А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Горизонтальный мир: Экономика, инновации, новые медиа" (страница 6)

   Глава 8. Креативные технологии

   Как уже было сказано выше, креативность в организациях зависит от людей. В то же время одной креативности недостаточно. Креативность выступает как аморфное качество коллектива, которое само по себе не гарантирует появление внутри него прорывных инновационных идей. Для того чтобы креативный импульс человеческого ресурса организации превратить в грамотный и осмысленный поток идей, необходимо внедрение в организацию культуры создания идей, которая должна базироваться на ключевых принципах и основополагающих методах.
   Самым популярным методом создания креативного продукта является метод мозгового штурма, или brainstorm. Основателей данного метода считается Алекс Осборн, фамилия которого превратилась в букву О в названии знаменитого рекламного агентства BBDO. В 1964 году он описал основные техники brainstorm в книге «Ваша креативная сила». Основные правила брейншторма просты и хорошо известны – говорить все, что придет в голову, не высказывать (по крайней мере, в первом раунде) критики, обязательно все записывать, обязательно регламентировать длительность проведения брейншторма. Можно с уверенностью говорить, что мозговой штурм является самым популярным и часто используемым методом получения креативного продукта. Важно отметить, что для брейншторма, как правило, требуется два или более человек. Однако в дальнейшем мы разберем методику, провести эффективный брейншторм с помощью которой сможет и один человек.
   Вторым достаточно знаменитым методом создания креативного продукта является ТРИЗ, или Теория Решения Изобретательских Задач. При применении данной методики объект, который необходимо улучшить или в который необходимо привнести инновационную компоненту, разбирается на составные части (физически или воображаемо). После чего все выделенные компоненты оцениваются по критерию «полезно – вредно». Задачей человека, использующего метод ТРИЗ, является получение ИКР – Идеального Конечного Результата. Минимальным критерием ИКР считается состояние, при котором в процессе обсуждения из объекта удалена хотя бы одна компонента как негативная и добавлена хотя бы одна компонента, которая может быть оценена как позитивная.
   Третьим является так называемый метод синектики, разработанный Джоном Гордоном. Несмотря на свою сравнительную сложность (особенно при сопоставлении с брейн-штормом), по моему опыту, метод синектики дает наиболее адекватные и разносторонние результаты при создании креативного продукта.
   По моему опыту, метод синектики дает наиболее адекватные и разносторонние результаты при создании креативного продукта.
   Суть данного метода состоит в последовательном проведении с объектом четырех типов аналогий:

   1. Прямая аналогия
   К объекту креатива случайным образом выбирается слово, никак с ним не связанное. Например, если объектом креатива является газета, то в качестве слова для прямой аналогии может быть выбран, например, мяч. После выбора такого слова в рамках прямой аналогии проводится сопоставление двух объектов на предмет выявления у них общих или различных черт. Допустим, в означенном нами примере и про газету, и про мяч можно сказать, что они или приходят, или прилетают. Кроме того, применение дополнительных усилий в рамках метода позволяет сгенерировать идею спортивной газеты, то есть газеты, в которой пишут про мяч.

   2. Символическая аналогия
   Необходимо метафорически выразить суть рассматриваемого объекта в двух словах. Классическим примером здесь является сформулированное самим Джоном Гордоном высказывание: «Мрамор – искрящееся постоянство». Метод символической аналогии наиболее продуктивен при разработке слоганов и иных коротких текстовых форм, в том числе названий. Если возвращаться к нашему примеру с мячом и газетой, слушателями одной из моих лекций был сформулирован слоган «прилетает сама», что натолкнуло на мысль о необходимости использования при создании такой газеты технологии RSS.

   3. Фантастическая аналогия
   Ключевая задача участников – придумать вещи или процессы, самостоятельно воспроизводящие те действия, которые должен осуществлять объект креатива. Разберем данную методику на примере рекламы внедорожника. Ключевой задачей внедорожника является езда по пересеченной местности – например, по холмам. В рамках фантастической аналогии можно представить себе такую дорогу, которая появляется везде, где едет наш автомобиль. Соответственно, при разработке, например, рекламы для внедорожника можно было бы снять видео, в котором внедорожник едет по холмам, а из-под его колес в лучших традициях страны Оз выбегает дорога. Такой ролик мог бы, например, скоммуницировать ценность «где он – там и дорога». Следовательно, можно сделать вывод, что фантастическая аналогия лучше всего работает для создания визуальной составляющей продукта, услуги или коммуникационного сообщения. В примере с мячом и газетой участниками семинара был придуман такой мяч, который каким-то образом сам собирал бы новости и «приносил» их своему владельцу. Это позволило предположить, что для спортивной газеты стоит разработать сайт в виде мяча, на каждой из кожаных ячеек которого будет отдельный RSS-канал, собирающий информацию с того или иного авторитетного спортивного портала.

   4. Личная аналогия
   Один из участников, как правило, с наиболее ярко выраженными актерскими талантами, должен изображать, вживаться в образ объекта, переносить на себе типические для объекта воздействия и сообщать о своих впечатлениях. Так, например, в опыте с газетой в процессе проведения личных аналогий было подмечено, что не все ячейки мяча можно легко увидеть – они могут находиться под определенным, достаточно неудобным углом – что помогло сделать вывод о необходимости отрисовки трехмерной модели мяча.

   Следующим является морфологический метод. В его рамках рассматриваемый объект раскладывается на составляющие его части. Например, для автомобиля это будут двигатель, руль, стекла, дверцы, и т. д. Затем наступает процесс так называемой компоновки морфологического ящика: выписываются все виды частей рассматриваемого объекта, существующие в природе. Например, если бы объектом был карандаш, а его составной частью – корпус, то на этапе компоновки ящика мы упомянули бы деревянный корпус, пластиковый корпус, металлический корпус и т. п. Затем, каждый из полученных видов каждой из составных частей объекта группируется с другим видом другой части объекта. Сгруппированные, они объединяются с видом третьей части объекта и так далее до исчерпания всех частей объекта, а полученные вариации проверяются на жизнеспособность. Сложность метода компенсируется его мощным практико-эвристическим потенциалом – в частности, считается, что именно благодаря этому методу был изобретен снегоход.
   Следующий метод – метод фокальных объектов. На первом этапе его применения выбирается ключевое слов, объект или «фокус». На втором этапе методом случайного подбора (обычно методом раскрытия книги на случайной странице) подбираются существительные. На третьем этапе каждый из участников процесса последовательно предлагает к каждому существительному по одному прилагательному. Например, к воде – холодная, к лимону – кислый и т. д. На четвертом этапе названные участниками прилагательные сопоставляются с фокусом, а полученные словосочетания проверяются на жизнеспособность. Например, если фокусом была книга, то стоит проверить на жизнеспособность такие словосочетания, как холодная книга, кислая книга и так далее. Более сложной модификацией метода фокальных объектов является метод гирлянд, ключевой отличие которого состоит в большем количестве итераций, эпитетов и существительных.
   Нельзя также не отметить значительную модификацию метода брейншторма, разработанную крупнейшим теоретиком в области креатива Эдвардом де Боно – метод шести шляп мышления.
...
   Наибольшую эффективность метод шести шляп мышления приносит тогда, когда характеристики надетых на людей шляп оказываются не похожи на реальные жизненные характеристики их владельцев.
   Кратко суть метода состоит в том, что каждому из участников мозгового штурма предлагается представить, что на нем надета одна из 6 шляп, обладающих уникальными характеристиками. Например, белая шляпа апеллирует к сухим фактам, красная, напротив, ставит во главу угла чувства, желтая реагирует на все с позитивом и т. д. Наибольшую эффективность данный метод приносит тогда, когда характеристики надетых на людей шляп оказываются не похожи на реальные жизненные характеристики их владельцев. Еще одним преимуществом данного метода является то, что он позволяет даже одному человеку, последовательно «примеряя» разные шляпы, получать широкий спектр мнений на проблему и проводить эффективные брейнштормы.
   Данным перечнем способы создания креативного продукта, само собой, не ограничиваются, однако мы попытались в этой главе отразить лишь наиболее действенные, методологически непротиворечивые методы. Нельзя, впрочем, отрицать и ценность неконвенциональных методик, наиболее популярной и действенной из которых является методика инкубации, состоящая в необходимости резко изменить род деятельности, например, с интеллектуальной на силовую, физическую для стимулирования креативных идей. Классическим примером инкубации может служить таблица Менделеева и изобретение суперкомпьютера Сеймура Кея, схемы которого, как утверждает его создатель «подсказывали ему эльфы», приходившие к нему, пока он копал грядки в огороде.
...
   Эльфы у нас тоже учились. И орки, и минотавры, кто только не учился в университете Idealogy. За 2 года существования мы обучили более 200(!) человек инновационному маркетингу, и более 100 бизнес динамике. А инсайты, наподобие Менделеевских, посещают слушателей каждую лекцию!

   Глава 9. Инновации изнутри

   Как мы уже отмечали в предыдущих главах, инновации могут присутствовать как во внешней (прежде всего в формате коммуникаций новых медиа), так и во внутренней среде организации. Одной из областей приложения инноваций во внутренней среде организации является выстраивание бизнес-процессов.
   Одним из наиболее инновационных способов выстраивания бизнес-процессов является краудсорсинг, в рамках которого максимально большое количество людей вовлекается в процесс разработки продукта, его создания, маркетинга, сбыта и принятия других управленческих решений. Краудсорсинг выступает одним из проявлений оформляющейся на наших глазах глобальной экономики сотрудничества, или викиномики – инновационной экономической модели, построенной на глобальном сотрудничестве людей между собой по всему земному шару.
...
   Изменяется ранее незыблемая модель: покупатель – немая масса, отдающая деньги за товары, повлиять на которые она не имеет возможности.
   Инструментально это выражается в том, что компании все чаще перестают принимать решения и производить продукты, основываясь только на внутренних ресурсах. Конечные потребители получают возможность влиять на характеристики конечного продукта, дорабатывать его, кастомизировать. Все это дает доступ к неограниченным творческим ресурсам, к колоссальному интеллектуальному потенциалу, который начинает работать на благо бизнеса, подтверждая парадигмы N=1 и R=G.
   Изменяется ранее незыблемая модель: покупатель – немая масса, отдающая деньги за товары, повлиять на которые она не имеет возможности. Модель, суть которой выразил Форд в своем знаменитом высказывании о черном автомобиле: «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный». На смену ей приходит коммуникация, в которой и компании, и их клиенты оказываются в равных позициях и имеют эквивалентные возможности с точки зрения трансформации товаров и услуг. Такая модель именуется peer-to-peer-коммуникацией, т. е. коммуникацией на равных (пиринговой или одноранговой коммуникацией).
   Упомянутый в первых главах распад иерархии «производитель-потребитель» привел к абсолютно парадоксальным и доселе немыслимым экономическим последствиям: экс-потребители стали принимать активное участие во всех этапах путешествия товара от места, где он был произведен, до прилавка. И если раньше предпринимателю было выгодно отдать производство своей продукции китайским мануфактурам, которые давали надлежащее качество за значительно меньшие деньги, то теперь инновационные предприниматели отдают производство, маркетинг и сбыт на откуп армии потребителей, которые готовы не только за бесплатно в процессе сотрудничества разработать дизайн, придумать рекламу, название и даже продавать ваш продукт, но и с утроенной силой потреблять, потому что данный продукт стал частью их жизни, в него вложен их труд, а потому его ценность в их глазах стала еще выше. Таким образом, викиномика становится похожа на натуральное хозяйство в том смысле, в котором каждый производил товар, чтобы его самостоятельно потребить. Однако глобальные макроэкономические выводы из формирования викиномики принципиально иные.
   К ключевым инструментам, которые компании используют для формирования эффективных викиномических решений, можно отнести:

   1. Сообщества для выявления потребительского инсайта
   Ярчайшим примером такого рода сообщества может служить сервис MyStarbucksIdea, в рамках которого любой посетитель кофейни может высказать свою идею, а другие посетители – проголосовать за нее. Идеи, получившие наибольшее количество голосов, внедряются на практике, за счет чего компания получает возможность оперативно получать пользовательскую обратную связь и демонстрировать свою реальную заботу о сервисе и качестве услуг. Как недавно справедливо отметил Артемий Лебедев, многие российские предприятия общепита, продающие напитки, похожие на кофе, позаимствовали у Starbucks идею визуального оформления логотипа, однако что бы им реально стоило позаимствовать у сети Говарда Шульца, так это механизмы работы службы клиентского сервиса. И речь идет не о персональных именных стаканчиках, высоком качестве напитка и улыбчивых бариста. Речь о внедренной викисистеме клиентского сервиса – MyStarbucksIdea. Начинать внедрение викиномической системы необходимо с определения конкретной проблемы в клиентском сервисе или той его части, которая, возможно, и так хороша, но могла бы стать еще лучше. Для Starbucks таким пунктом выступило качество обслуживания клиентов в помещениях своих кофеен. Вторым шагом является разработка эффективной викиномической механики, призванной выполнять обозначенную задачу. Starbucks решил в качестве механики выбрать возможность пользователей предлагать, обсуждать и рейтинговать идеи по улучшению сервиса. Вознаграждением за такую работу является реализация предложенной идеи, собравшей наибольшее количество позитивных оценок. Рассматривая данный подход к вознаграждению, важно отметить, что отказ от материального поощрения авторов лучших идей оправдан для сильных брендов, имеющих ярко выраженную индивидуальность. При прочих равных, большинство брендов не настолько влиятельны, а потому вынуждены обычно стимулировать пользователей материально.
...
   Начинать внедрение викиномической системы необходимо с определения конкретной проблемы в клиентском сервисе.
   В то же время, правило Йона Катценбаха, согласно которому гордость важнее денег, справедливо не только для сотрудников компании, но и для участников корпоративных викиномических систем. Именно поэтому всегда стоит пытаться изыскать мощные нематериальные стимулы, как это сделал Starbucks. На третьем шаге необходимо подобрать удобную технологическую платформу для реализации задумки. В случае со Starbucks это был самописный движок для сайта, хотя сейчас большое разнообразие готовых бесплатных платформ позволяет выбрать что-то удобное и в высокой степени кастомизируемое, например, LiveStreet, который мы чаще всего используем в Paper Planes для решения такого рода задач. Особенностью LiveStreet является удобная система рейтингования чужих постов-идей, что позволяет создавать довольно сбалансированные сообщества с защитой «от дурака» – попыток торпедировать изначальные цели системы, поскольку сообщество оказывается куда более ответственным и легитимными цензором, чем представитель компании. На следующем этапе необходимо проработать механизм обратной связи от компании. Он может заключаться как в демонстрации того, что компания реально наблюдает за происходящим в сообществе, так и в презентации реально внедренных идей. Starbucks, например, как мне кажется, немного не дорабатывает в этом, лишь публикуя в системе пометку о том, что идея принята к внедрению. В то же время, скажем, Miller, решавший с помощью краудсорсинга задачи разработки дизайна банок пива, напрямую упоминает имена авторов принятых дизайнов. Это вызывает у людей чувство гордости своим участием в процессе производства и, как следствие, сильнее вовлекает их в бренд.

   2. User generated-конкурсы
   В рамках таких конкурсов пользователям предлагается придумать для компании дизайн упаковки, этикетки, сайта и т. д. Это позволяет не только получать значительное количество свежих идей, но и создавать мощные информационные поводы, демонстрируя открытость копании и ее готовность к сотрудничеству.

   3. Викиномические порталы
   Сайты, где интерфейс построен на принципах, максимально облегчающих сотрудничество: возможность совместного создания и редактирования документов, объектов, меток на карте. Лучший кейс такого рода приводят в своей книге «Вики-номика» упомянутые ранее Тапскотт и Уильямс. Они рассказывают о руководителе золотодобывающей компании, который предложил всем желающим подсказать участки, на которых стоит в будущем вести добычу.
   Кроме того, глобальное вики-сотрудничество начинает затрагивать и области жизни, не являющиеся собственно экономическими. Люди формируют user-generated путеводители по городам, оставляя отзывы к местам в Foursquare. Во время лесных пожаров 2010 года люди создавали user-generated отчеты о тушении пожаров, очагах их распространения и т. п., чем облегчали работу и себе, и своим единомышленникам. Самым заметным вики-проектом 2010 года является РосПил – проект знаменитого блоггера Алексей Навального, призванный собирать со всех желающих информацию о коррупции, нечестных и странных тендерах, организуемых государственными органами.
   Еще одним любопытным видом глобального сотрудничества выступает так называемый crowdstorm – peer-to-peer brainstorm, в рамках которого люди со всего мира получают возможность принимать участие в обсуждении свежих идей для компаний, а те, в свою очередь, получают возможность вовлекать в процесс создания идей бесчисленное множество людей.
   Частичный или полный перевод бизнеса в виртуальную среду – очередной пример становлений инновационной экономики. Еще 5 лет назад многие компании позволяли себе не иметь собственного сайта. Сейчас для многих стало нормой создание полноценных web-представительств и виртуальных офисов не только в социальных сетях, но даже в игровых мирах, таких, как The Second Life или Enthropia Universe. Прежде всего данная тенденция затронула интернет-магазины, которые стали все активнее перетекать в социальные сети, где они за счет открытости API того же ВКонтакте могут получить интеграцию своих ERP и систем управления поставками с социальной сетью, а с другой стороны получают возможности коммуникации с колоссальной аудиторией. Но даже те магазины, которые не решаются интегрировать свой биллинг с биллингом социальных сетей, не отказывают себе в удовольствии использовать функционал фотоальбомов как полноценный web-вендинг.
...
   Частичный или полный перевод бизнеса в виртуальную среду – очередной пример становлений инновационной экономики.
   Создание виртуальных представительств позволяет компаниям круглосуточно общаться со своими клиентами в удобном для них формате и на удобной для них площадке и, что важнее, в удобное для них время. Самым простым способом создания такого онлайн-представительства становится блог ЖЖ, группа Вконтакте и на Фейсбуке и корпоративный Твиттер.
   Достаточно крупным трендом становится также виртуализация образовательного бизнеса. Все большую и большую популярность начинают собирать лекции в формате видео on demand, то есть записанные и выложенные на любой видеохостинг – например, на Youtube. В этой связи неслучайным кажется успех, казалось бы, совершенно безумного проекта TED, в рамках которого лекторы в формате 15 минут делятся с публикой своими знаниями по любому вопросу, который они считают интересным. Большой объем зрительского внимания начинают собирать видео, сделанные в формате how to, всевозможные мотивирующие лекции и выступления, короткие научно-популярные репортажи. Полагаю, что если бы затратившая пару лет назад огромные деньги на наружную рекламу Skillopedia стартовала сегодня, она имела бы ошеломляющий успех.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 [6] 7 8

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация