А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Интенсивная подготовка менеджера" (страница 20)

   Глава 5
   Интенсивная подготовка менеджера

   1. Общее понятие об интенсивном обучении

   Интенсивные технологии обучения позволяют соединить усилия психологов и педагогов в обучении менеджеров-предпринимателей.
   В психолого-педагогической подготовке можно выделить как традиционные методы обучения, так и радикальные. К первым относятся беседы, семинары, лекции, домашние задания и т. д.; ко вторым – современные технологии обучения, социальнопсихологические тренинги (СПТ), ролевые и деловые игры (РДИ).
   Психолого-педагогическая технология интенсивной подготовки предполагает следующие качественные изменения у обучающихся:
   • резкое количественное увеличение объема знаний;
   • критическое осмысление имеющихся знаний;
   • «инвентаризацию» знаний, в том числе избавление от «информационного балласта».
   Практика активной подготовки показывает, что традиционные методы, такие как лекции, ориентированы на долговременную память. Они дают обучающимся информацию по тому или иному предмету и теме.
   Радикальные методы, в том числе социально-психологические тренинги (СПТ), ролевые и деловые игры, ориентированы на оперативную кратковременную память. Сам радикальный процесс подготовки производит «инвентаризацию» знаний, накопленных к моменту интенсивного обучения в группах.
   Традиционная форма подготовки дает знания; радикальная – навыки.
   Знания больше нужны для самого процесса обучения, а навыки – непосредственно для работы с людьми. Знания полезны больше для исследований (теоретического и экспериментального творчества), навыки – для практического решения задач менеджмента.
   В деловых играх важно разделить группу и предоставить участникам возможность решать какое-либо противоречие. Своеобразным катализатором может быть любой опросник, анкета, тест. Важно, чтобы они делили всех на два лагеря по какому-либо признаку, например: мужчины и женщины, общительные и замкнутые, государственники и частники, «жаворонки» и «совы». Список дихотомий неисчислим и зависит от фантазии игротехника, психотренера и инструментальных возможностей конкретной игровой ситуации.
   Содержание работы ведущего тренинга (для группы из 1521 человек желательно иметь двух помощников). Основная задача: организация, методическое обеспечение и проведение тренинга (игры) на высоком профессиональном уровне, способном удовлетворить участников. Группа должна постоянно находиться в хорошем рабочем тонусе и не отвлекаться от программы.
   Тренинг складывается из трех этапов:
   1. Подготовка тренинга (разработка программы, в том числе определение тем, их последовательности, времени проведения, роли помощников).
   2. Проведение тренинга (собственно тренинг с высоким мотивационным тонусом всех участников).
   3. Подведение итогов тренинга (каждый участник рассказывает о своих ощущениях, делится опытом участия в игре).
   Каждый этап включает в себя несколько элементов.

   Подготовка тренинга:
   1. Разработка сценария.
   2. Знакомство с участниками:
   • изучение документов и характеристик;
   • собеседование с участниками, в том числе выявление их ожиданий и желаний.
   3. Материально-техническое обеспечение:
   • аудиовизуальные средства;
   • благоустроенное для работы помещение;
   • необходимые атрибуты тренинга (раздаточный материал, тесты, плакаты, таблички, доска, мел и т. д.).

   Проведение тренинга:
   1. Организация нормального тренингового процесса.
   2. Активное вмешательство в тренинг в случае спада активности и настроения у участников (можно использовать арсенал приемов «искусства спора», который предлагается далее в тренинге «Искусство спора»).

   Подведение итогов тренинга:
   1. Оценка тренинга самими участниками.
   2. Оценка тренинга ведущим:
   • сопоставление поставленных в ходе тренинга целей и полученных результатов;
   • оценка роли участников тренинга;
   • анализ тренинга на основе просмотра видеозаписи;
   • анализ тренинга на основе проведенного среди участников анкетирования.

   Одной из основных задач групповой интенсивной подготовки является определение степени антропоцентричности и задачецентричности игровых ситуаций и готовности групп к процессу обучения.
   Социально-психологический тренинг всегда более антропоцентричен, чем деловая игра, он позволяет лучше раскрыться участникам обучения.
   Деловая игра требует большей задачецентричности поведения тренера и группы. Профессиональная компетенция здесь более важна, нежели нравственно-психологические качества участников.
   Ролевая игра занимает как бы промежуточное положение между социально-психологическим тренингом, с его антропоцентричностью, и задачецентричной деловой игрой, где важна профессиональная компетентность.
   В социально-психологическом тренинге внимание тренера больше ориентировано на внутренний мир участников, их индивидуальные мысли и чувства. В деловых играх – на процесс и результаты решения профессиональных задач. Занятия ведутся более жестко, оценки результатов деятельности публичны и выполняют стимулирующую роль.
   Ролевая игра вносит элементы большей свободы поведения, хотя они и ограничены рамками профессиональной деятельности. В ролевой игре больше внимания уделяется форме функционального поведения, чем содержательной стороне профессиональной деятельности. В деловой игре, за счет особого внимания к качеству профессионально важных идей, мыслей, предложений, участники серьезнее ориентированы на конечный результат групповой интенсивной подготовки.

   2. Стили поведения ведущего/тренера

   Стили поведения предподавателя-тренера соответствуют стилям руководства в теории ситуативного управления (см. главу 3).
   Приказывающий – стиль управления с высокой задачецентричностью и низкой антропоцентричностью. Этому стилю управления группой свойственна односторонняя коммуникация. Ведущий ставит перед участниками групповой интенсивной подготовки конкретные задачи и говорит им, что, как и где должно ими выполняться.
   Продающий – стиль с высокой задачецентричностью и высокой антропоцентричностью. Тренер вырабатывает большинство текущих учебных задач и стремится путем двухсторонней связи и социально-эмоциональной поддержки вынудить участников психологически «закупить» решения, необходимые учебному процессу.
   Участвующий – стиль с высокой антропоцентричностью и низкой задачецентричностью. Тренер и участники совместно работают над учебной задачей, вырабатывают новые цели и программу подготовки заданий.
   Делегирующий – стиль, предполагающий готовность и способность группы к самостоятельной работе. Участники способны самостоятельно решать учебные задачи. Они вполне готовы к ответственному поведению, т. к. опыт групповой интенсивной подготовки у них уже есть. Группы выявили лидеров и ведомых, произошла специализация участников, например генераторы идей, критиков, практики-разработчики, эмоциональные генераторы и т. д.
   Некоторые общие положения, о которых должен постоянно помнить ведущий:
   • в процессе тренинга должна быть, как выразился один специалист, «встряска мозгов» (ломка стереотипов, высокая мотивация участия в игре);
   • необходимы удачные названия тренинга и игр. Например: «Рукопожатие – визитка менеджера», «Язык жестов» и т. д.;
   • в тренинге должны быть «подвох», сюрприз, необычный поворот, постоянное ожидание чего-то нового и необычного, с чем участники не сталкиваются в обычной жизни.

   3. Содержание программы «Интенсивная подготовка менеджера»

   Вся программа состоит из трех блоков.
   Первый блок: «Кто я? Я личность». Темы этого блока – «Кто я?» и «Кто есть кто». Блок обеспечивается группой тренингов, позволяющих обучающимся познать себя, собственное «Я», и проникнуть в такие глубины собственной личности, о которых они имели самое смутное представление. Тренинги «Кто я?» и «Кто есть кто» позволяют участникам раскрыться и уменьшить силу влияния прежних стереотипов (установок), которые мешают их естественному поведению.
   В первые часы работы должно произойти «полное оттаивание», раскрепощение участников, что значительно зависит от данного блока занятий и поведения ведущего. Он максимально должен расположить к себе и к программе всех участников. Тренинги первого блока «заряжают» и «заражают» участников, и реально или мысленно они проходят через весь курс обучения. Они позволяют участникам увидеть огромную разницу в представлении о себе в начале и в конце учебы, и это помогает им скорректировать личностные недостатки, которые мешают эффективному общению.
   Второй блок: «Я профессионал!». Основная задача социальнопсихологических тренингов, деловых и ролевых игр этого блока заключается в формировании определенных умений и навыков, необходимых обучающимся в менеджерской деятельности. Привязанность данных качеств к профессиональной деятельности достигается тем, что слушатели сами во время «мозгового штурма» воспроизводят «модель идеального руководителя», а затем, в процессе других тренингов, ролевых и деловых игр-дискуссий, более детально отрабатывают отдельные характеристики собственной модели руководителя, в том числе навыки поведения.
   Третий блок: «Я и команда». Назначение социально-психологических тренингов, деловых и ролевых игр этого блока – выработать умения и навыки группового взаимодействия, налаживания межличностных контактов, отработки технологии управления групповыми процессами, в том числе сплочения группы, сглаживания конфликтов, возникающих в ходе выполнения групповых заданий, а также стимулировать участников к активной работе, используя приемы «искусства спора».
   План однодневной интенсивной психолого-педагогической подготовки предложен далее, но следует отметить, что продолжительность занятий может удлиняться на два-три дня за счет включения игр типа «Имидж менеджера», «Мозговой штурм» и т. д. После соответствующей тренировки можно предложить деловую игру «Оптимист или пессимист» (дискуссия по образцу деловой игры «Жесткий или мягкий руководитель»).
   Ролевая игра может быть организована по схеме «учащиеся – экзаменаторы – экспертная комиссия», основываясь на какой-либо теме. Сценарий ролевой игры следующий. Вся учебная группа разбивается на группу учащихся, группу экзаменаторов и группу экспертов. Если учебная группа не меньше 18 человек, то образуются две тематические команды: 9 человек работают, например, по теме «Есть ли у вас своя линия?», другие 9 человек – по теме «Вы и ваша карьера». Каждая команда разбивается еще на три по три игрока в каждой: «учащиеся», «экзаменаторы», «комиссия экспертов».
   Тройки рассаживаются так, чтобы всем было удобно общаться между собой и между группами. Задача «экзаменаторов» – точно передать задание, задача «учащихся» – быстро его записать и дать ответ на поставленный вопрос.
   «Экзаменаторы» совместно оценивают ответ. За каждый ответ выставляется оценка по пятибалльной шкале. Задача «экспертов», имеющих на руках варианты ответов, решений, действий, – молча оценивать «учащихся» и «экзаменаторов».
   После завершения всей серии вопросов и ответов по теме комиссия экспертов оценивает отдельно «учащихся» и «экзаменаторов» и объявляет победителя.
   Затем ведущий дает другую тему, группы меняются ролями: «эксперты» становятся «учащимися», «учащиеся» – «экспертами», «экзаменаторы» остаются в своей прежней роли до следующей темы. И так по кругу все группы играют роли учащихся, экзаменаторов и экспертов.
   Групповая форма работы при хорошей организации стимулирует участников и дает возможность быстро и живо отработать любые темы, предлагаемые в этой книге или выбранные тренером-руководителем самостоятельно.
   План работы (для одного дня) по интенсивной психологопедагогической подготовке менеджеров.
   9.00–9.50. Социально-психологический тренинг (СПТ) «Кто я?».
   9.50–10.40. СПТ (тестирование) «Кто есть кто».
   10.40–10.50. Перерыв.
   10.50–12.00. СПТ (тестирование) «Кто есть кто».
   12.00–13.00. Занятия по темам «Искусство спора», «Язык жестов», «Рукопожатие – визитка менеджера» (20 мин).
   13.00–13.30. Обед.
   13.30–14.20. Ролевая игра «Имидж менеджера».
   14.20–14.30. Перерыв.
   14.30–15.20. Деловые игры «Мозговой штурм», «Образ идеального руководителя».
   15.20–15.30. Перерыв.
   15.30–16.20. Деловая игра «Жесткий или мягкий руководитель».
   16.20–16.30. Перерыв.
   16.30–18.20. Продолжение деловой игры «Жесткий или мягкий руководитель».
   18.20–19.30. Подведение общих итогов учебы.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация