А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Интенсивная подготовка менеджера" (страница 25)

   9. Социально-психологический тренинг «Язык жестов»

   Для анализа неречевого поведения рекомендуется использовать упражнение «Неречевое общение» с пояснениями ведущего. Для пояснений можно использовать информацию, представленную далее.
   Мини-лекция. Люди могут обмениваться различными типами информации, в том числе и на уровне неречевого (невербального) общения. В этом процессе большую роль играют эмоции, манеры партнеров, их жесты. Случается, что сообщение воспринимается неверно по той причине, что оно сопровождается противоречивыми жестами. Каждый жест как слово в языке. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию человека в процессе общения. Жесты помогают понять, как воспринимается то или иное сообщение, – одобрительно или враждебно, открыты слушатели или замкнуты, скучают или внимательны. С помощью бессловесной обратной связи можно понять, что и как нужно изменить в своем поведении, чтобы достичь нужного результата.
   Ниже приводится интерпретация различных жестов и других невербальных сигналов, которые разделены на группы в соответствии с тем, что они обозначают.
   Открытость. Руки, раскрытые ладонями вверх, – жест искренности и открытости. Этот жест может сопровождаться прикладыванием ладоней к груди или пожиманием плечами. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки и, наоборот, когда они чувствуют свою вину, то прячут руки либо в карманы, либо за спину. Расстегивание пиджака – знак открытости и дружеского расположения. Например, об успешности деловых переговоров свидетельствуют следующие невербальные сигналы: люди расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от собеседника.
   Защита (оборонительность). К этой группе относятся жесты, которыми люди реагируют на возможные конфликтные ситуации. Так, руки, скрещенные на груди, сигнализируют о том, что собеседник принял защитную позицию. Поэтому, если вы видите такой жест, необходимо пересмотреть свою линию поведения, т. к. партнер начинает уходить от обсуждения.
   Оценка. Эти жесты имеют отношение к задушевности и мечтательности. Рука у щеки (опора щекой на руку) говорит о том, что человек глубоко погружен в раздумья. Рука поднесена к лицу, подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы располагаются ниже рта – жест критической оценки. Он означает, что человек скептически относится к происходящему в данный момент (позиция «подождем – увидим»). Наклоненная голова – жест заинтересованности, внимания. Если оратор знает этот жест, он может оценить степень заинтересованности слушателей в его информации. Почесывание подбородка означает, что человек принимает важное решение (позиция «хорошо, давайте подумаем»). Жесты с очками (протирание стекол, покусывание дужки очков и т. д.) имеют место в случаях, когда собеседник хочет получить время для обдумывания перед тем, как сказать решительное «нет!», требует пояснений или ставит вопрос («пауза для размышлений»). Расхаживание означает, что человек решает сложную проблему. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, не стоит заговаривать, – это может нарушить ход его мысли и помешать соглашению, если ставится такая цель. Пощипывание переносицы (обычно сочетается с закрытыми глазами) говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.
   Подозрение и скрытность. В эту группу входят следующие жесты и позы. Рука прикрывает рот перед или во время высказывания – человек хочет скрыть свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону означает позицию недоверия. Ноги (или все тело) обращены к выходу – человек хочет закончить встречу, беседу или то, что происходит. Если большинство слушателей в аудитории или на совещании принимают данную позу, это значит, что необходимо завершить мероприятие или предложить нечто новое в происходящем. Потягивание или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) – знак сомнения. Этот жест часто используют, когда не знают, как подойти к предмету, или не уверены в адекватной реакции слушателей.
   Отношения «лидер – ведомый» (или «руководитель – подчиненный»). Жесты, выражающие доминантность/подчиненность, проявляются в следующем. Когда человек крепко пожимает руку партнера и поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх ладони партнера, он пытается выразить некоторое физическое превосходство. Когда человек протягивает руку для приветствия ладонью вверх, он демонстрирует готовность принять подчиненную роль. Когда человек стоит рядом с сидящим, нависая над ним, это заставляет сидящих чувствовать себя незащищенными и воспринимается ими как превосходство стоящего. Поэтому не следует подходить к сидящим подчиненным вплотную – это угнетает и нервирует их. Когда рука человека при разговоре небрежно заложена в карман пиджака или брюк, при этом большой палец выглядывает наружу, это означает превосходство над другими.

   Искусством полного понимания бессловесных сообщений можно овладеть в процессе обучения и постоянных тренировок, в том числе у зеркала. В жестах, мимике, позе, характере речи проявляются темперамент (холерический, сангвинический, флегматичный, меланхоличный), тип личности (мыслитель, собеседник, практик), интеллигентность (уважение к другому человеку, деликатность в темах общения), интеллектуальная гибкость (ригидность).
   Упражнение «Зеркало». Ежедневно старайтесь понаблюдать за собой перед зеркалом, желательно – достаточно большим. Если вы можете себе позволить снять себя на видео в процессе общения – это даст вам хороший материал для самоанализа. При этом многим знаком «эффект витрины», когда, увидев свое отражение, человек моментально «регулирует» себя: меняет осанку, выражение лица, втягивает живот и т. п. Эксперимент будет чистым, если вы позволите себе на время просто забыть о видеокамере или зеркале (тогда лучше использовать трельяж, т. к. контролировать отражение сразу в трех зеркалах труднее, чем в одном).
   Для создания желаемого образа следует ежедневно уделять не менее 10 мин сознательному «чтению» жестов, мимики, позы других людей. В этих целях могут использоваться общественные и личные встречи, а также телевидение.
   Упражнение «Неречевое общение». Попробуйте понять, что происходит на экране телевизора, следя только за изображением. Каждые 5 мин включайте звук, чтобы сравнить речевое сообщение и прочитанные вами жесты.
   Данное упражнение можно предложить участникам выполнить дома. Значение этого упражнения, прежде всего в том, что его можно использовать для анализа поведения участников дискуссий, ролевых и деловых игр.
   Для документирования фактов поведения лучше применять видеозапись, тогда никто не будет отрицать особенностей своего собственного неречевого поведения.
   Участникам можно также предложить найти ответы на следующие вопросы. Кто ведет себя как мыслитель, а кто как собеседник или практик? Насколько эти типы равномерно представлены в командах, и в какой мере это влияет на результаты работы? Кто ведет себя как лидер и почему? Кто проявляет холерический, сангвинический, флегматичный или меланхоличный темперамент? Можно записать на доске имена самых активных участников, их типы темперамента и типы личности.
   Все это поможет участникам тренинга закрепить полученные знания по психологии человека.

   10. Ролевая игра «Рукопожатие – визитка менеджера»

   Руководитель иногда отмечает особенности рукопожатия того или иного человека, но не более того. Между тем тонкий знаток человеческих душ, каковым в идеале должен быть руководитель, заметит оттенок рукопожатия: доброжелательное, вынужденное, открытое (закрытое), теплое (холодное), высокомерное (зависимое).
   Конечно, при рукопожатии имеет значение не только сжимание рук, но и расстояние (близкое или дальнее), особенности внимания, взгляда и мимики.
   Выделяется три типа рукопожатия (общую информацию см. в главе 4):
   • X – рука дается твердо, но при этом ласково, галантно, «подходит» другой руке;
   • Y – рука дается твердо, но в рукопожатии есть что-то застывшее, другое лицо вынуждено приспосабливать свою руку, если не желает ощущать в пальцах кусок дерева;
   • Z – рука не просто дается, но берется рука другого человека, как своя собственность, и чтобы освободиться, приходится выдергивать руку.
   Психологическое содержание этих трех типов рукопожатия следующее:
   • X – человек тверд, знает, чего хочет, но может приспособиться к другим людям и ситуации;
   • Y – тверд, знает, чего хочет, но требует приспособления других людей;
   • Z – тверд, знает, чего хочет, хочет многого и своего никогда не упустит.
   Все эти вариации рукопожатий могут зависеть от ситуаций отношений: «хозяин – гость», «начальник – подчиненный», «равноправные партнеры» и т. д.
   Процедура игры. Группа встает в круг, и ведущий предлагает участникам поздороваться друг с другом (по парам) и оценить особенности своих ощущений.
   Игра представляет интерес для участников своей необычностью, и все охотно включаются в игру. Затем участники рассказывают о своих ощущениях. По завершении самоотчетов все рукопожатия классифицируются. Можно предложить участникам определить по рукопожатию темперамент партнера, тип личности и другие характеристики.

   11. Ролевая игра «Имидж менеджера»

   Имидж складывается из того, что и как говорит человек, – это содержательная сторона представления о личности, которую образно можно охарактеризовать выражением «провожают по уму». Есть еще одна сторона, к которой можно отнести слова «встречают по одежке». В реальной жизни все связано, и люди, как правило, ищут недостатки в любом руководителе.
   В целом большинство людей ценят в своих руководителях обаяние (мужскую и женскую привлекательность), компетентность (профессионализм), эрудицию (способность вызвать неподдельный интерес у любого слушателя).
   Сущностью имиджа является подача себя окружающим в лучшем свете. «Встреча по одежке» подразумевает внешнее впечатление, которое складывается из ряда деталей, – выражение лица, движения рук (жестикуляция), положение тела стоя и сидя, походка, прикосновение (в том числе рукопожатие), взгляд (привлекающий или отталкивающий, безразличный), интонация и ритм голоса, одежда и косметика.
   При этом необходимо иметь в виду следующее:
   • мимика передает состояние человека (радость, грусть, спокойствие, уверенность/неуверенность);
   • жесты (движения рук) свидетельствуют об интенсивности переживаний, желании показать и продемонстрировать мысль;
   • взгляд говорит о характере контакта (открытость/закрытость, близость/дальность, внимательность/невнимательность к собеседнику);
   • поза обнаруживает отношение человека к человеку (уважение/пренебрежение, искусственное/искреннее, открытое/закрытое).
   Характер интерпретаций связан с ведущей деятельностью оценивающего: у руководителей-производственников ведущей объяснительной схемой выступают интеллектуально-волевые качества, действия человека; у руководителей-общественников – эмоционально-личностные качества личности; у учащихся и студентов – эмоциональные качества, отношения и статус человека.
   Процедура игры. Одному из участников ведущий предлагает выйти из комнаты вместе с ним и дает ему инструкцию поведения в роли директора. Затем «директора» приглашают в группу «работников», которые устроили «бунт». Задача «директора» – склонить участников «бунта» к положительному решению конфликта.
   Инструкция участникам. Тем, кто выступает в роли «бунтовщиков», в отсутствие «директора» дается следующая инструкция: «Вы недовольны своими непосредственными руководителями (топ-менеджерами), условиями оплаты труда и т. д. Вы должны сделать все, чтобы „директор“ ушел ни с чем.
   Ведется видеозапись игры. Ведущий, пользуясь некорректными приемами, провоцирует обе стороны. Поведение конфликтующих сторон проявит соответствующие качества всех участников.
   Когда все или некоторые слушатели из большинства по очереди выступят в роли директора, предлагается просмотреть видеозапись. После просмотра каждого отдельного сюжета должно состояться коллективное обсуждение «имиджа менеджера» по форме и содержанию. «Директор» рассказывает, что ему удалось, а что нет и почему, а слушатели дополняют его рассказ.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [25] 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация