А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Горизонтальный мир: Экономика, инновации, новые медиа" (страница 7)

   Распад иерархии «преподаватель-слушатель» приводит к тому, что каждый получает возможность преподавать, а Интернет сглаживает проблемы дороговизны помещений для лекций и снимает вопросы географического и временного характера.
   Наконец, инновации предоставляют широкий спектр неожиданных инструментов для компаний, активно реализующих комплекс инициатив в области CSR (Corporate Social Responsibility, Корпоративная Социальная Ответственность). Так, например, одна из крупнейших алмазодобывающих компаний мира Rio Tinto, которая продает свои камни через Wallmart, позволяет своим покупателям с помощью Интернета отследить по уникальному идентификационному номеру путь каждого алмаза от места добычи до витрины магазина. Усилия, предпринимаемые алмазодобытчиком, не случайны: алмазы являются одним из наиболее эмоционально токсичных товаров, их покупатели, как правило, довольно серьезно озабочены проблемой «кровавых камней» – алмазов, добывающихся на территории стран, финансирующих с получаемой от продажи сырья прибыли террористические и повстанческие организации, подрывающие стабильность в регионе. Данный ход Rio Tinto позволил компании гарантировать своим клиентам непричастность камней к столь неблаговидному занятию.
   Деятельность любой компании, работающей внутри креативной экономики, связана с большим количеством задач, проектов, обсуждений, контрольных точек, а также с задачей хранения, обработки и неоднократного эффективного использования больших объемов разнородной информации. В этой связи существенно усложнился контроль качества и сроков на проектах.
   Как известно, любой проект сталкивается с ограничениями трех типов – по времени, по качеству и по человеческим ресурсам. Напомним, что в рамках данной концепции считается, что ни на одном проекте нельзя полностью преодолеть хотя бы одно из этих ограничений. И если о путях преодоления ограничения по человеческим ресурсам мы рассказали в главе про инновационный эйчар, то в рамках данной главы попробуем указать инновационные методы преодоления временных и качественных ограничений.
   На фоне развития SaaS и DaaS технологий все большую и большую популярность начали приобретать так называемые «облачные» CRM и ERP системы – системы управления взаимоотношениями с клиентами и контроля проектов, не требующие установки на компьютер, хранящие данные в «облаке» – удаленном сервере, взаимодействие с которым происходит через web-интерфейс. Моим любимым примером такого рода системы является SUITE от компании 37Signals. В SUITE входят следующие программы:
   Basecamp – программа, позволяющая координировать на значительном количестве проектов усилия неограниченного количества людей как из Вашей, так и из других компаний.
   Backpack – программа, позволяющая хранить и упорядочивать информацию.
   Highrise – довольно простая, но содержащая основные необходимые для малого и среднего бизнеса CRM– система/
   Campfire – программа Instant Messenger, позволяющая принимать участие в дискуссиях неограниченному количеству лиц.
   Данная система внедрена у нас в агентстве для координации работы всех сотрудников, а также в школе Idealogy для обеспечения коммуникации между студентами. Стоит выделить также русскоязычные аналоги SUITE, в частности, проект «Мегаплан».
   Кроме того, важно отметить и социальные сети, а также сервисы микроблогов в качестве инструментов контроля качества.
...
   Известен опыт юридической фирмы, базирующейся в Бельгии и имеющий более полусотни сотрудников по всему миру, которые никогда не видели друг друга вживую.
   Известен случай, когда компания создала свой корпоративный твиттер, закрыла его от посторонних и использовала для постановки задач и контроля хода выполнения проекта.
   Более того, многие компании заказывают разработку персонализированных решений, интегрированных в их экстра– или интранеты.
   Помимо необходимости контролировать большее количество частей проекта, организации сталкиваются с еще одним вызовом – горизонтализацией. Иерархизированные корпоративные структуры оказываются существенно менее мобильными, чем их более инновационные и девертикализированные конкуренты. В этой связи появляются так называемые частично или полностью горизонтальные организации. В частности, известен опыт юридической фирмы, базирующейся в Бельгии и имеющий более полусотни сотрудников по всему миру, которые никогда не видели друг друга вживую: их общение происходит по скайпу или через электронную почту.
   И хотя сейчас такого рода примеры пока еще являются скорее исключением, нежели правилом, тяжело отрицать колоссальные возможности, предоставляемые компаниям процессом горизонтализации с точки зрения налаживаниями эффективного творческого взаимодействия между сотрудниками компаний.
   Во многом появление горизонтальных организаций становится возможным благодаря развитию инструментов коворкинга, который прошел в своем развитии 6 этапов:


   Рабочий стол
   индивидуальная работа в закрытом индивидуальном пространстве
   ↓
   Электронная почта
   групповое взаимодействие в закрытом персональном пространстве
   ↓
   Интранеты
   индивидуальная публикация в доступное для всех сотрудников пространство
   ↓
   Закрытая Вики
   групповое создание и редактирование в доступном для всех сотрудников пространстве
   ↓
   Блог
   индивидуальная публикация в общедоступном пространстве
   ↓
   Вики
   групповое создание и редактирование файлов в общедоступном пространстве

   Именно последний этап является на данный момент передовым краем развития коворкинг-технологий внутри одной организации. Однако многие компании идут чуть дальше и размещаются в офисах по соседству с другими компаниями. Данная тенденция продиктована желанием руководителей компаний максимально задействовать творческий потенциал своих сотрудников за счет создания глобальной коллаборативной среды для компаний, занимающихся подчас диаметрально противоположными вещами, даже породила отдельный тип офисов – со working space.
...
   Именно в таком офисе мы и учим. К черту парты и кафедры для преподавателей! Как уже писалось выше групповая работа – самый простой путь к продуктивности. По окончанию обучения все студенты Idealogy уверенны именно в этой точке зрения! Коллективный разум сегодня диктует правила игры, и люди которые считают иначе либо глупцы, либо умеют себя клонировать:)

   Глава 10. Тренды

   Как я уже неоднократно указывал в предыдущих главах, трендспоттинг становится одной из важнейших задач современного инноватора. Тренд в нынешнем понимании данного слова имеет очень мало общего с трендом математическим и может быть скорее понят как наиболее актуальный и передовой край моды.
   Не существует единого понимания природы генезиса тренда. С одной стороны, существует позиция, разделяемая уже упомянутым ранее Пирсом Фоксом, согласно которой тренд – это явление социокультурное, базирующееся во многом на господствующих лексемах. В этом смысле трендспоттинг выступает как сугубо исследовательский инструмент, предполагающий серьезные культурологические, социологические, экономические, политические, лингвистические и другие изыскания. Тренд предстает как часть объективной действительности и очередной этап развития тех или иных процессов и, следовательно, может быть с легкостью предсказан. В таком случае мы вынуждены считать трендсеттеров пресловутым опережающим меньшинством, или привратниками, раньше прочих находящими тренды и сообщающими о них людям.
...
   Не существует единого понимания природы генезиса тренда.
   В то же время, есть и прямо противоположная позиция, предполагающая, что тренд задается перформативно, то есть появлению тренда предшествует появление локального или глобального трендсеттера, который постулирует то или иное явление, предмет, музыкальное или художественное направление и тому подобное в качестве «трендового».
   Причем, если мы соглашаемся с такой концепцией, то мы оказываемся вынуждены признать тот факт, что чем локальнее opinion-лидер, тем выше степень его влияния на аудиторию и тем больше шансов у того или иного объекта стать трендом в условиях экономики «длинного хвоста». В рамках данной концепции трендспоттинг заменяется тренд-сеттингом, а фундаментальные культурологические исследования – персонализированной работой с локальными opinion-лидерами.
   Я склонен полагать, что обе концепции имеют равное право на существование, и каждая из них находит свое подтверждение в разных областях человеческой деятельности. Если говорить более конкретно, то вторая концепция находит свое выражение в случае с объектами, тесно связанными с узкой группой лиц. Можно говорить о возможности перформативно задавать тренды, например, для субкультуры хипстеров, панков или любителей русского рока. В то же время, абсолютно невероятной представляется ситуация, при которой могли бы быть перформативно заданы такие макротренды, как тренд экологичности, тренд подчинения внешнего вида функциональности и т. п.
   Именно поэтому для трендспоттинга равную значимость имеют как фундаментальные исследования, так и целенаправленная работа с трендсеттерами.
   Отдельную сложность при проведении фундаментальных исследований представляет собой правильный выбор методологии, поскольку привычные средства анализа макросреды – такие, например, как PEST-анализ, как правило, не способны исчерпывающе описать причины формирования тех или иных трендов. Этот факт можно объяснить, прежде всего, уникальной характеристикой любого тренда: будучи явлением глобальным, он становится таковым, потому что разделяется большим количеством совершенно разных людей, что позволяет говорить о глокальном характере трендов.
   В этой связи отдельную значимость начинают представлять не только исследования макросреды, но и используемые в комбинации с ними исследования так называемого потребительского инсайта: как в момент потребления, так и в отрыве от него. Комбинация исследований макросреды с исследованиями инсайта позволяет отслеживать как общий тренд, так и его частные вариации от человека к человеку.
   Если же говорить о персональной работе с трендсеттерами, то здесь также необходимо наличие инструментов, позволяющих этих трендсеттеров выявлять для каждой из целевых аудиторий, а это далеко не всегда оказывается просто. Во-первых, суперфрагментация общества до нанокультур требует от инноваторов очень высокого уровня погружения в нормы культуры, при котором можно вычленить из и без того небольшого количества представителей этой культуры ключевого opinion-лидера. Для более широких тематик условно релевантными, как правило, оказываются методы анализа, на основе которых впоследствии подбираются наиболее авторитетные из пишущих по данной тематике журналистов и блоггеров. В то же время, по целому ряду тематик редакционные и гражданские журналисты даже еще не успели появиться.
...
   Инновационному бизнесу необходимо регулярно проводить анализ на предмет выявления локальных трендсеттеров.
   В таких ситуациях помогают методы включенного наблюдения или даже полноценных опросов представителей данной субкультуры. Кроме того, при подборе лидеров мнений стоит иметь в виду и тот факт, что у субкультур с высокой долей медийного потребления такого рода трендсеттеры могут достаточно быстро меняться под воздействием пресловутых точек бифуркации. Например, еще некоторое время назад трендсеттером в культуре молодежного сегмента креативного класса был Николай Воронов, автор стихов и музыки нетленной композиции «Белая стрекоза любви». В то же время, сейчас популярность Николая может быть поставлена под сомнение. Данный пример демонстрирует тот факт, что инновационному бизнесу необходимо регулярно проводить анализ на предмет выявления локальных трендсеттеров.
   В отличие от продукта или услуги, жизненный цикл тренда установить практически невозможно. Именно поэтому я буду лукавить, когда предложу Вам ниже перечень ключевых трендов в бизнесе на 2011 год. Возможно, каждый из указанных мною трендов окажется глобальным и просуществует несколько лет. А, с другой стороны, возможно, что весь список уже через два-три месяца потребует глобального пересмотра. Тем не менее, по моей мысли, глобальными трендами в бизнесе в ближайшие несколько лет станут следующие:

   1. Сокращение коммуникации
   Общение между людьми становится всё короче и короче, что и диктует уже на протяжении нескольких лет успех твиттера и других микроблогов. Как мне кажется, данный тренд получит новое развитие. Коммуникация станет еще короче, либо перейдет из плоскости текстовой в плоскость визуальную – например, коммуникации с помощью изображений. В этой связи, инновационным может стать тот бизнес, который предложит своим клиентам или пользователям возможности коммуницировать максимально коротким или простым способом.
   Возможно, будущее коммуникаций за инфографикой – особым жанром на стыке дизайна и журналистики, подающим информацию в виде емких картин и графиков, иллюстрирующих ключевые тезисы текста;

   2. Локализация
   Если еще несколько лет назад люди гордились числом штампов виз в своем паспорте, указывавшем на то, какое количество стран посетил человек, то сейчас люди, напротив, стремятся к максимальной локальности. Лучше всего данный тренд иллюстрирует отчаянная борьба за право быть мэром того или иного места в социальной сети Foursquare. Люди больше не хотят посещать как можно больше мест и стран. Они предпочитают ходить в хорошо знакомые места и посещать хорошо знакомые города. На социокультурном уровне это связано с формальным закреплением за большинством заведений и городов статусов, связанных с теми или иными субкультурами. Например, Red Espresso Ваг является местом паломничества хипстеров, «Мастерская» – креативного класса, «Гараж» – любителей современного искусства, город Копенгаген привлекает адептов дизайна, а Екатеринбург – любителей русского рока, остров Гоа – любителей транс-музыки. Данный тренд демонстрирует инноваторам необходимость создания бизнесов, максимально вписывающихся в ту или иную субкультуру и в этом смысле гиперлокальных.

   3. Виртуальное инвестирование
   Все больше и больше набирает обороты экономика виртуальных инвестиций. Известны случаи, когда крупные финансовые и девелоперские компании скупают острова в игровых мирах, подобных Enthropia Universe, нарезают их на отдельные участки и сдают всем желающим. Известны случаи, когда люди продавали свою недвижимость в реальной жизни, чтобы купить виртуальные объекты. Лучшим примером такого рода вложений является знаменитая история с астероидом все в той же EU, когда астероид, купленный за определенную сумму денег, был перепродан владельцем спустя год почти за 10-кратную стоимость. Близко к данному тренду примыкают и микроплатежи – недавно появившаяся экономическая модель, набирающая обороты и построенная на стимулировании большого количества пользователей к покупке недорогого, но достаточно важного в рамках игрового мира объекта. Самым популярным примером такого рода является знаменитая собака из игры «Счастливый фермер», которая обходилась желающим приобрести ее в сумму около 20 рублей, однако позволяла уберечь посевы гороха от посягательств других пользователей. Соответственно, инновационным может стать бизнес, предлагающий своим клиентам обладание виртуальным имуществом за микроплатежи.

   4. Уникальность и штучность
   Один из наиболее мощных трендов уже порядка 3–4 лет, являющийся ключевым для пользователей, с развитием революционных технологий перешедший на новый виток. Если раньше данный тренд находил свое воплощение прежде всего в таких бизнесах, как индивидуальный пошив одежды и изготовление украшений, то сейчас появляется возможность среди прочего изготавливать штучные книги. Например, издательство «Прондо» предлагает своим клиентам заказать через сайт изготовление единичного экземпляра любой из книг, присутствующих в каталоге (в том числе, довольно редких книг, тиражи которых давно раскуплены).

   5. Натуральность и воспринимаемая экологичность
   Тема экологии также уже несколько лет является одним из глобальных мировых трендов, хотя в России она пока недостаточно популярна. В то же время, дизайнеры упаковок и web-дизайнеры активно используют приемы, связанные с воспринимаемой экологичностью: натуральные цвета, визуально легкие формы. А компании, в свою очередь, активно внедряют в свои бизнес-процессы составляющие из вторично переработанных материалов. Таким образом, бизнес получает возможность подчеркнуть свою инновационность за счет апеллирования к экологическим ценностям. В частности, на лекциях я часто показываю на одном слайде принт-скрин Твиттера и Фейсбук и прошу аудиторию сказать, какая из социальных сетей воспринимается ими как более экологичная. Подавляющее большинство участников обычно выделяют в качестве более экологичного дизайн Твиттера, который сочетает в себе и более натуральные цвета, и более легкие округлые формы и лаконичность. Нельзя не вспомнить в этой связи Старбакс, который изготавливает картонные подставки для стаканчиков из переработанной бумаги; МакДональде использует этот же материал для изготовления своих doggy bag и, разумеется, главный тренд зимы 2010-11 года – ботинки Timber land со шнурками из материалов, подлежащих полной вторичной переработке.
...
   Существует ряд коммуникационных приемов, позволяющих позиционировать компанию как инновационную в глазах людей, не готовых детально вдаваться в бизнес-процессы организации.
   6. Воспринимаемая инновационность
   Данный тренд далеко не всегда имеет хоть что-то общее с инновациями как таковыми. Он лишь указывает на тот факт, что существует ряд коммуникационных приемов, позволяющих позиционировать компанию как инновационную в глазах людей, не готовых детально вдаваться в бизнес-процессы организации. К такого рода приемам могут быть отнесены, например, нацеленность бизнеса на IT-аудиторию или малое предпринимательство (что, как правило, позволяет называть бизнес громким словом start-up), использование определенных форм и цветов в фирменном стиле компании и ряд других приемов, часть из которых я ранее описал в главе 2.

   7. Спонтанность
   Вероятно, если бы не колоссальный успех Foursquare, Tumblr, Posterous, а также взрывообразный рост внимания к Твиттеру, в нашей стране самым громким событием 2010 года, несомненно, стал бы нашумевший Chat Roulette. Разработка российского студента в считанные дни покорила весь мир, предложив, по сути, новую парадигму общения в сети Интернет. Благодаря данному сервису каждый получил возможность с помощью веб-камеры стать участником увлекательной «рулетки» и общаться с людьми со всего мира, которых ему в качестве собеседников случайным образом подбирала машина. Таким образом, люди получили дополнительный элемент фана, по сути, добровольно отказавшись от выбора собеседника. Этим примером, однако, тренд спонтанности не исчерпывается, находя свое выражение и в некоммерческих (например, в виде сообществ book-changer-ов), и в коммерческих проектах. Например, в Англии долгое время был популярен магазин, где за фиксированную сумму денег ты покупал, по сути, черный ящик из передачи «Поле чудес». Никто, даже сам продавец, не знал, что внутри доставляемого пакета. Там могли оказаться фрукты и овощи, а могли – ключи от машины.

   8. Оплата по желанию
   Когда я на своих лекциях прошу назвать имя музыканта, оказавшего в XXI веке самое большое влияние на музыкальную индустрию, большинство затрудняется ответить на данный вопрос или прийти к какому-либо единому мнению – настолько велико различие в музыкальных вкусах людей. Тем не менее, самые передовые студенты все же припоминают человека, который раз и навсегда изменил музыкальную индустрию. Имя этого человека – Том Йорк, лидер и без того культовой группы Radiohead, которая навсегда вошла в историю как первая группа, разместившая на сайте свой альбом для бесплатного скачивания и предложившая пользователям исключительно добровольно вносить за него оплату в любом размере, который они посчитают нужным. Данное событие существенно перевернуло подходы маркетологов к ценообразованию в частности и моделям бизнеса вообще.
...
   Платеж по желанию породил и такой субтренд, как микроплатежи.
   Появилось большое количество сайтов, позволяющих бесплатно использовать хранящуюся на них информацию, оплачивая ее по доброй воле через кнопку «пожертвовать». Самыми успешными примерами такого рода являются Википедия, Wikileaks, а в России – проект Алексея Навального РосПил. Однако, данные бизнес-модели применимы и для небольших сайтов. Более того, данная модель нашла свое применение и в офф-лайне. В одном из американских магазинов был проведен эксперимент: на протяжении некоторого количества дней со всех продуктов в магазине были сняты ценники. Человек мог взять любой понравившийся ему товар и заплатить за него на кассе ту цену, которую он считал надлежащей. Невероятно, но факт: магазин не только получил свою обычную норму прибыли, но и заработал в среднем на каждом товаре от 10 до 20 процентов его стоимости: данная модель, дополненная персонализированным контактом с кассиром, привела к таким удивительным результатам – люди стеснялись оценить товар слишком дешево и потому зачастую переплачивали.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 [7] 8

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация