А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Интенсивная подготовка менеджера" (страница 8)

   5. Потребности и активность поведения

   В психологии популярны различные теории, объясняющие потребности и мотивы побуждающие человека вести себя так или иначе. Что побуждает его добиваться чего-либо в жизни?
   Обычно, если спросить человека о мотивах того или иного поступка, ответ может быть вполне достоверным или надуманным. И это происходит не только из-за желания скрыть смысл собственного поведения. Чаще создаются версии, общепринятые в тех или иных социальных группах. Эти версии, как правило, имеют оправдательный характер, поднимающий значимость человека в глазах других людей. Другой причиной возможной «неискренности» является слабая осознаваемость человеком истинных потребностей и мотивов своего поведения. Например, потребность в безопасности настолько очевидна и постоянно проявляется у нормального человека, что он и не подумает говорить о ней. Так называемые «само собой разумеющиеся вещи» лежат на уровне бессознательного, и только опасность может заставить осознать их существование.
   А. Маслоу[20], известному американскому психологу, принадлежит интересная классификация потребностей. В ней, как в пирамиде, выстраиваются уровни потребностей, обеспечивающих не только биологическое существование человека, но и социальные «пружины» поведения.
   Автор теории самоактуализации А. Маслоу выделяет следующие виды потребностей:
   • физиологические потребности, обеспечивающие организменную целостность человека;
   • потребность в безопасности, как инстинкт самосохранения, обеспечивающий индивидуальное выживание человека;
   • потребность в принадлежности, как нужда быть членом какой-либо социальной группы;
   • потребность в уважении, как необходимость не только являться членом группы, но и быть принятым ею;
   • потребность в самоутверждении и самореализации, которая обеспечивает не только достойное место в иерархии отношений, но и актуализацию индивидуальных потенций человека.
   Физиологические потребности служат обеспечению биологического существования и целостности организма человека. Это потребности организма в пище, воде, тепле, сне и т. д., т. е. все те потребности, которые обеспечивают физическое равновесие организма и среды. Неудовлетворение этих очевидных нужд приводит к беспокойству и активизирует человека. Он начинает искать пути удовлетворения нужды.
   Чувствительность организма к удовлетворению потребности в воде, тепле, пище и сне различная. Неодинаковы и способы их удовлетворения. Если сон, как естественный способ восстановления нервно-энергетической системы, чаще зависит от самого человека и его темперамента, то потребность в пище зачастую требует дополнительной активности.
   Потребность во сне больше у меланхоликов, т. к. у них низкая работоспособность нервных клеток. Сангвиникам же требуется меньше времени сна для восстановления работоспособности.
   Различается потребность в пище у пикников[21] и астеников. Если пикникам, в силу интенсивности их обменных процессов, требуется частое употребление пищи, то астеники легче переносят состояние голода. Многое зависит и от рода труда, но в целом выносливость, при отсутствии пищи, больше у астеников. То же можно сказать и о потребности в воде. Пикники больше чувствительны к ее отсутствию, чем астеники. При нормальном же пищевом и водном обмене астеники, наоборот, более чувствительны к тепловому режиму, чем пикники.
   Потребность в движении занимает не первое место в иерархии физиологических потребностей, но для атлетического типа телосложения она более актуальна, чем для астеников и, тем более, для пикников. Так называемая гиподинамия больше влияет на самочувствие и, особенно, на настроение атлетиков. Пикники, как известно, даже предпочитают «обездвиженность», она для них более комфортна, чем активные мышечные нагрузки. Чувствительность к гиподинамии зависит от типа темперамента. Так, если флегматик (спокойный тип) комфортно чувствует себя в условиях гиподинамии, то для холерика (возбудимый, «безудержный» тип) ограничение пространства и отсутствие движений мучительны и противоестественны.
   Физиологические потребности имеют свою специфику, связанную с половыми различиями. Общепризнанна большая выносливость женщин. Отсутствие воды и пищи хуже переносят мужчины, поэтому их настроение так зависит от удовлетворенности потребности в пище. Недаром говорят: «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок». Эта поговорка отражает особенности обменных процессов у мужчин, тем более что среди них больше атлетиков, чем среди женщин, а атлетики обычно расходуют энергию, удовлетворяя потребность в движениях. Большая ориентированность мужчин на преобразование действительности, в том числе на созидание и разрушение, делает их более зависимыми от физиологических потребностей.
   Потребность в безопасности выражается в физиологической и психологической самозащите человека. Для сохранения здоровья и работоспособности человек старается избежать болезней и травм.
   Инстинкт самосохранения – это не только потребность любого нормального человека и животного быть живым и невредимым. Он вообще предполагает физическое и духовное благополучие каждого индивидуума. Именно сохранение благополучия, комфорта является основой для сохранения «наружного слоя» безопасности личности.
   Экстремальные ситуации, когда речь действительно идет о жизни и смерти, возникают не так часто. Но неосознанно человек старается постоянно держаться в «зоне безопасности» и без серьезной причины не уходит из «зоны благополучия». Исключение составляют отдельные люди, для которых риск – способ испытать себя, свои физические и духовные ресурсы в «зоне опасности». Обычно это мужчины, которые хотят доказать другим и самим себе, что они еще живые, сильные, волевые и т. д. Для этих испытаний существуют вполне цивилизованные формы и, прежде всего, различные виды спорта. Обычный же человек с нормальным инстинктом самосохранения старается лишний раз не рисковать своим здоровьем. И не только потому, что он сознательно стремится к благополучию, – инстинкт самосохранения останавливает его у черты, когда нет гарантий сохранения здоровья и даже жизни.
   Но все описанное выше – область индивидуальной жизни, где каждый теоретически вправе решать вопрос о своей судьбе. Однако человек, как известно, живет не в вакууме и не на необитаемом острове. Каждый индивидуум не настолько свободен, как ему это может казаться. Он всегда в большей или меньшей мере привязан к какой-либо группе: семье, родственникам, клану, мафии. Известно, что вторжение постороннего мобилизует любое сообщество людей (профессионалов, земляков и т. д.). Даже те члены сообщества, которые в обычных условиях выказывают недовольство внутренними недостатками, замолкают и начинают возмущаться «пришельцами».
   «Мы» и «Они» часто значительно сильнее индивидуального противопоставления «Я» и «Он». Инстинкт группового самосохранения в среднем сильнее, чем индивидуального. Эта неосознаваемая потребность настолько естественна и сильна, что практически 99 % всех членов сообщества выступают единым фронтом в защиту своей группы.
   Добираться до глубины осознания группового инстинкта самосохранения необязательно. Ему предшествует слабо осознаваемое чувство, что в сообществе не только легче выжить, но и проще обеспечить физическое и духовное благополучие.
   Это непреложный закон бытия любого сообщества людей и животных. Одиночное выживание в принципе возможно, но оно чаще всего бывает вынужденным и противоестественным. Быть принятым группой, а значит, «работать» на ее благополучие, а, следовательно, и свое – одна из самых естественных потребностей человека.
   Еще раз подчеркнем, что значительно большая часть явлений своего и тем более чужого поведения человеком не осознается. Особенно в том случае, когда факт касается его лично. Здесь включаются все мыслимые и немыслимые механизмы в психической защите «Я» и физической целостности организма.
   Житейски потребность в безопасности выражается как нужда в устойчивости, порядке, сохранении своей работы, места жительства и т. д. Типы личности (мыслитель, собеседник, практик) по-разному проявляют эту потребность.
   Для мыслителя безопасность лежит в сфере сохранения возможности думать, творить мыслительные конструкции. Все, что мешает этому, является угрозой безопасности «Я» мыслителя. В чрезвычайной ситуации мыслитель, одержимый идеей, может забыть о самосохранении и погибнуть.
   Для собеседника самосохранение больше всего связано с возможностью принадлежать группе, занимать в ней достойное место.
   Практик более парадоксален, чем собеседник и мыслитель. С одной стороны, он больше, чем они, любит рассуждать о порядке, стабильности, дисциплине, но, с другой стороны, это природный революционер и агрессор.
   Потребность в принадлежности к социальной группе. Человек испытывает потребность в дружеском общении с другими членами группы и стремится принадлежать определенной, значимой для него, группе. У взрослого человека может быть много групп принадлежности. В отличие от ребенка, который ограничен в выборе, взрослый стремится принадлежать к той группе, где он чувствует наибольшее идейное, коммуникативное, практическое благополучие. Малообщительные люди (чаще всего это мыслители) легко переносят одиночество, но как быть собеседнику, для которого смысл жизни в общении? Они вместе с практиками создают общества, ассоциации, партии и любые другие сообщества, которые помогают им удовлетворять потребность не только в принадлежности, но и в признании.
   Потребность быть принятым удовлетворяется у мыслителей через интеллектуальную деятельность, у собеседников – через эмоционально-коммуникативную, у практиков – через волевые, силовые действия. Интеллектуальная сфера менее очевидна, но здесь мыслителям достаются второстепенные роли. Коммуникативное и волевое, силовое преимущества собеседников и практиков «отодвигает» мыслителей на второй план и в этой, по сути принадлежащей им, сфере. Им чаще всего оставляют роль генераторов идей, а пользователями становятся практики и собеседники.
   Общительность собеседников и умение находить компромиссы дает им преимущество перед оторванными от жизни мыслителями. Мыслителям не хватает гибкости собеседников и напористости практиков. Физические достоинства практиков всегда очевидны, а очевидность проще, доступнее и поэтому более приемлема для большинства людей. По законам социальной жизни большинство всегда предпочтительнее. Вот большинство и решает все вопросы общественной и государственной жизни. Тем более что статистически атлетоидный, практический тип человека в среднем встречается в два раза чаще в любом сообществе, чем пикники-собеседники. А астеники-мыслители встречаются в два раза реже, чем пикники-собеседники.
   А если на поведение человека наложить тип темперамента, то картина «неравноправия» между мыслителями, собеседниками и практиками станет еще более очевидной. Физические и энергетические достоинства атлетиков-практиков проявятся в сообществах в полной мере. Маниакальность холериков, совпадающая с атлетоидно-практическим типом, может привести сообщество либо к революции, либо к войне с другими сообществами, особенно, если там такие же лидеры.
   Специальные эксперименты подтверждают жизненные наблюдения в том, что чисто физическую изоляцию человек переносит легче, чем социальную. Неприятие группой заставляет искать любые варианты сотрудничества – либо в самом коллективе, либо в других группах. Но что делать в том случае, когда группа находится в автономном режиме – экспедиция, экипаж судна, подводная лодка? Здесь все обостряется, и отверженность, изолированность начинают влиять, помимо психического, на соматическое, физическое здоровье.
   Потребность в уважении подразумевает нужду в самоуважении и признании со стороны других членов группы. Человек испытывает желание занять в группе достойное место, соответствующее его способностям, повысить свой статус.
   Обычно такая потребность реализуется через профессиональностатусный рост. Должности, звания, степени – вот социальные рычаги удовлетворения потребности в признании со стороны других людей. Карьеризм в нормальном (безоценочном) смысле слова обозначает это явление.
   Можно добиваться уважения и признания различными способами. Одни профессионально развиваются и становятся нужными другим людям, группе. Другие ищут неформального признания, чтобы стать нужными и полезными группе, например оказывая эмоциональную и практическую поддержку членам группы.
   Формальный или официальный статус автоматически привлекает внимание других людей. Когда человек добивается такого статуса, его «Я» невольно получает подкрепление, самооценка повышается и возникает эффект общего благополучия. Вот почему люди так тяжело расстаются с должностями, связанными с ними привилегиями и другими статусными признаниями различных сообществ.
   Известность, популярность, влиятельность – термины, обозначающие признание со стороны других. Известность и популярность делают человека влиятельным. Он, сам того не подозревая, становится авторитетом по всем вопросам, имея о некоторых из них лишь смутное представление. Но возникшее «право» быть судьей увлекает как лидера, так и его почитателей. Известность и популярность могут быть скандальными, но это сути не меняет, поскольку желание занять в иерархии социальных отношений «достойное» место удовлетворено. Вместе с лидером приподнимаются и его приверженцы, которым тоже достается часть признания.
   В политике, где власть помогает удовлетворять все потребности человека, наиболее ярко высвечиваются страсти и пороки, достоинства и ничтожества. И пока человек имеет власть над другими, его вольно или невольно возносят. Но стоит ему потерять власть, как бывшие приверженцы готовы втоптать его в грязь, ведь и они утратили свою влиятельность.
   В литературе хорошо известен «комплекс Наполеона». Он чаще бывает у мужчин, хотя и женщины не являются исключением. Люди невысокого роста в обычных неформальных условиях с большим трудом, чем высокорослые, завоевывают признание. Женщины, за редким исключением, любят крупных мужчин. И малорослым остается ждать своего часа, когда, благодаря своим стараниям, они получат какую-либо власть и покажут себя в полной мере.
   Суть «комплекса Наполеона» отражена в следующей истории. Однажды на острове Святой Елены Наполеону надо было достать что-то с высокого шкафа, и адъютант предложил: «Давайте я достану, я же выше вас». «Ты не выше меня, – ответил Бонапарт, – а всего лишь длиннее».
   Высокорослые также имеют свой комплекс. В силу своих физических данных они переоценивают себя и в других сферах, а это может оборачиваться против них. Людям среднего роста проще всего, поскольку их большинство, и они спокойнее относятся к власти.
   Мало кто публично признается, что ему нужна власть – это не принято в обществе. Публичность всегда требует полного осознания лидером своих потребностей. Но и в этом случае лидеры выносят свою потребность за пределы своего «Я». Лидеры постоянно и неосознанно используют разнообразные демагогические аргументы для того, чтобы удерживать популярность и власть на достаточном уровне.
   Приведу небольшой перечень демагогических аргументов, которые нельзя назвать корректными.
   • Аргумент недоказанности. Сопровождается оборотами типа «всем известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать». Слушателю остается упрекнуть себя за незнание того, что давно и всем известно.
   • Аргумент к публике. Опирается на мнения, чувства и настроения присутствующих или таких же, но отсутствующих, людей.
   • Аргумент к личности. Содержит приписывание противнику реальных или мнимых недостатков, которые делают его несостоятельным или смешным. В публичных местах таким образом завоевывается популярность. Мыслителя можно обвинить в нелогичности, собеседника – в нечувствительности к мнению народа, практика – в непоследовательности и отсутствии упорства в достижении цели.
   • Аргумент к массам. Отражает попытку взволновать широкий круг людей, используя групповой эгоизм, национальные, расовые предрассудки, лживые обещания.
   • Аргумент к тщеславию. Сопровождается похвалой противнику для усыпления его бдительности.
   • Аргумент к авторитетам. Опирается на имена почитаемых публикой авторитетов, цитат тех, с кем противник не осмелится спорить по интеллектуальным и нравственным соображениям.
   • Аргумент к силе. Предупреждает о возможных репрессивных последствиях для противника.
   • Аргумент к невежеству. Создает ощущение «высокой планки» для интеллекта противника с помощью иностранных слов и выражений.
   • Аргумент к жалости. Создает образ, возбуждающий сочувствие, жалость (болезнь, бедность, незащищенность и т. д.). Используется, когда другие аргументы не действуют.
   Потребность в самоутверждении и самореализации (самоактуализации) – это желание полностью проявить свои физические и психические возможности, стремление быть самим собой, потребность в творчестве. Потребность в самоактуализации в норме возникает на фоне удовлетворения физиологических потребностей, а также потребностей в самосохранении, принадлежности, уважении. Принятие сообществом происходит как раз тогда, когда индивидуум включен в процесс социальной жизни. Наиболее очевидно удовлетворение потребности в самоактуалиации при включении человека в лидерские структуры власти. Другая возможность самоактуализации появляется, если индивидуум вносит в сообщество материальный или идеальный продукт. Тогда он оказывается нужным сообществу, и это еще больше стимулирует самоутверждение личности. Наконец, возможность полностью раскрыть себя и быть самим собой – высшая стадия развития личности.
   Смысл жизни как раз и состоит в полном самораскрытии своих потенциалов – интеллектуальных, эмоционально-коммуникативных и регулятивно-волевых или практических. «Абстрактного смысла жизни не существует, – утверждает В. Франкл[22], – у каждого свое призвание и миссия в жизни». Действительно, жизнь конкретного человека неповторима, она у него единственная. Между тем существует определенная типичность и даже общность смыслов жизни. И если для мыслителя смысл жизни заключается в интеллектуальном творчестве, для собеседника – в общении с другими людьми, то для практика только возможность внешнего действия составляет смысл жизни. В идеале удовлетворение всех потребностей обеспечивает смысл жизни вообще и индивидуальное счастье.
   Знания об основных потребностях человека и мотивах его поступков и деятельности необходимы менеджеру в его практике управления людьми. Но знания нужны не сами по себе, необходимо уметь ими пользоваться.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 [8] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация