрой, говорил: «Я отказываюсь понимать, как вы работаете… Это какая-то отчаянная война. Я три дня хожу здесь как помешанный, я вижу, но не верю своим глазам… Ваша работа – какое-то громадное нагромождение натисков бешеной энергии. Вы берете невероятной дерзостью, самоуверенностью. В таких условиях работать нельзя, а вы работаете быстро, крепко, поражаете сложными техническими комбинациями, работаете с быстротой, которой завидует вся Европа».


   Волховская ГЭС. Машинный зал. 1926 год

   Комплекс включает в себя здание ГЭС (длина 140 м, высота распределительных башен 53 м), водосливную плотину (длина 213 м), водоспуск, шлюз и рыбоход. Главное здание Волховской ГЭС с девятью большими закругленными окнами-арками, освещающими машинный зал, помещено на девяти железобетонных арках, служащих эстакадой, и словно парит над водой. Строго функциональные, четко прорисованные формы, ритм девяти арочных застекленных проемов создают впечатляющий архитектурный образ. Здесь было царство энергии и электричества.


   Волховская ГЭС. Плотина. 1926 год

   Электроток выгоднее передавать на большие расстояния под высоким напряжением. Однако потребителю, как правило, нужно меньшее напряжение. Поэтому в 1923–1927 годах в черте города построили ряд понижающих подстанций. Это Главная понижающая подстанция Волховской ГЭС на Полюстровском пр., 46 (арх. O.P. Мунц), подстанция Волховской ГЭС на Большой Гребецкой ул., 7 (в 1932 г. переименована в Пионерскую), понижающая подстанция Волховской ГЭС на ул. Ленина, 4 (переименована из Широкой в 1923 г.), понижающая подстанция Волховской ГЭС на 13-й линии В. О., 34, (арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх), а также Вторичная понижающая подстанция Волховской ГЭС на Б. Сампсониевском пр., 16 (арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, А.К. Барутчев).


   Главная понижающая подстанция Волховской ГЭС на Полюстровском пр., 46. Современное фото

   19 декабря 1926 года, в день рождения жены Генриха Осиповича, Антонины Адамовны Графтио, пустили 3 первых гидроагрегата шведского производства. В 1927 году пустили остальные гидроагрегаты. Мощность ГЭС составила 58 МВт. К началу войны она была доведена до 66 МВт.
   Станция сыграла огромную роль в развитии промышленности страны в 1930-е годы и в электроснабжении блокадного Ленинграда в годы войны. Однако осенью 1942 года ленинградские энергетики осуществили уникальную операцию, названную впоследствии «Прорывом энергетической блокады Ленинграда». По дну Ладожского озера проложили электрический кабель напряжением 10 кВт протяженностью свыше 23 километров. В сентябре 1942 года в осажденный город по нему стала поступать электроэнергия Волховской ГЭС.

   ГРЭС «Красный Октябрь» (ТЭЦ-5)

   Строительство электростанции в Уткиной Заводи началось еще в 1913 году. Работы производило бельгийское акционерное общество «Железобетон». Однако, Первая мировая война остановила стройку.
   Здание достроили в 1922 году по проекту архитектора A.A. Оля. В проекте, разработанном Олем, так же как и в проекте Волховской ГЭС, были большие окна-арки и башня, увенчанная ротондой, украшавшая здание. Однако башню так и не построили. Здание представляло собой сложную комбинацию прямоугольных объемов, идеально «подогнанных» для размещения всех агрегатов электростанции.
   Рядом с ГРЭС построили Пожарную станцию, являющуюся уменьшенной копией главного здания электростанции (современный адрес – Октябрьская наб., 106). Идея башни, которая не была реализована в основном проекте, оказалась удачно воплощена при строительстве этого маленького изящного здания.
   Первую очередь электростанции запустили 8 октября 1922 года. Ее назвали Государственной электростанцией «Красный Октябрь». 2 октября 1922 года строители станции отправили телеграмму по адресу: «Москва. Кремль. ЛЕНИНУ», в которой писали: «Работники Уткиной Заводи, знаменуя 8 октября открытием электростанции, выражают свою горячую радость по случаю Вашего выздоровления и просят Вас принять участие в торжестве нового завоевания на экономическом фронте Республики. Мы не мыслим настоящего торжества полным и завершенным без Вашего участия, как замечательного электрификатора России и вождя мирового пролетариата».
   Ленин не смог быть на открытии, но зато на митинге выступил Генрих Графтио, который сказал в своей приветственной речи: «Новая электростанция, вместе с Волховстроем, создаст верные условия для оживающего Петрограда, покажет, что не быть здесь месту пусту!»


   ГРЭС «Уткина заводь». Фото 1930-х годов

   В 1927 году началось строительство второй очереди станции, получившей к тому времени название ГЭС № 5 «Красный Октябрь». Первый турбогенератор мощностью 45,5 тыс. кВт был пущен в 1929 году. В следующем году мощность электростанции достигла 111 тыс. кВт.
   Электростанция работала на торфе, основными поставщиками которого являлись торфопредприятия «Синявино», «Назия», «Тесово». Она давала городу электроэнергию в дни блокады, что позволило возобновить в апреле 1942 года работу городского трамвая. В 1942-м коллектив ТЭЦ наградили орденом Трудового Красного Знамени.

   Нижне-Свирская ГЭС

   Третьим источником энергии для Петрограда стала Нижне-Свирская ГЭС. Ее заложили 19 октября 1927 года. Строительством руководил уже знакомый нам Генрих Графтио. Возведение на реке плотин должно было решить сразу две задачи: улучшить условия для прохождения теплоходов и дать электроэнергию.


   Заключенные Свирьлага на работах по строительству Нижне-Свирской ГЭС. 1931 год

   Впервые в мире мощную гидроэлектростанцию возводили на слабых грунтах – девонской глине. Образцы пород изучались в лабораториях Ленинграда, Москвы, Стокгольма, Вены. Только в СССР было произведено более 750 опытов по испытанию грунтов. Дно реки забетонировали, а в качестве своеобразного «противовеса», удерживающего плотину под давлением, насыпали целый рукотворный остров. Была создана дренажная система, отводящая грунтовые воды из-под основания плотины, и разработана особая конструкция распластанного основания и плотины, и ГЭС. Для постройки плотины применили способ профессора С.В. Избаша – камни набрасывали в текущую реку. Плотину построили под углом к течению – при заполнении водохранилища и увеличении давления воды глина в основании уплотнялась, и плотина, и станция, оседая вместе с основанием от собственного веса и под напором поднявшегося уровня воды, постепенно выпрямились на точно рассчитанный угол и приняли вертикальное положение. Уже через год после начала работы станции, в 1934 году, осадка сооружения прекратилась. Турбины для ГЭС изготовили на Ленинградском металлическом заводе.


   Строительство плотины Нижне-Свирской ГЭС


   Нижне-Свирская ГЭС. 1934–1935 годы

   Плотина высотой почти 30 м растянулась более чем на 1,5 км. В центральной части это мощное железобетонное сооружение, а лево– и правобережные ее крылья – насыпные. Через шлюз проходит поворотный мост с железнодорожной колеей. Машинный зал в здании ГЭС впервые в СССР построили из сборного железобетона. Шлюз Нижне-Свирского гидроузла опускает и поднимает суда на 12 м. По 46 водоводным галереям (23 с каждой стороны) воду спускают в нижний бьеф. У нижних ворот шлюза – высокая башня, из которой диспетчер управляет шлюзами. Светлое прямоугольное здание электростанции можно увидеть издали, прямо по курсу проходящих теплоходов.


   Нижне-Свирская ГЭС. Машинный зал. 1944 год

   Первый гидроагрегат станции запустили в эксплуатацию 19 декабря 1933 года, шлюз заработал 17 июня 1933 года. В первый же день через него пропустили четыре судна.
   Через год второй и третий гидроагрегаты набрали полную мощность, а в 1935 году специалисты установили последнюю турбину. Отныне станция заработала на полную мощность в 100 тыс. кВт. Специалисты, начинавшие свой трудовой путь на Свирьстрое, в дальнейшем принимали участие во многих стройках по всему Советскому Союзу и внесли огромный вклад в создание и развитие отечественной энергетики.
   В 1938 году выкопали котлован под Верхне-Свирскую ГЭС. Однако начавшаяся Великая Отечественная война остановила строительство. Котлован Верхне-Свирской ГЭС затопили, Нижне-Свирскую ГЭС взорвали отступающие войска, и восстановили только в 1947 году. 14 мая 1949 году ГЭС присвоено имя академика Г.О. Графтио.
   Строительство Верхне-Свирской ГЭС было возобновлено. Первый гидроагрегат установлен в 1951 году, заработал в феврале 1952 года, а уже в сентябре того же года станцию запустили в промышленную эксплуатацию – приступили к работе четыре агрегата мощностью по 40 МВт.
   Три электростанции были включены в единый каскад Ладожских ГЭС.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [27] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация