А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Анализ почерка в работе с кадрами" (страница 7)

   • устойчивая форма;
   • изменяемая, неустойчивая форма.
   Рис. 2.28. Примеры признака «Устойчивость формы»: а – устойчивая форма; б – неустойчивая форма

   Группа «Наклон»
   Направление наклона. Формально под наклоном понимается угол между основным штрихом и линией строки. Наклон – это очень простой признак для понимания и оценки. Но будучи простым для оценки, признак достаточно коварен при интерпретации. На наклон могут сильно влиять условия написания: расположение листа при письме, качество бумаги и другие (рис. 2.29). Нельзя забывать также, что в разное время и в разных странах по-разному учили писать. Если, скажем, в начале XX века в школах доминировала тенденция к явному правому наклону, то позже ученикам прививали более прямой почерк. Существенно влияет на признак и то, какой рукой написан текст. Как правило, левши тяготеют к левому наклону.
   Рис. 2.29. Примеры признака «Наклон»: а – правый наклон; б – левый наклон; в – вертикальный почерк

   При оценке наклона естественным образом выбирают буквы, имеющие вертикальные линии. Например, «и», «н» или «т». Измерять угол для них проще и естественнее. Но наклон можно определить для любой буквы. При этом первые и последние буквы в словах следует игнорировать, так как они часто имеют отличный наклон. Последнее фактически исключает и заглавные буквы для данного признака. Не так уж редко разные буквы пишут с несколько отличным наклоном. Его вариации в одном и том же тексте бывают заметными. Важно правильно усреднять измерения. В простом случае рассматривают три значения:
   • правый наклон – он может быть более или менее выраженным; угол может изменяться от 85° до 50° и даже менее;
   • вертикальный почерк – угол между 85° и 95°;
   • левый наклон – угол от 95° и более, левый наклон тоже может быть более или менее интенсивным, но не так сильно, как правый.
   Изменение наклона. Наклон в тексте может меняться. У некоторых людей это зависит от буквы – одни буквы они пишут с более сильным правым наклоном, другие с менее выраженным, или прямо, или даже с левым наклоном. В других случаях он может меняться регулярно, т. е. становиться сильнее или слабее к концу текста. Наклон может просто изменяться хаотично. Тогда даже одни и те же буквы в соседних словах имеют различный наклон. Мы ограничимся только двумя общими значениями признака, хотя при более точном подходе отличают и регулярное изменение от менее регулярного, и усиление или ослабление при том же направлении наклона от изменения направления. Просто для определения этих значений написанные тексты должны быть достаточно большими, что сейчас на практике встречается нечасто. Значения признака:
   • стабильный наклон;
   • переменный наклон.
   Группа «Соединения»
   При связном написании буквы в словах соединены друг с другом. Это происходит в тех случаях, когда человек продолжает писать, не отрывая руки. В школе обучают связному письму. Тенденция писать буквы раздельно появляется позже. Связность можно измерить абсолютно точно. Для этого нужно сосчитать, сколько букв написано слитно, а сколько раздельно. Но часто достаточно просто приблизительно оценить.
   Связность почерка. При анализе связности следует учитывать следующие моменты. Во-первых, не всегда соединения четко видны. Поэтому (и не только поэтому) анализировать следует не фотокопию, а оригинал текста. Но даже на оригинале некоторые соединения еле просматриваются. Чтобы их увидеть, графологи всегда работают с лупой. Нас ведь интересует не то, насколько соединения видны, а то, как человек писал, т. е. траектория руки. Поэтому даже самый слабый след от штриха, сделанного практически в воздухе, дает информацию. Во-вторых, в почерке могут встретиться так называемые ложные соединения. Они появляются, когда после отрыва руки человек продолжает писать, присоединив новую часть к уже написанной. Ложные соединения тоже легче увидеть с лупой. Их относят к раздельному написанию. В-третьих, попадаются редко используемые или сложно произносимые слова. Их тяжело написать сразу и пишущий вынужден прерываться, чтобы обдумать их правильное написание. Эти случаи следует опускать и нельзя относить к несвязному письму. Рассматривают следующие три значения признака:
   • связный почерк – слова написаны без отрыва, т. е. все или почти все буквы в словах соединены;
   • несвязный почерк – буквы в словах написаны раздельно, отдельные пары букв могут быть соединены;
   • частично связный почерк – короткие слова, состоящие из 3–4 букв, написаны без отрыва, и, по крайней мере, три буквы в более длинных словах соединены.
   Рис. 2.30. Примеры признака «Связность почерка»: а – связный почерк; б – частично связный почерк; в – несвязный почерк

   Форма соединений. Как известно, в европейских системах письма принято соединять друг с другом буквы в словах. По крайней мере, так учат писать в школе. Соединение формируется, когда конечный штрих предыдущей буквы переходит в начальный штрих следующей. Рассматриваемый признак отражает многообразие форм этого перехода (рис. 2.31). Он является одним из сложных признаков почерка.
   Рис. 2.31. Примеры признака «Соединения букв»: а – угловатые; б – гирляндообразные; в – нитевидные

   Форма соединения часто зависит от конкретных букв. Кроме того, в чистом виде какая-либо форма редко присутствует в почерке. Чаще всего можно встретить некую комбинацию. Форму соединений рассматривают даже при частично связанном почерке. Двух-трех соединений в слове бывает достаточно. Выделяют следующие основные формы соединений:
   • аркообразные или дугообразные соединения – выгнутые вверх дуги, главным образом в средней зоне; начинаются они практически с линии строки и иногда доходят до верхней зоны;
   • гирляндообразные соединения – выгнутые вниз дуги (являются морфологически противоположной характеристикой аркообразных соединений);
   • угловатые соединения – в отличие от аркад и гирлянд формируются прямыми линиями; это требует при написании резкого изменения направления движения ручки (в свое время Роберт Саудек, исследуя движения, производимые при письме, с помощью кинокамеры установил, что написание угловатого соединения занимает в 3–4 раза больше времени, чем округлые аркадные и гирляндообразные соединения);
   • нитевидные соединения – несколько волнообразные или прямые линии практически по самой линии строки; они часто сочетаются с нитевидной же формой букв;
   • «школьные» соединения – прямые, достаточно короткие соединения, как правило, идущие от нижней части предыдущей буквы к середине или к верху последующей.
   Форма слов. Встречаются случаи, когда форма слов имеет особенности. То есть пространственные характеристики меняются от начала к концу слова. Достаточно обнаружить несколько таких случаев в тексте, чтобы говорить о наличии признака. Формы слов бывают следующие:
   • сужающаяся форма – размер букв уменьшается к концу слова; важно, чтобы это касалось не только самой последней буквы (это отдельный признак), а нескольких;
   • расширяющаяся форма – размер букв увеличивается к концу слова;
   • сжимающаяся форма – ширина букв уменьшается к концу слова;
   • разжимающаяся форма – ширина букв увеличивается к концу слова;
   • наклон увеличивается к концу слова – не имеет значения правый или левый наклон, важно, что он становится сильнее;
   • наклон уменьшается к концу слова.
   Теоретически эти значения признака могут присутствовать вместе. Например, одновременно сужающаяся и сжимающаяся форма. Но это встречается крайне редко. Поэтому мы исходим из того, что если особенность формы слов и имеет место, то только одно из ее значений.
   Рис. 2.32. Примеры признака «Форма слов»: а – сужающаяся; б – расширяющаяся

Категория «Динамика»
   Группа «Нажим»
   Почерк кроме горизонтального и вертикального направлений имеет еще и третью размерность. Она направлена по толщине листа. Во время письма происходит вертикальное движение по этой третьей оси. Без него текст не останется на бумаге. Его просто не будет видно. Речь идет о нажиме. Он возникает благодаря сопротивлению бумаги. Его проявление зависит от того, с какой силой пишущий давит на ручку. В современных условиях, при новых ручках, этот признак несколько потерял в своем значении. Но все равно играет определенную роль. Какое-либо давление должно быть обязательно. Нажим может отличаться по силе и регулярности (рис. 2.33).
   Рис. 2.33. Примеры признака «Нажим»: а – сильный; б – слабый

   В данной группе мы рассматриваем нажим в целом. Его распределение по всем элементам букв. Отдельно анализируют нажим в нижних и верхних зонах. Этому посвящены специальные признаки, относящиеся к зонам. Они охватывают случаи, когда нажим в верхней или нижней зоне отличается от остальной буквы.
   Нажим относится к признакам, которые можно оценить только косвенно. На него кроме ручки и бумаги оказывает влияние то, как человек держит ручку. Нажим усиливается, если ручка держится ближе к нижнему концу. При более высоком захвате нажим ослабляется.
   Сила нажима. Силу нажима оценивают по ширине штрихов и линий. При оценке признака требуется определенный опыт. При более сильном нажиме идущие вниз штрихи расширяются. При более слабом идущие вверх штрихи становятся уже. Вторым признаком является цвет или наполненность штриха. Большее количество пасты, чернил или туши в штрихе говорит о более сильном нажиме. Признак имеет три значения:
   • нормальный нажим;
   • сильный нажим;
   • слабый нажим.
   Равномерность нажима. Оценивают то, насколько нажим равномерен в различных буквах и зонах букв, а также в различных местах текста – начале, конце, середине. При равномерном нажиме давление при письме одинаково распределяется по различным элементам букв, по овалам, вертикальным и горизонтальным линиям. Также оно одинаково по всему написанному тексту. Значения признака:
   • равномерный нажим;
   • неравномерный нажим.
Категория «Особые буквы»
   Выше мы уже не раз говорили, что при анализе тех или иных признаков следует рассматривать только внутренние буквы в словах, так как первые, последние и заглавные буквы имеют свои особенности. Теперь пришло время этих особенностей. Данная категория признаков почерка как раз их охватывает. В особых буквах нас будет интересовать их размер, наклон, нажим, форма. Не сами по себе, а то, как они отличаются от внутренних букв.
   Группа «Начальные буквы»
   Говоря о начальных буквах, мы имеем в виду строчные буквы. Они представляют несомненный интерес. С начальной буквы начинается слово после естественной паузы, которая необходима, чтобы перейти от предыдущего слова. Рука всегда отрывается и ставится снова. В каком месте, с какой силой – все это имеет значение. Измененный размер, наклон или нажим первых букв говорит о том, что автор их выделяет, что он начинает слово не совсем так, как продолжает его. Кроме того, первые буквы могут иметь начальный штрих. Это влияет также и на их форму.
   Размер начальных букв. Чтобы оценить признак, измеряют средний размер начальных букв и сравнивают его со средним размером внутренних букв. Отличие на 1–1,5 мм считается существенным. При этом размер внутренних букв должен быть достаточно равномерным. Для признака характерны два значения (рис. 2.34):
   • начальные буквы больше внутренних букв;
   • начальные буквы меньше внутренних букв.
   Рис. 2.34. Пример признака «Размер начальных букв»: размер начальных букв больше

   Наклон начальных букв. Признак охватывает случаи, когда наклон начальных букв отличается в среднем от наклона внутренних букв. Направление наклона изменяется не часто. Хотя такое тоже случается. Меняется сила наклона – начальные буквы могут иметь, например, более сильный правый наклон, чем внутренние. Или менее сильный. Это справедливо и для левого наклона. Отсюда естественно вытекающие значения для признака (рис. 2.35):
   Рис. 2.35. Пример признака «Наклон начальных букв»: наклон начальных букв отличается от внутренних

   • начальные буквы имеют более сильный наклон (направление наклона не важно – если он правый, то более сильный правый наклон, если левый, то более сильный левый наклон);
   • начальные буквы имеют более слабый наклон – аналогично предыдущему значению;
   • наклон начальных букв меняется (если у остальных букв он правый, то у начальных – левый и наоборот).
   Слитность написания начальных букв. Этот признак имеет смысл, когда почерк в целом слитный (рис. 2.36). Тогда первые буквы, написанные отдельно, представляют особенность, которая имеет графологическую интерпретацию. Напомним, что речь идет только о строчных первых буквах, а не о заглавных. Признак имеет только одно значение:
   • первые буквы не соединены с остальным словом.
   Рис. 2.36. Пример признака «Слитность написания начальных букв»: начальные буквы не соединены со словом

   Достаточно, чтобы некоторые первые буквы выполняли это условие, чтобы говорить о признаке. Практически никогда не встречается почерк, где все или даже только большинство слов так написано.
   Нажим в начальных буквах. Иногда при письме человек делает больший или меньший нажим на первых буквах. Он как бы при этом более или, соответственно, менее энергично начинает очередное слово. Для определения признака достаточно, чтобы он встретился несколько раз в тексте. Не обязательно каждая первая буква должна быть особой. Два значения признака:
   • повышенный нажим в первых буквах (линии более толстые и интенсивные) – пишущий энергично начинает новое слово, но этот всплеск дополнительной энергии сразу исчерпывается; иногда более толстые линии появляются, когда человек как бы для верности обводит первую букву (или ее отдельные элементы) еще раз, т. е. линии становятся двойными;
   • пониженный нажим в первых буквах (линии более тонкие) – автор начинает новое слово менее энергично, чем продолжает, ему нужен определенный разгон.
   Начальный штрих. Первая буква часто начинается со специального начального штриха. По крайне мере, так обучают в школе. Данный признак характеризует особенности его формы. Здесь речь идет только о строчных буквах. Так как каждая буква в начале слова имеет начальный штрих определенного вида или вообще его не имеет, то оценивать признак можно по частоте, проанализировав все буквы. Форма штриха определяется тем, откуда он начинается:
   • начинается на строке (на самой строке или сразу над ней) – это стандартная, «школьная» форма; сам штрих при этом прямой;
   • начинается в нижней зоне – он начинается в нижней зоне и поднимается к основе буквы или к середине средней зоны (иногда, например, у буквы «а» он может доходить до верха средней зоны; в любом случае штрих получается обычно достаточно длинным);
   • начальный штрих начинается в середине средней зоны;
   • начинается в верхней зоне – в этом случае он идет сверху вниз (как правило, он заканчивается в верхней части буквы, но иногда он может доходить и до основы строки);
   • начальный штрих прерывается – длинный начальный штрих, который прерывается и не соединен с буквой;
   • начальный штрих отсутствует – буквы написаны без начального штриха (в настоящее время такое написание встречается чаще всего).
   Группа «Конечные буквы»
   Написание конечных букв в словах может иметь ряд особенностей. При этом мы рассматриваем слова, стоящие в середине строки. Самые последние буквы на строке могут иметь свои особые различия. Признаки данной группы в целом похожи на специфику начальных букв. Для конечных букв менее интересен наклон, но появляются особенности их ширины. Иногда встречается почерк, в котором все слово к концу сужается или расширяется, уменьшается или увеличивается. То есть изменение охватывает не только самые конечные буквы, но и некоторые перед ними. На это следует обращать внимание. Такие случаи не подходят для анализа конечных букв.
   Размер конечных букв. Размер конечных букв рассматривается, когда он в среднем отличается от размера букв внутренних (рис. 2.37). Так же как и для начальных букв, отличие должно составлять 1–1,5 мм.
   Значения признака:
   • конечные буквы меньше;
   • конечные буквы больше.
   Рис. 2.37. Примеры признака «Размер конечных букв»: а – конечные буквы больше; б – конечные буквы меньше

   Ширина конечных букв. Ширина конечных букв может отличаться от ширины внутренних. Пишущий торопится закончить слово – сжимает последнюю букву. Значения признака:
   • ширина конечных букв меньше;
   • ширина конечных букв больше.
   Нажим в конечных буквах. Изменение нажима в конечных буквах встречается даже чаще, чем изменение размера или ширины. Усиленный нажим говорит о том, что автор сильнее выделяет конечную букву, более энергично завершает слово. Пониженный нажим говорит о том, что он теряет энергию и внимание в конце. Возможно, уже как бы готовится начать следующее слово, еще не закончив данное. Два значения признака (рис. 2.38):
   • нажим в конечных буквах усиливается;
   • нажим в конечных буквах ослабляется.
   Рис. 2.38. Пример признака «Нажим в конечных буквах»: более сильный нажим в конечных буквах

   Завершающий штрих в конечных буквах. Конечные буквы от внутренних отличает то, что они имеют завершающий штрих. Точнее сказать, могут его иметь. Многие люди пишут конечные буквы без него (рис. 2.39). Завершающий штрих отличается от соединяющих штрихов. Форму соединений в слитном почерке определяют как предыдущая, так и последующая буква, завершающий же штрих от контекста почти не зависит.
   Рис. 2.39. Примеры признака «Завершающий штрих в конечных буквах»: а – горизонтальный; б – вертикальный

   Выделяют несколько форм конечного штриха. В тексте не всегда присутствует только одна из них – могут встретиться сразу несколько. Поэтому признак лучше всего оценивать по частоте появления той или иной формы. Зачастую форму в конкретном случае установить не так уж и просто и требуется определенный навык. Выделяют следующие основные значения признака:
   • завершающий штрих отсутствует – конечные буквы с короткими и тупыми окончаниями не ниже линии строки (эта форма встречается часто);
   • вертикальный завершающий штрих – идет вертикально вниз в нижнюю зону;
   • закругленный завершающий штрих – закругляется влево и вверх на уровне средней зоны, он может потянуть за собой и всю конечную букву;
   • диагональный завершающий штрих – поднимается вверх диагонально под углом прямой линией;
   • высокий завершающий штрих – поднимается очень высоко, заходя в верхнюю зону;
   • горизонтальный завершающий штрих – имеет форму длинной горизонтальной линии на уровне строки; в последних словах на строке может доходить до края листа;
   • длинный завершающий штрих – опускается под слово и, идя обратно, к началу слова, иногда перекрывает несколько букв.
   Расположение конечных букв. Иногда в почерке конечные буквы меняют свое расположение на строке по сравнению с внутренними буквами (рис. 2.40). То есть они могут уходить вверх над строкой или, наоборот, опускаться ниже. Ориентиром является нижняя линия букв. При оценке признака следует также учитывать, что если конечные буквы имеют другой размер, то это может повлиять на впечатление об их расположении. Просто надо внимательнее посмотреть. Два значения признака:
   • конечные буквы поднимаются над строкой;
   • конечные буквы опускаются ниже строки.
   Рис. 2.40. Примеры признака «Расположение конечных букв»: а – конечные буквы ниже линии строки; б – конечные буквы выше линии строки

   Группа «Заглавные буквы»
   Написание заглавных букв часто является очень характерным. Именно в них часто выявляются ярко индивидуальные особенности почерка. Поэтому к признакам, относящимся к заглавным буквам, следует относиться с большим вниманием. С другой стороны, в современной жизни, когда меньше стало длинных текстов, заглавные буквы встречаются все реже.
   Форма заглавных букв. Как правило, в почерке доминирует одна форма заглавных букв. Но случается, что разные буквы написаны по-разному. Выявить определенные типы форм, как мы это делали для строчных букв, не удастся. Можно, разумеется, но они не несут в себе большого смысла. Нас интересует, как в целом написаны заглавные буквы. Соответственно рассмотрим только следующие значения (рис. 2.41):
   • простая форма (заглавные буквы имеют простую форму и пропорциональны по размеру и ширине) – по высоте включают верхнюю зону, т. е. приблизительно в два раза больше строчных, ширина их пропорциональна высоте, форма букв так или иначе близка печатной;
   • усложненная форма – она может даже выглядеть вычурной, пропорции теряются, могут появляться дополнительные штрихи и завитушки, иногда они закручиваются несколько раз (такая форма делает заглавные буквы несколько неестественными);
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация